Дело № 2а-1909/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд в составе:
председательствующего судьи Утянского В.И.,
рассмотрев 18 мая 2018 года в г. Ухте в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Коми к Хаславскому С.Ю. о взыскании недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество,
у с т а н о в и л:
Административный истец Межрайонная ИФНС России №3 по Республике Коми обратилась в суд с иском к ответчику. В обоснование исковых требований заявитель указал, что должнику были направлены уведомления с указанием суммы налогов подлежащих уплате и объектов налогообложения, а также требование №11702 от 19.11.2016г. об оплате пени по транспортному налогу. Поскольку до настоящего времени требование об уплате пени оставлено без исполнения, истец просит взыскать с ответчика пени по транспортному налогу 3178,35 руб. за период с 01.12.2015г. по 18.11.2016г.
Судебное разбирательство по делу проводится в соответствии с требованиями главы 32 Кодекса административного судопроизводства РФ, с особенностями, предусмотренными главой 33 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии со ст. 358 п. 1 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сторонами не оспаривается, что ответчик в спорный период являлся согласно Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком указанных налогов и должен уплачивать соответствующие налоги на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Налоговым органом исчислен транспортный, что подтверждается налоговым уведомлением.
В связи с несвоевременной неуплатой указанного налога, согласно ст. 69 НК РФ должнику направлено требование №11702 от 19.11.2016г. об оплате пени по транспортному налогу в размере 7802,41 руб. (с предложением оплатить до 28.12.2016г.).
Ранее, административный истец обращался с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика пени по транспортному налогу. Определением мирового судьи Ярегского судебного участка г. Ухты от 23.11.2017г. судебный приказ от 20 октября 2017г. отменен. Исковое заявление налогового органа о взыскании недоимки по пени поступило в Ухтинский городской суд 06.04.2018г.
Согласно ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (в ред. Федерального закона от 04.03.2013г. №20-ФЗ). Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (в ред. Федерального закона от 04.03.2013г. №20-ФЗ). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (в ред. Федерального закона от 08.03.2015г. №23-ФЗ).
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ).
В силу п. 3 ст. 6 Федерального закона от 04.03.2013г. №20-ФЗ положения ст. 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.03.2013г. №20-ФЗ) применяются к правоотношениям по взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов, требования об уплате которых направлены после 04.04.2013г.
Согласно расчету, представленному налоговым органом, ответчику исчислены пени за период с 01.12.2015г. по 18.11.2016г. в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога со сроком оплаты до 15.11.2013г. и до 17.11.2014г.
Суд полагает, что налоговым органом утрачена возможность взыскания пени по транспортному налогу, исчисленные за несвоевременную оплату налога (со сроком оплаты 15.11.2013г. и 17.11.2014г.) по следующим основаниям.
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в силу с 29.12.2017г. установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням. Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в ч. 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017г. № 436-ФЗ).
Исходя из смысла данного закона, налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки по транспортному налогу за 2012,2013 годы, а также задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку.
Из материалов дела следует, что у ответчика имелась обязанность оплатить налог 15.11.2013г. и 17.11.2014г. В связи с несвоевременной оплатой налога исчислены пени. Вместе с тем, недоимка по данным налогам не может быть взыскана по вышеизложенным обстоятельствам.
Таким образом, образовавшаяся недоимка по пени в размере 2312,03 руб. (со сроком оплаты до 15.11.2013г.) и 2312,03 руб. (со сроком оплаты до 17.11.2014г.) в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона № 436-ФЗ должна быть признана безнадежной к взысканию, следовательно, требования налогового органа в данной части не подлежат удовлетворению. С ответчика следует взыскать сумму пени в размере 2312,03 руб. (со сроком оплаты до 01.10.2015г.), 402,22 руб., 464,10 руб., всего 3178,35 руб., частично удовлетворив требования.
В соответствии с ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В нарушение вышеуказанных требований процессуального закона административным ответчиком не представлены достоверные доказательства уплаты пени в указанных суммах.
Платежные документы на сумму 22438 руб., представленные ответчиком, с достоверностью не подтверждают факт оплаты пени, поскольку указанная сумма была оплачена ответчиком в связи с выдачей судебного приказа мировым судьей Пионергорского судебного участка г. Ухты от 27.12.2016г. №2а-3698/2016 о взыскании с него недоимки по транспортному налогу в размере 21998 руб. и государственной пошлины 429, 99 руб.
Суд также при этом учитывает, что копия административного искового заявления направлялась налоговым органом административному ответчику, кроме того, административному ответчику направлялась копия определения суда о принятии заявления к производству, и, следовательно, был информирован о наличии судебного спора.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ с административного ответчика взыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ,
р е ш и л:
Требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Коми удовлетворить частично.
Взыскать с Хаславского С.Ю. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Коми пени по транспортному налогу 3178 рублей 35 копеек.
Взыскать с Хаславского С.Ю. в доход бюджета МОГО «Ухта» государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья В.И. Утянский