Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Кострома 12 ноября 2024 года
Судья Костромского областного суда Шагабутдинов Анатолий Анатольевич, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Морозова А.С., действующего на основании доверенности в интересах Администрации города Костромы, на постановление начальника отделения- старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Костромской области Главного межрегионального (специализированного) Управления ФССП России от 15 июля 2024 года № 441, решение судьи Свердловского районного суда города Костромы от 30 сентября 2024 года, вынесенные в отношении Администрации города Костромы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением начальника отделения- старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Костромской области Главного межрегионального (специализированного) Управления ФССП России от 15 июля 2024 года № 441, оставленным без изменения решением судьи Свердловского районного суда города Костромы от 30 сентября 2024 года, Администрация города Костромы (в дальнейшем также – администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе защитник Морозов А.С. просит об отмене вынесенных в отношении администрации постановления должностного лица и решения судьи, считая их незаконными.
Участники производства по делу об административном правонарушении, административный орган извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило, оснований для признания обязательным их присутствие нет.
Проверив материалы и обстоятельства дела об административном правонарушении, изучив материалы судебного рассмотрения и доводы жалобы, с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой судья, принявший к рассмотрению жалобу, в интересах законности имеет право проверить дело об административной правонарушении в полном объеме, судья Костромского областного суда находит необходимым принятие следующего решения.
В соответствии с частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности) неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении (документы, приводимые в настоящем решении, находятся в деле административного органа и/или в судебном материале), исполнительным листом, выданным 27 июля 2020 года на основании решения Свердловского районного суда города Костромы от 18 марта 2020 года по гражданскому делу № 2-1416/2020, администрация обязана предоставить О. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, что не исполнено.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Эти положения закона в ходе проверки обеспечения должностным лицом законности при рассмотрении дела в полной мере не выполнены, вывод суда о законности и обоснованности привлечения администрации к административной ответственности является преждевременным.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет деяние, выраженное в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2023 года № 17-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Костромского областного суда» признано, что судебный пристав-исполнитель вправе после вынесения постановления о привлечении должника к административной ответственности на основании части 1 либо части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установить новый срок исполнения должником содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера, не дожидаясь вступления в законную силу названного постановления, неисполнение которого в этот срок дает основание - при условии вступления в законную силу указанного постановления о привлечении к административной ответственности на момент возбуждения нового дела об административном правонарушении - для нового применения административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.
Обстоятельства настоящего дела не свидетельствуют, что дело разрешено судом правильно, в том числе с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Основанием для привлечения администрации к административной ответственности послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении от 9 июля 2024 года и в постановлении о назначении административного наказания от 15 июля 2024 года № 441 выводы о том, что администрация, будучи привлеченной к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением о назначении административного наказания от 1 декабря 2023 года № 485 (дата и номер приведены в соответствии с имеющейся в судебном материале копией постановления), названное требование неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем постановлением от 30 января 2024 года, - до 15 апреля 2024 года, - не исполнила.
Согласно материалам дела постановление начальника отделения-старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Костромской области Главного межрегионального (специализированного) Управления ФССП России от 1 декабря 2023 года № 485 вступило в законную силу 27 августа 2024 года (л.д. 38-41).
Таким образом, судебным приставом-исполнителем настоящее дело об административном правонарушении возбуждено путем составления протокола об административном правонарушении до вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания от 1 декабря 2023 года № 485, являющегося основанием для привлечения администрации к ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данному обстоятельству судьей районного суда, с учетом объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, оценка не дана.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, дело возвращению на новое рассмотрение.
В силу статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанная норма применяется и при пересмотре решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
Допущенное судом нарушение процессуальных требований при оценке доказательств не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, является существенным, влекущим отмену решения судьи Свердловского районного суда города Костромы от 9 сентября 2024 года и возвращение дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Костромского областного суда
р е ш и л:
решение судьи Свердловского районного суда города Костромы от 30 сентября 2024 года, вынесенное по жалобе защитника Тертицкой Л.А. на постановление начальника отделения-старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Костромской области Главного межрегионального (специализированного) Управления ФССП России от 15 июля 2024 года № 441, в отношении Администрации города Костромы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья ______________________________