Судья Коляда В.А. Дело <данные изъяты> (2-2264/2019)
50RS0<данные изъяты>-74
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<данные изъяты> 20 января 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Мирошкина В.В.,
судей Алибердовой Н.А. и Никифорова И.А.,
с участием прокурора Корнилова П.С.,
при помощнике судьи Токаревой И.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серпуховского городского прокурора <данные изъяты>, действующего в интересах муниципального образования «<данные изъяты>» к Расходову В. Я. и Филипповой Т. С. о признании недействительными выписок из похозяйственной книги, результатов межевания земельных участков, снятии их с кадастрового учёта, истребовании земельных участков из чужого незаконного владения и прекращении права собственности на них
по апелляционной жалобе Расходова В. Я.
на решение Серпуховского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>,
заслушав доклад судьи Московского областного суда Мирошкина В.В.,
объяснения Расходова В.Я.,
установила:
Серпуховский городской прокурор <данные изъяты>, действующий в интересах муниципального образования в лице администрации городского округа <данные изъяты>, обратился в суд с иском к Расходову В.Я. и Филипповой Т.С., в котором просил: признать недействительными выписку из похозяйственной книги от <данные изъяты> <данные изъяты> о наличии у Расходова В.Я. в мае 1991 года права на земельный участок с кадастровым номером 50:32:0030209:379 площадью 1 277 кв. м, расположенный по адресу: <данные изъяты>, городской округ Серпухов, д. Глубоково, выписку из похозяйственной книги от <данные изъяты> <данные изъяты> о наличии у Филипповой Т.С. в мае 1991 года права на земельный участок с кадастровым номером 50:32:0030213:268 площадью 900 кв. м, расположенный по тому же адресу; результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 50:32:0030209:379 площадью 1 277 кв. м и результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 50:32:0030213:268 площадью 900 кв. м, расположенных по адресу: <данные изъяты>, городской округ Серпухов, д. Рыблово; прекратить зарегистрированное за Расходовым В.Я. право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:32:0030209:379 площадью 1 277 кв. м; прекратить зарегистрированное за Филипповой Т.С. право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:32:0030213:268 площадью 900 кв. м; истребовать из незаконного владения Расходова В.Я. земельный участок с кадастровым номером 50:32:0030209:379 площадью 1 277 кв. м; истребовать из незаконного владения Филипповой Т.С. земельный участок с кадастровым номером 50:32:0030213:268 площадью 900 кв. м.
Требования мотивированы тем, что в производстве следственного отдела по <данные изъяты> ГСУ СК РФ по <данные изъяты> находилось уголовное дело <данные изъяты>, которое возбуждено следственным отделом в декабре 2018 в отношении главы сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района <данные изъяты> Бахмата П.Г. по признакам преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 286 УК РФ и п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ. Согласно материалам уголовного дела Бахмат П.Г., являясь главой сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района <данные изъяты>, достоверно зная о наличии свободных земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории данного сельского поселения, сведения о которых отсутствуют в похозяйственных книгах, дал указание сотруднику администрации сельского поселения Васильевское изготовить ответчикам выписки из похозяйственной книги, указав в них ложные сведения о том, что в похозяйственной книге имеются сведения, подтверждающие, что ответчикам с <данные изъяты> принадлежат на праве фактического пользования земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства. На основании вышеуказанных выписок из похозяйственной книги Серпуховским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> было зарегистрировано право собственности ответчиков на указанные выше (спорные) земельные участки, что повлекло существенное нарушение прав муниципального образования «<данные изъяты>» в виде причинения материального ущерба. Органами предварительного следствия установлен факт незаконности предоставления земельных участков в собственность, поскольку в похозяйственных книгах сведений в отношении ответчиков не имеется. Органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Таким образом, орган местного самоуправления, осуществляющий распоряжение земельными участками неразграниченной собственности в данной ситуации не давал согласие на постановку на кадастровый учёт спорных земельных участков и их не отчуждал, то есть земельные участки выбыли из его обладания незаконным путём, поскольку право собственности было незаконно оформлено.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель процессуального истца - помощник Серпуховского городского прокурора <данные изъяты> заявленные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель материального истца - администрации городского округа <данные изъяты>, будучи надлежащим образом извещённым о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился.
Ответчик Расходов В.Я. в суде первой инстанции иск в отношении себя не признал.
Ответчик Филиппова Т.С., надлежащим образом извещённая о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явилась.
Представители третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> и Территориального управления Росимущества по <данные изъяты> в суд первой инстанции не явились, также были извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Решением Серпуховского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования Серпуховского городского прокурора <данные изъяты> удовлетворены.
Не согласившись с вышеприведённым решением суда первой инстанции, ответчик Расходов В.Я. подал апелляционную жалобу на предмет его отмены как незаконного.
В суде апелляционной инстанции ответчик Расходов В.Я. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Прокурор Корнилов П.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Остальные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещённые о времени и месте разбирательства дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки судебную коллегию своевременно не известили и не просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
При таких обстоятельствах и с учётом положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определила возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив материалы дела в пределах этих доводов, заслушав объяснения ответчика и прокурора, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, как постановленного в соответствии с действующими нормами материального и процессуального права, по следующим основаниям.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
По смыслу статьи 327 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 39 своего постановления от <данные изъяты> <данные изъяты> "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", необходимо иметь в виду, что в силу части 6 статьи 330 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям. Характер допущенных судом первой инстанции нарушений (формальный или неформальный) определяется судом апелляционной инстанции в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств дела и содержания доводов апелляционных жалобы, представления.
К формальным нарушениям не могут быть отнесены нарушения норм процессуального права, предусмотренные пунктами 1 - 3 части 1 и частью 4 статьи 330 ГПК РФ, а также такое нарушение или неправильное применение судом первой инстанции норм процессуального права, которое привело или могло привести к принятию неправильного решения суда (часть 3 статьи 330 ГПК РФ), что устанавливается судом апелляционной инстанции в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств дела и содержания доводов апелляционных жалобы, представления.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании выписки из похозяйственной книги от <данные изъяты> за Расходовым В.Я. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:32:0030209:379 площадью 1 277 кв. м, расположенный по адресу: <данные изъяты>, городской округ Серпухов (ранее - <данные изъяты>), д. Глубоково, право на земельный участок возникло по фактическому пользованию данным участком с <данные изъяты>.
На основании выписки из похозяйственной книги от <данные изъяты> за Филипповой Т.С. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:32:0030213:268 площадью 900 кв. м, расположенный по адресу: <данные изъяты>, городской округ Серпухов (ранее - <данные изъяты>), д. Рыблово, право возникло по фактическому пользованию данным участком с <данные изъяты>.
Судом установлено, что в производстве следственного отдела по <данные изъяты> ГСУ СК РФ по <данные изъяты> находилось уголовное дело <данные изъяты>, которое возбуждено следственным отделом в декабре 2018 года в отношении главы сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района <данные изъяты> Бахмата П.Г. по признакам преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 286 УК РФ и п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ.
По материалам уголовного дела Бахмат П.Г., являясь главой сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района <данные изъяты>, достоверно зная о наличии свободных земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории данного сельского поселения, сведения о которых отсутствуют в похозяйственных книгах, дал указание сотруднику администрации сельского поселения Васильевское изготовить ответчикам выписки из похозяйственной книги, указав в ней ложные сведения о том, что в похозяйственной книге имеются сведения, подтверждающие, что ответчикам с <данные изъяты> принадлежат на праве фактического пользования земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства. На основании вышеуказанных выписок из похозяйственной книги Серпуховским отделом Управления Росреестра по <данные изъяты> было зарегистрировано право собственности ответчика Расходова В.Я. - на земельный участок с кадастровым номером 50:32:0030209:379 и ответчика Филипповой Т.С. - на земельный участок с кадастровым номером 50:32:0030213:268, что повлекло существенное нарушение прав муниципального образования в виде причинения материального ущерба.
Администрация городского округа <данные изъяты> обратилась к Серпуховскому городскому прокурору <данные изъяты> с просьбой предъявить в суд с исковое заявление с целью возвращения в распоряжение муниципального образования земельных участков, выбывших в результате незаконных действий должностных лиц сельского поселения.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от <данные изъяты> № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно ст. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ «О регулировании земельных отношений в <данные изъяты>» органы местного самоуправления осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от <данные изъяты> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьёй 25.2 Федерального закона от <данные изъяты> № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В силу ст. 11.1 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), действующей в период незаконного изъятия земельных участков, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Согласно ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают своё существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от <данные изъяты> № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с <данные изъяты> - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"), за исключением случаев, указанных в пункте 4 ст. 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи, то есть на основании решения суда. Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретённые гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
На основании ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В силу ст. 87 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего с <данные изъяты> до <данные изъяты>, на землях городов при переходе права собственности на строение переходит также и право пользования земельным участком или его частью. При переходе права собственности на строение к нескольким собственникам, а также при переходе права собственности на часть строения, земельный участок переходит в общее пользование собственников строения.
Согласно статье 37 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего с <данные изъяты> по <данные изъяты>, при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками. В случае перехода права собственности на строение, сооружение к нескольким собственникам, указанные права на землю переходят, как правило, в размере пропорционально долям собственности на строение, сооружение.
В соответствии со статьёй 35 ЗК РФ, действующего в настоящее время, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объёме, что и прежний собственник. В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам, порядок пользования земельным участком определяется с учётом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
В силу статьи 36 ЗК РФ, действующей до <данные изъяты>, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены кодексом, федеральными законами. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учётом долей в праве собственности на здание. В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено кодексом, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В случае, если не осуществлён государственный кадастровый учёт земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьёй 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдаёт заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счёт выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учётом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учётом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Пунктами 1 и 2 ст. 25.2 Федерального закона от <данные изъяты> № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", действующего на момент возникновения спорных правоотношений, предусматривалось, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй.
Согласно ст. 8 Федерального закона от <данные изъяты> № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" учёт личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве: фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретён земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи; площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями.
Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учёта личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 69 ЗК РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
В силу статьи 17 Федерального закона от <данные изъяты> № 78-ФЗ «О землеустройстве» межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат. Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
Согласно пункту 14.5 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства от <данные изъяты>, процедура согласования границ не проводится при наличии в государственном земельном кадастре сведений (координат поворотных точек границ), позволяющих определить их положение на местности с точностью, которая соответствует техническим условиям и требованиям, установленным Росземкадастром.
В соответствии со статьёй 16 Федерального закона от <данные изъяты> № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действовавшего при проведении межевания спорных земельных участков, кадастровый учёт осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В силу пункта 9 статьи 38 Федерального закона от <данные изъяты> № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закреплённые с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Положениями статьи 39 Федерального закона от <данные изъяты> № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определён порядок согласования местоположения границ земельных участков, в соответствии с которым местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, то есть с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казёнными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); на праве пожизненного наследуемого владения; на праве постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казённым предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); на праве аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключён на срок более, чем пять лет), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно статье 23 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» постановка на учёт объекта недвижимости, учёт адреса правообладателя или снятие с учёта объекта недвижимости осуществляются в случае принятия органом кадастрового учёта соответствующего решения об осуществлении кадастрового учёта.
Разрешая заявленные прокурором исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ в их совокупности и установив, что испрашиваемые земельные участки в установленном законом порядке Расходову В.Я. и Филипповой Т.С. не предоставлялись, ни до введения в действие Земельного кодекса РФ, ни после его введения, учитывая, что земельные участки выбыли из государственной собственности помимо воли собственника, пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом основанием возникновения права собственности Расходова В.Я. и Филипповой Т.С. на указанные земельные участки являлись выписки из похозяйственной книги, выданные с нарушением действующего законодательства, иных доказательств, свидетельствующих о том, что ответчики по состоянию на май 1991 года фактически и на законных основаниях являлись владельцами спорных земельных участков, на которых располагались личные подсобные хозяйства указанных лиц либо их правопредшественнников, суду в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Поскольку выписки из похозяйственной книги о наличии у ответчиков личных подсобных хозяйств и права на спорные земельные участки являются недействительными, а также то, что право собственности на спорные земельные участки было зарегистрировано на основании указанных выписок, суд пришёл к правильному выводу о том, что зарегистрированное право собственности ответчиков, результаты межевания спорных земельных участков, их государственный кадастровый учёт осуществлены с нарушением действовавшего в период возникновения спорных правоотношений земельного законодательства, в связи с чем также являются недействительными.
По мнению суда, нарушенное право собственности на земельные участки подлежит восстановлению не только путём прекращения права собственности ответчиков на них, истребования их из чужого незаконного владения в порядке ст. 301 ГК РФ, но и признания результатов межевания недействительными и снятием их с кадастрового учёта, поскольку межевание земельных участков было проведено на основании недостоверных документов, неуполномоченным на то лицом, сведения в государственный кадастр недвижимости были внесены неуполномоченным лицом, то есть без учёта мнения собственника земельного участка – муниципального образования «Серпуховский муниципальный район <данные изъяты>», чем нарушены положения ст. 20 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
Доводы апелляционной жалобы заявителя о том, что на момент оформления права собственности на спорный земельный участок Расходову В.Я. выписка из похозяйственной книги не предоставлялась, и он не знал о содержании в ней ложных сведений, коме того, ответчику Расходову В.Я. земельный участок был предоставлен как многодетной семье, не могут быть приняты во внимание, поскольку на момент предоставления спорного земельного участка семья Расходовых многодетной в силу действующего законодательства не являлась. В качестве правоустанавливающего документа - основания возникновения права собственности Расходова В.Я. на спорный земельный участок с КН 50:32:0030209:379 указана именно выписка из похозяйственной книги от <данные изъяты>, признанная судом недействительной.
Таким образом, судом первой инстанции, по существу, правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, правильно определены и в полном объёме установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно распределено между сторонами бремя доказывания указанных обстоятельств. Доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности, а также в совокупности с установленными фактическими обстоятельствами.
Выводы суда основаны на материалах дела.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела, которые могли бы повлечь отмену, в том числе и безусловную (ч. 4 ст. 330 ГПК РФ), решения суда, судебной коллегией не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Серпуховского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Расходова В. Я. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи: