Дело № 2а-439/2021
22RS0068-01-2020-007028-48
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 марта 2021 года г.Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе
судьи Ваншейд А.К.,
при секретаре Белоноговой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сотникова С.Е. к Управлению имущественных отношений Алтайского края о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Сотников С.Е. обратился в суд с административным иском к Управлению имущественных отношений Алтайского края о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предварительном согласовании безвозмездного предоставления в собственность без торгов земельного участка, расположенного по адресу .....
В обоснование требований указал, что отказ обоснован невозможностью размещения на земельном участке объекта недвижимости в связи с нахождением на участке охранной зоны линии электропередачи, а также нахождение участка в III поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, образование земельного участка приведет к нарушению строительных, санитарных, противопожарных и иных норм и правил, нарушению п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ. По мнению административного истца, отказ не мотивирован, не основан на законе, поскольку на испрашиваемом земельном участке возможно разместить объект недвижимости с учетом установленных градостроительных ограничений, оспариваемое решение нарушает право административного истца на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Управление не обосновало суть нарушений градостроительных норм и правил, а также не привело конкретные сведения, подтверждающие данные нарушения. Ввиду формальности и неподтвержденности обстоятельств отказа административный истец не имеет возможность проверить наличие таких оснований.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула.
В судебном заседании представитель административного истца Галандина Д.С. на исковых требованиях настаивала по доводам административного иска. С учетом выводов судебной экспертиза дополнительно пояснила, что экспертом достоверно установлена возможность возведения на спорном участке жилого дома при условии освобождения его от деревьев.
Представитель административного ответчика Управления имущественных отношений Алтайского края Насонова К.И. иск не признала. Пояснила, что не оспаривает право административного истца на бесплатное предоставление земельного участка. Однако размещение жилого дома невозможно без сноса деревьев.
Административный истец Сотников С.Е., представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, административный истец в телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. п.1, 5, 7, 8 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что оспариваемое решение принято ДД.ММ.ГГГГ, в суд административный истец направил иск ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный срок.
С учетом изложенного срок на обращение в суд за защитой нарушенного права не пропущен.
Согласно ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 39.19 Земельного кодекса РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 ст.3 Закона Алтайского края от 09.11.2015 N98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» (в редакции на момент принятия оспариваемого решения) закреплено право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства граждан, имеющих трех и более детей и состоящих на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.
Указанные граждане имеют право на предоставление в собственность бесплатно самостоятельно выбранного ими земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства независимо от места постоянного проживания таких граждан на территории .... (п. 3.3 ст..... от ДД.ММ.ГГГГ N 98-ЗС в редакции на момент возникновения спорных отношений).
Как установлено в судебном заседании, административный истец относится к категории граждан, имеющих трех и более детей и состоящих на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, что не оспаривается административным ответчиком.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Сотников С.Е. обратился в Управление имущественных отношений Алтайского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка, общей площадью 955 кв.м., расположенного в кадастровом квартале № по адресу: .... согласно схеме для индивидуального жилищного строительства в соответствии с пунктом 6 статьи 39.5, 39.15 ЗК РФ, законом Алтайского края от 09.11.2015 N98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков».
Решением Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № Сотникову С.Е. отказано в утверждении схемы и в предварительном согласовании предоставления участка в собственность без проведения торгов со ссылкой на нарушение положения п.6 ст. 11.9 ЗК РФ.
В силу ст. 39.15 Земельного кодекса РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; иные документы, перечисленные в п. 2 этой же статьи.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (п. 7).
Согласно подпункту 1 пункта 8 ст.39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (п.п.3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ).
Пунктом 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании пп.3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
В силу ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии, в том числе, хотя бы одного из следующих оснований: испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка (п.п. 14 1).
Отказывая в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка, Управление указало на наличие градостроительных ограничений, а именно на нахождение участка частично в охранной зоне линии электропередачи, необходимость соблюдения нормативного расстояния от газорапределительного пункта шкафного, от сети водоснабжения, от стволов высокоствольных деревьев, что свидетельствует о невозможности образования земельного участка, поскольку территория, на которой возможно осуществить строительство объектов капитального строительства (с учетом соблюдения всех нормативов) отсутствует.
В соответствии с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 (ред. от 21.12.2018), охранные зоны устанавливаются вдоль подземных кабельных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли, расположенного под ней участка недр (на глубину, соответствующую глубине прокладки кабельных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних кабелей на расстоянии 1 метра (при прохождении кабельных линий напряжением до 1 киловольта в городах под тротуарами - на 0,6 метра в сторону зданий и сооружений и на 1 метр в сторону проезжей части улицы).
Согласно таблице 12.5 СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01.-89" минимальное расстояние от фундаментов зданий и сооружений до канализации должно составлять 3 метра, до сетей электроснабжения – 0,6 метра, до водопроводов и напорных канализаций – 5 метров.
В соответствии со СП 62.13330.2011 "Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002» нормативное расстояние от газораспределительного пункта шкафного до зданий и сооружений – 10 м.
Пунктами 4.14, 4.15 Нормативов градостроительного проектирования ...., утвержденных Постановлением .... от ДД.ММ.ГГГГ N 129 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), предусмотрено, что усадебный, одно-, двухквартирный дом должен отстоять, как правило, от красной линии улиц не менее чем на 5 м, от красной линии проездов - не менее чем на 3 м. В районах индивидуальной усадебной жилой застройки, а также на территории, предназначенной для ведения садоводства, расстояние до границы соседнего приусадебного участка по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее: от усадебного, одно-, двухквартирного и блокированного дома - 3 м; от постройки для содержания скота и птицы - 4 м; от других хозяйственных построек (бани, гаража и др.) - 1 м; от стволов высокорослых деревьев - 4 м; среднерослых - 2 м; от кустарника - 1 м.
В соответствии с п. 4.3 СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 N288 (ред. от 14.02.2020), минимальные противопожарные расстояния между жилыми и общественными зданиями, сооружениями принимаются не менее 6 метров (таблица 1).
Между тем, приведенные нормативные предписания не устанавливают безусловный запрет на строительство объектов капитального строительства, в том числе жилых домов, как в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства, так и на земельном участке, на котором расположены зеленые насаждения, а лишь закрепляют определенные требования к расположению объекта капитального строительства.
Согласно пункту 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 (ред. от 21.12.2018), в пределах охранных зон строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений допускается при письменном согласовании с сетевыми организациями.
Пунктом 47 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N878 (ред. от 17.05.2016), земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими с учетом ограничений (обременений), устанавливаемых настоящими Правилами и налагаемых на земельные участки в установленном порядке.
При этом в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года № 447, земельный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4), то есть в зоне, непосредственно предназначенной для возведения индивидуальных жилых домов.
Указание в оспариваемом решении на то, что согласно таблице 3 СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01.-89" расстояние от наружной стены здания и сооружения до стволов высокорослых деревьев должно составлять 5 метров, во внимание не принимается, поскольку указанный СП 42.13330.2011 утратил силу с 01.07.2017 в связи с принятием СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01.-89", в которых расстояние от наружной стены здания и сооружения до ствола деревьев – 5 м. установлено в таблице 9.1 к пункту 9.6 СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01.-89".
При этом таблица 9.1 к пункту 9.6 указанных правил находится в разделе 9 «Зоны рекреационного назначения. Зоны особо охраняемых территорий», соответственно не может применяться в отношении испрашиваемого земельного участка, не расположенного в перечисленных зонах.
Нахождение земельного участка в III поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения речного водозабора само по себе не является основанием для отказа в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления земельного участка. Нормами подпункта 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, расположенные в указанной зоне, не отнесены к землям, ограниченным или изъятым из оборота.
Кроме того, судом по делу назначалась экспертиза для определения возможности расположения на испрашиваемом земельном участке жилого дома в минимальных размерах, предусмотренных действующим законодательством, с учетом соблюдения всех градостроительных, санитарных, противопожарных норм, наличием высокоствольных деревьев, сети водоснабжения, охранной зоны линии электропередачи.
Заключением экспертов ООО «Региональный центр экспертиз «ЭкспертКом» от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что на территории спорного земельного участка находятся среднерослые деревья в виде кленов, сеть водоснабжения, а также участок частично расположен в охранной зоне линии электропередачи, которая проходит вдоль участка с левой стороны, и в границах нормативного расстояния от газораспределительного пункта шкафного (10м). Экспертами сделан вывод о том, что размещение жилого дома на земельном участке, общей площадью 955 кв.м., по адресу: .... (согласно схеме) в минимально установленных действующим законодательством размерах, с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов с учетом установленных обстоятельств (отсутствия высокоствольных деревьев, наличия сети водоснабжения, наличия охранной зоны линии электропередачи, наличия газораспределительного пункта шкафного) возможно при сносе заросли кленов таким образом, чтобы расстояние от стен дома до оставшихся кленов составляло 5м.
Оценивая указанное заключение, суд находит его объективным, полным и обоснованным, с учетом соответствующей предмету исследования квалификации экспертов, проведенного всестороннего исследования. Оснований сомневаться в выводах экспертов, данных о наличии какой-либо заинтересованности с их стороны у суда не имеется.
Таким образом, ссылка административного ответчика на невозможность размещения на запрашиваемом земельном участке объектов капитального строительства, с учетом отсутствия запрета на снос зарослей кленов в указанной зоне (Ж-4), является несостоятельной.
На основании изложенного решение Управления имущественных отношений Алтайского края об отказе в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, не может быть признано обоснованным и законным.
В целях восстановления прав административного истца суд полагает необходимым возложить на Управление имущественных отношений Алтайского края обязанность в установленном законом порядке повторно рассмотреть заявление Сотникова С.Е. от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении схем расположения земельного участка и о предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка.
Требование административного истца об отмене оспариваемого решения удовлетворению не подлежит, поскольку вопрос об отмене решения относится к полномочиям Управления, суд в данном случае полномочия Управления не подменяет.
На основании изложенного суд удовлетворяет требования административного истца в части, признает незаконным решение Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка общей площадью 955 кв.м. по адресу: ...., и возлагает на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявления Сотникова С.Е. от ДД.ММ.ГГГГ № в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Сотникова С.Е. - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Сотникову С.Е. в предварительном согласовании земельного участка по адресу: .....
Обязать Управление имущественных отношений Алтайского края повторно рассмотреть заявление Сотникова С.Е. от ДД.ММ.ГГГГ №.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.К. Ваншейд