Дело №2-241/2014
Р Е Ш Е Н И Е.
Именем Российской Федерации13 марта 2014 года г. Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Крючкова С.И. с участием ст. помощника Серпуховского городского прокурора Кобозевой О.А., при секретаре судебного заседания Бриняк Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Серпуховского городского прокурора о признании недействующим нормативно-правового акта, на основании Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь ст.ст.167, 194-198, 251-253 ГПК РФ, суд
УСТАНОВИЛ:
Серпуховский городской прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующим нормативно-правового акта с момента его принятия, а именно: решения Совета депутатов сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района Московской области от 27.09.2011 № 3/28 «Об утверждении границ сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района с городским округом Серпухов».
Свои требования мотивирует тем, что городской прокуратурой проведена проверка по обращению администрации г. Серпухова Московской области о нарушении требований федерального законодательства. По результатам проведенной проверки установлено, что Советом депутатов сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района 27.09.2011 года принято решение № 3/28 «Об утверждении границ сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района с городским округом Серпухов». Названным решением Совета депутатов согласовывалось уточнение границ сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района, смежных с муниципальным образованием «Городской округ Серпухов». Изучение указанного муниципального нормативного правового акта показало, что он не соответствует требованиям действующего законодательства. Из решения следует, что установленные Законом Московской области № 11/2005-ОЗ от 17.01.2005 года «О статусе и границе городского округа Серпухов» границы названного муниципального образования согласовываются, однако фактически они изменяются в одностороннем порядке. Установленные данным законом границы муниципального образования могут быть изменены органом власти субъекта Российской Федерации, их установившим. Рассматриваемым решением границы муниципального образования г.о. Серпухов изменены без учета мнения населения и органов местного самоуправления названного муниципального образования, текст решения не содержит сведений о его вступлении в силу только после согласования границ с муниципальным образованием городской округ Серпухов, а само решение принято органом, в полномочия которого решение данного вопроса не входит, в связи с чем решение Совета депутатов сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района «Об утверждении границ сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района с городским округом Серпухов Московской области» требованиям действующего законодательства не соответствует. 11.07.2013 года городской прокуратурой на оспариваемый нормативный акт принесен протест, который по результатам его рассмотрения отклонен. В настоящее время принятое с нарушением требований федерального законодательства Решение Совета депутатов сельского поселения Калиновское от 27.09.2011 № 3/28 органом местного самоуправления не отменено и продолжает действовать.
В судебном заседании ст.помощник Серпуховского городского прокурора Кобозева О.А. настаивала на удовлетворении заявления, просила удовлетворить.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Совета депутатов сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания. Представлен письменный отзыв, в соответствии с которым Совет депутатов сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района не согласен с заявленными требованиями и считает их необоснованными. В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона. Законом Московской области от 17.01.2005 года №11/2005-ОЗ «О статусе и границе городского округа Серпухов» и Законом Московской области от 28.02.2005 года № 78/2005-ОЗ «О статусе и границах Серпуховского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований» утверждены границы городского округа Серпухов и Серпуховского муниципального района. В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления. Изменение границ муниципальных районов и входящих в их состав поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в состав указанных поселений поселков и сельских населенных пунктов к территориям городских округов, осуществляется с согласия населения поселений и городских округов, выраженного представительными органами соответствующих поселений и городских округов, а также с учетом мнения населения муниципальных районов, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов. В силу пункта 4 статьи 12 указанного закона изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений. Согласно ст. 6 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит также и представительным органам местного самоуправления. Решения Совета депутатов сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района от 27.09.2011 № 3/28 издано в рамках законодательной инициативы по изменению границ. Оспариваемым решением было выражено мнение населения сельских поселений, входящих в состав Серпуховского муниципального района относительно границ соответствующих муниципальных образований смежных с границами городского округа Серпухов. Решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района от 29.10.2012 № 2/68 было выражено мнение населения Серпуховского муниципального района относительно границ муниципалитета смежных с границами городского округа Серпухов. Оспариваемое решение выражает волеизъявление населения муниципалитетов, несет согласительный характер. При этом без принятия соответствующего муниципального правого акта представительным органом городского округа Серпухов, оспариваемое решение Совета депутатов Калиновское Серпуховского муниципального района от 27.09.2011 № 3/28 не имеет юридической силы, так как утверждение границ муниципальных образований осуществляется законом субъекта Российской Федерации (законом Московской области), на основании согласительных актов всех смежных муниципальных образований. Решение Совета депутатов Калиновское Серпуховского муниципального района от 27.09.2011 № 3/28 «Об утверждении границ сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района с городским округом Серпухов Московской области» не устанавливает и не изменяет существующие границы муниципальных образований, это изначально невозможно, так как изменение границ муниципальных образований осуществляется законами субъектов, в том числе по инициативе представительных органов местного самоуправления. Именно в рамках указанной инициативы в целях согласований планируемого изменения границ и было принято оспариваемое решение. Пункт 1 оспариваемого решения гласит: «Согласовать границу сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района с городским округом Серпухов Московской области согласно Приложению № 1 к настоящему решению». Согласно Словаря русского языка Ожегова СИ., согласовать - обсудив, выработать единое мнение о чем-нибудь, получить согласие на что-нибудь. Оспариваемое решение выражает намерение органов местного самоуправления согласовать изменение границ с городским округом Серпухов, а ни как не утверждает новые границы. Решение Совета депутатов Калиновское Серпуховского муниципального района от 27.09.2011 № 3/28 не нарушает прав и свобод неопределенного круга лиц, так как не устанавливает оснований для возникновения каких-либо прав и обязанностей. (л.д. 136-138).
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Администрации Серпуховского муниципального района Московской области не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, письменных возражений не представлено.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Серпухов Московской области не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания. Представлены письменные пояснения, в соответствии с которыми администрация города Серпухова Московской области поддерживает позицию заявителя. Для обеспечения реализации Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы государственной власти субъектов РФ до 01.03.2005 должны были установить границы муниципальных образований и наделить их определенным статусом. В порядке, установленном Законом Московской области от 23.04.2004 №57/2004-Ф3 «О порядке установления границ муниципальных образований Московской области и наделения их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района» были подготовлены следующие документы: акт согласования границ между муниципальными образованиями города Серпухова Московской области и Серпуховского районом Московской области, который подписан главами муниципальных образований 10.12.2004; схема границ между муниципальными образованиями города Серпухова Московской области и Серпуховского районом Московской области, подписанная 10.12.2004. На основании вышеизложенных документов был принят Закон Московской области от 17.01.2005 №11/2005-ФЗ «О статусе и границе городского округа Серпухов». Данный закон содержит Приложение в виде картографического описания границы городского округа Серпухов. Соответственно, данным Законом были определены и установлены границы между городом Серпухов Московской области и Серпуховским районом Московской области. Совет депутатов Серпуховского муниципального района Московской области обращался в Московский областной суд с заявлением о признании частично недействующим со дня принятия картографического описания границ городского округа Серпухов, являющегося приложением к Закону Московской области от 17.01.2005 №11/2005-ФЗ. Однако суд прекратил производство по данному делу в связи с принятием отказа от заявленных требований Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области. Картографическое описание границы Серпуховского муниципального района с городским округом Серпухов имеется также в Законе Московской области от 28.02.2005 №78/2005-ФЗ «О статусе и границах Серпуховского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований». Приложением к данному закону является описание границ, в том числе и Калиновского сельского поселения. 27.09.2011 Совет депутатов Сельского поселения Калиновское принял нормативно-правовой акт - Решение №3/28 «О согласовании границ сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района с городским округом Серпухов Московской области». Данное решение является нормативно-правовым актом, так как направленно на установление, правовых норм, имеет общеобязательное предписание постоянного характера и рассчитано на многократное применение. Понятие муниципального нормативно-правового акта содержится в Закон Московской области от 05.12.2008 N 193/2008-ФЗ "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Московской области". Согласно оспариваемого Решения граница города была изменена, которые не соответствующее описанию границ в Законе Московской области от 28.02.2005 №78/2005-ФЗ «О статусе и границах Серпуховского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований». Любое изменение границ муниципальных образований допускается при соблюдении норм законодательства и с обязательным согласованием границ в установленном порядке с муниципальным образованием, граница которого изменяется. Согласно ст.7 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Ранее Советом депутатов Серпуховского муниципального района Московской области уже принималось решение от 28.11.2011 № 9/57 «Об уточнении границ муниципального образования «Серпуховский муниципальный район Московской области», смежных с муниципальным образованием «городской округ Серпухов». Своим решением Совет депутатов Серпуховского муниципального района фактически в одностороннем порядке изменяет границы города Серпухова, уменьшив территорию города на сотни гектар, «отрезая» от территории города земельные участки, имеющие значительную площадь, не соблюдая процедуры согласования границ со смежным муниципальным образованием, нарушая действующий закон Московской области №11/2005-ФЗ «О статусе и границе городского округа Серпухов», а также требования Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», устав города и нормы Конституции РФ. Факты нарушения действующего законодательства были установлены решением суда по делу №2-1349/2012, решение Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области №9/57 от 28.11.2011 признанно судом незаконным и недействующим с момента принятия. Оспариваемое решение служило одним из оснований для принятия решения Совета депутатов Серпуховского муниципального района № 9/57 от 28.11.2011 «Об уточнении границ муниципального образования «Серпуховский муниципальный район Московской области» признанного судом незаконным и недействующим с момента принятия. Как указано в решении суда от 21.05.2012 по делу № 2-1349/2012 из содержания и смысла оспариваемого решения следует, что представительный орган Серпуховского муниципального района, учитывая мнение своего населения, согласовывает изменение смежных границ с соседним муниципальным образованием. Однако, как видно из материалов указанного гражданского дела, соответствующего обращения со стороны представительного органа городского округа Серпухов к Совету депутатов Серпуховского муниципального района не имелось, в связи с чем представительный орган не вправе был принимать решение в такой редакции. Суд не согласился с доводом представителя Серпуховского муниципального района о том, что указанное решение якобы выражает только мнение и намерение представительного органа района на изменение границ и признал решение Совета депутатов Серпуховского муниципального района № 9/57 от 28.11.2011г. незаконным и недействующим с момента издания. Решение Совета депутатов сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района от 27.9.2011г. №3/28 «О согласовании границ сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района с городским округом Серпухов Московской области» принято без участия и согласования с органами местного самоуправления городского округа Серпухов Московской области, а также в нарушении процедуры и норм действующего законодательства, а именно закона Московской области №11/2005-ФЗ «О статусе и границе городского округа Серпухов», закона Московской области №78/2005-ФЗ «О статусе и границах Серпуховского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований», Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», устава города Серпухова и норм Конституции РФ. Согласно ст. 131 Конституции РФ изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Отсутствие учета мнения населения означает, что в данном случае не распространяется не только действие общего принципа, закрепленного ст.ст.12, 13 Закона №131-ФЗ, но и действие универсального принципа, гарантированного Конституцией РФ и относящегося к самому существу местного самоуправления, что недопустимо. В силу императивных предписаний Конституции РФ мнение населения в отношении изменений границ муниципальных образований должно выявляться в порядке, предусмотренном Законом №131-ФЗ. Соответственно оспариваемое решение нарушает конституционные права граждан городского округа Серпухов на выражение своего мнения по вопросу изменения границы муниципального образования. Также нарушена компетенция органов местного самоуправления на осуществление функции местного самоуправления на территории городского округа и право на распоряжение земельными участками, так как согласно оспариваемого решения часть территории городского округа отходит к территории Серпуховского муниципального района. (л.д.28-32).
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Совета депутатов Серпуховского муниципального района не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, письменных возражений не представлено.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Главного управление территориальной политики Московской области не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, письменных возражений не представлено.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Совета депутатов г. Серпухова Московской области не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, письменных возражений не представлено.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Администрации сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, письменных возражений не представлено.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке, предусмотренным ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав мнение прокурора, поддержавшего заявленные требования, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд пришел к следующему.
Как установлено материалами дела, заявителем оспаривается решение Совета депутатов сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района от 27.09.2011 № 3/28 «Об утверждении границ сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района с городским округом Серпухов», согласно которому границы муниципального образования г.о. Серпухов изменены без учета мнения населения и органов местного самоуправления названного муниципального образования (л.д. 10-11).
При вынесении оспариваемого решения Совет депутатов сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района Московской области сослался на Федеральный закон от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закон Московской области от 08.02.2005 года № 78/2005-ОЗ «О статусе и границах Серпуховского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований», Устав сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района Московской области и данное решение было опубликовано в средствах массовой информации.
Решением Совета депутатов сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района Московской области №1/20 от 24.01.2014 года внесены изменения и дополнения в преамбулу решения Совета депутатов сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района от 27 сентября 2011 года № 3/28 «Об утверждении границ сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района с городским округом Серпухов Московской области», которым «в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 6 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Законом Московской области от 28.02.2005 № 78/2005-ОЗ «О статусе и границах Серпуховского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований», руководствуясь Уставом сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района Московской области, в рамках законодательной инициативы по уточнению границ сельского поселения Калиновское, Совет депутатов сельского поселения Калиновское Решил». К данному решению приложен проект (л.д.84,85).
Решением Совета депутатов сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района Московской области №2/62 от 04.02.2014 года внесены изменения и дополнения в преамбулу решения Совета депутатов сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района от 27 сентября 2011 года № 3/28 «Об утверждении границ сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района с городским округом Серпухов Московской области», которым «в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Московской области от 28.02.2005 № 78/2005-ОЗ «О статусе и границах Серпуховского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований», статьей 6 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», руководствуясь Уставом муниципального образования «Сельское поселение Калиновское Серпуховского муниципального района Московской области, в рамках законодательной инициативы по уточнению границ сельского поселения Калиновское, Совет депутатов сельского поселения Калиновское Решил» (л.д.78-79, 86, 87-88).
В соответствии с ч.3 ст.246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В соответствии с ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе их опубликования.
Решение Совета депутатов сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района от 27 сентября 2011 года № 3/28 «Об утверждении границ сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района с городским округом Серпухов Московской области» было опубликовано в средствах массовой информации, газета «Ока-информ» определена печатным средством массовой информации Серпуховского муниципального района.
В материалы дела представлены: копия решения Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области № 2/68 от 29.10.2012 года о согласовании уточнения границ Серпуховского муниципального района и входящих в его состав сельских поселений Васильевское, Данковское, Дашковское и Калиновское (л.д. 92-94), копия акта согласования границ между муниципальными образованиями города Серпухова Московской области и Серпуховским районом Московской области (л.д. 34-45).
Городской прокуратурой была проведена проверка по обращению администрации г. Серпухова Московской области о нарушении требований федерального законодательства, по результатам которой установлено, что вынесенное решение Совета депутатов сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района Московской области № 3/28 от 27.09.2011 года не соответствует требованиям действующего законодательства и 11.07.2013 года на оспариваемый нормативный акт принесен протест, который по результатам его рассмотрения был отклонен (л.д. 12-13, 14).
Определением Московского областного суда от 19.12.2008 года принят отказ от заявления Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области по гражданскому делу по заявлению Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области о признании недействующим в части Закон Московской области «О статусе и границе городского округа Серпухов» от 17 января 2005 года № 11/2005-ОЗ (л.д. 44).
В соответствии с сопроводительными письмами от администрации Серпуховского муниципального района от 07.11.2012 года Главы Серпуховского муниципального района от 16.10.2013 года в адрес Главы городского округа Серпухов усматривается, что в последний адрес направлялось для сведения копия решения Совета депутатов Серпуховского муниципального района от 29.10.2012 № 2/68 «О согласовании уточнения границ Серпуховского муниципального района и входящих в его состав сельских поселений Васильевское, Данковское, Дашковское и Калиновское». (л.д.47, 49, 90).
Из представленных в материалы дела сообщений от Главы городского округа Серпухов на данные письма усматривается, что указанное выше решение содержит информацию о границе города Серпухова, не соответствующую Закону Московской области от 17-01-2005 №11/2005-03 «О статусе и границе городского округа Серпухов». В связи с чем необходимо внести изменения в решение Совета депутатов Серпуховского муниципального района от 29.10.2012 № 2/68 и привести границу города Серпухова в соответствии с Законом Московской области от 17.01.2005 № 11/2005-03. (л.д.48,50).
Из сообщения от администрации Серпуховского муниципального района Московской области от 21.12.2012 № 1-224 в адрес Главы города Серпухова П.Н. Залесову усматривается, что решение Совета депутатов Серпуховского муниципального района «О согласовании уточнении границ Серпуховского муниципального района и входящих в его состав сельских поселений Васильевское, Данковское, Дашковское и Калиновское» от 29.10.2012 № 2/68 принято на законной основе, оснований для внесения каких-либо изменений и дополнений в настоящие время не имеется. (л.д.51).
В соответствии с решением Серпуховского городского суда Московской области от 21 мая 2012 года по гражданскому делу по заявлению Главы города Серпухова Московской области о признании незаконным и недействующим с момента принятия решения Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области решение Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области №9/57 от 28.11.2011 года «Об уточнении границ муниципального образования «Серпуховский муниципальный район Московской области», смежных с муниципальным образованием «Городской округ Серпухов»» признано незаконным и не действующими с момента принятия. Настоящее решение суда после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в течение десяти дней в газете «Ока-информ» (зарегистрирована в ЦТУ Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ПИ 1-50675 от 08.04.2004 года) – официальном печатном издании администрации Серпуховского муниципального района, а также на официальном сайте Администрации Серпуховского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в тот-же срок. (л.д.52-54). Согласно апелляционного определения Московского областного суда от 07 августа 2012 года указанное решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Главы и Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области, Главы и Совета депутатов сельского поселения Васильевское, Главы и Совета депутатов сельского поселения Калиновское, Главы и Совета депутатов сельского поселения Данковское, Главы и Совета депутатов сельского поселения Дашковское без удовлетворения. (л.д. 55-57).
В материалы дела представлено обращение от 18 июня 2013 года №1.1.21/1126 в адрес и.о. Серпуховского городского прокурора В.Б. Евсютину, в котором Глава города Серпухова Московской области П.Н. Залесов просит провести проверку на соответствие действующему законодательству решений (иных актов, обращений или действий) Советов депутатов городских и сельских поселений, входящих в состав Серпуховского района, на основании которых Советом депутатов Серпуховского района было принято Решение от 29.10.2012 № 2/68 и привлечь к ответственности лиц, нарушивших действующие законодательство (л.д. 63-64, 82-83).
Из сопроводительного письма в адрес председателя Совета депутатов городского округа Серпухов О.В. Кузнецова усматривается о направлении последнему копии решения Совета депутатов Серпуховского муниципального района от 29.10.2012 № 2/68, а также усматривается, что Глава Серпуховского муниципального района А.В. Шестун просит внести на ближайшем рассмотрении Совета депутатов города Серпухова предложение об изменении границ Серпуховского муниципального района смежных с городским округом Серпухов. (л.д. 80). Также в материалы дела представлено обращение от 29.12.2011 в адрес Главы Серпуховского муниципального района А.В. Шестуна, в котором Совет депутатов сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района Московской области просит внести на расстояние Совета депутатов Серпуховского муниципального района предложение Совета депутатов сельского поселения Калиновское смежных с границами городского округа Серпухов согласно решению Совета депутатов сельского поселения Калиновское от 27.09.2011 № 3/28. (л.д.81).
В соответствии с сообщением от Совета депутатов города Серпухова Московской области от 18.11.2013 в адрес Главы Серпуховского муниципального района А.В. Шестуну следует, что в настоящие время вопрос о рассмотрении предложения об изменении границ Серпуховского муниципального района смежных с городским округом Серпухов находится на рассмотрении постоянной депутатской комиссии по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергии. (л.д.89). Также в материалах дела имеется сообщение Администрации Серпуховского муниципального района Московской области от 24.10.2013 в адрес Главы городского округа Серпухов П.Н. Залесов, в котором Администрация Серпуховского муниципального района предлагает сформировать совместную рабочую группу по согласованию границ муниципалитетов. (л.д. 91).
Также в материалы дела представлены описание уточнения границы Серпуховского муниципального района и городского округа Серпухов, координаты поворотных точек уточнения границы Серпуховского муниципального района и городского округа Серпухов, описание границы сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района с сельским поселением Калиновское Серпуховского муниципального района, описание границы сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района с сельским поселением Дашковское Серпуховского муниципального района, описание границы сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района с сельским поселением Данковское Серпуховского муниципального района, описание границы сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района с сельским поселением Дашковское Серпуховского муниципального района, описание границы сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района с сельским поселением Васильевское Серпуховского муниципального района, описание границы сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района с сельским поселением Дашковское Серпуховского муниципального района, описание границы сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района с сельским поселением Данковское Серпуховского муниципального района, описание границы сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района с сельским поселением Васильевское Серпуховского муниципального района (л.д. 95, 96-98, 99-107, 108-109, 110-111, 112-113, 114-115, 116-118, 119-121, 122-125, 126-127).
Согласно ответа от 01.04.2013 года руководителя Главного Управления внутренней политики и взаимодействия с органами местного самоуправления Московской области следует, что установленный законодательством порядок изменения границ органами местного самоуправления Серпуховского муниципального района соблюден не был, вместе с тем, решения и действия (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в установленном порядке в суде (л.д. 45-46).
В соответствии с действующим законодательством установление общих принципов организации системы местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его существования определены Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ.
Согласно ч.2 ст. 10 названного Федерального закона предусмотрено, что границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11-13 данного Федерального закона.
В соответствии со ст.11 Федерального Закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями: территория городского округа не входит в состав территории муниципального района, границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.12 Федерального Закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта РФ, федеральных органов государственной власти в установленном законом порядке. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.
В соответствии со ст.24 Федерального Закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязателен учет мнения населения при изменении границ, связанном с переходом территории от одного к другому муниципальному образованию.
В силу пункта 1 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями данного Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
В части 3 статьи 85 данного Федерального закона оговорено, что при утверждении границ муниципальных образований во исполнение требований пункта 1 части 1 указанной статьи допускается утверждение границ муниципальных образований в виде картографического описания. При этом границы муниципальных образований подлежат описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства не позднее 1 января 2012 года.
В соответствии с абзацем первым части 3 статьи 84 главы 12 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ изменение границ и преобразование муниципальных образований, существующих на день вступления в силу настоящей главы, в период со дня вступления в силу настоящей главы до 1 января 2006 года допускаются исключительно в порядке и по основаниям, установленным настоящей статьей и ст. 85 настоящего Федерального закона. Изменение границ и преобразование муниципальных образований, существующих на день вступления в силу настоящей главы, производится с соблюдением требованием соответственно статей 12 и 13 настоящего Федерального закона. При этом в отношении городских и сельских поселений, являющихся муниципальными образованиями на день вступления в силу настоящей главы, требования пунктов 6, 7 и 10 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона не применяются.
Законом Московской области от 17.01.2005 года №11/2005-ОЗ (с изменениями от 06.12.2006 года №220/2006-ОЗ) «О статусе и границе городского округа Серпухов» утверждены границы городского округа Серпухов. Картографическое описание с графическим рисунком прилагаются к данному закону.
Законом Московской области от 08.02.2005 года №78/2005-ОЗ «О статусе и границах Серпуховского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований» утверждены границы Серпуховского муниципального района. Картографическое описание с графическим рисунком прилагаются к данному закону.
Согласно п.2 ст.131 Конституции РФ изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Согласно ч.4 ст.12 указанного Федерального закона изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.
Из содержания и смысла оспариваемого решения Совета депутатов сельского поселения Калитновское Серпуховского муниципального района 27.09.2011 № 3/28 «Об утверждении границ сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района с городским округом Серпухов» следует, что оно принято с учетом мнения населения соответствующей территории и носит рекомендательный характер, однако суд не может согласиться с данными доводами, поскольку, Совет депутатов не вправе был принимать решение в такой редакции и данное решение носит не рекомендательный, а утвердительный характер, в связи с чем данное решение по своему содержанию нельзя признать рекомендательным актом.
Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что у Совета депутатов сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района имелось именно намерение о предполагаемых согласованиях границ, суд считает не убедительными, так как, необходимо было таким образом сформулировать вынесенное решение, чтобы текст решения осознавался неопределенным кругом лиц однозначно.
Кроме того, суд полагает, что те изменения, которые внесены решениями от №1/20 от 24.01.2014 года и №2/62 от 04.02.2014 сути решения № 3/28 от 27.09.2011 не изменяют, поскольку суть принятого решения отображена в его итоговой части, после слов решил, куда изменения внесены не были.
При таких обстоятельствах суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст.251 ГПК РФ с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.
Согласно ст.253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта недействующим, после вступления его в законную силу должно быть опубликовано в печатном издании, в котором официально опубликован нормативный правовой акт.
Поскольку оспариваемое решение было опубликовано в газете «Ока-информ», решение суда после вступления в законную силу должно быть опубликовано в полном объёме в этой газете, а также на официальном сайте Администрации Серпуховского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в тот-же срок.
Исходя из изложенного, на основании Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь ст.ст.167, 194-198, 251-253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27.09.2011 № 3/28 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░».
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ «░░░-░░░░░░» (░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░) – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░ 2014 ░░░░.