Дело № 2-4657/2015
Мотивированное решение изготовлено 30 июня 2015 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июня 2015 года г. Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска в составе председательствующего судьи Пестерникова М.В., при секретаре Хруль Д.И.,
с участием заявителя ФИО1
представителя *** ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения государственного областного казенного учреждения «***» об отказе в оказании адресной государственной социальной помощи,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения государственного областного казенного учреждения «***» (далее Учреждение, ГОКУ «***») об отказе в оказании адресной государственной социальной помощи. В обоснование указала, что *** она обратилась в ГОКУ «***» с заявлением о предоставлении ей государственной услуги по оказанию социальной адресной помощи, поскольку она является ***, а пенсионное обеспечение не достигает прожиточного минимума. Поскольку она ***, при подаче заявления указала место фактического проживания. *** получила ответ, в котором ей отказано в удовлетворении заявления, поскольку ***. С отказом она не согласна. Ссылка на п. 1.2.1 Административного регламента Министерства труда и социального развития *** области от *** №*** не состоятельна, поскольку он противоречит Закону *** области от *** N 549-01-*** «О государственной социальной помощи в *** области», в преамбуле которого слова «зарегистрированным по месту жительства или месту пребывания в» заменены словами «проживающим на территории». Обращает внимание, что ФЗ «О государственной социальной помощи» и Закон № 549-01-*** «О государственной социальной помощи в *** области» не предусматривают в качестве основания для отказа в назначении социальной помощи отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания.
Также указывает, что п. 1.2.1 Административного регламента не соответствует требованиям части второй ст. 3 Закона РФ от *** N 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», которая устанавливает, что «регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законом, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации».
Обращает внимание, что она не обладает ***, являясь лицом ***, она оказалась дискриминирована, т.к. реализацию её права на получение государственной социальной помощи ГОКУ «***» поставило в зависимость от наличия *** по месту жительства или пребывания. Просит признать незаконным отказ ГОКУ «***» в оказании ей социальной адресной помощи и обязать оказать ей социальную адресную помощь. Взыскать с ГОКУ «***» *** – расходы по госпошлине.
ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, представила дополнение, где указала, что просит определить ответственность ГОКУ «***» и меру ответственности ФИО3, принявшей в отношении неё дискриминационное решение об отказе в социальной помощи.
Представитель ГОКУ «***» ФИО2 в судебном заседании возражала относительно доводов жалобы, просила отказать в её удовлетворении, представила возражения.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Федеральный закон от *** N 178-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственной социальной помощи" устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 5 указанного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Закон *** области от *** N 549-01-*** (ред. от 09.04.2015) "О государственной социальной помощи в *** области" устанавливает правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Законом, и малоимущим семьям, имеющим детей, проживающим на территории *** области и нуждающимся в социальной поддержке.
В соответствии со ст. 2 указанного закона законодательство о государственной социальной помощи состоит из Семейного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "О государственной социальной помощи", "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", принятых в соответствии с указанными федеральными законами иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов *** области.Приказом Минтрудсоцразвития *** области от *** N 68 утвержден административный регламент Министерства труда и социального развития *** области по предоставлению государственной услуги "Предоставление малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам адресной государственной социальной помощи", который регулирует порядок предоставления государственной услуги "Предоставление малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам адресной государственной социальной помощи" (далее по тексту — Административный регламент).
В соответствии со ст. 8 Закона *** области от *** N 549-01-*** "О государственной социальной помощи в *** области" адресная государственная социальная помощь назначается решением уполномоченного органа по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина по заявительному принципу.
В соответствии с пунктом 1.2.1. Административного регламента заявителями для предоставления адресной помощи являются: представитель семьи или одиноко проживающий гражданин, зарегистрированные по месту жительства или месту пребывания в *** области и нуждающиеся в адресной помощи.
Статья 20 ГК РФ устанавливает, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Закон РФ от *** N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определяет место жительства как жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Под местом пребывания понимается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно.
Законодательное закрепление проживания лиц по определенному месту (по месту жительства) регламентировано Законом РФ от *** N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и выражается в регистрационном учете граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что для получения адресной социальной помощи лицу необходимо доказать, что он является малоимущим одиноко проживающим на территории *** области гражданином. Доказательством того, что лицо проживает на территории *** области, может являться регистрационный учет по месту пребывания или по месту жительства.
Исходя из положений закона РФ от *** N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регистрационный учет необходим для наиболее полной реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения гражданином обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Как установлено в судебном заседании, *** ФИО1 обратилась в учреждение с заявлением на предоставление государственной услуги в виде назначения адресной государственной социальной помощи.
*** ГОКУ «***» принято решение об отказе в адресной государственной социальной помощи в связи с отсутствием у заявителя *** на территории *** области.
Как следует из пояснений ФИО1 в судебном заседании, в *** года она продала квартиру, в которой была зарегистрирована. Еще некоторое время проживала в указанной квартире, после чего уехала из *** области. Вернулась *** и стала проживать *** по адресу: ***. В *** планирует вновь уехать из *** области. Ей не известно, где она будет проживать, когда вернется. К концу года она планирует приобрести жилье за пределами *** области и уехать.
Из копии паспорта заявительницы следует, что она снята с регистрационного учета по адресу: ***, ***, до настоящего времени регистрации по месту жительства либо месту пребывания в *** не имеет. Каких-либо доказательств, подтверждающих факт проживания ФИО1 в ***, суду не представлено.
Таким образом, ФИО1 в судебном заседании не доказала факт проживания в ***. В частности, не представлено доказательств проживания заявительницы Адрес*** Квитанции судебных приставов о получении денежных средств не свидетельствуют однозначно о проживании ФИО1 в ***.
С учетом вышеизложенного заявительница не доказала факт проживания на территории ***, свидетельством которого может являться регистрация по месту жительства или пребывания, в связи с чем, она не подтвердила право на предоставление рассматриваемой государственной услуги, что в соответствии с п. 2.7.2 Административного регламента является основанием для отказа в предоставлении рассматриваемой государственной услуги.
Таким образом, в настоящее время Учреждением обоснованно отказано ФИО1 в адресной государственной социальной помощи, в связи с чем оснований для удовлетворения заявления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «***» ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░