2-1079/2022
25RS0039-01-2022-001650-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2022 года с. Вольно-Надеждинское
Надеждинский районный суд Приморского края в составе:
судьи Сетраковой Л.В.,
при секретаре Щуковской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Надеждинского муниципального района к Альянову ФИО10, Козубу ФИО11 о признании незаконным установление границ земельного участка, аннулировании сведений из ЕГРН,
установил:
администрация Надеждинского муниципального района обратилась в суд с иском к ответчикам, в иске указав, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию поступила жалоба ООО «Специализированный застройщик «ДНС Де-Фриз», согласно которой последний является резидентом ТОР Надеждинская и имеет в собственности земельные участки с кадастровыми номерами №, вид разрешенного использования - малоэтажная многоквартирная жилая застройка. Прилегающая к участкам территория планировалась для развития и благоустройства. В 2021г. стало известно, что на территории планируемой к озеленению и благоустройству образован участок с кадастровым номером №. Границы указанного участка уточнены на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, при этом участок, собственником которого являлся Альянов Г.М., располагался в <адрес>, площадь участка 0,65 га. Уточнение границ участка с кадастровым номером № произведено в ином населенном пункте - <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ участок продан Козуб А.С., который произвел раздел участка на участки с кадастровыми номерами № №
Истец полагает, что установление границ участков вне населенного пункта <адрес> на неразграниченные земли населенного пункта <адрес> нарушает права неопределенного круга лиц – жителей <адрес>, а также муниципального образования Надеждинский муниципальный район, в том числе нарушает территориальную и архитектурную целостность Надеждинского муниципального района с учетом социальных, экономических, экологических и иных факторов развития.
Кроме того, общая кадастровая стоимость девяти участков составляет 4 911 087,86 рублей. Установление границ участков на территории <адрес>, причинило ущерб муниципальному образованию Надеждинский муниципальный район на указанную сумму.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит суд признать незаконным установление границ земельного участка с кадастровым номером № из земель населенных пунктов для организации личного подсобного хозяйства площадью 6500 кв.м., в границах <адрес>; признать недействительным раздел земельного участка с кадастровым номером №; аннулировать сведения в ЕГРН о земельных участках с кадастровыми номерами: №
В судебном заседании представитель администрации Надеждинского муниципального района Манаева М.Ю. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Козуб А.С.-Лаптев Е.В. в судебном заседании заявленные требования не признал по доводам письменных возражений.
Представитель ответчика Альянова Г.М. – Шатских И.В. в судебном заседании просил в иске отказать по изложенным в возражении доводам.
Представитель ООО Специализированный застройщик «ДНС Де-фриз» Третьякова О.Н. в судебном заседании просила удовлетворить заявленные требования.
Представитель Управления Росреестра по Приморскому краю в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по делу в их совокупности, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно пп.4 п.2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.
В силу ч.ч. 8,9,11 ст. 22 Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов, случая, предусмотренного статьей 60.2 настоящего Федерального закона, или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны. При этом под пересечением границ земельного участка с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальной зоны, лесничеств понимается:
1) наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества;
2) расположение хотя бы одного из контуров границ многоконтурного земельного участка за границами соответствующих муниципального образования и (или) населенного пункта или территориальной зоны.
Действующая с 1 июля 2022 года часть 1.1 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ определяет, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ. В указанном случае в межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
В свою очередь, действовавшая до 1 июля 2022 года часть 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ предусматривала, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих
Из материалов дела следует, что в рамках проведенной администрацией проверки по обращению ООО «Специализированный застройщик «ДНС Де-Фриз» установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего Альянову Г.М. установлены с нарушением требований земельного законодательства.
Так, Альянову Г.М. на праве собственности на основании документа: Постановление главы администрации Прохладненского сельского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении земельных участков и приватизации земли» №, принадлежал земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для организации личного подсобного хозяйства, площадью 6500 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, с кадастровым номером №, Регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Альяновым Г.М. и Козуб А.С. право собственности на участок перешло к Козуб А.С. Регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с уточнением местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в <адрес> по заявлению Козуб А.С. кадастровым инженером ООО «Артем Гео» подготовлен межевой план.
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером № образованы земельные участки с кадастровыми номерами: №. Правообладателем участков является Козуб А.С. Запись о праве внесена в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно служебной записке Управления градостроительства и архитектуры администрации Надеждинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с правилами землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-ра земельные участки с кадастровыми номерами № расположены в границах территориальной зоны СН5 (зона специального назначения) в границах населенного пункта <адрес>.
Согласно письму Управления Росреестра по Приморскому краю сведения о зонах с особыми условиями использования территории в <адрес> и <адрес> устанавливаются документами территориального планирования и градостроительного зонирования.
Как следует из ответа главы администрации Надеждинского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ генеральный план Надеждинского сельского поселения утвержденный решением муниципального комитета Надеждинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № разработан на основании схемы территориального планирования Надеждинского муниципального района. В 2013 году генеральным планом Надеждинского сельского поселения границы населенного пункта Шмидтовка не менялись и соответствовали ранее утвержденным границам населенного пункта. Границы населенного пункта Зима Южная были увеличены на счет земель сельскохозяйственного использования.
Из заключения отдела градостроительства и архитектуры администрации Надеждинского муниципального района следует, что земельные участки с кадастровыми номерами № №, согласно материалам генерального плана, расположены в границах <адрес> примерно в 73 м от границы <адрес>.
Из заключения специалиста ООО «Фактор-ГЕО» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что местоположение (координаты характерных точек) границ земельного участка с кадастровым номером №, содержащиеся в ЕГРН (<адрес>) не соответствует документу основанию государственной регистрации права собственности –постановление главы администрации Прохладненского сельсовета Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ. № «О выделении земельных участков и приватизации земли» (<адрес>), то есть земельный участок уточнен за пределами <адрес>. Расстояние от границы населенного пункта <адрес> до границы земельного участка с кадастровым номером № (группа земельных участков с кадастровыми номерами №, № образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № составляет 37 метров.
Выводы специалиста ООО «Фактор-ГЕО» ответчиками не опровергнуты.
Согласно сведениям Публичной кадастровой карты <адрес> расположен в кадастровом квартале №, <адрес> находится в кадастровом квартале №
Таким образом, совокупность представленных в материалы дела доказательств свидетельствует, что уточнение границ земельного участка с кадастровым номером № выполнено в ином населенном пункте, то есть без учета сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, что свидетельствует о незаконности произведенного межевания, и грубом нарушении требований действующего законодательства.
С учетом выявленных нарушений, суд приходит к выводу о необходимости защиты нарушенного права истца путем признания недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером №, последующего раздела указанного участка на земельных участков с кадастровыми номерами: № и исключения сведений о данных участках из ЕГРН.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования администрации Надеждинского муниципального района удовлетворить.
Признать незаконным установление границ земельного участка с кадастровым номером № из земель населенных пунктов для организации личного подсобного хозяйства площадью 6500 кв.м., в границах <адрес>.
Признать недействительным раздел земельного участка с кадастровым номером №
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю аннулировать в ЕГРН сведения о земельных участках с кадастровыми номерами № №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Надеждинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Л.В. Сетракова