Дело №2-1030/2021
УИД 42RS0014-01-2021-001908-35
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Город Мыски 30 ноября 2021 года
Мысковский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего судьи Дементьева В.Г.,
при секретаре судебного заседания Гуряшевой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Черноусова А. А. к Кац Л. А., Коноваловой О. А. об установлении факта принятия наследства и признании права собственности в порядке наследования по закону,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Черноусов А.А. обратился с иском к ответчикам Кац Л.А. и Коноваловой О.А. об установлении факта принятия наследства и признании права собственности в порядке наследования по закону.
Требования мотивированы тем, что истец Черноусов А.А. и ответчики Кац Л.А. и Коновалова О.А. являются наследниками первой очереди после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ. Истец является супругом наследодателя, ответчики - дочерьми.
После смерти ФИО1 открылось наследство в виде земельного участка с кадастровым номером № площадью 1107 кв.м., и жилого дома, с надворными постройками, с кадастровым номером №, площадью 46,5 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>.
Указанное имущество принадлежало наследодателю на основании договора купли-продажи от 28.04.1995 года, свидетельства о праве собственности на землю.
После смерти супруги, истец, фактически, принял наследство, распорядившись её имуществом, часть личных вещей умершей была роздана родственникам и друзьям, предметами домашнего обихода истец продолжает пользоваться по настоящее время, также истец предпринимал меры к сохранению наследственного имущества, возделывал земельный участок, сделал ремонт в доме, оплачивал коммунальные платежи, однако, пропустил установленный законом срок для обращения к нотариусу за получением свидетельства о праве на наследство по закону, завещания наследодателем не составлялось.
Кроме того, в соответствии с межевым планом, была уточнена площадь спорного земельного участка, которая в настоящее время, составляет 1107 кв.м., тогда как в договоре купли-продажи от 28.04.1995 г., площадь земельного участка указана в размере 1217 кв.м.
В связи с чем, истец Черноусов А.А. просит установить факт принятия им наследства, открывшегося после смерти супруги ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ и признать за ним право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1107 кв.м., и жилой дом с кадастровым номером №, площадью 46,5 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону.
Истец Черноусов А.А. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал, просил удовлетворить, дал пояснения аналогичные доводам искового заявления.
Ответчики Кац Л.А. и Коновалова О.А. в судебном заседании исковые требования признали в полном объеме, а также представили письменные заявления (л.д. 39,41), в которых исковые требования признали в полном объеме, пояснили, что положения ст. 39, 173 ГПК РФ им разъяснены и понятны, на наследственное имущество оставшееся после смерти ФИО1 не претендуют. Также дополнительно суду пояснили, что истец, фактически, принял наследство, распорядившись её имуществом, часть личных вещей умершей была роздана родственникам и друзьям, предметами домашнего обихода истец продолжает пользоваться по настоящее время, также истец предпринимал меры к сохранению наследственного имущества, возделывал земельный участок, сделал ремонт в доме, оплачивал коммунальные платежи, однако, пропустил установленный законом срок для обращения к нотариусу за получением свидетельства о праве на наследство по закону, завещания наследодателем не составлялось.
Представитель третьего лица администрации Мысковского городского округа ФИО2, действующая на основании письменной доверенности от 23.08.2021 года (л.д. 62) в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица, представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что администрация Мысковского городского округа не возражает против удовлетворения исковых требований (л.д. 61).
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу ФИО3, действующая на основании письменной доверенности №-Д от 31.03.2021 года (л.д. 60) в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, направила письменные объяснения по делу, согласно которым при вынесении решения полагалась на усмотрение суда (л.д. 58-59).
Свидетели ФИО4, ФИО5 суду пояснили, что после смерти ФИО1, Черноусов А.А. фактически принял наследство, вступил во владение наследственным имуществом, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества. Их дома расположенные по соседству не нарушают прав других лиц. Кроме Черноусова А.А. никто на наследство не претендует.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, считает исковые требований обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
На основании ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Согласно ст. 213 ГК РФ в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Согласно абзаца 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", при уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя. Убытки, возникшие в результате приостановления государственной регистрации прав, несет уклоняющаяся сторона.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно п. 2,4 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение наследственным имуществом, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
Судом установлено, что ФИО1 принадлежали на праве собственности жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи (дома) части дома от 28.04.1995 года (л.д. 24) и договора купли-продажи земельного участка от 28.04.1995 года (л.д. 25), а также свидетельства на право собственности на землю от 06.04.1995 года (л.д. 22-23).
Из имеющейся в материалах дела копии свидетельства о смерти усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> умерла ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 16).
Умершая ФИО1 являлась супругой истца Черноусова А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается копией свидетельства о браке от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).
Кроме того, согласно имеющихся в материалах дела копий свидетельств о рождении (л.д. 17,19) ДД.ММ.ГГГГ родилась ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ родилась ФИО8. Их родителями указаны: Черноусов А. А. и ФИО1.
Согласно копии свидетельства о заключении брака (л.д. 18) ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ вступила в брак и ей была присвоена фамилия Коновалова.
Из имеющихся справки о заключении брака № (л.д. 20) и копии свидетельства о заключении брака (л.д. 21) усматривается, что ФИО7 дважды вступила в брак, сначала ей была присвоена фамилия «ФИО6», а затем ей была присвоена фамилия Кац.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29-31), а также межевого плана (л.д. 32-36) земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, имеет площадь 1107 кв.м.
В техническом паспорте выданном Бюро технической инвентаризации г. Мыски по состоянию на 03 апреля 1995 года домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, имеет площадь 46,5 кв.м. Кроме того, владельцем указана ФИО1, на основании договора купли-продажи от 28.04.1995 года (л.д. 26-28).
Из сообщения нотариуса Мысковской нотариальной конторы № от 23 ноября 2021 года (л.д. 69, 78) следует, что наследственного дела по факту смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ не заводилось, не открывалось.
Таким образом, судом установлено, что наследники в установленном законом порядке не обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако фактически наследство после смерти ФИО1 принял супруг Черноусов А.А.
В судебном заседании нашло полное подтверждение то обстоятельство, что истец Черноусов А.А. вступил в права наследования после смерти его супруги ФИО1 поскольку фактически принял наследство в виде земельного участка и расположенного на нем жилого дома, несет расходы по их содержанию, возделывает земельный участок, сделал ремонт в доме, оплачивал коммунальные платежи, пользуется предметами домашнего обихода по настоящее время.
Согласно доводов изложенных в исковом заявлении, объяснений сторон и показаний свидетелей, суд приходит к выводу, что Черноусов А.А. выразил свое волеизъявление о признании за ним права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1107 кв.м. и на жилой дом, площадью 46,5 кв.м., с кадастровым номером № расположенные по адресу: <адрес>.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Доводы истца о том, что он фактически принял наследство, открывшееся после смерти ФИО1 суд признает обоснованными, что подтверждается показаниями сторон, свидетелей и имеющимися материалами дела.
В соответствии с п. 34 Постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2012 №9 "О судебной практике по делам о наследовании", наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Согласно п. 36 Постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2012 №9 "О судебной практике по делам о наследовании", под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Таким образом, суд устанавливает факт принятия Черноусовым А. А. наследства, открывшегося после смерти ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства судом установлено, что ответчики Кац Л.А. и Коновалова О.А. являющиеся детьми умершей ФИО1 на наследство после смерти матери не претендует, с исковыми требованиями истца Черноусова А.А. об установлении факта принятия им наследства и признании за ним права собственности на вышеуказанное имущество в порядке наследования согласны.
В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1107 кв.м. и жилой дом, площадью 46,5 кв.м., с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, после смерти ФИО1 перешел в порядке наследования к её супругу Черноусову А.А., право собственности на вышеуказанное имущество никем не оспаривается, препятствий для признания права собственности не имеется. Истец принял наследство фактически, поскольку принял меры по сохранению наследственного имущества, осуществляют расходы по его содержанию, другие наследники – ответчики Кац Л.А. и Коновалова О.А. наследство не принимали и не желают вступать в права наследования.
Суд считает, что препятствий для признания права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1107 кв.м. и жилой дом, площадью 46,5 кв.м., с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, за истцом Черноусовым А.А. в порядке наследования не имеется. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования Черноусова А.А. являются обоснованными и подлежащими полному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Черноусова А. А. к Кац Л. А., Коноваловой О. А. об установлении факта принятия наследства и признании права собственности в порядке наследования по закону, удовлетворить.
Установить факт принятия наследства Черноусовым А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем с/з <адрес>, открывшегося после смерти ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Признать за Черноусовым А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем с/з <адрес>, в порядке наследования, право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1107 кв.м. и жилой дом, площадью 46,5 кв.м., с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в мотивированном виде изготовлено 30.11.2021
Судья В.Г. Дементьев