Решение по делу № 2а-331/2018 от 14.06.2018

РЕШЕНИЕ.

Именем Российской Федерации

12 июля 2018 года станица Егорлыкская Ростовской области.

Егорлыкский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Попова С.А.,

с участием:

помощника прокурора Егорлыкского района Лысенина А.А.,

представителя Администрации Егорлыкского сельского поселения – Ермолаева Д.А.,

при секретаре Степанцовой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Егорлыкского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Егорлыкского сельского поселения о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обращении в уполномоченный орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии подземного газопровода низкого давления длиной 150м. по ул. Южной ст. Егорлыкской на учет в качестве бесхозяйного имущества и обязании в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подать данное заявление, заинтересованное лицо: публичное акционерное общество «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону»,

УСТАНОВИЛ:

В Егорлыкский райсуд обратился прокурор Егорлыкского района с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Егорлыкского сельского поселения (далее по тексту Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обращении в уполномоченный орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии подземного газопровода низкого давления длиной 150м. по ул. Южной ст. Егорлыкской на учет в качестве бесхозяйного имущества и обязании в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подать данное заявление, ссылаясь на то, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения органами местного самоуправления действующего законодательства по обеспечению газоснабжения населения был выявлен факт нахождения на ул. Южной ст. Егорлыкской подземного газопровода низкого давления длиной 150м., который является опасным объектом. Несмотря на неоднократные обращения газоснабжающей организации – ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» к административному ответчику с информацией об аварийности данного опасного объекта и необходимости принятия мер по его ремонту, Администрация никаких мер по обращению данного бесхозяйного объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность МО «Егорлыкское сельское поселение» для целей последующего финансирования его содержания и ремонта, не предприняла. Вместе с тем, первой стадией обращении я данного имущества в свою собственность является подача заявления в регистрационный орган о принятии данного объекта недвижимости на учет как бесхозяйного. Указанное бездействие привело к аварийному отключению газопровода от сети, в связи с чем жители ст. Егорлыкской, проживающие на ул. Южной, остались без газа.

В заседании суда помощник прокурора Егорлыкского района Лысенин А.А. административный иска поддержал.

Представитель Администрации Ермолаев Д.А. административный иск не признал. Не оспаривая факта не принятия Администрацией мер по поставке газопровода на учете в качестве бесхозяйного, Ермолаев Д.А., утверждал, что бездействие Администрации было вызвано тем, что сотрудники Администрации заблуждались относительно принадлежности данного газопровода и считали его принадлежащим Администрации Егорлыкского района на основании решения Егорлыкского райсуда от 22.09.2004г., которым вопрос о данном газопроводе не разрешался. Более того, в настоящее время газопровод отключен, а часть жителей ул. Южной, которые ранее были подключены к спорному газопроводу, оплатили работы по подключению своих домов к новому строящемуся газопроводу.

ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» в заседание суда не прибыло, хотя о слушании дела извещено, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие по правилам ч. 6 ст. 226 КАС РФ (л.д. 136)..

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане либо прокурор в интересах неопределенного круга лиц могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений ст. 226 ч. 9, 11 КАС РФ предметом судебного исследования по данной категории дел является установление факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, проверка соблюдения истцом срока обращения в суд, проверка соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) административного органа требованиям действующего законодательства в части содержания документа (действия либо бездействия), полномочий органа по его принятию (совершения действий либо бездействий), порядка принятия решения (совершения и действия), оснований его принятия (совершения).

При этом по смыслу данных правовых норм следует, что для признания незаконным действий (бездействия) либо решений органа необходимо наличие одновременно 3 условий: наличие факта нарушения прав заявителя действием (бездействием) органа, соблюдение сроков обращения в суд за защитой нарушенных прав и не соответствие закону оспариваемого действия (бездействия) или решения органа. При этом бремя доказывания наличия факта нарушения прав заявителя действием (бездействием) органа и соблюдение срока обращения в суд возлагается на административного истца, а бремя доказывания соответствия закону оспариваемого действия (бездействия) возлагается на административный орган (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Как усматривается из материалов дела: ответов Администрации Егорлыкского района и Егорлыкского сельского поселения, писем и обращений ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону», актов технического и шурфового обследования подземного газопровода по ул. Южной ст. Егорлыкской с приложениями, выписки из ЕГРН (л.д. 6-34, 37-39, 42-43, 55, 57-58, 64, 74-76, 78-88, 90-108, 112-135) на ул. Южной ст. Егорлыкской имеется подземный газопровод низкого давления длиной 150м., право собственности на который ни за кем не зарегистрировано.

Поэтому в силу п. 1 ст. 225 ГК РФ вышеуказанный объект недвижимости является бесхозяйным имуществом.

Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В силу п. 4 ранее действовавшего Приказа Минэкономразвития Российской Федерации "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (действовал до 1 января 2017 года) от 22.11.2013 N 701 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.Аналогичным образом определен порядок принятия на учет объекта недвижимого имущества, определенный действующим с 01.01.2017 Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".Вместе с тем, несмотря на ежегодные, начиная с 2008г. и по 2018г. включительно, письменные обращения ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» в Администрацию Егорлыкского сельского поселения с письмами о неудовлетворительном состоянии вышеуказанного газопровода, который является опасным объектом, и принятии мер по его ремонту и монтажу активной защиты, Администрация никаких мер по данным письмам не предприняла. А именно Администрация ремонт газопровода не произвела, мер по обращению данного газопровода в собственность МО «Егорлыкское сельское поселение», первым этапом которых является постановка газопровода на учет в органах Росреестра как бесхозяйного, не приняла. В итоге 14.05.2018г. после обращения жителей ул. Южной в аварийно-спасательную службу Егорлыкского газового участка ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» произвело обследование подземного газопровода по ул. Южной ст. Егорлыкской, в ходе которого были выявлены последствия не принятия Администрацией мер по устранению нарушений, указанных в обращениях ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону», а именно коррозия газовой трубы и утечки газа. В итоге для предотвращения техногенной аварии ПАО произвело отключение газопровода от действующей на территории ст. Егорлыкской сети газоснабжения, в результате чего жители ул. Южной ст. Егорлыкской остались без газа. Как следует из ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 2 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и названным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Органы местного самоуправления уполномочены решать вопросы местного значения, а глава муниципального образования обязан обеспечивать осуществление полномочий по решению этих вопросов. Неисполнение указанной обязанности является основанием для удаления главы муниципального образования в отставку (п. 5 ч. 4 ст. 36, п. 2 ч. 2 ст. 74.1 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").В силу п. 4 ч. 1, 3 ст. 16 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1.1 ст. 12 Областного Закона Ростовской области «О местном самоуправлении в Ростовской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения газоснабжения населения.Аналогичные полномочия предусмотрены п. 4 ч. 1 ст. 2 Устава муниципального образования «Егорлыкское сельское поселение» (л.д. 163). Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" имущество, предназначенное для решения установленных названным Федеральным законом вопросов местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований.Таким образом, газопровод, являющийся предметом рассмотрения по настоящему делу, относится к имуществу, которое предназначено для решения вопросов местного значения, и может находиться в муниципальной собственности. Администрация же, как орган местного самоуправления сельского поселения, является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления с учетом предоставленных ему законом полномочий. Доводы Администрации об отсутствии оснований для постановки газопровода на учет, как бесхозяйного, ввиду его отключения от системы газоснабжения, не состоятельны, поскольку такое отключение является временной мерой предотвращения техногенной аварии и такое отключение не влечет утрату газопроводом статуса недвижимого имущества. Кроме того, в соответствии с п. 20 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под понятием «объекты местного значения» понимают объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Спорный газопровод является объектом (сооружением) капитального строительства и относится к сооружениям инженерной инфраструктуры поселения, так как служит обеспечению населения газом. Таким образом, обслуживание газопроводов, снабжающих газом местное население, относится к осуществлению органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, в данном случае – Администрация поселения. Тот факт, что часть граждан ул. Южной самостоятельно принимают меры к повторной газификации своих домов за счет своих личных средств через альтернативный газопровод не является основанием для оправдания бездействия Администрации и отказу в удовлетворении предъявленного к ней иска, так как часть жителей ул. Южной ст. Егорлыкской, осуществляющих строительство газопровода к своим домам за собственный счет, фактически добровольно приняла на себя исполнение части полномочий местного самоуправления, самостоятельно обеспечивая себя газом, что не освобождает органы местного самоуправления от обязанности решать вопросы газоснабжения всех остальных жителей данной улицы, пострадавших в результате отключения газопровода, и не имеющих средств для монтажа нового газопровода за свой счет. Учетом изложенного административный иск подлежит полному удовлетворению по изложенным выше правовым основаниям. Руководствуясь ст.ст. 14, 62, 175-180 КАС РФ, судРЕШИЛ: Административный иск прокурора Егорлыкского района удовлетворить. Признать не законным бездействие Администрации Егорлыкского сельского поселения, выразившееся в не обращении в уполномоченный орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии подземного газопровода низкого давления длиной 150м. по ул. Южной ст. Егорлыкской на учет в качестве бесхозяйного имущества. Обязать Администрацию Егорлыкского сельского поселения в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подать в уполномоченный орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявление о принятии подземного газопровода низкого давления длиной 150м. по ул. Южной ст. Егорлыкской на учет в качестве бесхозяйного имущества. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Егорлыкский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение принято в окончательной форме 17.07.2018г. Судья

2а-331/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Егорлыкского района Ростовской области
Ответчики
Администрация муниципального образования "Егорлыкское сельское поселение"
Другие
ПАО " Газпром газораспределение Ростов-на-Дону"
Суд
Егорлыкский районный суд Ростовской области
Дело на сайте суда
egorlyksky.ros.sudrf.ru
29.04.2020Регистрация административного искового заявления
29.04.2020Передача материалов судье
29.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2020Рассмотрение дела начато с начала
29.04.2020Судебное заседание
29.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.04.2020Дело оформлено
29.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее