Дело №2-2124/2024

(18RS0009-01-2024-003391-88)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 ноября 2024 года                                г. Воткинск УР

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Карпухина А.Е.,

при секретаре Дячук М.Ю.,

с участием: представителя истца – Прокопьевой Н.П., действующей на основании доверенности от 26 июля 2024 года, сроком действия по 31 декабря 2026 года,

ответчика Мартюшевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике к МЕВ о взыскании незаконно полученной ежемесячной выплаты,

у с т а н о в и л:

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее по тексту – ОСФР по УР) обратилось в суд с иском к Мартюшевой Е.В. с требованиями о взыскании суммы незаконно полученной ежемесячной выплаты в размере 731 510 руб. 26 коп., мотивируя следующим.

26 июня 2006 года Мартюшева Е.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении компенсации по уходу за ребенком - инвалидом МИМ, в связи с чем, 28 июня 2006 года ей была назначена ежемесячная компенсационная выплата в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1994 года №551 «О размере компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», которая выплачивалась вместе с пенсией МИМ.

При назначении данной выплаты Мартюшевой Е.В. были разъяснены основания прекращения осуществления компенсационной выплаты и ее обязанность сообщить в течение 5-ти дней о наступлении указанных обстоятельств.

С 01 октября 2021 года в соответствии с постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации №181п от 07 мая 2021 года Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воткинске Удмуртской Республики (межрайонное) реорганизовано в форме присоединения к Государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике.

С 01 января 2023 года в соответствии с постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации №357п от 12 декабря 2022 года Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике реорганизовано в форме присоединения к нему другого юридического лица - Федерального Фонда социального страхования в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике.

В 2021 году истцу из письма «Канифольного детского дома-интернат для умственно отсталых детей» стало известно, что Мартюшев И.М. поступил в указанное учреждение на стационарное социальное обслуживание еще 26 февраля 2010 года и будет в нем находится до достижения восемнадцатилетнего возраста, в связи с чем, с июля 2021 года выплата компенсации была прекращена.

Мартюшева Е.В., заведомо зная, что она обязана сообщить в пенсионный орган о любых обстоятельствах, влекущих за собой изменение или прекращение выплаты, не сообщила об этом и незаконно получила компенсацию трудоспособному лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом за периоды с 01 марта 2010 года по 31 августа 2010 года, с 16 декабря 2010 года по 31 января 2011 года, с 18 июня 2011 года по 30 июня 2011 года, с 01 июля 2011 года по 30 апреля 2012 года, с 01 августа 2012 года по 31 октября 2012 года, с 01 июля 2013 года по 30 июня 2021 года в размере 746 510 руб. 26 коп.

После    обнаружения переплаты специалистами Отделения ответчику было предложено, во избежание судебных разбирательств, и, как следствие, уменьшения судебных издержек, добровольно погасить образовавшуюся переплату, путем ее перечисления на расчетный счет пенсионного органа. Мартюшева Е.В. написала собственноручное заявление о признании переплаты и ее погашении в добровольном порядке. В добровольном порядке ею внесено 15 000 руб. 00 коп. Остаток задолженности в сумме 731 510 руб. 26 коп. не погашен. Таким образом, Мартюшева Е.В. неосновательно приобрела денежные средства, принадлежащие ОСФР.

Определением суда, вынесенным в протокольной форме в ходе судебного заседания 08 октября 2024 года, к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Казенное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (далее – КУСО УР «РСРЦН»).

В судебном заседании представитель истца ОСФР по УР - Прокопьева Н.П. исковые требования поддержала по изложенным в иске доводам, просила заявленные исковые требования удовлетворить, поддержала представленные ранее отзыв на возражения ответчика относительно заявленных исковых требований, а также возражения на заявление ответчика о пропуске срока исковой давности.

Согласно письменным возражениям представителя истца на заявление ответчика о пропуске срока исковой давности, течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга, а поскольку Мартюшева Е.В. 08 февраля 2022 года написала заявление о добровольном возмещении излишне полученной суммы пенсии, сроки подачи искового заявления не пропущены.

Ответчик Мартюшева Е.В. заявленные исковые требования не признала, просила в иске отказать в связи с истечением срока исковой давности, привела доводы аналогичные изложенным в её возражениях на исковое заявление, суть которых сводится к тому, что вывод истца о необходимости взыскании с Мартюшевой Е.В. как неосновательного обогащения сумм компенсационной выплаты в размере 731510 руб. 26 коп. за период с 1 марта 2010 года по 30 июня 2021 года включительно, нельзя признать правомерным, в силу того, что истцом не доказан факт недобросовестности со стороны ответчика, тогда как исходя из содержания пунктов 2-8 Правил осуществления ежемесячных выплат трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми – инвалидами в возрасте до 18 лет, а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, именно со стороны истца не были совершены действия по проверке законности или незаконности получения ответчиком выплат за период с 2010 года по 2021 год включительно.

Ответчик 02 августа 2022 года обратилась к истцу с заявлением о добровольном возмещении ущерба, при этом сумма ущерба не была зафиксирована, тем не менее, пенсионный орган принял решение о предоставлении рассрочки в выплате задолженности. Указанная задолженность добросовестно ею выплачивалась, она полагала, что между ней и пенсионным органом возникло соглашение о добровольном погашении суммы долга за последние три года, то есть в период с февраля 2019 года по 30 июня 2021 года. Считает, что своими действиями по получению денежных средств от ответчика с февраля 2022 года по настоящее время истец подтверждает, что между сторонами было заключено соглашение о порядке погашения возникшей задолженности, в частности, что ответчик ежемесячно погашает сумму долга в размере 500 руб., а истец данную сумму принимает. При этом, какого - либо решения, либо предложения о расторжении и прекращении ранее достигнутых договоренностей между истцом и ответчиком не оформлялось, в ее адрес не направлялось. С учетом ее материального положения, наличия у нее малолетних детей, единовременное взыскание заявленной суммы является значительным и существенным ущемлением ее прав и прав ее детей, которым она будет лишена возможности предоставлять полноценное и достойное содержание с учетом размера прожиточного минимума, в связи с чем указывает на возможность предоставления ей судом рассрочки исполнения решения суда.

Согласно отзыву представителя истца ОСФР по УР - Прокопьевой Н.П. на возражения ответчика на исковое заявление, ежемесячная выплата была назначена Мартюшевой Е.В. 28 июня 2006 года на основании ее заявления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1994 года №551 «О размере компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособным гражданином».

В соответствии с Указом Президента РФ от 26 февраля 2013 года №175 «О ежемесячных, выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы», ежемесячные выплаты производятся к установленной ребенку-инвалиду или инвалиду с детства I группы пенсии в период осуществления ухода за ним. Выплаты носят компенсационный, а не дополнительный характер и по своей правовой природе являются одной из мер социальной поддержки трудоспособных лиц, осуществляющих ввиду необходимости уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы и не имеющих вследствие этого какого-либо дохода (в виде заработка, пенсии и др.).

Ежемесячная выплата устанавливается к пенсии ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы и рассматривается с учетом норм пенсионного законодательства. Трудоспособность лица в рамках пенсионного законодательства связана с наступлением определенных событий.

В соответствии с п.12 «Правил осуществления ежемесячных выплат трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы», утвержденных постановлением Правительства РФ от 02 мая 2013 года №397 «Об осуществлении ежемесячных выплат трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы» (далее – Правила №397) осуществление ежемесячной выплаты прекращается в следующих случаях помещение ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы в организацию, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме (подп. «з»). В соответствии с п. 13 Правил №397, лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии: об изменении своей категории в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил; о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера ежемесячной выплаты, прекращение осуществления ежемесячной выплаты в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.

Также согласно п.19 Правил №397, в случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений для назначения и осуществления ежемесячной выплаты повлекло за собой перерасход средств на ее выплату, виновные лица возмещают причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В пенсионном деле имеется обязательство Мартюшевой Е.А., о том, что она ознакомлена о случаях прекращения компенсационной выплаты и об обязанности сообщить в течении 5-ти дней о наступлении этих случаев.

Пункты 6 и 6 (1) «Правил осуществления ежемесячных выплат трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми - инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы», на которые ответчик Мартюшева Е.А. ссылается в своих возражениях, согласно постановлению Правительства РФ от 27 февраля 2021 года №278 утратили силу.

В своем заявлении о добровольном возмещении излишне полученной суммы пенсии Мартюшева Е.В. собственноручно указала, что излишне выплаченную сумму будет платить самостоятельно на счет в твердой денежной сумме - 500 рублей. На сегодняшнее время Мартюшевой Е.В. добровольно внесено 15 000 руб. 00 коп.

Представитель третьего лица - КУСО УР «РСРЦН», будучи надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, согласно поступившему заявлению представителя третьего лица Селякиной О.Б., действующей на основании доверенности 18 АБ 1629107 от 21 мая 2021 года, просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя. На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав представителя истца, ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ответчик МЕВ, <дата> года рождения, является матерью МИМ, <дата> года рождения (л.д.52), который является ребенком-инвалидом, указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.

26 июня 2006 года Мартюшева Е.В. обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воткинске Удмуртской Республики с заявлением о назначении ей компенсации по уходу за ребенком-инвалидом - МИМ, <дата> года рождения, на основании Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»/Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», указав, что она не работает (л.д.6).

Из указанного заявления следует, что Мартюшева Е.В. о поступлении на работу, увольнении с работы, изменениях в составе семьи и о перемене места жительства обязуется своевременно - в течение 5 дней, сообщить в отдел назначения, перерасчета и выплаты пенсий.

Решением пенсионного органа с 28 июня 2006 года Мартюшевой Е.А., как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, была установлена ежемесячная компенсационная выплата в связи с уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет на период с 01 июня 2006 года по 30 апреля 2007 года, указанные обстоятельства следуют из представленного протокола ГУ-Управление ПФ РФ в г.Воткинске УР по пенсионному делу №940866 (л.д.7).

08 августа 2012 года Мартюшева Е.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики с заявлением, в котором просила назначить ей компенсацию трудоспособному лицу, занятому уходом за нетрудоспособным - МИМ, с <дата> (л.д.11).

На основании данного заявления решением пенсионного органа от 15 августа 2012 года Мартюшевой Е.В. с 01 августа 2012 года по 30 ноября 2013 года назначена ежемесячная компенсационная выплата в размере 1 380 руб. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», осуществляемую МИМ (л.д.12).

Решением пенсионного органа от 17 июля 2013 года №940866 Мартюшевой Е.В., как лицу, осуществляющему уход за ребенком – инвалидом (инвалидом с детства I группы) – МИМ в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года №175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы», назначена ежемесячная выплата в размере 6 325 руб. с 01 июля 2013 года на период осуществления ухода (л.д.14).

В последующем на основании распоряжения управляющего ОСФР по Удмуртской Республике (Якшур-Бодьинский район) от 24 июня 2019 года был произведен перерасчет размера указанной ежемесячной выплаты Мартюшевой Е.В., как лицу, осуществляющему уход за ребенком – инвалидом (инвалидом с детства I группы) – МИМ и установлен в размере 11 500 руб. 00 коп. с 01 июля 2019 года на период осуществления ухода (л.д.15).

На основании путевки Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики от 01 февраля 2010 года №3, МИМ, <дата> года рождения, находится на стационарном социальном обслуживании в Канифольном детском доме-интернате для умственно отсталых детей с 25 февраля 2010 года.

Об указанных обстоятельствах помещения МИМ в организацию, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме, что в силу действующего законодательства влечет прекращение ежемесячной выплаты лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, Мартюшева Е.В. пенсионный орган не уведомила.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 07 мая 2021 года №181п «О реорганизации территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Удмуртской Республике», Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Удмуртской Республике реорганизовано в форме присоединения к нему подведомственных территориальных органов ПФР (п.1); Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Удмуртской Республике переименовано в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике (п.2).

01 октября 2021 года сведения о реорганизованном юридическом лице - Государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике, внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 декабря 2022 года №357н Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике, переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике.

Ввиду поступившей в 2021 году информации о нахождении МИМ на стационарном социальном обслуживании в Канифольном детском доме-интернате для умственно отсталых детей, решением пенсионного органа от 16 июня 2021 года №47992021 осуществление Мартюшевой Е.В. ежемесячной компенсационной выплаты в связи с уходом за ребенком-инвалидом было прекращено с 01 июля 2021 года (л.д.17).

Согласно протоколу о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии от 23 ноября 2021 года №934, расчету излишне перечисленной суммы пенсии за период с 01 марта 2010 года по 31 августа 2010 года, с 16 декабря 2010 года по 31 января 2011 года, с 18 июня 2011 года по 30 июня 2011 года, с 01 июля 2011 года по 30 апреля 2012 года, с 01 августа 2013 года по 31 октября 2012 года, с 01 июля 2013 года по 30 июня 2021 года сумма излишне полученной Мартюшевой Е.В. ежемесячной выплаты за время нахождения ее сына МИМ в учреждении стационарного социального обслуживания составила 746 510 руб. 26 коп.

Письмом от 16 декабря 2021 года ОПФР по Удмуртской Республике уведомило Мартюшеву Е.В. о выявлении переплаты ежемесячной выплаты за указанные выше периоды, кроме того, ей было предложено в течение 30 календарных дней с момента получения письма обратиться в клиентскую службу (на правах отдела) к г. Воткинске для решения вопроса по возмещению переплаты в досудебном порядке – оформить заявление о добровольном возмещении переплаты.

08 февраля 2022 года Мартюшева Е.В. обратилась в ОПФР по Удмуртской Республике с заявлением о добровольном возмещении излишне полученных сумм пенсии, указав, что излишне выплаченную сумму будет платить самостоятельно на счет с 01 февраля 2022 года согласно п.22 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2017 года №885н в твердой денежной сумме – 500 руб. в счет погашения излишне выплаченных сумм пенсии в размере 746 510 руб. 26 коп. (л.д.23-24).

В период с февраля 2022 года по август 2024 года Мартюшевой Е.В. в счет возмещения излишне полученных сумм ежемесячной выплаты добровольно погашена задолженность на сумму 15 000 руб. указанные обстоятельства подтверждаются историей выплаты за период с 01января 2021 года по 31 августа 2024 года (л.д.29), чеками ПАО «Сбербанк России» от 20 декабря 2023 года на сумму 500 руб., от 31 января 2024 года на сумму 500 руб., от 29 марта 2024 года на сумму 500 руб., от 26 апреля 2024 года на сумму 500 руб., от 27 апреля на сумму 500 руб., от 28 мая 2024 года на сумму 500 руб. и от 12 августа 2024 года на сумму 1 000 руб.

Факт зачисления денежных средств на счет Мартюшевой Е.В. (бенефициар Мартюшев И.М., 13 ноября 2005 года рождения) сумм компенсационной выплаты за период с 01 марта 2010 года по 30 апреля 2012 года, с 01 августа 2012 года по 31 августа 2012 года, с 01 сентября 2012 года по 30 ноября 2012 года в размере 1380 руб. 00 коп. ежемесячно; за период с 01 июля 2013 года по 30 января 2018 года, с 01 февраля 2018 года по 30 июня 2019 года в размере 6 325 руб. 00 коп. ежемесячно; с 01 июля 2019 года по 30 июня 2021 года в размере 11 500 руб. 00 коп. ежемесячно, подтвержден запросом истца (л.д.25) и ответом ПАО «Сбербанк России» на данный запрос (л.д.26).

В целях досудебного урегулирования спора письмом от 04 июля 2024 года №18-10-0307/17259 ответчику предложено вернуть незаконно полученную сумму ежемесячной денежной выплаты, с учетом добровольно погашенной задолженности, в размере 732 510 руб. 26 коп. (л.д.27).

Указанное предложение о возмещении суммы переплаты ежемесячной выплаты в добровольном порядке оставлено Мартюшевой Е.В. без ответа.

Ссылаясь на неосновательное обогащение ответчика вследствие получения ею в отсутствие законных оснований ежемесячной выплаты в связи с уходом за ребенком-инвалидом, ОПФР по Удмуртской Республике обратилось в суд с настоящим иском.

В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» с 01 июля 2008 года были установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1 200 рублей, в том числе, неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.

В порядке реализации данного Указа, постановлением Правительства РФ от 04 июня 2007 года №343 были утверждены «Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет» (далее - Правила №343).

В соответствии с пунктом 2 данных Правил, ежемесячная компенсационная выплата назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим, в том числе, уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.

Компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии (пункт 3 Правил №343).

Пунктом 9 Правил №343 был предусмотрен исчерпывающий перечень оснований прекращения осуществления компенсационной выплаты.

Так, подпункт «з» пункта 9 Правил №343 предусматривал, что осуществление компенсационной выплаты прекращается в случае помещения нетрудоспособного гражданина в государственное или муниципальное стационарное учреждение социального обслуживания.

При этом в пункте 10 Правил №343 была установлена обязанность лица, осуществляющего уход, известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.

Указом Президента РФ от 26 февраля 2013 года №175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» с 01 января 2013 года установлены ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы: родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 5 500 руб.; другим лицам - в размере 1 200 руб. (на основании Указ Президента РФ от 07.03.2019 №95 размер выплат лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, с 01 января 2019 года установлен в размере 10 000 руб.).

В соответствии с данным Указом, постановлением Правительства РФ от 02 мая 2013 года №397 утверждены «Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы» (далее - Правила №397), в пункте 2 которых предусмотрено, что ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, независимо от совместного проживания с ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.

Ежемесячная выплата устанавливается одному лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним. Ежемесячная выплата производится к установленной ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы пенсии и осуществляется в течение периода осуществления ухода за ним в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии (пункт 3 Правил №397).

В пункте 12 Правил №397 предусмотрены основания, при наличии которых осуществление ежемесячной выплаты прекращается. Одним из таких оснований прекращения осуществления ежемесячной является помещение ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы в организацию, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме (подпункт «з» пункта 12 Правил №397).

При этом пунктом 13 Правил №397 предусмотрено, что лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления ежемесячной выплаты в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.

Из содержания приведенных выше норм действующего законодательства следует, что право на ежемесячную компенсационную выплату в соответствии с Указом Президента РФ от 26 февраля 2013 года №175 и Указом Президента РФ от 26 декабря 2006 года №1455 имеют, в том числе, трудоспособные неработающие граждане, проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.

При этом законодателем определен конкретный перечень обстоятельств, наступление которых влечет прекращение осуществления данной компенсационной выплаты, а также установлена обязанность получателя этой выплаты сообщать пенсионному органу об указанных обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной выплаты.

Как следует из материалов дела, Мартюшева Е.В. как лицо, осуществляющее уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет -МИМ, с 01 августа 2012 года являлась получателем ежемесячной компенсационной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от 26 декабря 2006 года №1455, а в последующем - в соответствии с Указом Президента РФ от 26 февраля 2013 года №175.

С 25 февраля 2010 года МИМ был помещен на стационарное социальное обслуживание в Канифольный детский дом-интернат для умственно отсталых детей, что в соответствии с подп.«з» п.12 Правил №397 является обстоятельством, влекущим прекращение ежемесячной выплаты. При получении пенсионным органом в июне 2021 года информации о нахождении Мартюшева И.М. в учреждении, предоставляющем социальные услуги в стационарной форме, решением от 16 июня 2021 года осуществление Мартюшевой Е.В. компенсационной выплаты в связи с уходом за ребенком-инвалидом было прекращено с 01 июля 2021 года.

Таким образом, с 25 февраля 2010 года Мартюшева Е.В. уход за ребенком-инвалидом ввиду помещения его в стационарное учреждение социального обслуживания не осуществляла, в связи с чем в указанный период права на получение ежемесячной компенсационной выплаты не имела.

Согласно протоколу о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии от 23 ноября 2021 года №934, расчету излишне выплаченной суммы пенсии, излишняя выплата имела место в период с 01 марта 2010 года по 31 августа 2010 года, с 16 декабря 2010 года по 31 января 2011 года, с 18 июня 2011 года по 30 июня 2011 года, с 01 июля 2011 года по 30 апреля 2012 года, с 01 августа 2012 года по 31 октября 2012 года, с 01 июля 2013 года по 30 июня 2021 года.

Между тем, в период с марта 2010 года по июнь 2012 года ежемесячная компенсационная выплата в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года №1455 в связи с осуществлением ухода за МИМ, <дата> года рождения, была назначена и выплачивалась МАИ, а не ответчику Мартюшевой Е.В.

Указанные обстоятельства подтверждаются заявлением МАИ от 26 февраля 2009 года о назначении ему компенсации по уходу за ребенком-инвалидом - МИМ, <дата> года рождения, на основании Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»/Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (л.д.8); Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <*****>, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонным) от 01 марта 2010 года о назначении МАИ ежемесячной компенсационной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» (л.д.9); решением о прекращении осуществления ежемесячной компенсационной выплаты от 13 июня 2012 года (л.д.10).

С учетом изложенного, периоды с 01 марта 2010 года по 31 августа 2010 года, с 16 декабря 2010 года по 31 января 2011 года, с 18 июня 2011 года по 30 июня 2011 года, с 01 июля 2011 года по 30 апреля 2012 года, подлежат исключению из расчета излишне выплаченных Мартюшевой Е.В. денежных сумм, в указанной части оснований для удовлетворения иска суд не усматривает.

В остальном суд соглашается с представленным истцом расчетом как соответствующим требованиям закона, ответчиком возражений по представленному расчету не заявлено.

Соответственно, за период с 01 августа 2012 года по 31 октября 2012 года и с 01 июля 2013 года по 30 июня 2021 года ответчиком без установленных законом оснований были получены денежные средства в виде указанной ежемесячной выплаты в размере 735 540 руб.

Поскольку требования истца связаны с взысканием неосновательно полученных ответчиком в отсутствие предусмотренных законом оснований сумм компенсационной выплаты в связи с уходом за ребенком-инвалидом, к правоотношениям сторон подлежат применению нормы главы 60 ГК РФ о неосновательном обогащении.

В силу положений пункта 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (п.2 ст.1102 ГК РФ).

Применительно к приведенным выше нормам материального права обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии совокупности следующих обязательных условий: имеет место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества произведено за счет другого лица; приобретение или сбережение имущества не основано ни на законе, ни на сделке, ни на ином правовом основании, то есть происходит неосновательно.

При этом в статье 1109 ГК РФ законодатель предусмотрел обстоятельства, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату.

Так, согласно п.3 ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Таким образом, данная норма устанавливает общее правило о невозможности взыскания в качестве основательного обогащения денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию. Одновременно закон устанавливает исключение из этого правила, согласно которому неосновательно полученные суммы подлежат возврату получателем лишь в том случае, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом, исходя из положений п.5 ст.10 ГК РФ добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Пенсионным органом заявлены требования о взыскании суммы переплаты компенсационной выплаты в связи с уходом за ребенком-инвалидом. Назначение данной выплаты, которая выплачивается неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, свидетельствует о том, что данная выплата предоставляется гражданину в качестве средства к существованию ввиду объективной невозможности его в период ухода осуществлять трудовую деятельность. Поэтому к требованиям истца о взыскании указанных сумм подлежат применению положения п.3 ст.1109 ГК РФ.

Таким образом, взыскание с Мартюшевой Е.В. неосновательно полученных ею сумм ежемесячных выплат в связи с уходом за ребенком-инвалидом возможно лишь при доказанности того, что выплата указанных сумм явилась результатом недобросовестности с ее стороны.

Такие обстоятельства нашли свое подтверждение в судебном заседании.

Так, из заявления Мартюшевой Е.В. от 08 августа 2012 года о назначении компенсации трудоспособному лицу, занятому уходом за нетрудоспособным МИМ, следует, что на момент подписания указанного заявления ей было известно, что в случае помещения нетрудоспособного гражданина в государственное муниципальное учреждение социального обслуживания осуществление компенсационной выплаты прекращается и что об указанных обстоятельствах она обязана сообщить в течение 5-ти дней в УПФР по г.Воткинску, Воткинскому и Шарканскому району Удмуртской Республики (межрайонное).

Своей подписью в данном заявлении Мартюшева Е.В. подтвердила, что она ознакомлена, что осуществление компенсационной выплаты прекращается в следующих случаях: 1) смерть нетрудоспособного гражданина, либо лица, осуществляющего уход, а также признание в установленном порядке умершими или безвестно отсутствующими; 2) прекращение осуществления ухода лицом, осуществляющим уход; 3) назначение лицу, осуществляющему уход, пенсии, независимо от ее вида и размера; 5) назначение лицу, осуществляющему уход, пособия по безработице; устройство на работу (по трудовому договору, гражданско-правовому договору, индивидуальным предпринимателем); 6) призвание лица, осуществляющего уход, на военную службу; 7) помещение нетрудоспособного гражданина в государственное муниципальное учреждение социального обслуживания; 8) лишение родителя, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом, родительских прав; что ей известно, что обо всех вышеназванных обстоятельствах она обязана сообщить в течение 5-ти дней в УПФР по г.Воткинску, Воткинскому и Шарканскому району Удмуртской Республики (межрайонное); что ей известно, что орган, осуществляющий выплату пенсий вправе затребовать от лица, осуществляющего уход, повторное представление документов, необходимых для осуществления выплаты компенсации; что она предупреждена об ответственности в соответствии со ст.25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Кроме того, в указанном заявлении Мартюшева Е.В. собственноручно указала, что памятку получила на руки (л.д.11).

В соответствии с абз.10 ст.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» к нетрудоспособным гражданам отнесены инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды.

Последующее изменение наименования компенсационной выплаты в связи с изданием Указа Президента РФ от 26 февраля 2013 года №175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми – инвалидами и инвалидами с детства I группы» не предусматривало обязанность пенсионного органа повторно разъяснять Мартюшевой Е.В. условия прекращения выплаты.

Недобросовестное поведение гражданина предполагает, что зная об установленных нормах и правилах, лицо заведомо действует в нарушение этих норм и правил.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Мартюшевой Е.В. при назначении компенсационной выплаты пенсионным органом была разъяснена её обязанность уведомить истца о помещении ее сына Мартюшева И.М. в государственное муниципальное учреждение социального обслуживания, а также последствия несообщения пенсионному органу об указанных обстоятельствах. Зная о наличии указанной обязанности, ответчик не уведомила пенсионный орган о наступлении указанного обстоятельства, что свидетельствует о недобросовестности её действий, направленных на получение компенсационной выплаты.

С учетом изложенного, в соответствии со ст.1102 ГК РФ с Мартюшевой Е.В., которая фактически получала и пользовалась компенсационной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, подлежит взысканию неосновательно полученная компенсационная выплата в период с 01 августа 2012 года по 31 октября 2012 года и с 01 июля 2013 года по 30 июня 2021 года в размере 720 540 руб. (735 540 руб. – 15 000 руб., внесенных добровольно).

Разрешая требование ответчика о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности, суд исходит из следующего.

Общий срок исковой давности устанавливается в три года (п.1 ст.196 ГК РФ).

В соответствии с п.1 ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В силу п.1 ст.203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.

Из разъяснений, данных в пунктах 20, 21, 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» следует, что к действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, в частности, могут относиться: признание претензии; изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или о рассрочке платежа); акт сверки взаимных расчетов, подписанный уполномоченным лицом. Ответ на претензию, не содержащий указания на признание долга, сам по себе не свидетельствует о признании долга.

Перерыв течения срока исковой давности в связи с совершением действий, свидетельствующих о признании долга, может иметь место лишь в пределах срока давности, а не после его истечения. Вместе с тем по истечении срока исковой давности течение исковой давности начинается заново, если должник или иное обязанное лицо признает свой долг в письменной форме (пункт 2 статьи 206 ГК РФ).

Из материалов дела следует, что о нахождении Мартюшева И.М. в государственном муниципальном учреждении социального обслуживания пенсионному органу стало известно 15 июня 2021 года (л.д.16 на обороте), в связи с чем с указанного времени подлежит исчислению трехгодичный срок исковой давности. 08 февраля 2022 года, то есть в течение срока исковой давности, Мартюшевой Е.В. в адрес пенсионного органа было направлено заявление о добровольном возмещении излишне полученных сумм пенсий (л.д.23), в котором, указав на то, что намерена возмещать излишне выплаченную сумму самостоятельно на счет с 01 февраля 2022 года в твёрдой денежной сумме – 500 руб., она тем самым совершила действия при признанию указанной задолженности, что в соответствии с п.2 ст.206 ГК РФ прерывает его течение и основания для применения исковой давности отсутствуют.

Написание указанного заявления Мартюшева Е.В. не оспаривала.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Исходя из суммы подлежащих удовлетворению исковых требований (720 540 руб.), размер государственной пошлины, в соответствии с п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ составляет 19 410 руб. 80 коп.

Следовательно, с ответчика Мартюшевой Е.В. в доход бюджета муниципального образования «город Воткинск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 19 410 руб. 80 коп., от уплаты которой истец был освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░ (░░░░░░░ ░░░░░ №***, №***) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░ 1833005196, ░░░░ 1021801668437) ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░░ 2012 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2012 ░░░░ ░ ░ 01 ░░░░ 2013 ░░░░ ░░ 30 ░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 720 540 ░░░░░░ 00 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░ (░░░░░░░ ░░░░░ №***, №***) ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 19 410 ░░░░░░ 80 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                    ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 18 ░░░░░░ 2024 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-2124/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (Межрайонное)
Ответчики
Мартюшева Елена Владимировна
Другие
Казенное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Суд
Воткинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Карпухин Александр Евгеньевич
Дело на сайте суда
votkinskiygor.udm.sudrf.ru
10.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.09.2024Передача материалов судье
16.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2024Подготовка дела (собеседование)
08.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2024Судебное заседание
14.11.2024Судебное заседание
18.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее