Дело №2-8994/2024
УИД 35RS0010-01-2024-011681-57
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда 20 ноября 2024 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
судьи Шевчук Ю.С.,
при секретаре Мирау В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гупанова П. И., Гупановой Л. Н. к Администрации Вологодского муниципального округа о возложении обязанности,
установил:
Гупанов П.И., Гупанова Л.Н. обратились в суд с иском к Администрации Вологодского муниципального округа, в котором со ссылкой на положения Указа Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19.10.2022 №756», просили возложить на Администрацию Вологодского муниципального округа обязанность обратиться к Губернатору Вологодской области за распоряжением о заключении договора социального найма на жилое помещение, предоставленное по договору коммерческого найма по адресу: <адрес> для вынужденно отселенных жителей <адрес> Гупановой Л. Н. и Гупанова П. И..
В процессе рассмотрения дела к участию в качестве третьих лиц привлечены Правительство Вологодской области, Министерство строительства Вологодской области.
Истец Гупанов П.И., его представитель Дорофеев М.Г. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить. Дополнительно указали, что 22.10.2024 Гупанову П.И. присвоен статус вынужденного переселенца. В соответствии с Законом РФ от 19.02.1993 №4530-1 «О вынужденных переселенцах», Указом Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19.10.2022 №756» Гупанов П.И. имеет право на заключение договора социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес>.
Истец Гупанова Л.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась.
Представитель ответчика Администрации Вологодского муниципального округа по доверенности Шадрина С.Г. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьих лиц Правительства Вологодской области, Министерства строительства Вологодской области по доверенностям Соколова Н.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> числится в реестре объектов муниципальной собственности.
На основании срочного трудового договора № от 01.06.2023 Гупанова Л.Н. принята на работу в <данные изъяты> на должность уборщика служебных помещений на 0,5 ставки.
25.05.2023 Гупановой Л.Н. главе Вологодского муниципального округа подано заявление о предоставлении жилого помещения, в связи с осуществлением трудовой функции.
05.06.2023 <данные изъяты> в Управление строительства, энергетики и коммунального хозяйства Вологодского муниципального округа направлено ходатайство о предоставлении жилого помещения в <адрес> для проживания сотрудника Гупановой Л.Н.
Вопрос рассмотрен на заседании жилищной комиссии Администрации Вологодского муниципального округа от 07.06.2023 №, принято решение о заключении договора найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> срок на 2 года.
Постановлением Администрации Вологодского муниципального округа от 08.06.2023 № в муниципальный жилищный фонд коммерческого использования включено жилое помещение – квартира, общей площадью 44,3 кв.м по адресу: <адрес>; указанное жилое помещение предоставлено по договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования Гупановой Л.Н. на состав семьи их 2 человек (Гупанова Л.Н., Гупанов П.И. – супруг); 08.06.2023 между Администрацией Вологодского муниципального округа (наймодатель) и Гупановой Л.Н. (наниматель) заключен договор найма №41-Ф жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования.
Согласно Устава Вологодского муниципального округа к полномочиям администрации Вологодского муниципального округа относятся, в том числе обеспечение проживающих в муниципальном округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со ст. 2 Закона Вологодской области от 29.06.2005 № «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан», ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Указанным в настоящем пункте собственникам жилых помещений жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди в случае, если в установленном федеральным законодательством порядке не принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположено принадлежащее им на праве собственности жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд в целях последующего изъятия такого жилого помещения;
гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
В силу ст.52 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Как установлено, Гупанов П.И. является собственником жилых помещений, находящихся в общей долевой собственности, расположенные по адресам:
-<адрес>, общей площади 21,6 кв.м.;
-<адрес>, общей площади 59,8 кв.м.;
-<адрес>, общей площади 39,30 кв.м.
Таким образом, семья Гупанова П.И. составом из 3 (трех) человек (Гупанов П. И., Гупанова Л. Н. - супруга, ФИО1 - сын) обеспечена жилой площадью более учетной нормы (10 кв.м, на человека), установленной постановлением администрации Вологодского муниципального округа от 01.02.2023 № «Об установлении размера учетной нормы площади жилого помещения и размера нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма».
В ответ на запросы администрации Вологодского муниципального округа получены следующие сведения:
жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не подвергалось обстрелам, разрушений и повреждений не имеет. В Вологодскую область семья Гупанова П.И. выехала до 22.05.2023. На момент захода ДРГ и объявления КТО фактически на подведомственной территории не проживали. ЧС на территории района не объявлялось;
жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не является аварийным. Семья Гупанова П.И. более 5 (пяти) лет не проживает в указанном жилом помещении. Жилое помещение не утрачено, обстрелов со стороны вооруженных формирований Украины на территории сельского поселения не было, режим ЧС не вводился.
жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не утрачено, не было признано непригодным для проживания, ЧС на территории населенного пункта не объявлялось.
21.03.2024 в соответствии с протоколом № заседания жилищной комиссии при Администрации Вологодского муниципального округа Гупанову П.И. в составе семьи из 3 человек (Гупанова Л.Н. – супруга, ФИО1 – сын) отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, п.1 и 3 ч.1 ст.6 закона Вологодской области от 29.06.2005 №-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан», так как представленные Гупановым П.И. документы не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Кроме того, в соответствии в пп. «в» п.3 Указа Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19.10.2022 №756» органы исполнительной власти Республики Крым, Краснодарского края, Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Ростовской областей и г. Севастополя (средний уровень реагирования) осуществляют временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений.
Органы исполнительной власти Вологодской области не входят в указанный перечень субъектов Российской Федерации и на территории Вологодской области средний уровень реагирования не действует.
Согласно п.4 ч.3 ст.19 ЖК РФ жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.
Поскольку спорное жилое помещение предоставлено по договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования, соответственно, оно не относится к жилищному фонду социального использования.
Также суд считает необходимым отметит следующее.
22.10.2024 Гупанову П.И. выдано удостоверение вынужденного переселенца.
Определением Вологодского городского суда Вологодской области от 20.11.2024 в удовлетворении ходатайства Гупанова П.И. о привлечении к участию в деле в качестве соответчиков Правительства Вологодской области, Министерства строительства Вологодской области отказано.
В силу ст.108 ЖК РФ порядок предоставления жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, устанавливается федеральными законами.
В силу ст.11 Закона РФ от 19.02.1993 №4530-1 «О вынужденных переселенцах» жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев являются федеральной собственностью, находятся в оперативном управлении территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев предоставляются лицам, признанным в установленном порядке вынужденными переселенцами, их несовершеннолетним детям независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца, если вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации.
Жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев предоставляются вынужденным переселенцам в порядке очередности по договорам найма жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев на срок действия статуса вынужденного переселенца из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека.
Учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилых помещениях для временного поселения, и принятие решения о предоставлении им жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев осуществляются территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
МВД России от 23.08.2017 утвержден приказ № «Об утверждении формы заявления вынужденного переселенца о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, формы книги регистрации указанных заявлений и порядка ее ведения, формы единого списка вынужденных переселенцев на получение жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев и порядка его ведения, формы направления на проживание в жилом помещении фонда для временного поселения вынужденных переселенцев».
С учетом приведенных обстоятельств и правовых норм, принимая во внимание, что отсутствуют правовые основания для предоставления истцам жилого помещения по договору социального найма, жилое помещение по адресу: <адрес> предоставлено по договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования органом местного самоуправления в рамках решения вопросов местного значения, Губернатор области издают распоряжения в пределах своих полномочий, издание распоряжения о заключении договора социального найма не относится в полномочия Губернатора области, для вынужденных переселенцев предусмотрено предоставление жилых помещений для временного поселения, то основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Гупанова П. И., Гупановой Л. Н. к Администрации Вологодского муниципального округа о возложении обязанности – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд Вологодской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.С. Шевчук
Мотивированное решение изготовлено 04.12.2024.