Решение по делу № 2а-142/2020 от 29.01.2020

32RS0-20

Строка стат.отчёта-3.189

Дело 2а-142/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 марта 2020года г.Клинцы

Клинцовский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Лахтикова А.А.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Брянской области к Шитой Т. Е. о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Административный истец обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что Шитой Т. Е. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и признавалась плательщиком страховых взносов, Однако, ДД.ММ.ГГГГ. налогоплательщик прекратил свою деятельность и, поскольку в установленный законом срок административный ответчик суммы страховых взносов не уплатила, то в соответствии со ст.69 НК РФ, ему были выставлены требования об уплате страховых взносов и пени № 121407 от 28.04.2018 г., №19604 от 02.10.2017 г., № 19603 от 02.10.2017 г. всего на общую сумму 5004,84 рублей. До настоящего времени сумма страховых взносов и пени административным ответчиком в добровольном порядке, не уплачена, административный истец просил взыскать с административного ответчика сумму задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, штраф за неуплату налога, взимаемого с налогоплательщиков, пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование, на общую сумму 5004, 84 руб. В связи с тем, что срок для обращения в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности по данным требованиям в соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ истек, просит восстановить пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления, указав уважительной причиной пропуска срока обращение с заявлением в мировой суд о выдаче судебного приказа, а также на необходимость учитывать интересы взыскателя, связанные с пополнением местного бюджета.

В судебное заседание представитель административного истца МИФНС России №1 по Брянской области, надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания, в суд не явился. От представителя административного истца – исполняющей обязанности начальника МИФНС России № 1 по Брянской области, поступило ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя, заявленные требования поддержала и настаивала на их удовлетворении.

Административный ответчик Шитой Т. Е., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, об отложении дела не ходатайствовала, письменного отзыва относительно заявленных требований суду не представила.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей(далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Из статьи 419 НК РФ следует, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Частью 5 статьи 432 НК РФ предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата траховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

Из выписки ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Шитой Т. Е. с ДД.ММ.ГГГГ. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и прекратила деятельность ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате, налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Пункт 8 ст. 45 НК РФ предусматривает, что правила, предусмотренные данной статьёй, применяются также в отношении сборов, пеней и штрафов.
Согласно п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога, пени, штрафа в установленный срок производится взыскание задолженности в порядке, предусмотренном НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Из материалов дела усматривается, что в адрес плательщика направлялось налоговое уведомления № 121407 от 28.04.2018 г., №19604 от 02.10.2017 г., № 19603 от 02.10.2017 г. на общую сумму 5004,84 рублей которые до настоящего времени не исполнены. Согласно сведениям из информационного ресурса, данное требование было направлено в адрес плательщика заказным письмом.

В поданном заявлении административный истец просит о восстановлении пропущенного срока, в связи с тем, что срок обращения в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности по требованиям в соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ истек, ссылаясь на то, что предусмотренный законом срок нарушен по уважительной причине. В качестве причин пропуска процессуального срока налоговый орган указал необходимость учитывать интересы взыскателя, связанные с пополнением местного бюджета, а так же то, что с заявлением в мировой суд о выдаче судебного приказа он обратился своевременно, однако в его принятии истцу было отказано.

В связи с неисполнением административным ответчиком требования об уплате налога на имущество физических лиц и пени, административный истец обратился к мировому судье мирового судебного участка № 76 судебного района города Клинцы Брянской области с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Шитой Т. Е. Определением мирового судьи от 10.01.2020 года взыскателю отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа по основаниям, предусмотренным п.3ч.3ст.123.4 КАС РФ.

С административным иском Межрайонная ИФНС России № 1 по Брянской области обратилась в суд общей юрисдикции 29.01.2020г., пропустив установленный ч. 3 ст. 48 НК РФ срок для обращения в суд.

Согласно п.3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве Российской Федерации. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, исходя из ст.ст.46, 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, предельный срок принудительного взыскания налога представляет собой совокупность сроков уплаты налога, на направление требования (3 месяца), на исполнение требования в добровольном порядке (10 дней), на бесспорное взыскание путем направления в банк инкассового поручения (60 дней) и на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки (6 месяцев). При этом 6-месячный срок для обращения налогового органа в суд, установленный п. 3 ст. 48 указанного Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении заявленных требований к физическим лицам исчисляется с момента истечения 6-месячного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 данного Кодекса для бесспорного взыскания сумм.

Из изложенного следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1-3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года № 1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица, судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п.2 ст. 48 или п.1 ст. 115 Кодекса сроки, для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О).

Из материалов дела следует, что с заявлением о взыскании с ответчика задолженности инспекция обратилась в суд за пределами срока, предусмотренного п.3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации, установленного для реализации права на судебное взыскание недоимки по налогам, пеням и штрафам.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Межрайонная ИФНС России № 1 по Брянской области обратилась в Клинцовский районный суд c административным иском и при подаче иска в суд ходатайствовала о восстановлении пропущенного срока, при этом в обоснование пропуска процессуального срока представитель истца просили учесть интересы взыскателя, связанные с пополнением бюджета, иных доводов и доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока обращения с заявлением представлено не было.

Пропуск налоговой инспекцией шестимесячного срока, установленного п. 2 ст. 48 НК РФ, объективно имел место, и суд не усматривает оснований в данном случае для его восстановления.

Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений и должна знать и соблюдать правила обращения с заявлением в суд. Следует учитывать, что своевременность подачи заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи, с чем отсутствуют основания полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

Обстоятельства, связанные с соблюдением налоговым органом, установленного п.2 ст.48 НК РФ срока на обращение в суд и уважительностью причин в случае его пропуска, являются юридически значимыми при разрешении спора по настоящему делу и, учитывая публичный характер правоотношений, подлежат исследованию судом независимо от того, ссылались ли на них стороны в ходе судебного разбирательства.

Согласно п. 8 ст. 219 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Ввиду того, что налоговым органом утрачены правовые способы взыскания задолженности по налогам и пени, установленные по настоящему делу судом обстоятельства, являются основанием для применения инспекцией положений подпункта 4 пункта 1 ст.59 НК РФ в части признания данной задолженности безнадежной к взысканию и списанию таковой.

В силу п.5 ст. 180 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок, в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Таким образом, учитывая, что административные исковые требования по настоящему административному делу заявлены с пропуском срока для подачи данного заявления, требования Межрайонной ИФНС России № 1 по Брянской области о взыскании с Шитой Т. Е. страховых взносов и пени за неуплату (неполную уплату) страховых взносов, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180, 219, 290 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Брянской области к Шитой Т. Е. о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Клинцовский районный суд Брянской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 13 марта 2020г.

Председательствующий судья                 А.А. Лахтиков

2а-142/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС № 1 по Брянской области
Ответчики
Шитая Татьяна Егоровна
Суд
Клинцовский районный суд Брянской области
Судья
Лахтиков Александр Александрович
Дело на сайте суда
klincovsky.brj.sudrf.ru
29.01.2020Регистрация административного искового заявления
30.01.2020Передача материалов судье
31.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
31.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2020Подготовка дела (собеседование)
18.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.02.2020Судебное заседание
13.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.05.2020Дело оформлено
26.05.2020Дело передано в архив
10.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее