Дело№ 10-5251/2018 Судья Черногорлов В.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 29 октября 2018 года
Челябинский областной суд в составе: председательствующего - судьи Нихороших Н.В.
при секретаре Орловой Е.С.,
с участием прокурора Дычко Е.Я.,
защитника-адвоката Ворониной СИ.
рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционной жалобе осужденного Никифорова Д.А. на приговор Златоустовского городского суда Челябинской области от 30 августа 2018 года, которым
НИКИФОРОВ Дмитрий Александрович, родившийся ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес>, не-судимый,
осужден по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ (два преступления) к лишению свободы на срок 4 месяца за каждое; в соответствие с ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
Мера пресечения в отношении Никифорова Д.А. в виде заключения под стражу оставлена без изменения, до вступления приговора в законную силу.
Срок отбывания наказания Никифорову Д.А. постановлено исчислять с 30 августа 2018 года, с зачетом времени содержания под стражей с 27 июля 2018 года по день вступления приговора в законную силу из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима с учетом положений, предусмотренных ч. 3.3 ст. 72 УК РФ.
Приговором удовлетворен гражданский иск потерпевшей. Постановлено о взыскании с осужденного Никифорова Д.А. в пользу потерпевшей ФИО9
ФИО9 56 900 рублей в счет возмещения имущественного вреда, причиненного преступлением.
Приговором разрешен вопрос относительно вещественных доказательств.
Заслушав выступления защитника-адвоката Ворониной СИ., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Дычко Е.Я., предложившей приговор оставить без изменения, суд апелляционной инстанции
установил:
Никифоров Д.А. признан виновным:
- в тайном хищении имущества ФИО10 с причинением значительного ущерба гражданину в размере 22 ООО рублей, совершенном с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ;
- в тайном хищении имущества ФИО11 с причинением значительного ущерба гражданину в размере 34 900 рублей, совершенном с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
Преступления совершены в <адрес> при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В апелляционной жалобе осужденный Никифоров Д.А., не оспаривая виновность, квалификацию содеянного, а также вид и размер наказания, находит приговор незаконным и необоснованным в части удовлетворения гражданского иска потерпевшей в полном объеме. Считает, что сумма материального ущерба является завышенной, при этом ссылается на состояние и срок эксплуатации похищенной им бытовой техники, которая на момент совершения преступлений новой не являлась. Кроме того, сообщает, что предпринял меры к возмещению материального ущерба, путем передачи принадлежащей ему на праве собственности доли в квартире, где проживал, в собственность потерпевшей ФИО12 являющейся <данные изъяты>.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит приговор подлежащим изменению по основанию, предусмотренному п. 3 ст. 389.15 УПК РФ, ввиду неправильного применения уголовного закона.
Уголовное дело рассмотрено в особом порядке судебного разбирательства, с соблюдением требований гл. 40 УПК РФ.
Из материалов уголовного дела следует, что осужденный Никифоров Д.А. заявил ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства при выполнении требований ст. 217 УПК РФ, после озна-
комления с материалами уголовного дела в полном объеме и консультации с защитником.
В судебном заседании Никифоров Д.А. полностью признал вину в совершении преступлений, за которые осужден, и согласился с предъявленным ему обвинением, свое ходатайство поддержал, подтвердил, что осознает последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства. Кроме того суд убедился в согласии государственного обвинителя и потерпевшей с ходатайством Никифорова Д.А. о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства.
При назначении наказания осужденному суд выполнил все требования, предусмотренные ст.ст. 6, 43, 60 УК РФ, в полной мере учел характер и степень общественной опасности преступлений и личность виновного, а также наличие обстоятельств, смягчающих и отсутствие обстоятельств, отягчающих наказание, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, и обоснованно принял решение о назначении наказания в виде реального лишения свободы.
К обстоятельствам, смягчающим наказание Никифорову Д.А., суд отнес признание вины, раскаяние в содеянном, временную занятость трудом, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, совершенного с 05 ноября 2017 года до 09 февраля 2018 года.
Вместе с тем из материалов уголовного дела и обвинительного заключения усматривается, что Никифоров Д.А. на всем протяжении предварительного следствия давал подробные, последовательные и непротиворечивые показания не только о деталях совершения кражи имущества ФИО13 с 05 ноября 2017 года до 09 февраля 2018 года, но и кражи имущества потерпевшей с 25 августа 2016 года по 03 сентября 2016 года, при этом объяснял причины, мотивы совершения преступлений, сообщил другие значимые для уголовного дела обстоятельства, участвовал в производстве следственных действий, направленных на закрепление и подтверждение ранее полученных данных, что содействовало раскрытию и расследованию преступлений в короткие сроки.
Однако эти обстоятельства оставлены судом без внимания. Активное способствование раскрытию и расследованию преступления, совершенного в с 25 августа 2016 года до 03 сентября 2016 года подлежит учету в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, предусмотренного п. «и» ч.1 ст. 61 УК РФ, с учетом которого, исходя из принципа справедливости, назначенное осужденному Никифорову Д.А. наказание подлежит смягчению.
Возможность изменения категории преступлений, за которые осужден Никифоров Д.А. применительно к положениям ч. 6 ст. 15 УК РФ и назначения наказания с применением ст.ст. 73, 64 УК РФ, судом первой инстанции обсуждалась. Выводы суда об отсутствии оснований для применения указанных положений закона являются верными и полностью разделяются судом апелляционной инстанции.
Не имеется также оснований для применения положений ст. 53.1 УК РФ, предусматривающей в качестве альтернативы наказанию в виде лишения свободы наказания в виде принудительных работ, поскольку выводы суда о том, что исправление Никифорова Д.А. не возможно без реального отбывания наказания в местах лишения свободы убедительно мотивированы. Требования, предусмотренные ч.ч. 1, 5 ст. 62 УК РФ, судом выполнены.
Вид исправительного учреждения, в котором Никифорову Д.А. предстоит отбывать наказание, назначен судом с указанием мотивов принятого решения в соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 58 УК РФ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы осужденного, гражданский иск потерпевшей ФИО14 рассмотрен судом в соответствии с требованиями ст.ст. 15, 1064 ГК РФ.
Доводы осужденного о том, что установленная стоимость похищенного имущества в размере 56 900 рублей является завышенной, следует признать несостоятельными, поскольку материалы уголовного дела содержат достоверную информацию относительно оценки стоимости похищенной бытовой техники, сомневаться в которой оснований не имеется.
Кроме того, объективных данных о добровольном возмещении осужденным материального ущерба, причиненного преступлением, путем передачи потерпевшей Никифоровой Д.А. права собственности на долю в квартире, в материалах уголовного дела не содержится.
Так, из протокола судебного заседания от 30 августа 2018 года следует, что осужденный Никифоров Д.А. исковые требования потерпевшей ФИО15. признал в полном объеме, с размером ущерба согласился, сообщил, что на момент судебного заседания 30 августа 2018 года материальный ущерб фактически не возмещен. Из дополнительно исследованной судом апелляционной инстанции копии договора купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на квартиру, следует, что потерпевшая 13 июня 2018 года купила у Никифорова Д.А. принадлежавшую ему на праве собственности долю в квартире за 210 000 рублей, которые передала ФИО5 Сведений о том, что сделка заключена в том числе с учетом возмещения ущерба, причиненного преступлениями, указанный договор не содержит.
Нарушений уголовно-процессуального закона судом первой инстанции не допущено, в остальном уголовный закон применен правильно.
Руководствуясь ст.ст. 389.13, 389.15, 389.20, 389.28, ч. 2 ст. 389.33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
постановил:
приговор Златоустовского городского суда Челябинской области от 30 августа 2018 года в отношении НИКИФОРОВА Дмитрия Александровича изменить:
- признать в качестве обстоятельства, смягчающего наказание в соответствии с п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ, - активное способствование раскрытию и расследованию преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ (кража имущества с 25 августа 2016 года до 03 сентября 2016 года);
- смягчить наказание в виде лишения свободы, назначенное по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ (кража имущества с 25 августа 2016 года до 03 сентября 2016 года), до 3 месяцев;
- в соответствии с ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, окончательно назначить наказание в виде лишения свободы на срок 5 месяцев с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
В остальном этот же приговор оставить без изменения, апелляционную жалобу осужденного Никифорова Д.А. - без удовлетворения.
Судья