Дело № 12-767/2021
№
РЕШЕНИЕ
22 декабря 2021 года Санкт-Петербург
Судья Петроградского районного суда Санкт-Петербурга Медведева Е.В.,
с участием защитника по доверенности <ФИО>4,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по жалобе защитника по доверенности <ФИО>4 на постановление по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица
Общества с ограниченной ответственностью «Потенциал», ИНН 7804536186, ОГРН 1147847233270, юридический адрес: 197022, г. Санкт-Петербург, пр. Медиков, д. 5, лит. В, пом. 7Н, оф. 237, привлеченного к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении № от 16.08.2021 года государственного инспектора труда <ФИО>2 ООО «Потенциал» привлечено к ответственности по ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 53000 рублей.
При этом установлено, что в 10 час. 00 мин. 05.08.2021 года выявлено, что 14.11.2019 года с <ФИО>3, работником ООО «Потенциал», располагающегося по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Медиков, д. 5, лит. В, пом. 7Н, оф. 237, произошёл легкий несчастный случай, который расследован и оформлен актом по форме Н-1. Вместе с тем, в нарушение ст.212 и п.36 Приложения №2 к Постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 24.10.2002 г. №73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» до настоящего времени в Государственную инспекцию труда Санкт-Петербурга сообщение о последствиях легкого несчастного случая на производстве и принятых мерах в его отношении не поступило.
На указанное постановление защитником по доверенности <ФИО>4 подана жалоба, в которой он просит постановление признать незаконным и отменить, производство по делу прекратить. При этом указывает, что в нарушение требований ст.28.7 КоАП РФ не было вынесено определение о возбуждении дела и производстве административного расследования. Доказательства совершения правонарушения не собраны и в материалах дела отсутствуют. В том числе не подтверждаются доказательствами указанные в постановлении дата и время правонарушения. В протоколе об административном правонарушении отсутствует описание события правонарушения. Сообщение о последствиях несчастного случае на производстве и принятых мерах по форме №8 направлено в ГИТ 11.08.2021 года, что подтверждается сведениями о движении почтовой корреспонденции с идентификатором № и описью вложения. Таким образом, отсутствует событие правонарушения.
В судебное заседание законный представитель ООО «Потенциал» не явился, направив защитника, в связи с чем суд рассматривает дело в его отсутствии.
Защитник <ФИО>4 доводы жалобы поддержал в полном объеме, по изложенным в ней основаниям, указав, кроме того, что в случае установления состава административного правонарушения имеются основания для применения положений ст.2.9. КоАП РФ, так как обязанность по направлению сведений была исполнена до составления протокола об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела и доводы жалобы, заслушав защитника, суд приходит к следующим выводам.
В ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.30.6 КоАП РФ на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 1 ст.5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
В силу положений абз.4 ст.230.1 ТК РФ по окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель (его представитель) обязан направить в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях - в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, сообщение по установленной форме о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве.
В силу п.36 Приложения №2 к Постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 24.10.2002 г. №73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» по окончании временной нетрудоспособности пострадавшего (по несчастным случаям со смертельным исходом - в течение месяца по завершении расследования) работодатель (его представитель) направляет в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях - в соответствующий территориальный орган федерального надзора сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах по форме 8, предусмотренной приложением N 1 к настоящему Постановлению. О страховых случаях указанное сообщение направляется также в исполнительные органы страховщика (по месту регистрации страхователя).
Таким образом, из указанных норм закона следует, что сообщение в государственную инспекцию труда о несчастных случаях с работниками на производстве, за исключение смертельных случае, направляет по окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего в соответствующей форме, после получения всех сведений, необходимых для оформления такого сообщения.
При таких обстоятельствах, нарушение указанных требований, будучи ограниченным сроком наступления определенных обстоятельств, длящимся не является. Срок, в течение которого после истечения периода нетрудоспособности работника должно быть направлено сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах по форме 8, в вышеприведенных нормативных актах не установлен.
Вместе с тем, исходя из норм, регулирующих порядок сообщения о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах, следует, что при несчастном случае с наиболее тяжкими последствиями в виде смертельного исхода, законодателем установлен месячный срок со дня завершения расследования для предоставления таких сведений. С учетом требования данной нормы, суд приходит к выводу, что, исходя из общего смысла указанных требований, следует считать, что срок направления сообщения о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах во всех остальных случаях должен составлять также один месяц с момента окончания временной нетрудоспособности пострадавшего.
Из сообщения о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах, поступившего в ГИТ 17.08.2021 года следует, что легкий несчастный случай на производстве года с работником <ФИО>3 (уборщиком помещений № АУП <адрес>) произошёл 14.11.2019 года, оформлен актом о несчастном случае на производстве №5, утвержденным региональным управляющим <ФИО>5, работник был освобождён от работы по временной нетрудоспособности на период с 14.11.2019 года по 27.03.2020 года, работник выздоровел. Проведен внеплановый инструктаж с работниками АУП <адрес>.
В Фонд социального страхования для производства выплат пострадавшей соответствующие документы переданы 15.07.2020 года согласно расписке-уведомлению.
Сообщение о последствиях несчастного случая в ГИТ направлено 11.08.2021 года.
Каких-либо сведений, которые препятствовали направлению указанного сообщения в государственную инспекцию труда в период с 28.03.2020 года по 11.08.2021 года, суду не представлено и защитником в судебном заседания не сообщено, в связи с чем суд приходит к выводу, что событие административного правонарушения установлено правильно.
При этом, производство административного расследования в данном случае не являлось обязательным по смыслу ст.28.7 КоАП РФ, поскольку необходимости в осуществлении экспертизы или иных процессуальных действия, требующие значительных временных затрат, по настоящему делу не было, в связи с чем существенных нарушений процессуальных требований в указанной части вопреки доводам жалобы судом не установлено. Само себе упоминание в постановлении такого расследования нарушением не является и расценивается как техническая ошибка.
Вместе с тем, несмотря на наличие признаков административного правонарушения в действиях юридического лица, суд учитывает, что срок исполнения требований о направлении сообщения в государственную инспекцию труда о несчастных случаях с работниками на производстве наступил не позднее 28.04.2020 года, в связи с чем, с этого момента должен исчисляться срок давности привлечения к ответственности, который согласно положениям ст.4.5 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства составляет 1 год.
При таких обстоятельствах, срок давности привлечения ООО «Потенциал» к административной ответственности истекал 28.04.2021 года.
Постановление по делу об административном правонарушении № главного государственного инспектора <ФИО>2 вынесено 16.08.2021 года, то есть после истечения срока давности привлечения юридического лица к административной ответственности, в связи с чем, на основании положений п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении № от 16.08.2021 года главного государственного инспектора <ФИО>2 о признании ООО «Потенциал» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ – отменить, производство по делу прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, жалобу защитника – удовлетворить частично.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: Е.В. Медведева