Дело № 2-171/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2018 года г. Петровск-Забайкальский
Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Лазаревой М.Б.,
с участием истицы Трофимовой Л.В.,
при секретаре Юнжаковой И.А., Юнжаковой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трофимовой Л. В. к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 1 г.Петровска-Забайкальского, Комитету по образованию, делам молодежи, материнства и детства администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский», администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и об обязании производить начисление и выплату заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации и выплачивать к заработной плате районный коэффициент, процентную надбавку к заработной плате за работу в особых климатических условиях Забайкальского края,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что она работает в должности сторожа в МОУ СОШ № 1. Размер ее начисленной заработной платы составляет 6987,30 рублей и включает в себя: оклад -3300 рублей, выслугу 25% -711,38 рублей, доплату за работу в ночное время – 553,29 рубля, 30% надбавку за работу в Читинской области – 1233,05 рублей, 40% районный коэффициент – 1644,07 рублей. Там же она работает в должности дворника на 0,5 ставки и размер ее начисленной заработной платы составляет 3900 рублей, включает в себя: оклад -3300 рублей, 30% надбавку за работу в Читинской области – 1170 рублей, 40% районный коэффициент – 1560 рублей. Считает, что размер ее заработной платы ниже минимального размера оплаты труда, составляющего 7800 рублей, установленного Федеральным законом от 19.12.2016 года № 460-ФЗ «О внесении изменений в ст.1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», что нарушает ее трудовые права, не соответствует положениям Конституции Российской Федерации и трудового законодательства. Полагает, что общий размер ее заработной платы, с учетом 40% районного коэффициента и 30% процентной надбавки, должен составлять 19342,64 рубля в месяц. Поэтому, просит суд взыскать с МОУ СОШ № 1 недоначисленную и невыплаченную ей заработную плату за период с 01.11.2017 по 30.11.2017 года в сумме 8455,35 рублей, возложить на МОУ СОШ № 1 обязанность с 01.12.2017 года выплачивать ей заработную плату в размере не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы, обязать Администрацию городского округа «Город Петровск-Забайкальский» и Комитет по образованию, делам молодежи, материнства и детства Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» профинансировать денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы МОУ СОШ № 1, в случае их недостаточности у последнего.
В судебном заседании истица исковые требования уточнила, пояснив, что поддерживает доводы, изложенные в исковом заявлении, просила взыскать с МОУ СОШ № 1 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.11.2017 года по 30.11.2017 года в сумме 7176,47 рублей и обязать МОУ СОШ № 1 с 01.12.2017 года выплачивать ей заработную плату в размере не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы в районе с особыми климатическими условиями.
Представитель ответчика – МОУ СОШ № 1 г.Петровска-Забайкальского Карманова Л.П. надлежащим образом уведомленная о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явилась, направив в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, а также заявление о признании исковых требований Трофимовой Л.В. о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 01.11.2017 года по 30.11.2017 года в сумме 7176,47 рублей.
Представитель ответчика Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения данного дела, в судебное заседание не явился, каких-либо ходатайств, заявлений от него не поступало.
Представитель ответчика Комитета по образованию, делам молодежи, материнства и детства Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения данного дела, в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с ч. 4, 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.
Выслушав истца, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела (ст. 59 ГПК РФ). Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 ГПК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 38 ГПК РФ стороны пользуются равными правами и несут равные процессуальные обязанности.
Данными трудового договора и приказа № 18 от 01.03.2016 года, трудовой книжки Трофимовой Л.В. и расчетными листками за ноябрь 2017 года подтверждается работа истца в спорный период на 1 ставку в должности сторожа и по 0,5 ставки в должности дворника в МОУ СОШ № 1 г.Петровска-Забайкальского.
По данным расчетных листков, размер начисленной Трофимовой Л.В., заработной платы: по 1 ставке сторожа исходя из оклада в размере 3300 рублей, с начислением доплаты за работу в ночное время, выслуги, районного коэффициента, надбавки за работу в Читинской области составил в ноябре 2017 года за отработанные 167 часов при норме 144 часа - 6987,30 рублей; по 0,5 ставки дворника исходя из оклада в размере 3300 рублей, с начислением районного коэффициента, надбавки за работу в Читинской области и доплаты до МРОТ составил в ноябре 2017 года за отработанный 21 день при норме 21 день - 3900 рублей.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда – МРОТ (часть 2 статья 7 Конституции РФ). При этом, в ч. 3 ст. 37 Конституции РФ указано, что каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Статьей 2 Трудового кодекса РФ закреплено право каждого работника на справедливые условия труда, которое, в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 года, включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии с ч. 1 ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Согласно ч. 3 ст. 133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30.06.2006 года № 90-ФЗ, от 20.04.2007 года № 54-ФЗ) месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ч. 4 ст. 133.1 ТК РФ размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Исходя из этого, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
С 01.07.2017 года Федеральным законом от 19.12.2016 N 460-ФЗ установлен минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации в размере 7800 рублей в месяц.
Из искового заявления Трофимовой Л.В. и материалов дела следует, что установленный ей размер оклада по занимаемым должностям в сумме 3300 рублей составляет менее минимального размера оплаты труда. С учетом начисленных в соответствии с условиями трудового договора и положениями Трудового кодекса Российской Федерации доплат, в том числе районного коэффициента, надбавки за работу в местности с особыми климатическими условиями, и, исходя из количества отработанного времени, размер заработной платы Трофимовой Л.В. за отработанное время составил в ноябре 2017 года по 0,5 ставки должности дворника 3900 рублей, по 1 ставке сторожа -6987,30 рублей.
Согласно Постановления Конституционного суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С.Григорьевой, О.Л.Дейдей, Н.А.Капуриной и И.Я.Кураш от 07 декабря 2017 года № 38-П признаны взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом, выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Исходя из этого, исковые требования Трофимовой Л.В. в части взыскания с ответчика-работодателя недоначисленной заработной платы за спорный период и обязании в дальнейшем начислять ей заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с начислением на него районного коэффициента и надбавки за стаж работы в районе с особыми климатическими условиями подлежат удовлетворению.
Согласно представленному расчету, Трофимова Л.В. просит взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.11.2017 года по 30.11.2017 года в сумме 8455,35 рублей.
Из материалов дела следует, что за ноябрь 2017 года истцу начислена зарплата за работу в должности дворника в размере 3900 рублей (на 0,5 ставки за 21 рабочий день при норме 21 день), за работу в должности сторожа - в размере 6987,30 рублей (на 1 ставку за 144 отработанных часа при норме 167 часов).
При условии начисления районного коэффициента и процентной надбавки за работу в особых климатических условиях на заработную плату, определенную в размере не ниже установленного федеральным законом в Российской Федерации минимального размера оплаты труда, размер заработной платы Трофимовой Л.В. должен составлять за отработанное время: в ноябре 2017 года за работу в должности дворника на 0,5 ставки - 6630 рублей, за работу в должности сторожа на 1 ставку – 11433,77 рублей.
Исходя из этого, разница в размере фактически начисленной истцу заработной платы и подлежащей начислению за указанный период составляет 7176,47 рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 208, ст.209 НК РФ заработная плата относится к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, является объектом налогообложения и подлежит включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц НДФЛ. В связи с тем, что суд не является налоговым агентом, обязанность по удержанию НДФЛ с заработной платы лежит на работодателе.
Следовательно, взысканию в пользу истца с ответчика-работодателя подлежит недоначисленная и невыплаченная заработная плата за период с 01.11.2017 года по 30.11.2017 года в размере, определенном без вычета налога на доходы физических лиц, в сумме 7176,47 рублей.
Требования Трофимовой Л.В. об обязании МОУ СОШ № 1 с 01.12.2017 года производить начисление и выплату ей заработной платы не ниже установленного МРОТ в Российской Федерации и выплачивать районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за работу в местностях с особыми климатическими условиями сверх этого размера подлежат удовлетворению, поскольку иной порядок начисления заработной платы приведет к нарушению права истца, работающего в местности с особыми климатическими условиями, на оплату труда в справедливом размере.
Истцом не приведены обстоятельства и доказательства в подтверждение заявленных в иске требований к ответчикам - администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» и Комитету по образованию, делам молодежи, материнства и детства администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский», вследствие чего оснований для удовлетворения иска к ним не имеется.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ при решении вопроса о взыскании с ответчика государственной пошлины, от уплаты которой истец освобожден, суд с учетом того обстоятельства, что ответчик является бюджетным учреждением, финансируемым из бюджета Забайкальского края, с учетом финансового положения ответчика МОУ СОШ № 1 в силу ст. 333.20 НК РФ, полагает возможным снизить размер государственной пошлины до 0 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Трофимовой Л. В. к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 1 г.Петровска-Забайкальского, Комитету по образованию, делам молодежи, материнства и детства администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский», администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский», удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 1 г.Петровска-Забайкальского в пользу Трофимовой Л. В. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.11.2017 года по 30.11.2017 года в сумме 7176,47 (семь тысяч сто семьдесят шесть) рублей (без вычета подоходного налога).
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г.Петровска-Забайкальского с 01.12.2017 года производить оплату труда Трофимовой Л. В. при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с начислением на него районного коэффициента и надбавки за стаж работы в районе с особыми климатическими условиями.
Снизить до нуля размер государственной пошлины, подлежащей взысканию в местный бюджет с Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 1 г.Петровска-Забайкальского.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Петровск-Забайкальский городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 17.01.2018 года.
Судья: Лазарева М.Б.