Решение по делу № 2а-558/2017 от 08.11.2017

Дело № 2а-558/2017 года                     изготовлено в окончательной форме 4 декабря 2017 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Осташков                                        29 ноября 2017 года

Осташковский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего федерального судьи Ежелого В.Л.,

при секретаре Михайлиной Е.В.,

с участием прокурора Суворовой Е.С.,

представителя административного ответчика-администрации МО «Сорожское сельское поселение»-Аракасовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сорожское сельское поселение» о признании незаконным бездействия по организации деятельности по сбору и транспортированию твердых бытовых коммунальных отходов на территории населенных пунктов МО «Сорожское сельское поселение», обязании организовать деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов МО «Сорожское сельское поселение», а также мероприятия по ликвидации несанкционированного размещения отходов,

УСТАНОВИЛ:

Осташковский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Сорожское сельское поселение» о признании незаконным бездействия по организации деятельности по сбору и транспортированию твердых бытовых коммунальных отходов на территории населенных пунктов МО «Сорожское сельское поселение», обязании в срок до 31.12.2017 года организовать деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов МО «Сорожское сельское поселение»-д.Светлица, д.Покровское, д.Сорога путем определения соответствующих требованиям санитарных правил мест сбора (контейнерные площадки) с последующим удалением твердых коммунальных отходов в места их размещения (полигон ТБО), а также обязании в срок до 1.12.2017 года организовать мероприятия по ликвидации несанкционированного размещения отходов вокруг контейнерных площадок в д.Светлица, д.Покровское, д.Сорога Осташковского района, ссылаясь на то, что в ходе проверки, проведенной по обращению председателя МРОО «Экологическая безопасность» по Тверской области Ф.И.О. по факту отсутствия организации сбора и транспортирования отходов на территории Сорожского сельского поселения было установлено, что в нарушение ст.42 Конституции РФ, ст.ст.7, 10, ст.51 п.п.1,2 ФЗ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.1,8,13 ФЗ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.3 ст.14 ФЗ от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.1, 3 Закона Тверской области от 7.04.2017 года №12-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов», п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №80 от 30.04.2003 года, п.8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Сантарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 г. №64, п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача СССР от 5.08.1988 г. №4690-88,постановлением п.п.4.1, 4.2, 4.24 Правил благоустройства и содержания территории МО «Сорожское сельское поселение», утверждены решением Совета депутатов МО «Сорожское сельское поселение» №94 от 10.06.2013 г. на территории Сорожского сельского поселения администрацией МО «Сорожское сельское поселение» не организована деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, не принимаются меры для надлежащего содержания территории и поддержания на ней порядка, а именно места размещения контейнерных площадок не согласованы с органами Роспотребнадзора, контейнерные площадки в д.Светлица, д.Покровское, д.Сорога и прилегающая к ним территория захламлены, твердые коммунальные отходы расположены непосредственно на почве, не вывозятся в течение длительного периода (более 3 недель), что влечет захламление и загрязнение земель, создает угрозу их деградации, способствует ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки. Прокуратурой в адрес администрации МО «Сорожское сельское поселение» вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, которое до настоящего времени не выполнено.

      В судебном заседании прокурор Суворова Е.С. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика-администрации МО «Сорожское сельское поселение» - глава администрации Аракасова Т.А. исковые требования признала частично и пояснила, что в населенных пунктах д.Сорога, д.Покровское, д.Светлица имеются контейнерные площадки для сбора мусора и ТБО, места размещения которых определены постановлением администрации МО «Сорожское сельское поселение» №22 от 25.04.2011 г. и согласованы с органами Роспотребнадзора. Однако документально подтвердить факт согласования не могут. Действительно, в настоящее время в связи с отсутствием в бюджете денежных средств, вывоз мусора не осуществляется. Территория поселения является местом массового отдыха туристов, что в свою очередь приводит к образованию несанкционированных свалок мусора. Денег на ежедневный вывоз мусора у администрации нет. Она неоднократно обращалась к губернатору, правительству Тверской области, в администрацию Осташковского района с просьбой помочь организовать вывоз мусора на территории Сорожского сельского поселения, однако помощи не получила. Полагает, что администрацией МО «Сорожское сельское поселение» бездействия по организации деятельности по сбору и вывозу мусора не допущено, приняты все возможные меры для организации этой деятельности.

Заинтересованное лицо-Управление Роспотребнадзора по Тверской области в установленном законом порядке извещенное о времени и месте слушания дела, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, возражение либо согласия с административным иском не представило.

Выслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд считает исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее ФЗ "Об охране окружающей среды") и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В ст.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" указано, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно ст.12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационально использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии со ст.1 ФЗ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

В силу ч.1 ст.34 ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональном использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Пунктом 1 ст.22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Ст.13 ЗК РФ установлено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (п.1).

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (п.2).

Согласно ст.10 ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории соответствующих поселений.

В силу ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно ст.1 Закона Тверской области от 7.04.2017 года №12-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области по организации деятельности по сбору (в том числе по раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов» отдельными полномочиями, указанными в статье 2 настоящего закона, наделяются органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений Тверской области.

Ст.3 вышепоименованного закона предусмотрено, что отдельными государственными полномочиями по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию твердых коммунальных отходов на территории соответствующих поселений наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений сроком с 1.01.2017 по 31.12.2017 года.

    Ч.1 ст.13 ФЗ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

    Согласно ст.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 года N 80 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

    В п.8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 года N 64 контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.

    По делу установлено, что 20.10.2017 года председатель МРОО «Экологическая безопасность» обратился в Осташковскую межрайонную природоохранную прокуратуру с жалобой о том, что в прибрежной полосе озера Селигер не вывозится бытовой мусор (л.д.24-30).

    Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки, проведенной по указанному обращению, установлено, что контейнерные площадки в д.Сорога, д.Светлица, д.Покровское захламлены твердыми коммунальными отходами (полиэтилен, металл, дерево, кирпич, бой стеклянной тары, пластмассовые бутылки, бумажные упаковки и т.д.), бункеры для сбора ТКО переполнены, отходы размещаются вокруг контейнерных площадок непосредственно на почве (л.д.46-49).

    31.08.2017 года Осташковской межрайонной прокуратурой в адрес главы МО «Сорожское сельское поселение» вынесено представление об устранении выявленных нарушений (л.д.33-34).

В письме Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области указано, что обращений со стороны Сорожского сельского поселения по вопросу согласования мест размещения контейнерных площадок в адрес управления не поступало (л.д.32).

    Решением Совета депутатов МО «Сорожское сельское поселение» №94 от 10.06.2013 года утверждены Правила благоустройства и содержания территории МО «Сорожское сельское поселение» (л.д.35-45), которыми предусмотрено, что физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящих Правил и порядка сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, утверждаемых органами местного самоуправления (п.4.1); организация уборки иных территорий осуществляется органами местного самоуправления по соглашению со специализированной организацией в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования (п.4.2); на территории муниципального образования запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах (п.4.3); сбор и вывоз отходов производства и потребления осуществляется по контейнерной, бункерной или бестарной системе в установленном порядке (п.4.4); вывоз мусора должен осуществляться систематически по мере накопления (п.4.24).

По смыслу приведенных выше норм администрация МО «Сорожское поселение» обязана организовывать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, а также обеспечивать проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды.

Существование на момент рассмотрения спора несанкционированного складирования мусора по вышеуказанным адресам ответчиком не оспаривалось.

Доказательств того, что администрацией МО «Сорожское сельское поселение» предпринимаются какие-либо конкретные действия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории д.Сорога, д.Светлица, д.Покровское, ликвидации имеющегося несанкционированного размещения отходов вокруг контейнерных площадок не представлено. Не может служить таким доказательством факт обращения к Губернатору и в администрацию МО «Осташковский район», поскольку с момента обнаружения выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений и до рассмотрения дела в суде у администрации МО «Сорожское сельское поселение» имелось достаточно времени для их устранения, однако сделано этого не было.

П.1 ч.2 ст.227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Поскольку по делу установлено, что администрацией МО «Сорожское сельское поселение» надлежащим образом не выполняются обязанности по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также по обеспечению проведения на территории города мероприятий по охране окружающей среды суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора г.Осташкова в полном объеме.

Ч.1 ст.45 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

      В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обращаться в суд с административным заявлением в защиту неопределенного круга лиц.

При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Поскольку в данном случае невозможно привлечь к участию в деле каждого жителя Осташковского района, чьи права нарушены, Осташковский межрайонный природоохранный прокурор правомочен в силу ч.1 ст.39 КАС РФ обратиться с иском в защиту интересов неопределенного круга потребителей.

     Руководствуясь ст.ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд-

Р Е Ш И Л:

Административный иск Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

     Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Сорожское сельское поселение» по организации деятельности по сбору и транспортированию твердых бытовых коммунальных отходов на территории населенных пунктов МО «Сорожское сельское поселение»- д.Светлица, д.Сорога, д.Покровское.

Обязать администрацию муниципального образования «Сорожское сельское поселение» в срок до 31.12.2017 года организовать деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов МО «Сорожское сельское поселение» - д.Светлица, д.Покровское, д.Сорога путем определения соответствующих требованиям санитарных правил мест сбора (контейнерные площадки) с последующим удалением твердых коммунальных отходов в места их размещения (полигон ТБО).

Обязать администрацию муниципального образования «Сорожское сельское поселение» в срок до 31.12.2017 года организовать мероприятия по ликвидации несанкционированного размещения отходов вокруг контейнерных площадок в д.Светлица, д.Покровское, д.Сорога Осташковского района Тверской области.

Обязать администрацию муниципального образования «Сорожское сельское поселение» сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме-4 декабря 2017 года.

          Федеральный судья:                                                                             В.Л. Ежелый.

2а-558/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Осташковский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация МО "Сорожское сельское поселение"
Другие
Управление Роспотребнадзора по Тверской области
Суд
Старицкий районный суд Тверской области
Судья
Ежелый Валерий Леонидович
Дело на сайте суда
staricky.twr.sudrf.ru
08.11.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
08.11.2017[Адм.] Передача материалов судье
08.11.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
08.11.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.11.2017[Адм.] Судебное заседание
04.12.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее