Дело № 2-109/2018
Мотивированное решение изготовлено 05.02.2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2018 года Артемовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Поджарской Т.Г., при участии истца Сотникова А.Г., представителя ответчика государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Артемовском Свердловской области Касаткиной Ю.В., при секретаре Зайцевой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сотникова А. Г. к государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Артемовском Свердловской области об обязании включить в стаж работы по специальности периода, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, о назначении страховой пенсии по старости со дня обращения 07.06.2016 года, о взыскании расходов по уплате госпошлины в размере 300 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Сотников А.Г. обратился в суд с исковым заявлением к государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Артемовском Свердловской области об отмене решений от 22.07.2016 года, от 02.03.2017 года об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, об обязании включить в стаж по специальности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 07.12.2011 по 29.04.2016 производителем работ (прорабом) в ООО «Аквамаш», об обязании произвести корректировку сведений индивидуального лицевого счета (персонифицированного учета) о периоде работы в ООО «Аквамаш» с 07.12.2011 по 29.04.2016 как о работе с особыми условиями труда, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, о назначении страховой пенсии по старости со дня обращения 07.06.2016 года, о взыскании суммы недоплаченной трудовой пенсии за период с 07.06.2016 по день вынесения решения по делу, о взыскании расходов по уплате госпошлины в размере 300 руб.
В процессе рассмотрения дела истец Сотников А.Г. отказался от исковых требований в части обязания произвести корректировку сведений индивидуального лицевого счета (персонифицированного учета) о периоде работы в ООО «Аквамаш» с 07.12.2011 по 29.04.2016 как о работе с особыми условиями труда, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, о взыскании суммы недоплаченной трудовой пенсии за период с 07.06.2016 по день вынесения решения по делу. Определением от 31.01.2018 года судом принят отказ истца от данных исковых требований, производство по делу в части обязания Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Артемовском Свердловской области произвести корректировку сведений индивидуального лицевого счета (персонифицированного учета) о периоде работы в ООО «Аквамаш» с 07.12.2011 по 29.04.2016 как о работе с особыми условиями труда, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, взыскания суммы недоплаченной трудовой пенсии за период с 07.06.2016 по день вынесения решения по делу прекращено (л.д. 10 т. 2).
В обоснование исковых требований в исковом заявлении Сотников А.Г. указал, что 07.06.2016 года он обратился в Управление пенсионного фонда г. Артемовский о назначении досрочной страховой пенсии на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с предоставлением трудовой книжки и других необходимых документов. Решением ответчика от 22.07.2016 года истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. 16.12.2016 года истец повторно обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Решением ответчика от 02.03.2017 года истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости повторно отказано по тем же основаниям. На дату обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости 07.06.2016 года истец достиг возраста 56 лет 7 месяцев. В периоды с 12.10.1982 по 12.02.1984, с 11.03.1985 по 17.05.1989, с 07.12.2011 по 29.04.2016 Сотников А.Г. работал мастером и прорабом (производителем работ) в строительных предприятиях и был занят на строительстве промышленных, жилых и административных зданий. Работа по данным должностям является работой с тяжелыми условиями труда и дает право на досрочное назначение пенсии по старости. Таким образом, на 07.06.2016 года в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» истец имел право на снижение пенсионного возраста на 3 года 11 месяцев (общий страховой стаж 32 года (более 25 лет), льготный стаж 9 лет 10 месяцев 26 дней (то есть более 6 лет). Соответственно право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно у истца возникло при достижении им возраста 56 лет 1 месяц, он же обратился в возрасте 56 лет 7 месяцев. Сотников А.Г. работал в ООО «Аквамаш» с 11.10.2010 года по 06.12.2011 года в должности директора, с 07.12.2011 по 29.04.2016 (04 года 04 месяца 22 дня) работал в должности производителя работ. Ответчик отказывает истцу во включении данного периода работы в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по причине того, что информация об особых условиях труда отсутствует в сведениях его индивидуального лицевого счета. Выполняемая истцом трудовая функция и перечень должностных обязанностей содержится в должностной инструкции ООО «Аквамаш» № 08 от 30.12.2011 года производителя работ (прораба), по которой он работал. Основной вид деятельности ООО «Аквамаш» - строительство зданий и сооружений (ОКВЭД - 45.2). Должность производителя работ (прораба) включена в Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. В период с 07.12.2011 по 29.04.2016 ООО «Аквамаш» оплачивало страховые взносы в соответствии с действующим законодательством, что подтверждается сведениями индивидуального лицевого счета Сотникова А.Г. Во время работы в ООО «Аквамаш» велись табели учета рабочего времени, ведомости на выдачу заработной платы. Период работы истца в ООО «Аквамаш» в должности прораба с 07.12.2011 по 29.04.2016 подтверждается дубликатом трудовой книжки TK-III № 3804489 от 04.05.2011 года, дополнительным соглашение № 1 к трудовому договору от 07.12.2011 года, приказами ООО «Аквамаш» от 10.11.2010 года о переводе на постоянную работу производителем работ, приказом № 12 от 29.04.2016 года об увольнении по собственному желанию, трудовой книжкой AT-III № 0242656 от 11.02.1983 года, должностной инструкцией ООО «Аквамаш» № 08 от 30.12.2011 года.
Просит обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Артемовском Свердловской области включить в стаж по специальности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 07.12.2011 по 29.04.2016 производителем работ в ООО «Аквамаш», назначить страховую пенсию по старости со дня обращения 07.06.2016 года, взыскать расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.
В судебном заседании истец Сотников А.Г. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что у ООО «Аквамаш» была лицензия на выполнение строительных работ, оно участвовало в конкурсах. Рабочих для строительства нанимали по трудовому договору. Выполняли строительные работы для различных организаций, например, клали плитку в бассейне строительного комплекса «Юность» в г. Екатеринбурге. Во время работы в ООО «Аквамаш» его рабочее место находилось в основном на строительных участках, при этом были периоды простоя с 08.12.2011 по 31.12.2011, с 01.04.2012 по 30.06.2012 и другие, точно указать не может. Считает, что его вины как работника за то, что работодатель ООО «Аквамаш» не отчитывалось в пенсионный фонд о наличии в его штате работников с льготными условиями труда, не имеется.
Представитель ответчика Касаткина Ю.В., действующая на основании доверенности (л.д. 146 т. 1), в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что Сотников А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в Управление ПФР первично 07.06.2016 года и повторно 20.12.2016 года с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствие с пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». По результатам оценки пенсионных прав Сотникова А.Г. на назначение досрочной трудовой пенсии по старости были приняты решения от 22.07.2016 года, от 02.03.2017 года об отказе в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (СВР). Продолжительность стажа на СВР, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, составила 05 лет 06 месяцев 03 дня. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях досрочная пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Если мужчины проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока (не менее 6 лет 3 месяца) и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением общеустановленного возраста 60 лет на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы. При продолжительности работы с тяжелыми условиями труда не менее 6 лет 3 месяцев продолжительность страхового стажа должна быть не менее 25 лет, возраст, с которого возникает право на досрочную пенсию, 58 лет. При продолжительности работы с тяжелыми условиями труда не менее 7 лет 6 месяцев продолжительность страхового стажа должна быть не менее 25 лет, возраст, с которого возникает право на досрочную пенсию, 57 лет. При продолжительности работы с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет продолжительность страхового стажа должна быть не менее 25 лет, возраст, с которого возникает право на досрочную пенсию, 56 лет. Период работы истца с 07.12.2011 года по 26.04.2016 года в должности «производителя работ» в ООО «Аквамаш» не подлежит включению в стаж на СВР, поскольку по разделу XXVII Списка № 2 1991 г. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости установлено следующим руководителям и специалистам: «мастерам строительных и монтажных работ» и «производителям работ», занятым на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации ремонте зданий, сооружений и других объектов. В соответствии с п.4 и п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени (Разъяснения «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденные Постановлением Министерства труда РФ от 22.05.1996г. № 29). Согласно части 6 статьи 30 Закона о страховых пенсиях периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" с 01.01.2017 года установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Сотников А.Г. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 19.11.2001 года. В связи с тем, что оспариваемый период работы имел место после регистрации истца в качестве застрахованного лица, основной документ, подтверждающий периоды работы, дающие право на досрочное назначение пенсии по старости является выписка из индивидуального лицевого счета. Согласно выписке из ИЛС Сотникова А.Г. за период с 07.12.2011 по 31.12.2011, с 01.10.2015 по 29.04.2016 сведения о стаже и начисленных страховых взносах отсутствуют, с 01.01.2012 по 31.03.2012, с 01.07.2012 по 30.09.2012, с 01.10.2012 по 31.12.2012, с 01.01.2013 по 31.03.2013, с 01.04.2013 по 30.06.2013, с 01.07.2013 по 30.09.2013, с 01.10.2013 по 31.12.2013, с 01.04.2014 по 31.03.2014, с 01.04.2014 по 30.06.2014, с 01.07.2014 по 30.09.2014, с 01.10.2014 по 31.12.2014, с 01.01.2015 по 31.03.2015, 01.04.2015 по 30.06.2015, с 01.07.2015 по 30.09.2015 предоставлены сведения о включении оспариваемых периодов работы в страховой стаж, но не представлены сведения о включении данных периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии (отсутствует код «особые условия труда»), с 01.04.2012 по 30.06.2012 - представлены сведения об отвлечении от выполнения работы. Кроме того, в период с 01.04.2012 по 30.06.2012 истец находился в отпуске без сохранения заработной платы, который не подлежит включению в страховой стаж и соответственно в стаж на СВР. Также, согласно выписке из ИЛС, дополнительный тариф с 01.01.2013 года ООО «Аквамаш» не начислялся и не уплачивался, что является самостоятельным основанием для отказа включения оспариваемого периода работы с 01.01.2013 года в стаж на СВР. Истцом заявлено требование об обязании назначить страховую пенсию по старости с 07.06.2016 года, то есть при достижении возраста 56 лет, при этом истцом оспаривается включение в стаж на СВР период работы с 07.12.2011 года по 29.04.2016 года, то есть 4 года 4 месяца 22 дня. С учетом продолжительности стажа на СВР, установленной Управлением ПФР, стаж на СВР с учетом оспариваемого периода составит 9 лет 10 месяцев 25 дней, что менее необходимой продолжительности стажа на СВР - 10 лет, которая дает право на досрочное назначение страховой пенсии мужчинам в возрасте 56 лет. Просит в иске отказать в полном объеме (л.д. 151-154).
Суд, заслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Судом установлено, следует из письменных материалов дела, что Сотников А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, работал в ООО «Аквамаш» в должности производителя работ с 07.12.2011 года по 29.04.2016 года (л.д. 27-28, 32, 33 т. 1).
07.06.2016 года, 20.12.2016 года Сотников А.Г. обратился с заявлениями в ГУ-УПФР в г. Артемовском о назначении досрочной пенсии по старости (л.д. 162-163, 199-200 т. 1).
Решениями ГУ-УПФР в г. Артемовском от 22.07.2016 года № 796213/16, от 02.03.2017 года № 1805913/16 Сотникову А.Г. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (л.д. 156-157, 193-194 т. 1).
Согласно данным решениям, не подлежит зачету на соответствующих видах работ период с 07.12.2011 года по 29.04.2016 года в должности производителя работ ООО «Аквамаш» - информация об особых условиях труда отсутствует в сведениях его индивидуального лицевого счета.
Из пенсионных дел следует, что страховой стаж истца составляет 32 года 01 месяц 23 дня, подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ 05 лет 06 месяцев 03 дня.
29.04.2016 года ООО «Аквамаш» утвержден перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей работников, которым установлены пенсионные льготы, в который входят должности производителя работ и мастера строительных и монтажных работ (л.д. 246 т. 1).
Согласно информации государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе г. Екатеринбурга Свердловской области от 15.02.2017 года, согласование указанный Перечень не прошел, поскольку ООО «Аквамаш» документально не подтвердило производство строительных работ. Согласно обзорной справке, штатная численность организации 9 человек, из них 2 человека включены в Перечень. Ссылки на какие-либо договоры подряда и Акты выполненных работ в основании выдачи справки отсутствуют. Какими рабочими и на основании какого документа руководят мастер и прораб, если в штате организации рабочие отсутствуют. В адрес ООО «Аквамаш» 22.11.2016 года направлено письмо о дооформлении документов Перечня (л.д. 250 т. 1).
07.06.2016 года Сотников А.Г. был уведомлен ответчиком об отсутствии данных индивидуального (персонифицированного) учета, не перечислении страховых взносов на индивидуальный лицевой счет за период с 08.12.2011 по 31.12.2011, с 01.10.2015 по 31.12.2015 по организации ООО «Аквамаш» (л.д. 166, 167).
В соответствии со ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ст. 3 ФЗ «О страховых пенсиях», страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии со ст. 8 «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленногостатьей 8настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренногостатьей 8настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Спискисоответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии счастью 1настоящей статьи, правилаисчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 01.01.2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Согласно постановлению Правительства РФ от 28.08.2014 года № 869, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), предусмотренныхподпунктами 19-21 пункта 1 статьи 27Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а с 1 января 2015 г. - предусмотренныхпунктами 19-21 части 1 статьи 30Федерального закона "О страховых пенсиях", при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности устанавливатьтождественностьпрофессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (также действовавшего в период спорных отношений) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Статьей 13 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего в период спорных отношений) предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Основным документом о трудовой деятельности рабочих и служащих при назначении льготной (досрочной трудовой) пенсии по старости является трудовая книжка, в которую вносятся необходимые сведения о трудовой деятельности.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предприятия несут ответственность за достоверность тех сведений, которые они представляют для назначения пенсии.
В соответствии с п. 2 ст. 27 вышеназванного Закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и учреждений, с учетом которых назначается указанная трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 утверждены Списки № 1, 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях.
Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2012 года № 537 подтверждено действие на территории Российской Федерации вышеуказанных Списков.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27-28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства от 11 июля 2002 года № 516, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативно-правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени (Разъяснения «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст. 12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденные Постановлением Министерства труда РФ от 22.05.1996г. №29).
Отсутствие на предприятиях первичных документов, а в частности отсутствие табеля рабочего времени, должностной инструкции, карты аттестации рабочего места по условиям труда и т.д.) не может являться основанием для не включения вышеуказанных периодов в специальный стаж, поскольку в первую очередь вести все первичные документы это обязанность предприятий и халатное отношение работодателей к должному ведению делопроизводства ни коим образом не должно сказываться на характере выполняемой истцом работы.
Согласно п. 4.3 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 10.07.2007 года № 9-П, федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование отношений в сфере обязательного пенсионного страхования, должен обеспечивать баланс конституционно-значимых интересов всех субъектов этих отношений, а устанавливаемые им правила поддержания устойчивости и автономности финансовой системы обязательного пенсионного страхования не должны обесценивать конституционное право граждан на трудовую пенсию.
Обязанность государства признавать соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагающая установление такого правопорядка, который гарантировал бы каждому государственную защиту его прав и свобод (статьи 2, 17, 18, статья 45 ч. 1 Конституции РФ), в сфере пенсионного обеспечения лиц, работавших по трудовому договору, означает необходимость такого правового регулирования соответствующих отношений, которое бы предусматривало эффективные гарантии права на трудовую пенсию, адекватные природе, целям и значению данного вида пенсионного обеспечения, исключало возможность блокирования реализации приобретенных этими лицами пенсионных прав и позволяло им на основе доступных процедур своевременно и в полном объеме получить полагающуюся пенсию.
В соответствии с п.п. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 18.07.2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10.
По разделу XXVII Списка № 2 (Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют из числа руководителей и специалистов мастера строительных и монтажных работ и производители работ.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о страховых пенсиях периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" с 01.01.2017 года установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- дополнительный тариф). При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 года № 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Настоящий порядок определяет правила подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в том числе и по периодам работ с тяжелыми условиями труда.
Согласно пункта 2 статьи 14 Закона о страховых пенсиях и пункта 13 Порядка № 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 3 Закона № 27-ФЗ, целями индивидуального (персонифицированного) учета являются:
создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении;
создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, для назначения страховых и накопительной пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов.
Страхователи (юридические лица) представляют в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы (ст. 8, 11 Закона № 27-ФЗ).
Страхователи на основании приказов и других документов по учету кадров о каждом работающем у него застрахованном лице предоставляют сведения о страховом стаже, а также о - периодах работы, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемыми особыми условиями труда.
Устанавливая правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" закрепляет среди целей данного учета создание условий для назначения страховых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица и обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой пенсии при ее назначении (статья 3).
Таким образом, юридически значимым обстоятельством при оценке пенсионных прав по включению периодов работы в стаж на СВР является соблюдение в совокупности следующих условий: занятость на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации ремонте зданий, сооружений и других объектов, занятие должности мастера строительных и монтажных работ или производителя работ, выполнение работы в течение полного рабочего дня, начисление и уплата страхователем с 01.01.2013 года дополнительного тарифа.
Из материалов дела следует, что Сотников А.Г. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 19.11.2001 года. В связи с тем, что оспариваемый период работы имел место после регистрации истца в качестве застрахованного лица, основным документом, подтверждающим периоды работы, дающие право на досрочное назначение пенсии по старости, является выписка из индивидуального лицевого счета.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица Сотникова А.Г., за периоды с 08.12.2011 года по 31.12.2011 года, с 01.10.2015 года по 29.04.2016 года сведения о стаже и начисленных страховых взносах отсутствуют, за периоды с 01.01.2012 года по 31.03.2012 года, с 01.07.2012 года по 30.09.2015 года предоставлены сведения о включении данных периодов работы в страховой стаж, при этом не представлены сведения о включении данных периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии (отсутствует код «особые условия труда»), в период с 01.04.2012 года по 30.06.2012 года имел место отпуск без сохранения заработной платы, то есть, отвлечение от работы, с 01.01.2013 года дополнительный тариф ООО «Аквамаш» не начислялся и не уплачивался (л.д. 211-22 т. 1).
Таким образом, период работы истца с 07.12.2011 года по 29.04.2016 года производителем работ в ООО «Аквамаш» не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ, поскольку информация об особых условиях труда отсутствует в сведениях его индивидуального лицевого счета, сведения о льготном характере работы и особых условиях труда за указанный период работодателем в отношении истца ответчику не подавались. Более того, за периоды с 08.12.2011 года по 31.12.2011 года, с 01.10.2015 года по 29.04.2016 года в индивидуальном лицевом счете истца отсутствуют сведения о стаже и начисленных страховых взносах. Доказательств того, что в спорный период с 07.12.2011 по 29.04.2016 ООО «Аквамаш» осуществляло строительные работы, в материалах дела не имеется, доказательств обратного истцом суду не представлено. Кроме того, истцом не представлено доказательств своей постоянной занятости в данной должности в течение полного рабочего дня.
Как следует из пояснений самого истца в судебном заседании, в спорный период были периоды простоя с 08.12.2011 по 31.12.2011, с 01.04.2012 по 30.06.2012 и другие, точно указать не может. Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица, в период с 01.04.2012 года по 30.06.2012 года имел место отпуск без сохранения заработной платы. В связи с чем, при отсутствии доказательств обратного, не имеется оснований считать факт постоянной занятости истца в данной должности в течение полного рабочего дня установленным.
Также, работодателем ООО «Аквамаш» начисление и уплата дополнительного тарифа, установленного статьей 428 НК РФ, с 01.01.2013 года за истца производилась.
При таком положении нельзя признать доказанным, что в спорный период истец выполнял работу, дающую право на досрочное назначение пенсии.
В связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований об обязании включить в стаж по специальности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 07.12.2011 по 29.04.2016 производителем работ в ООО «Аквамаш» не имеется.
Таким образом, общий стаж истца на соответствующих видах работ составляет 05 лет 06 месяца 03 дня.
В связи с тем, что на момент обращения к ответчику у истца отсутствовал стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости, то исковые требования о назначении страховой пенсии по старости со дня обращения 07.06.2016 года удовлетворению не подлежат.
Поскольку, в удовлетворении исковых требований отказано, то расходы истца по уплате госпошлины в размере 300 руб. за подачу иска возмещению за счет ответчика не подлежат.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 07.12.2011 ░░ 29.04.2016 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ 07.06.2016 ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░