Дело № 33а-5803/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Санкт-Петербург 05 ноября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Муратовой С.В.,
судей Григорьевой Н.М., Морозовой С.Г.
при секретаре Голушко П.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № по апелляционной жалобе Кульбакина Павла Игоревича на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 02 июля 2020 года по административному исковому заявлению Кульбакина Павла Игоревича к администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области о признании незаконным постановления № от 06.02.2020 и соответствующего решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, обязании заключить соглашение,
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Муратовой С.В., лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
Кульбакин П.И. обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области о признании незаконным постановления № от 06.02.2020, решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, обязании заключить соглашение.
В обоснование заявленных требований указал, что 11.12.2018 он обратился в администрацию МО «Выборгский район» Ленинградской области с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, приложив к нему схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Постановлением № от 05.02.2019 схема утверждена. 15.03.2019 земельный участок поставлен на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера №. 09.10.2019 Кульбакин П.И. подал заявление о выкупе указанного земельного участка. Однако в установленный 30-тидневный срок, соглашение о перераспределении земель ему направлено не было и письмом от 12.11.2019 было указано, что заключение соглашения приостановлено по причине обращения ФИО1 с административным иском в суд. В дальнейшем административный истец обращался в местную администрацию 14.11.2019, 19.11.2019, 21.11.2019, 19.11.2019, 03.12.2019, 10.01.2020 и требовал прекратить незаконное приостановление заключения соглашения. Однако, 06.02.2020 принято оспариваемое постановление № об отмене постановления № от 05.02.2019, которым утверждена схема расположения земельного участка. Оснований принятия указанного постановления в самом документе нет, в письме от 06.02.2020 председатель КУМИГ сообщил, что в соответствии со статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации принято решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель. В письме от 10.02.2020 указано, что постановление № принято, в связи с установлением в ходе осмотра наличия на земельном участке одноэтажной хозяйственной постройки. Между тем, данное обстоятельство было предметом рассмотрения административного иска ФИО1 об обжаловании постановления №, которое судом было признано законным. По мнению административного истца ни в одном из ответов Администрации не указаны причины для издания постановления №. В связи с чем административный истец считает его незаконным, а также просит признать незаконным соответствующее решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и в качестве способа восстановления права просит обязать администрацию заключить с ним соглашение о перераспределении земель на основании заявления № от 09.10.2019.
В процессе рассмотрения дел к участию в деле в качестве административного соответчика был привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, в качестве заинтересованного лица ФИО1 (л.д. 58-59).
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 02 июля 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объёме.
В апелляционной жалобе Кульбакин П.И. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, полагая его незаконным и необоснованным.
В суде апелляционной инстанции Кульбакин П.И. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить.
Представитель КУМИГ администрации МО «Выборгского района Ленинградской области по доверенности Мокрецова Е.С., представитель администрации МО «Выборгского района Ленинградской области по доверенности Фабричникова Е.П. полагали решение суда законным.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в суд не представили.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со ст.ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу закона необходимыми условиями для удовлетворения требования о признании незаконным решения (постановления) являются несоответствие закону решения (постановления) и нарушение прав и интересов административного истца оспариваемым решением (постановлением) (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Частью 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаю, когда допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Такое перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (ч. 2 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (ч. 3 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частью 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены действия уполномоченного органа по результатам рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков, а именно:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
В силу ч.10 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается представленными в материалы дела документами, что 11.12.2018 Кульбакин П.И. обратился в администрацию МО «Выборгский район» Ленинградской области с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, приложив к нему схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Постановлением № от 05.02.2019 схема утверждена. 15.03.2019 земельный участок поставлен на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера №
09.10.2019 Кульбакин П.И. подал заявление о заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков.
06.02.2020 администрацией МО «Выборгский район» Ленинградской области издано постановление № от 06.02.2020 «Об отмене постановления администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области № от 05.02.2019», из которого следует, что основанием к его вынесению явились выявленные нарушения при формировании земельного участка, расположенного в <адрес>, несоблюдение требований к подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждённых Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762, а также акт обследования земельного участка от 06.12.2019 (л.д. 24).
Между тем, положения Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности отмены уполномоченным органом ранее принятого им решения об утверждении схемы расположения земельного участка для целей перераспределения земель и (или) земельных участков, такой орган может лишь принять решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии установленных законом оснований.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
Таким образом, положение части 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно в своих определениях указывал на то, что положение ч. 1 ст. 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в ст. 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля, принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (определение от 26 мая 2011 года N 739-0-0, определение от 22 марта 2012 года N 486-0-0, определение от 19.12.2017 N 3094-О).
Исходя из содержания указанных правовых норм в их совокупности, судебная коллегия полагает, что постановление администрации от 05.02.2019 № об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях образования для перераспределения земель, находящихся в государственной собственности и земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в собственности Кульбакина П.И., не может быть отменено в порядке ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», как правовой акт, изданный органом местного самоуправления, без указания оснований для отмены, то есть каким нормам законодательства оно противоречит.
Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление от 06.02.2020 № не содержит ссылок на правовые основания для отмены утвержденной схемы расположения земельного участка для целей перераспределения.
Поскольку оснований для отмены оспариваемого постановления у администрации не имелось, судебная коллегия полагает незаконным постановление администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области от 06.02.2020г. № «Об отмене постановления администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области от 05.02.2019 №».
Признание незаконным постановления администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области от 06.02.2020г. № возобновляет действие ранее принятого администрацией постановления от 05.02.2020 №, которым утверждена расположения земельного участка.
В качестве способа восстановления нарушенного права административным истцом заявлены требования о признании незаконным отказа в перераспределении земель и об обязании административного ответчика заключить соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков в отношении земельного участка с кадастровым номером № по заявлению от 09.10.2019 года №.
Между тем, решение данного вопроса действующее законодательство относит к исключительной компетенции органа местного самоуправления и понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Кроме того, материалы дела, не содержат сведений о принятии административным ответчиком отказа в заключении соглашения в перераспределении земель, в связи с чем, права административного истца не нарушены, основания для признания несуществующего отказа незаконным отсутствуют.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований о признании незаконным оспариваемого постановления № от 06.02.2020 г..
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 02 июля 2020 года отменить, принять по делу новое решение:
Признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области № от 06.02.2020 года «Об отмене постановления администрации МО «Выборгский район» от 05.02.2019 г. №».
Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.
Председательствующий
Судьи
(судья Красоткина Ю.В.)