УИД 69RS0021-01-2022-000442-08
Дело № 2а-179/2022 (№ 33а-2897/2022) судья Иванова Н.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 июля 2022 года город Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего Образцовой О.А.
судей Васильевой Т.Н. и Сельховой О.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Мелиховой В.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
по докладу судьи Васильевой Т.Н.
административное дело по апелляционной жалобе Правительства Тверской области на решение Нелидовского межрайонного суда Тверской области от
27 апреля 2022 года, которым постановлено:
«административные исковые требования Нелидовского межрайонного прокурора Тверской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Нелидовской городской Думы Тверской области, выразившееся в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Нелидовской городской Думы Мамунова В.Ю. по результатам рассмотрения информации врио Губернатора Тверской области от 06 октября 2021 года № № о результатах проверки полноты и достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и соблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Досрочно прекратить полномочия депутата Нелидовской городской Думы Мамунова В.Ю., в связи с неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции», Федеральным законом от 06 октября 2003 года
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
установила:
Нелидовский межрайонный прокурор Тверской области обратился в Нелидовский межрайонный суд Тверской области суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Нелидовской городской Думе, в котором с учётом заявления, поданного в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просил:
- признать незаконным бездействие Нелидовской городской Думы, выразившееся в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Нелидовской городской Думы Мамунова В.Ю. по результатам рассмотрения информации врио Губернатора Тверской области от
06 октября 2021 года № № о результатах проверки полноты и достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и соблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) и другими федеральными законами;
- досрочно прекратить полномочия депутата Нелидовской городской Думы Мамунова В.Ю. в соответствии с требованиями части 7.3 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), части 4.5 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ и пункта 18 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представленных гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Тверской области, и лицами, замещающими муниципальные должности в Тверской области, а также соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности в Тверской области, установленных ограничений, запретов, обязанностей, утверждённых Законом Тверской области от 15 июля 2015 года № 76-ЗО «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области» (далее – Закон Тверской области № 76-ЗО), на основании информации врио Губернатора Тверской области от
06 октября 2021 года № № о результатах проверки полноты и достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и соблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что при рассмотрении 25 ноября 2021 года на сороковом заседании обращения
врио Губернатора Тверской области 06 октября 2021 года № № Нелидовской городской Думой не принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата Мамунова В.Ю.
Тем самым, по мнению прокурора, административным ответчиком допущено незаконное бездействие, поскольку в обращении врио Губернатора Тверской области содержалась информация о проведении проверки полноты и достоверности представления Мамуновым В.Ю. сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018-2020 годы, по итогам которой выявлен ряд нарушений, а также о не соблюдении депутатом ограничений, запретов, обязанностей, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ.
Анализируя положения действующего законодательства, в том числе закреплённые в части 7.3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, административный истец пришёл к выводу, что после получения данной информации у органа местного самоуправления возникла обязанность в установленном порядке завершить начатую высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации процедуру привлечения виновного лица к публично-правовой ответственности в виде прекращения его полномочий. Данную обязанность Нелидоваская городская Дума не исполнила.
В ходе судебного разбирательства к участию в процессе в качестве заинтересованных лиц привлечены – Правительство Тверской области, Губернатор Тверской области, Главное управление региональной безопасности Тверской области, в качестве административного ответчика - депутат Нелидовской городской Думы Мамунов В.Ю.
До рассмотрения дела по существу Нелидовской городской Думой поданы возражения на административный иск, в которых указано на принятие всех необходимых, предусмотренных законом мер для полного и объективного рассмотрения поступившего в представительный орган местного самоуправления обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и в полной мере исполнены возложенные на неё законом обязанности. Суд не может обязать представительный орган местного самоуправления принять то или иное решение.
В отзыве на административный иск Главное управление региональной безопасности Тверской области подтвердило факт выявления в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о том, что депутатом Мамуновым В.Ю. представлены недостоверные и неполные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и нарушен порядок предоставления этих сведений. В ходе проверки также установлено, что Мамунов В.Ю., являясь лицом замещающим муниципальную должность депутата представительного органа муниципального образования, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, в нарушение Федерального закона № 131-ФЗ, Федерального закона № 273-ФЗ и Закона Тверской области № 76-ЗО указанных мер не принял и не уведомил о возникновении ситуации конфликта интересов.
В судебном заседании Нелидовский межрайонный прокурор Тверской области административный иск поддержал, просил его удовлетворить.
Представитель Нелидовской городской Думы - Нилогова О.Б. административные исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения по мотивам, изложенным в письменной форме.
Одновременно ходатайствовала о прекращении производства по административному делу, поскольку в настоящее время Нелидовской городской Думой удовлетворено заявление депутата Мамунова В.Ю. о досрочном прекращении полномочий, в связи с чем предмет спора отсутствует.
Остальные лица, участвующие в деле, извещённые о времени и месте его рассмотрения надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представителей для участия в нём не направили. В связи с чем дело рассмотрено при имеющейся явке, что соответствует положениям статей 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По итогам рассмотрения дела судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
Судебный акт в окончательной форме изготовлен 05 мая 2022 года.
03 июня 2022 года Правительство Тверской области подало в суд апелляционную жалобу с просьбой судебный акт в части принятого решения о досрочном прекращении полномочий депутата отменить, поскольку по смыслу закона принятие такого решения относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Реализация прокурором возложенных на него задач не должна приводить к подмене функций органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также местного самоуправления.
Анализируя положения действующего законодательства и судебную практику, заинтересованное лицо полагало возможным в оспариваемой части принять новое решение о возложении на Нелидовскую городскую Думу обязанности повторно рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата.
Нелидовский межрайонный прокурор Тверской области представил возражения на апелляционную жалобу, полагая, что судом принято законное и обоснованное решение, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца – Вершинская И.А. поддержала доводы возражений на апелляционную жалобу, просила оставить её без удовлетворения, решение суда – без изменения.
Остальные лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании части 7 статьи 150, части 6 статьи 226 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав участника процесса, проверив решение суда в оспариваемой части, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Мамунов В.Ю. избран депутатом Нелидовской городской Думы первого созыва (постановление Территориальной избирательной комиссии Нелидовского района Тверской области от
10 сентября 2018 года № №).
На основании поручения Губернатора Тверской области от
16 октября 2020 года № 30 и в соответствии с подпунктом «а» пункта 15 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, предоставленных гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Тверской области, и лицами, замещающими муниципальные должности в Тверской области, а также соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности в Тверской области, установленных ограничений, запретов, обязанностей Главным управлением региональной безопасности Тверской области 30 ноября 2020 года в отношении депутата Нелидовской городской Думы Мамунова В.Ю. проведена проверка.
В ходе проверки выявлены обстоятельства, свидетельствующие о предоставлении депутатом недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и нарушении им порядка предоставления этих сведений за 2018 и 2019 годы.
Помимо этого, проверкой установлены факты допущенных
Мамуновым В.Ю. нарушений требований Федерального закона № 273-ФЗ и Закона Тверской области № 76-ЗО, а именно то, что Мамунов В.Ю., будучи депутатом представительного органа муниципального образования, то есть замещая должность, предусматривающую обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, в нарушение положений Федерального закона № 131-ФЗ, Федерального закона № 273-ФЗ и Закона Тверской области
№ 76-ЗО указанных мер не принял, о возникновении ситуации конфликта интересов не уведомил.
Так, Мамунов В.Ю. принимал участие в голосовании по вопросам принятия бюджета муниципального образования Тверской области «Нелидовский городской округ», включающего в себя вопросы финансирования питания учащихся и воспитанников дошкольных учреждений, и его изменения в сторону увеличения данной статьи расходов, что создавало возможность возникновения конфликта интересов в связи с получением дополнительных доходов его супругой, которая является индивидуальным предпринимателеми на регулярной основе заключает муниципальные контракты на обеспечение питанием учащихся муниципальных образовательных учреждений и воспитанников муниципальных дошкольных учреждений. В частности, в 2018 году с ИП Мамуновой А.В. заключено
20 контрактов на общую сумму 62064599 рублей 14 копеек, в 2019 году –
23 контракта на общую сумму 68833867 рублей 60 копеек, в 2020 году –
13 контрактов на общую сумму 8912759 рублей 40 копеек.
Сведений о реализации данной категории муниципальных контрактов иными контрагентами в ходе проверки не получено.
Допущенное Мамуновым В.Ю. нарушение в соответствии с частью 10.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ является основанием для досрочного прекращения его полномочий.
В этой связи результаты проверки Главного управления региональной безопасности Тверской области были направлены Губернатору Тверской области для рассмотрения вопроса о реализации полномочий, предусмотренных частью 7.3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, частью 4.5 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ.
06 октября 2021 года за исх. № № врио Губернатора Тверской области в Нелидовскую городскую Думу направлено заявление о досрочном прекращении полномочий депутата Нелидовской городской Думы Мамунова В.Ю., в связи с выявленными нарушениями требований законодательства в сфере противодействия коррупции.
25 ноября 2021 года на сороковом заседании Нелидовской городской Думы рассматривалось вышеуказанное заявление врио Губернатора Тверской области.
По результату рассмотрения (вопрос 14) решение о досрочном прекращении полномочий Мамунова В.Ю. не принято, поскольку при наличии кворума за досрочное прекращение его полномочий проголосовало 2 депутата, против – 12. Повторно данный вопрос Нелидовской городской Думой не рассматривался.
Установив указанные обстоятельства, суд пришёл к выводу, что Нелидовской городской Думой допущено незаконное бездействие.
С данными выводами суда стороны согласились и решение в этой части никем из лиц, участвующих в деле, не оспорено.
В качестве способа восстановления права суд обоснованно принял решение досрочно прекратить полномочия депутата Нелидовской городской Думы Мамунова В.Ю. в связи с неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ и Федеральным законом № 131-ФЗ.
При этом верно руководствовался положениями пункта 7.2 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ и части 11 статьи 32 Устава Нелидовского городского округа Тверской области, принятого решением Нелидовской городской Думы от 27 февраля 2019 года № 94-1, согласно которым полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных названными федеральными законами.
Законодатель, действуя в пределах своей конституционной дискреции, для таких коррупционных правонарушений, как непринятие мер по недопущению возникновения конфликта интересов и предотвращению или урегулированию конфликта интересов, с учётом самой по себе потенциальной опасности таких деяний предусмотрел соразмерную им меру воздействия в виде досрочного прекращения полномочий соответствующего должностного лица.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, по смыслу пункта 7.2 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ данная мера воздействия может быть применена как представительным органом муниципального образования, так и судом.
Повода для возложения на представительный орган муниципального образования обязанности повторно рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Мамунова В.Ю. не имеется, поскольку решение Нелидовской городской Думой по нему уже принято.
Принятое Нелидовской городской Думой решение от 12 апреля 2022 года о досрочном прекращении полномочий депутата Нелидовской городской Думы Мамунова В.Ю. по его заявлению не является предметом оценки, однако не может в данном случае служить основанием для освобождения депутата от предусмотренной законом безальтернативной меры публично-правовой ответственности.
Как верно указано судом при разрешении ходатайства Нелидовской городской Думы о прекращении производства по делу, с учётом установленного факта допущенных депутатом Мамуновым В.Ю. нарушений его полномочия депутата должны быть прекращены досрочно именно в связи с неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ и Федеральным законом № 131-ФЗ.
Таким образом, при вынесении решения суд правильно применил нормы материального права и пришёл к верным выводам.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании закона.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда не усматривается.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нелидовского межрайонного суда Тверской области от
27 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу
Правительства Тверской области – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи