Решение по делу № 33-3951/2024 от 15.02.2024

Дело №33-3951/2024

    Судья АнищенкоА.П.    №2-194/2023 (1 инстанция)

УИД 52RS0026-01-2023-000198-43

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Город Нижний Новгород                        09 апреля 2024г.

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Серова Д.В., судей Столбова Е.М., Фролова А.Л.,

при секретаре судебного заседания Ефимовой Д.А.,

с участием прокурора Назаровой П.А., истцов Хлупиной Л.В., Усенко О.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционному представлению прокурора Ветлужского района Нижегородской области, апелляционной жалобе Хлупиной Л. В. на решение Ветлужского районного суда Нижегородской области от 05 декабря 2023г.

гражданское дело по иску прокурора Ветлужского района Нижегородской области в защиту прав и законных интересов Разумовой Г. Г., Каталовой В. Н., Музыкантовой Г. А., Ширяевой Г. А., Верезговой Л. А., Вагановой Ф. В., Штурмина В. Г., Соловьевой Т. П., Смирнова А. В., Чистова В. А., Курановой Г. Л., Походяевой Г. Г., Дмитриева А. В., Губаревой В. А., Хлупиной Л. В., Виноградова П. А., Колышевой Н. В., Мережановой Н. В., Староверова В. И., Орловой Л. А., Саликовой О. И., Либеровой Р. Н., Силкиной Т. П., Усенко О. Г., Лебедевой А. АлексА.ны к администрации Ветлужского муниципального округа Нижегородской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.

Заслушав доклад судьи Серова Д.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ветлужского района Нижегородской области обратился в суд в интересах Разумовой Г.Г. с иском к администрации Ветлужского муниципального округа, Совету депутатов Ветлужского муниципального округа Н. [адрес] о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, принять нормативный правовой акт, указав в обоснование заявленных требований следующее.

В ходе проведённой прокурорской проверки по обращению Разумовой Г.Г. о защите права на социальное обеспечение установлено, что администрацией Ветлужского муниципального округа во исполнение Указа Губернатора №77 индексация пенсии за выслугу лет в 2022 и 2023 гг. не производилась. Решение №54 отменено 27.06.2022г. решением Земского собрания Ветлужского муниципального района Нижегородской области №59, изменения в Положение о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органе местного самоуправления Ветлужского муниципального округа, утверждённое Решением собрания депутатов от 21.02.2023г. №37, устанавливающие порядок индексации пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Ветлужском муниципальном округе, путем перерасчета размера пенсии за выслугу лет из денежного содержания, увеличенного на индекс роста должностного оклада (денежного вознаграждения) по ранее занимаемой или аналогичной должности, с 01.05.2022г. - не внесены.

Допущенное бездействие, выраженное в отсутствии индексации пенсии за выслугу лет, влечет нарушение прав муниципальных служащих на пенсионное обеспечение.

На основании изложенного, прокурор просит суд: возложить обязанность на Совет депутатов принять нормативный правовой акт, регулирующий перерасчёт пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Ветлужского муниципального округа за период с 27.06.2022г. по 31.12.2022г.; возложить обязанность на администрацию Ветлужского муниципального округа Нижегородской области произвести Разумовой Г.Г. перерасчет размера пенсии за выслугу лет из денежного содержания, увеличенного на индекс роста должностного оклада (денежного вознаграждения) по ранее занимаемой или аналогичной должности, с 01.05.2022г. В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установить ответчику двухмесячный срок для совершения указанных действий.

В последующем прокурор обратился в суд с аналогичными исками и требованиями к администрации Ветлужского муниципального округа, Совету депутатов Ветлужского муниципального округа Нижегородской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, принять нормативный правовой акт, по аналогичным основаниям в интересах Каталовой В.Н., Музыкантовой Г.А., Ширяевой Г.А., Верезговой Л.А., Вагановой Ф.В., Штурмина В.Г., Соловьевой Т.П., Смирнова А.В., Чистова В.А., Курановой Г.Л., Походяевой Г.Г., Дмитриева А.В., Губаревой В.А., Хлупиной Л.В., Виноградова П.А., Колышевой Н.В., Мережановой Н.В., Староверова В.И., Орловой Л.А., Саликовой О.И., Либеровой Р. Н., Силкиной Т.П., Усенко О.Г., Лебедевой А.А.

Гражданские дела по указанным искам объединены в одно производство.

Определением суда от 05.12.2023г. производство по делу в части требований прокурора Ветлужского района Нижегородской области к Совету депутатов Ветлужского муниципального округа Нижегородской области о возложении обязанности принять нормативный правовой акт - прекращено.

Решением Ветлужского районного суда Нижегородской области от 05.12.2023г. в удовлетворении исковых требований прокурора Ветлужского района Нижегородской области отказано.

В апелляционном представлении прокурора Ветлужского района Нижегородской области и в апелляционной жалобе Хлупиной Л.В. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права. Ссылаются, что судом неправильно установлены имеющие значение дела обстоятельства, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В письменных возражениях администрация Ветлужского муниципального округа Нижегородской области просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции прокурор и явившиеся истцы Хлупина Л.В. и Усенко О.Г. поддержали доводы апелляционного представления и жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, либо их представители, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Разумова Г.Г., замещала должность муниципальной службы специалист первой категории отдела учета и отчетности управления финансов администрации Ветлужского муниципального района, ее стаж муниципальной и государственной службы составил 21 год 09 месяцев 28 дней. С 08.04.2005г. Разумова Г.Г. является получателем страховой пенсии по старости.

01.12.2009г. Министерством социальной политики Нижегородской области Разумовой Г.Г. была назначена пенсия за выслугу лет, выплата которой осуществлялась за счет средств областного бюджета до 01.01.2014г.

Решением Комиссии по назначению пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Ветлужского муниципального района Нижегородской области при администрации Ветлужского муниципального района Нижегородской области (далее – Комиссия) от 30.01.2014г. Разумовой Г.Г. была переназначена пенсия за выслугу лет, произведен перерасчет размера пенсии с учетом коэффициента ограничения 2,8.

Каталова В.Н. замещала должность муниципальной службы начальник отдела учета и отчетности администрации города Ветлуга, ее стаж муниципальной и государственной службы составил 29 лет 07 месяцев 26 дней. С 06.10.2009г. Каталова В.Н. является получателем страховой пенсии по старости.

09.10.2009г. Министерством социальной политики Нижегородской области Каталовой В.Н. назначена пенсия за выслугу лет, выплата которой осуществлялась за счет средств областного бюджета до 01.01.2014г. Решением Комиссии от 30.01.2014г. Каталовой В.Н. переназначена пенсия за выслугу лет.

Музыкантова Г.А. замещала должность муниципальной службы главный специалист контрольного органа Земского собрания Ветлужского района, ее стаж муниципальной и государственной службы составил 20 лет 02 месяца 25 дней. С 01.05.2009г. Музыкантова Г.А. является получателем страховой пенсии по старости.

22.05.2010г. Министерством социальной политики Нижегородской области Музыкантовой Г.А. назначена пенсия за выслугу лет, выплата которой осуществлялась за счет средств областного бюджета до 01.01.2014г. Решением Комиссии от 30.01.2014г. Музыкантовой Г.А. переназначена пенсия за выслугу лет.

Походяева Г.Г. замещала должность муниципальной службы заведующая отдела финансов администрации Ветлужского района, ее стаж муниципальной и государственной службы составил 36 лет 02 месяцев 08 дней. С 05.12.2004г. Походяева Г.Г. является получателем страховой пенсии по старости.

25.10.2005г. Министерством социальной политики Нижегородской области Походяевой Г.Г. назначена пенсия за выслугу лет, выплата которой осуществлялась за счет средств областного бюджета до 01.01.2014г. Решением Комиссии от 30.01.2014г. Походяевой Г.Г. переназначена пенсия за выслугу лет.

Колышева Н.В. замещала должность муниципальной службы заместитель главы администрации Ветлужского района, начальник управления по труду и социальной защите населения, ее стаж муниципальной и государственной службы составил 39 лет 09 месяцев 16 дней. С 15.06.2008г. Колышева Н.В. является получателем страховой пенсии по старости.

19.07.2011г. Министерством социальной политики Нижегородской области Колышевой Н.В. назначена пенсия за выслугу лет, выплата которой осуществлялась за счет средств областного бюджета до 01.01.2014г. Решением Комиссии от 30.01.2014г. Колышевой Н.В. переназначена пенсия за выслугу лет.

Верезгова Л.А. замещала должность муниципальной службы специалист 1 категории по управлению городским имуществом администрации города Ветлуги, ее стаж муниципальной и государственной службы составил 16 лет 07 месяцев 20 дней. С 17.07.2010г. Верезгова Л.А. является получателем страховой пенсии по старости.

01.01.2011г. Министерством социальной политики Нижегородской области Верезговой Л.А. назначена пенсия за выслугу лет, выплата которой осуществлялась за счет средств областного бюджета до 01.01.2014г. Решением Комиссии от 30.01.2014г. Верезговой Л.А. переназначена пенсия за выслугу лет.

Хлупина Л.В. замещала должность муниципальной службы управляющий делами администрации Ветлужского муниципального района, ее стаж муниципальной службы составил 23 года 5 месяцев 11 дней. С 10.08.2015г. Хлупина Л.В. является получателем страховой пенсии по старости. Решением Комиссии от 21.01.2016г. Хлупиной (ранее Герасимовой) Л.В. назначена пенсия за выслугу лет с 01.01.2016г.

Усенко О.Г. замещала должность муниципальной службы начальник финансового управления администрации Ветлужского муниципального района, ее стаж государственной и муниципальной службы составил 29 лет 02 месяца 03 дня. С 26.03.2019г. Усенко О.Г. является получателем страховой пенсии по старости. Решением Комиссии от 24.10.2019г. Усенко О.Г. назначена пенсия за выслугу лет с 03.10.2019г.

Ваганова Ф.В. замещала должность муниципальной службы специалист первой категории отдела планирования и анализа бюджета финансового управления администрации Ветлужского муниципального района, ее стаж государственной и муниципальной службы составил 22 года 09 месяцев 11 дней. С 19.12.2013г. Ваганова Ф.В. является получателем страховой пенсии по старости. Решением Комиссии от 27.06.2016г. Вагановой Ф.В. назначена пенсия за выслугу лет с 01.07.2016г.

Силкина Т.П. замещала должность муниципальной службы заместитель главы администрации города Ветлуги, ее стаж государственной и муниципальной службы составил 20 лет 03 месяца 05 дней. С 05.12.2011г. Силкина Т.П. является получателем страховой пенсии по старости. Решением Комиссии от 08.12.2015г. Силкиной Т.П. назначена пенсия за выслугу лет с 10.11.2015г.

Мережанова Н.В. замещала должность муниципальной службы главный специалист Земского собрания Ветлужского муниципального района, ее стаж государственной и муниципальной службы составил 18 лет 02 месяца 23 дня. С 26.08.2015г. Мережанова Н.В. является получателем страховой пенсии по старости. Решением Комиссии от 21.01.2016г. Мережановой Н.В. назначена пенсия за выслугу лет с 23.12.2015г.

Ширяева Г.А. замещала должность муниципальной службы ведущий специалист сектора учета и отчетности администрации Ветлужского муниципального района, ее стаж государственной и муниципальной службы составил 25 лет 07 месяцев 29 дней. С 26.08.2015г. Ширяева Г.А. является получателем страховой пенсии по старости. Решением Комиссии от 21.05.2018г. Ширяевой Г.А. назначена пенсия за выслугу лет с 02.04.2018г.

Куранова Г.Л. замещала должность муниципальной службы главный специалист сектора имущественных отношений администрации Ветлужского муниципального района, ее стаж государственной и муниципальной службы составил 23года 03 месяца 24 дня. С 21.02.2022г. Куранова Г.Л. является получателем страховой пенсии по старости. Решением Комиссии от 07.06.2022г. Курановой Г.Л. назначена пенсия за выслугу лет с 01.05.2022г.

Штурмин В.Г. замещал должность муниципальной службы заместитель главы администрации по экономике, инвестиционной политике, развитию предпринимательства администрации Ветлужского муниципального района, его стаж муниципальной и государственной службы составил 27 лет 10 месяцев 12 дней. С 05.09.2014г. Штурмин В.Г. является получателем страховой пенсии по старости. Решением Комиссии от 22.01.2015г. Штурмину В.Г. назначена пенсия за выслугу лет с 30.12.2014г.

Староверов В.И. замещал должность муниципальной службы заместитель главы администрации Ветлужского муниципального района, его стаж муниципальной и государственной службы составил 28 лет 2 дня. С 15.11.2005г. Староверов В.И. является получателем страховой пенсии по старости. 15.11.2005г. Министерством социальной политики Нижегородской области Староверову В.И. назначена пенсия за выслугу лет, выплата которой осуществлялась за счет средств областного бюджета до 01.01.2014г. Решением Комиссии от 30.01.2014г. Староверову В.И. переназначена пенсия за выслугу лет.

Лебедева А.А. замещала должность муниципальной службы глава сельской администрации Макарьевского с/с Ветлужского района, её стаж муниципальной и государственной службы составил 19 лет 05 месяцев 23 дня. С 09.01.2009г. Лебедева А.А. является получателем страховой пенсии по старости. 09.01.2009г. Министерством социальной политики Нижегородской области Лебедевой А.А. назначена пенсия за выслугу лет, выплата которой осуществлялась за счет средств областного бюджета до 01.01.2014г. Решением Комиссии от 30.01.2014г. Лебедевой А.А. переназначена пенсия за выслугу лет.

Орлова Л.А. замещала должность муниципальной службы глава Новоуспенской сельской администрации Ветлужского района, её стаж муниципальной и государственной службы составил 25 лет 09 месяцев 18 дней. С 10.04.2005г. Орлова Л.А. является получателем страховой пенсии по старости. 01.02.2006г. Министерством социальной политики Нижегородской области Орловой Л.А. была назначена пенсия за выслугу лет, выплата которой осуществлялась за счет средств областного бюджета до 01.01.2014г. Решением Комиссии от 30.01.2014г. Орловой Л.А. переназначена пенсия за выслугу лет.

Соловьева Т.П. замещала должность муниципальной службы заведующей отдела кадровой политики и информационного обеспечения администрации Ветлужского муниципального района, ее стаж муниципальной службы составил 28 лет 03 месяца 11 дней. С 24.12.2015г. Соловьева Т.П. является получателем страховой пенсии по старости. Решением Комиссии от 21.01.2016г. Соловьевой Т.П. назначена пенсия за выслугу лет с 26.12.2015г.

Виноградов П.А. замещал муниципальную должность председатель Земского собрания Ветлужского района, его стаж государственной и муниципальной службы составил 12 лет 09 месяцев 26 дней. С 30.09.2012г. Виноградов П.А. является получателем страховой пенсии по старости. 01.10.2012г. Министерством социальной политики Нижегородской области Виноградову П.А. назначена пенсия за выслугу лет, выплата которой осуществлялась за счет средств областного бюджета до 01.01.2014г. Решением Комиссии от 30.01.2014г. Виноградову П.А. переназначена пенсия за выслугу лет.

Смирнов А.В. замещал муниципальную должность глава местного самоуправления Галкинского с/с Ветлужского района, его стаж муниципальной и государственной службы составил 25 лет 03 месяца 23 дня. С 01.02.2011г. Смирнов А.В. является получателем страховой пенсии по старости. 01.11.2012г. Министерством социальной политики Нижегородской области Смирнову А.В. была назначена пенсия за выслугу лет, выплата которой осуществлялась за счет средств областного бюджета до 01.01.2014г. Решением Комиссии от 30.01.2014г. Смирнову А.В. переназначена пенсия за выслугу лет.

Чистов В.А. замещал муниципальную должность глава местного самоуправления города Ветлуги, стаж муниципальной и государственной службы составил 19 лет 08 месяцев 05 дней. С 18.04.2010г. Чистов В.А. является получателем страховой пенсии по старости. 18.04.2010г. Министерством социальной политики Нижегородской области Чистову В.А. назначена пенсия за выслугу лет, выплата которой осуществлялась за счет средств областного бюджета до 01.01.2014г. Решением Комиссии от 30.01.2014г. Чистову В.А. переназначена пенсия за выслугу лет.

Губарева В.А. замещала муниципальную должность глава местного самоуправления Микрихинского с/с Ветлужского района, стаж муниципальной и государственной службы составил 31 год 08 месяцев 28 дней. С 29.04.2001г. Губарева В.А. является получателем страховой пенсии по старости. 30.11.2001г. Министерством социальной политики Нижегородской области Губаревой В.А. назначена пенсия за выслугу лет, выплата которой осуществлялась за счет средств областного бюджета до 01.01.2014г. Решением Комиссии от 30.01.2014г. Губаревой В.А. переназначена пенсия за выслугу лет.

Либерова Р.Н. замещала муниципальную должность глава местного самоуправления Крутцовского с/с Ветлужского района, её стаж муниципальной и государственной службы составил 29 лет 03 месяца 27 дней. С 07.05.2013г. Либерова Р.Н. является получателем страховой пенсии по старости. Решением Комиссии от 06.11.2015г. Либеровой Р.Н. назначена пенсия за выслугу лет с 16.10.2015г.

Саликова О.И. замещала муниципальную должность глава местного самоуправления Волыновского с/с Ветлужского района, её стаж муниципальной и государственной службы составил 29 лет 03 месяца 27 дней. С 11.10.2005г. Саликова О.И. является получателем страховой пенсии по старости. Решением Комиссии от 24.10.2019г. Саликовой О.И. назначена пенсия за выслугу лет с 25.09.2015г.

Д. А.В. замещал муниципальную должность глава местного самоуправления Проновского с/с Ветлужского района, его стаж муниципальной и государственной службы составил 25 лет 23 дня. С 23.10.2018г. Д. А.В. является получателем страховой пенсии по старости. Решением Комиссии от 26.11.2018г. Дмитриеву А.В. назначена пенсия за выслугу лет с 01.11.2018г.

Таким образом, истцы являются получателями пенсии за выслугу лет, назначенной им как лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Ветлужского муниципального района Нижегородской области.

После назначения пенсии за выслугу лет истцам неоднократно производился перерасчет её размера в связи с изменением размера страховой пенсии, а так же индексация.

Так, решением Комиссии от 26.11.2021г. размер пенсии за выслугу лет истцам увеличен с 01.11.2021г. с учетом индексации денежного содержания муниципальных служащих в 1.030 раза.

В 2022г. перерасчет пенсии за выслугу лет производился только в связи с изменением размера страховой пенсии.

Решением Комиссии от 30.05.2023г., в соответствии с решением Совета депутатов Ветлужского муниципального округа Нижегородской области от 27.04.2023г. №84, установившим новый порядок индексации пенсии за выслугу лет, утвержден индекс повышения должностного оклада (денежного вознаграждения), рассчитанного по каждому получателю пенсии за выслугу лет: Разумовой Г.Г. – 1.22, Каталовой В.Н. – 1.18, Музыкантовой Г.А. – 1.22, Походяевой Г.Г. – 1.21, Колышевой Н.В. – 1.21, Верезговой Л.А. – 1.22, Хлупиной Л.В. – 1.17, Усенко О.Г. – 1.18, Вагановой Ф.В. – 1.22, Силкиной Т.П. – 1.19, Мережановой Н.В. – 1.22, Ширяевой Г.А. – 1.23, Курановой Г.Л. – 1.22, Штурмина В.Г. – 1.18, Староверова В.И. – 1.21, Лебедевой А.А. – 1.20, Орловой Л.А. – 1.20, Соловьевой Т.П. – 1.16, Виноградова П.А. – 1.15, Смирнова А.В. – 1.15, Чистова В.А. – 1.15, Губаревой В.А. – 1.15, Либеровой Р.Н. – 1.15, Саликовой О.И. – 1.15, Дмитриева А.В. – 1.15.

Перерасчет пенсии произведен истцам за период с 01.01.2023г.

Обращаясь в суд с указанным иском, истцы и прокурор полагают, что перерасчет пенсии за выслугу лет должен быть произведен с 01.05.2022г. из денежного содержания, увеличенного на индекс роста должностного оклада по ранее занимаемой или аналогичной должности, ссылаясь на Указ Губернатора Нижегородской области от 29.04.2022г. №77, решение Земского собрания Ветлужского муниципального района Нижегородской области от 27.05.2022г. №54.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции не усмотрел нарушений пенсионных прав истцов, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Проверяя обоснованность выводов суда относительно отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, судебная коллегия находит, что состоявшееся по делу судебное решение принято с нарушением норм материального права и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.

Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих, обусловленный содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, равно как и ограничениями, связанными с прохождением государственной и муниципальной службы.

С учетом этих особенностей законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств.

Так, например, в соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 02.03.2007г. №25-ФЗ), право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено в числе основных прав муниципального служащего (п. 12 ч. 1 ст. 11).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.03.2007г. №25-ФЗ, муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (часть 1). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель) (часть 2). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) (часть 3).

Согласно пункту 5 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 02.03.2007г. №25-ФЗ муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет.

В силу части 2 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007г. №25-ФЗ определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Таким образом, приведенные нормативные положения Федерального закона от 02.03.2007г. №25-ФЗ направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих.

При этом, отмечается, что по существу, условия пенсионного обеспечения муниципальных и государственных гражданских служащих должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.

В целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу (п. 11 ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Согласно пункту 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Пункт 6 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Согласно статье 53 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Так, в силу статьи 86 Бюджетного кодекса РФ установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования относится к бюджетным полномочиям муниципальных образований. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Данные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Таким образом, исходя из анализа указанных норм права, следует, что регулирование вопроса назначения, порядка выплаты, в том числе и индексации пенсии, лицам, проходившим муниципальную службу в соответствующем муниципальном образовании субъекта Российской Федерации, отнесено к ведению органов местного самоуправления, то есть в данном случае - Ветлужскому муниципальному району Нижегородской области, где решением Земского собрания Ветлужского муниципального района Нижегородской области от 30.10.2013г. №118 утверждено Положение о пенсии за выслугу лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Ветлужского муниципального района Нижегородской области, в котором определены условия назначения пенсии за выслугу лет, размер пенсии за выслугу лет, порядок и сроки назначения выплаты, перерасчета, индексации и возобновления выплаты пенсии за выслугу лет в спорный период, где согласно п. 1.2. Положения о пенсии финансирование пенсии за выслугу лет производится за счет средств районного бюджета.

В соответствии с п. 3.1 Положения о пенсии (в редакции от 22.12.2016г. №143) размер пенсии за выслугу лет исчисляется из среднемесячного заработка лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органе местного самоуправления, за последние 12 полных месяцев замещения указанных должностей, предшествующих: 1) дню прекращения замещения: а) муниципальных должностей органа местного самоуправления при выполнении условий, указанных в пункте 2.2 раздела 2 настоящего Положения; б) должностей муниципальной службы органа местного самоуправления; в) отдельных должностей муниципальной службы в контрольно-счетном органе либо избирательной комиссии муниципального образования, главы местных администраций, с которыми был заключен контракт на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования, а также должностей муниципальной службы в органе местного самоуправления, с которыми до 01.06.2007г. (до вступления в силу Федерального закона от 02.03.2007г. №25-ФЗ) в соответствии с уставом муниципального образования был заключен срочный трудовой договор на срок полномочий главы местного самоуправления (главы местной администрации) при выполнении условий, указанных в пункте 2.3 раздела 2 настоящего Положения; 2) дню достижения данными лицами возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 ст. 8 и статьями 30 - 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» либо дававшего право на трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Размер среднемесячного заработка, исходя из которого рассчитывается пенсия за выслугу лет, не может превышать: 1) 2.8 среднемесячного денежного вознаграждения, исчисленного за период, указанный в пункте 3.1 настоящего Положения, по замещавшейся муниципальной должности при прекращении её замещения либо по замещаемой ранее аналогичной муниципальной должности; 2) 2.8 среднемесячного должностного оклада, исчисленного за период, указанный в пункте 3.1 настоящего Положения, по замещавшейся должности муниципальной службы в органе местного самоуправления при прекращении её замещения либо по замещаемой ранее должности муниципальной службы в органе местного самоуправления либо аналогичной ей на день достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (п. 3.2 Положения о пенсии, с изм. от 22.12.2014г. №166).

Если для назначения пенсии за выслугу лет учитывается среднемесячный заработок за период, предшествующий дню достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию, либо прекращения замещения муниципальных должностей, должностей муниципальной службы в органе местного самоуправления, а обращение за назначением пенсии за выслугу лет последовало в более поздний период, то для расчета применяется минимальный должностной оклад (денежное вознаграждение), установленный по соответствующей или аналогичной должности на день обращения за пенсией за выслугу лет. Надбавки к должностному окладу (денежному вознаграждению) учитываются фактически получаемые ранее заявителем в расчетном периоде, принятом для исчисления пенсии за выслугу лет (п. 3.3 Положения о пенсии).

Пункт 7.2 Положения о пенсии (с изменениями и дополнениями от 27.05.2022г. №53) предусматривает, что в связи с централизованным изменением размера должностных окладов лиц, замещающих должности муниципальной службы Нижегородской области, установленным муниципальным правовым актом представительного органа Ветлужского муниципального района, перерасчет размера пенсии за выслугу лет производится с 1-го числа месяца, в котором произошли эти изменения, если муниципальным правовым актом, регламентирующим данные изменения не установлен иной срок».

Перерасчет размера пенсии за выслугу лет в соответствии с абзацем вторым пункта 9.3 раздела 9 настоящего Положения производится с месяца, с которого изменен размер страховой пенсии.

Согласно внесенным изменения в раздел 9 Положения, в частности в пункт 9.3.1 от 27.05.2022г. №53), который предусматривает, что в случае централизованного изменения размеров должностных окладов лиц, замещающих должности муниципальной службы Нижегородской области перерасчет размера пенсии за выслугу лет производится в соответствии с муниципальными правовыми актами представительного органа Ветлужского муниципального района, по правилам для первоначального назначения пенсии за выслугу лет.

Следовательно, из системного толкования приведенных правовых норм следует, что действовавшим в спорный период Положением с учетом принятого решения о внесении изменений о пенсии от 27.05.2022г. №53 был установлен механизм назначения пенсии за выслугу лет, устанавливавший порядок индексации пенсии путем индексации размера среднемесячного заработка муниципального служащего, из которого исчислялась пенсия, на соответствующий индекс роста должностного оклада (денежного вознаграждения), с последующим определением размера пенсии исходя из размера проиндексированного среднемесячного заработка.

При этом, следует заметить, что Положение о пенсии за выслугу лицам замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Ветлужского муниципального района Нижегородской [адрес] с учетом внесенных в него изменений решением Земского собрания Ветлужского муниципального района от 27.05.2022г. №53, содержит положения, в частности п. 7.2 предусматривающий и регламентирующий порядок индексации (перерасчета) пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности на основе произошедших изменений в муниципальных правовых актах, регламентирующие данные изменения.

Так, представленное со стороны истца решение Земского собрания Ветлужского муниципального района Нижегородской области от 27.05.2022г. содержит выводы о необходимости проведения перерасчета пенсии с отсылкой на нормативно-правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, в частности на Указ Губернатора Нижегородской области от 29.04.2022г. №77 «Об установлении размеров денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности в Нижегородской области, размеров должностных окладов и окладов за классный чин лиц, замещающих должности муниципальной службы Нижегородской области», Положение об оплате труда муниципальных служащих Нижегородской области, замещающих должности муниципальной службы в Земском собрании Ветлужского муниципального района, администрации Ветлужского муниципального района о ее отраслевых органах, утвержденного решением Земского собрания Ветлужского района от 02.11.2007г. №208 (с изменениями), решение Земского собрания от 30.10.2013г. №118 «Об утверждении Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Ветлужского муниципального района Нижегородской области».

Ввиду изложенного, в распоряжении Земского собрания Ветлужского муниципального района Нижегородской области имелся правовой акт о повышении (индексации) денежного вознаграждения и денежного содержания лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы Ветлужского муниципального района Нижегородской области с 01.05.2022г. на определенный индекс увеличения, действовавший до отмены решения Земского собрания Ветлужского муниципального района от 27.05.2022г. №53 «О внесении изменений в Положение о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Ветлужского муниципального района Нижегородской области, утвержденное решением Земского собрания Ветлужского муниципального района от 30.10.2013г. №118», «О перерасчёте размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органа местного самоуправления Ветлужского муниципального района Нижегородской области», датированные - 27.06.2022г.

Следовательно, требования прокурора о перерасчете индексации пенсии в связи с увеличением денежного вознаграждения муниципальных служащих Ветлужского муниципального района Нижегородской области основаны на вышеприведенном правовом регулировании, в связи с чем являются обоснованными, а решение Ветлужского районного суда Нижегородской области от 05.12.2023г. об отказе в удовлетворении требований подлежащим отмене.

Таким образом, установив вышеизложенные обстоятельства, в силу положений статьи 327.1 ГПК РФ, оценивая в совокупности, имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные прокурором доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о возложении обязанности на администрацию Ветлужского муниципального округа Нижегородской области произвести перерасчет размера пенсии истцам за выслугу лет из денежного содержания, увеличенного на индекс роста должностного оклада (денежного вознаграждения) по ранее занимаемой или аналогичной должности с 01.05.2022г. по 27.06.2022г.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016г. №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что при установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Учитывая все заслуживающие внимания обстоятельства, объективно влияющие на возможность ответчика по исполнению на него возложенных обязанностей, судебная коллегия считает необходимым установить администрации Ветлужского муниципального округа Нижегородской области срок для исполнения решения суда в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ветлужского районного суда Нижегородской области от 05 декабря 2023 года отменить, принять по делу новое решение.

Возложить обязанность на администрацию Ветлужского муниципального округа Нижегородской области произвести Разумовой Г. Г., Каталовой В. Н., Музыкантовой Г. А., Ширяевой Г. А., Верезговой Л. А., Вагановой Ф. В., Штурмину В. Г., Соловьевой Т. П., Смирнову А. В., Чистову В. А., Курановой Г. Л., Походяевой Г. Г., Дмитриеву А. В., Губаревой В. А., Хлупиной Л. В., Виноградову П. А., Колышевой Н. В., Мережановой Н. В., Староверову В. И., Орловой Л. А., Саликовой О. И., Либеровой Р. Н., Силкиной Т. П., Усенко О. Г., Лебедевой А. АлексА.не перерасчет размера пенсии за выслугу лет из денежного содержания, увеличенного на индекс роста должностного оклада (денежного вознаграждения) по ранее занимаемой или аналогичной должности с 1 мая 2022г. по 27 июня 2022г.

Установить администрации Ветлужского муниципального округа Нижегородской области двухмесячный срок для совершения указанных действий.

Председательствующий судья

Судьи

Апелляционное определение составлено в окончательной форме

11 апреля 2024г.

33-3951/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Каталова Валентина Николаевна
Либерова Раиса Николаевна
ЧИСТОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Штурмин Валентин Геннадьевич
Верезгова Любовь Андреевна
Староверов Владимир Иванович
Колышева Наталья Валентиновна
Губарева Валентина Антоновна
Ваганова Фаина Вениаминовна
Смирнов Александр Валентинович
Дмитриев Андрей Витальевич
Хлупина Людмила Витальевна
Силкина Татьяна Павловна
Усенко Ольга Геннадьевна
Куранова Галина Леонидовна
Ширяева Галина Александровна
Музыкантова Галина Алексеевна
Походяева Галина Геннадьевна
Лебедева Анна Александровна
Виноградов Павел Анатольевич
Прокуратура Ветлужского района
Разумова Галина Геннадьевна
Орлова Людмила Александровна
Соловьева Тамара Павловна
Мережанова Надежда Владимировна
Саликова Ольга Ивановна
Ответчики
Совет депутатов Ветлужского муниципального округа
администрация Ветлужского муниципального округа Нижегородской области
Другие
Министерство кадровой политики
Финансовое управление администрации Ветлужского муниципального округа Нижегородской области
Министерство социальной политики Нижегородской области
ГУ-Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области
Государственно-правовой департамент Нижегородской области
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Серов Дмитрий Владимирович
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
19.02.2024Передача дела судье
19.03.2024Судебное заседание
09.04.2024Судебное заседание
15.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2024Передано в экспедицию
09.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее