Судья: Диденко С.А.                      УИД- 34RS0015-01-2024-000272-94

                                                                               Дело № 33-10722/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 сентября 2024 года            г. Волгоград

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Андреева А.А.,

судей: Жабиной Н.А., Троицковой Ю.В.,

при ведении протокола помощником судьи Емельяновой О.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-198/2024 по иску территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в городском округе г.Михайловка, Кумылженском, Серафимовическом, Даниловском, Новоаннинском, Алексеевском, Киквидзенском, Еланском районах к администрации Еланского муниципального района Волгоградской области, администрации Алявского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области, администрации Большеморецкого сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области, администрации Большевистского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области, администрации Журавского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области, администрации Морецкого сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области, администрации Таловского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области, администрации Тростянского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области, администрации Ивановского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области, администрации Родинского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области о понуждении устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,

       по апелляционной жалобе территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в городском округе г.Михайловка, Кумылженском, Серафимовическом, Даниловском, Новоаннинском, Алексеевском, Киквидзенском, Еланском районах в лице представителя Фимина В.П.,

        по апелляционной жалобе администрации Еланского муниципального района Волгоградской области в лице главы Литвинова Д.Ф.

         на решение Еланского районного суда Волгоградской области от 2 июля 2024 года, которым иск удовлетворен частично; на администрацию Еланского муниципального района Волгоградской области возложена обязанность в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести необходимые мероприятия для организации в <адрес> централизованного питьевого водоснабжения с целью подачи населению питьевой воды соответствующей по качеству и безопасности гигиеническим нормативам, установленным п.75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1 ч.2 ст. 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

      Заслушав доклад судьи Жабиной Н.А., судебная коллегия по гражданским делам

                                                           установила:

       ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в городском округе г.Михайловка, Кумылженском, Серафимовическом, Даниловском, Новоаннинском, Алексеевском, Киквидзенском, Еланском районах обратилось в суд с иском к вышеуказанным ответчикам о понуждении устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

       Заявленные требования мотивирует тем, что в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в адрес администрации Даниловского муниципального района Волгоградской области 21 марта 2024 был направлен запрос за № <...> о предоставлении документированной информации по вопросам организации питьевого водоснабжения из централизованных систем водоснабжения, организации питьевого водоснабжения в населенных пунктах Еланского муниципального района Волгоградской области с централизованными системами водоснабжения, имеющими статус «технический». В ответ на вышеуказанный запрос администрации района направлен ответ о том, что в населенных пунктах Еланского муниципального района Волгоградской области, а именно <адрес> центральная система водоснабжения имеет статус «техническая», при этом во всех вышеперечисленных населенных пунктах имеются системы доочистки воды с реализацией воды населению в розлив платно. В то время как согласно требованиям действующего законодательства обеспечение питьевой водой населения должно осуществлять в приоритетном порядке, вода должна отвечать требованиям санитарных правил по качеству и безопасности, предоставляться на постоянной основе круглосуточно и бесперебойно в количествах, обеспечивающем удовлетворение физиологических и бытовых потребностей. Организация водоснабжения путем подвоза питьевой воды не позволяет обеспечить население достаточным количеством питьевой воды в соответствии с физиологическими нормами и водой для хозяйственно-бытовых нужд. Обязанность по организации централизованного питьевого водоснабжения возложена на орган местного самоуправления.

      Ссылаясь на данные обстоятельства, истец просил суд обязать администрацию Еланского муниципального района Волгоградской области в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести необходимые мероприятия для организации в <адрес> централизованного питьевого водоснабжения с целью подачи населению питьевой воды соответствующей по качеству и безопасности гигиеническим нормативам, установленным п.75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1 ч.2 ст. 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

       Судом постановлено указанное выше решение.

       В апелляционной жалобе территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в городском округе г.Михайловка, Кумылженском, Серафимовическом, Даниловском, Новоаннинском, Алексеевском, Киквидзенском, Еланском районах оспаривает законность и обоснованность решения, просит его в части отказа в удовлетворении исковых требований к администрации Еланского муниципального района Волгоградской области в части проведения необходимых мероприятий для организации в <адрес> централизованного питьевого водоснабжения с целью подачи населению питьевой воды соответствующей качеству и безопасности гигиеническим нормативам отменить, принять в указанной части по делу новое решение, которым исковые требования в указанной части удовлетворить.

        В апелляционной жалобе администрация Еланского муниципального района Волгоградской области в лице главы Литвинова Д.Ф. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить в части удовлетворения исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

      Выслушав объяснения представителя администрации Еланского муниципального района Волгоградской области по доверенности Майоровой О.Н., поддержавшей доводы своей жалобы, и возражавшей по доводам жалобы истца, исследовав доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда пришла к следующему.

      Иные участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте Волгоградского областного суда (http://oblsud.vol.sudrf.ru раздел «Назначение дел к слушанию и результаты рассмотрения»), в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем, на основании ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

       Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в городском округе г.Михайловка, Кумылженском, Серафимовичском, Даниловском, Новоаннинском, Алексеевском, Киквидзенском, Еланском районах (далее по тексту –территориальный отдел) на основании части 1 статьи 50 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в адрес органа местного самоуправления – Администрации Еланского муниципального района Волгоградской области направлялся письменный мотивированный запрос исх.№ <...> от 21 марта 2024 года о предоставлении документированной информации по вопросам организации питьевого водоснабжения из централизованных систем водоснабжения, организации питьевого водоснабжения в населенных пунктах Еланского муниципального района Волгоградской области с централизованными системами водоснабжения, имеющими статус «технический».

        Как следует из письменной информации, предоставленной в ответ на запрос Администрацией Еланского муниципального района Волгоградской области (исх. № <...> от 27 марта 2024 года) в населенных пунктах Еланского муниципального района Волгоградской области с централизованными системами водоснабжения, имеющими статус «технический».

        Согласно письменной информации, представленной в ответе на запрос Администрацией Еланского муниципального района Волгоградской области (исх. № <...> от 27 марта 2024 года) в населенных пунктах Еланского муниципального района Волгоградской области, а именно: <адрес>, р.<адрес> централизованная система водоснабжения имеет статус «техническая». Также из представленной информации следует, что во всех вышеперечисленных населенных пунктах имеются системы доочистки воды с реализацией воды населению в розлив платно.

        Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

       В соответствии с частью 9 статьи 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, муниципального округа, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

       В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду принят Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

      Согласно статье 15 Федерального закона № 52-ФЗ, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

       С целью создания условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой, как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия, повышение эффективности, надежности и качества работ систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации Госстроем России утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (Приказ от 30 декабря 1990 года № 168).

       В соответствии с пунктом 2.10.1 ПТЭ водоводы и водопроводная сеть должны обеспечивать бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.

       Технологические емкости должны иметь объем, достаточный для обеспечения оптимального режима работы сооружений и устройств каждого звена технологической цепочки. Распределительные емкости должны обеспечивать бесперебойность подачи воды потребителям как при нормальном техническом состоянии системы подачи и распределения воды, так и при возникновении аварийных ситуаций, а также оптимальный режим работы всего комплекса сооружений и устройств системы как единого целого.

       При нормальном техническом состоянии должна обеспечиваться бесперебойная подача расчетных (проектных) расходов воды. При аварийных ситуациях снижение подачи воды не должно превышать допускаемого по проекту системы (в зависимости от ее категории). Системы хозяйственно-питьевого назначения должны обеспечивать круглосуточную подачу воды потребителям (пункты 2.11.2, 2.11.3 ПТЭ).

        Согласно статье 1 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Нарушение санитарных правил влечет за собой угрозу здоровью граждан, а право на охрану здоровья гарантируется статьей 41 Конституции Российской Федерации.

       Соблюдение санитарных правил в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ является обязательным для юридических лиц.

           Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

        В соответствии с пунктом 75 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены:

      Превышение уровней гигиенических нормативов по микробиологическим, паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям; превышение уровней гигиенических нормативов ОМЧ ОКБ ТКБ, Eschericia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год; превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.

       В соответствии с частью 18 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» питьевая вода – вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции.

     Согласно пункту 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.

     При таких данных, исходя из вышеизложенных нормативных положений, население, проживающее в <адрес> должно быть обеспечено питьевой водой, которая отвечает требованиям санитарных правил по качеству безопасности на постоянной основе круглосуточно и бесперебойно в количествах, обеспечивающем удовлетворение физиологических и бытовых потребностей.

       Организация водоснабжения путем подвоза питьевой воды не обеспечивает население достаточным количеством питьевой воды в соответствии с физиологическими нормами и водой для хозяйственно-бытовых нужд.

       Подвоз воды населению в соответствии с установленными нормами потребления на территории Еланского района в настоящее время не организован.

        Согласно статье 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

        В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения в соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения и холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ.

       Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

        При рассмотрении дела судом первой инстанции было установлено, что в населенных пунктах: <адрес> централизованное питьевое водоснабжение соответствует по качеству и безопасности гигиеническим нормативам по качеству СанПиН 1.2.3685-21, в связи с чем принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.

       Доводы апелляционной жалобы Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области о том, что все вышеперечисленные населенные пункты Еланского муниципального района Волгоградской области не имеют санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, без которого невозможно организовать централизованное питьевое водоснабжение с целью подачи населению питьевой воды соответствующей по качеству и безопасности гигиеническим нормативам, несостоятельны, опровергаются материалами дела. Все указанные выше населенные пункты Еланского муниципального района Волгоградской области имеют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водного объекта установленным нормативам.

        Также судом первой инстанции были обоснованно удовлетворены исковые требования в части централизованного питьевого водоснабжения с целью подачи населению питьевой воды соответствующей по качеству и безопасности гигиеническим нормативам, установленным п.75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в населенных пунктах: <адрес>, поскольку доказательств того, что в указанных населенных пунктах, обеспечено питьевое водоснабжение с целью подачи населению питьевой воды соответствующей по качеству и безопасности гигиеническим нормативам, ответчиками суду не представлено.

       Доводы апелляционной жалобы администрации Еланского муниципального района Волгоградской области о том, что принятым решением суд вмешивается в порядок исполнения администрацией возложенных на нее полномочий, являются несостоятельными к отмене решения суда, поскольку организация водоснабжения населения относится к полномочиям органов местного самоуправления.

       На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

      ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2 ░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

       ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

      ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 2 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░

    ░░░░░: ░░░░░░░

    ░░░░░ ░░░░░:

    ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░                                         ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-10722/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области
Ответчики
Администрация Еланского муниципального района
Администрация Журавского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области
Администрация Морецкого сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области
Администрация Алявского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области
Администрация Большеморецкого сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области
Администрации Ивановского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области
Администрация Таловского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области
Администрация Большевистского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области
Администрации Родинского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области
Администрация Тростянского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Жабина Наталья Алексеевна
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
27.08.2024Передача дела судье
18.09.2024Судебное заседание
07.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.10.2024Передано в экспедицию
18.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее