Дело № 2а-65/2022 64RS0004-01-2021-007910-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2022 года город Балаково Саратовской области
Балаковский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Ефремовой Т.С.,
при секретаре судебного заседания Хижниковой В.И.,
с участием прокурора Гончарова Д.А.,
административного истца индивидуального предпринимателя Рящикова И.А.,
представителя административного ответчика Киселевой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Рящикова И. А. к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о признании нормативного правового акта недействующим в части,
установил:
индивидуальный предприниматель (далее - ИП) Рящиков И.А. обратился в суд с административными исками к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, в котором с учетом уточнения заявленных административных исковых требований просил признать недействующим нормативный правовой акт - постановление администрации Балаковского муниципального района № 3320 от 29 сентября 2020 года «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района» в части не включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на 2021-2025 годы, нестационарных торговых объектов его нестационарного торгового объекта «Хот-Доги, прохладительные напитки», расположенного по адресному ориентиру: город Балаково в районе домов 31-33 по улице Минская.
Требования мотивированы тем, что постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области № 3320 от 29 сентября 2020 года утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района на 2021-2025 годы. Данный нормативный правовой акт опубликован на сайте администрации Балаковского муниципального района Саратовской области. Административный истец считает его незаконным в части невключения административным ответчиком в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района его нестационарного торгового объекта «Хот-Доги, прохладительные напитки», находившегося в Схеме размещения, утвержденной постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 13 июля 2018 года № 2631 под номером 218 и расположенном по адресному ориентиру: город Балаково в районе домов 31-33 по улице Минская, нарушающим его права и законные интересы в предпринимательской деятельности. Рящиков И.А. является индивидуальным предпринимателем, имеющим нестационарный торговый объект, и согласно статье 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, так как его нестационарный торговый объект не включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района. Весной
2020 года ИП Рящиков И.А. был уведомлен административным ответчиком о том,
что его нестационарный торговый объект расположен в охранной зоне теплосети и по этому основанию он не будет включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района Саратовской области. При этом доказательств того, что нестационарный торговый объект находится в охранной зоне теплосети, ему представлено не было. По сведениям, имеющимся у ИП Рящикова И.А., его нестационарный торговый объект находится за пределами охранной зоны теплосети, и эксплуатируется им около 10 лет.
За указанный период администрация Балаковского муниципального района Саратовской области ни разу не предъявляла ему претензии о его нахождении в охранной зоне. Утверждая Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района в 2018 году и включая в нее объект, принадлежащий ИП Рящикову И.А., администрация Балаковского муниципального района Саратовской области получала согласие от публичного акционерного общества (далее - ПАО) «Т Плюс», являющегося правообладателем теплосети, на его размещение. Считает нормативный правовой акт, принятый администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области противоречащим приказу Министерства экономического развития Саратовской области от 18 октября 2016 года № 2424, части 6 статьи 10 Федерального закона
№ 381 от 28 декабря 2009 года «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», приказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 года № 2733 «Об утверждении стратегии развития торговли в Российской Федерации
на 2015-2016 годы и период до 2020 года, Федеральному закону № 209 от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства», Распоряжению Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года № 208-р. В статье 1 ГОСТ 54608-2011, утвержденном Приказом Росстандарта от 08 декабря 2011 года
№ 748-ст «Об утверждении национального стандарта» указано, что он принят для добровольного применения, соответственно его нормы не являются обязательными. Решением Совета муниципального образования город Балаково № 144 от 24 июля 2020 года «О внесении изменений и дополнений в решение Совета муниципального образования город Балаково от 27 октября 2017 года № 379 «Об утверждении Правил благоустройства на территории муниципального образования город Балаково» в пункт 3.10.2.1 Правил внесены изменения, указано, что не допускается размещение некапитальных нестационарных сооружений в арках зданий, на газонах, площадках (детских, отдыха, спортивных, транспортных стоянок), посадочных площадках городского пассажирского транспорта, в охранной зоне водопроводных и канализационных сетей, трубопроводов, а также ближе 10 м от остановочных павильонов, 25 м - от вентиляционных шахт, 20 м - от окон жилых помещений,
перед витринами торговых предприятий, 3 м - от ствола дерева». Положения
абзаца 1 данного подпункта не применяются при размещении сооружений в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района. Как полагает административный истец, данное обстоятельство подтверждает, что муниципальное образование
город Балаково Саратовской области допускает размещение нестационарных торговых объектов в охранных зонах инженерных коммуникаций, в случае нахождениях их в Схеме размещения. Абзац 1 Правил утверждался на основании пункта 2.10.2.1 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований», однако Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05 февраля 2016 года № 59 «О признании не подлежащим применению Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 613
«Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» методические рекомендации признаны недействующими, соответственно абзац 1 Правил благоустройства города Балаково является незаконным и не может применяться в качестве правовой нормы. То есть действующим и подлежащим применению остается только абзац 2 Правил благоустройства, допускающий размещение нестационарных торговых объектов в охранных зонах инженерных коммуникаций, в случае их нахождения в Схеме размещения, поскольку его не было в отмененных Методических рекомендациях, правовая норма, содержащаяся в абзаце 2, вводилась по инициативе Совета муниципального образования город Балаково. Таким образом, административный ответчик не имел права не включать нестационарный торговый объект ИП Рящикова И.А. в Схему размещения нестационарных торговых объектов на 2021-2025 годы по основанию нахождения в охранных зонах инженерных коммуникаций, так как оно находилось в ранее утвержденной Схеме размещения. Согласно требованиям СНиП 2.04.07-86 «Тепловые сети» и СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети. Строительные нормы и правила», вышедших вместо
СНиП 2.04.07-86, СП 124.13330.2012, актуализированная редакция СНиП 41-02-2003, установлены расстояния по горизонтали в свету при подземной прокладке тепловых сетей до фундамента зданий и сооружений. В соответствии с определениями, данными в пунктах 6 и 23 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384 «Технический регламент безопасности зданий и сооружений», здания и сооружения являются объектами капитального строительства. Из этого следует, что охранные зоны тепловых сетей, указанные в СП 124.13330.2012, предусмотрены только для объектов капитального строительства. Доказательством отсутствия нарушения охранной зоны теплотрассы при размещении нестационарного торгового объекта является приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 ноября 2019 года № 698, утвердивший изменения № 1 к СП 124.13330.2012 «СНиП 41-02-2003 Тепловые сети», согласно которому у приложения «А», содержащего размеры охранных зон теплотрасс исключен статус «обязательное», дата введения - 21 мая 2020 года. Это означает, что размеры охранных зон теплосетей с этого момента применяются на добровольной основе и несоблюдение при размещении нестационарных торговых объектов рекомендованных размеров охранных зон теплосетей не является нарушением охранных зон теплосетей и вышеуказанного свода правил. Кроме того, административный истец полагает, что администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области нарушен порядок принятия обжалуемого нормативного правового акта, поскольку прокуратурой города Балаково в ходе проверки оспариваемого нормативного правового акта в период с 17 июня 2020 года по 01 июля 2020 года выявлено нарушение антикоррупционного законодательства, о чем административный ответчик был уведомлен, но до принятия оспариваемого нормативного правового акта не устранил выявленные нарушения. Абзацем 3 пункта 3 Порядка разработки и утверждения Схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного Приказом Минэкономразвития Саратовской области от 18 октября 2016 года № 2424 «О порядке разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов» установлено, что проект муниципального нормативного правового акта, предусматривающий утверждение и внесение в схему, в день его размещения в сети «Интернет» направляется на согласование организации, целью деятельности которой является защита и представление интересов субъектов предпринимательской деятельности, в том числе в торгово-промышленную палату области. Пунктом 3.5 Методических рекомендаций по организации и проведению ОРВ относит к числу органов и организаций, которых надлежит извещать о проведении публичных консультаций, в том числе уполномоченного по правам предпринимателей в субъекте Российской Федерации. Законом Саратовской области от 03 декабря 2014 года № 163-ЗСО
«Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Саратовской области» к основным задачам Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области отнесена защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. С 07 декабря 2016 года в должности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области утвержден Петриченко М.П., осуществляющий свои обязанности до настоящего времени. Таким образом, проект оспариваемого нормативного правового акта должен направляться также данному уполномоченному лицу. Вместе с тем из содержания Сводного отчета от 06 июля 2020 года следует, что уведомление о проведении ОРВ направлялось только в Торгово-промышленную палату Саратовской области, что является нарушением порядка принятия нормативного правового акта.
От административного ответчика администрации Балаковского муниципального района Саратовской области поступили возражения на административное исковое заявление и дополнения к ним, в которых указано, что нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе, с оформлением договора или иных разрешительных документов на их функционирование и без таковых. Постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 17 августа 2015 года № 3238 была утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района с периодом действия с 01 октября 2015 года по 01 июля 2020 года. В период действия Схемы в нее вносились изменения и дополнения. По состоянию на июнь 2020 года действовала Схема в редакции, утвержденной постановлением администрации № 2631 от 13 июля 2018 года.
В редакции данного постановления поименован нестационарный торговый объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 64:40:020403:140 (порядковый номер в Схеме 218). Положением о порядке размещения и организации работы нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково, утвержденным постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 25 мая 2015 года
№ 2303 и Порядком предоставления прав на размещение нестационарных торговых объектов, утвержденных постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 29 мая 2018 года № 2001, было установлено, что документом, подтверждающим право субъекта торговой деятельности на размещение нестационарных торговых объектов является выданная администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области «Учтенная карточка размещения объекта потребительского рынка» на срок не более, чем срок действия Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района, утвержденной постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от
17 августа 2015 года № 3238. На основании постановления административного ответчика от 19 мая 2020 года № 1592 в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, принимая во внимание постановление Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года № 208-П, срок действия учетных карточек продлен до 31 декабря 2020 года. Постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 29 сентября 2020 года № 3320, постановление № 3238 признано утратившим силу. Тем же постановлением утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов по состоянию на 02 июля 2020 года, в которой место размещения нестационарного торгового объекта на вышеуказанном земельном участке отсутствует. Включение места в ранее действовавшую Схему было произведено с нарушением предъявляемых требований, поскольку земельный участок, на котором располагался нестационарный торговый объект, фактически находится в охранной зоне коммуникаций, что в силу закона является ограничением для его размещения. Сам факт нахождения объектов тепловых и водных сетей на земельном участке предполагает наличие охранной зоны, в границах, установленных нормативными правовыми актами органов государственной власти. По состоянию на дату утверждения оспариваемого постановления действовали Правила благоустройства на территории муниципального образования город Балаково № 144 от 24 июля 2020 года. В соответствии с абзацем 1
подпункта 3.10.2.1 указанных Правил, не допускается размещение некапитальных нестационарных сооружений в арках зданий, на газонах, площадках (детских, отдыха, спортивных, транспортных стоянок), посадочных площадках городского пассажирского транспорта, в охранных зонах водопроводных и канализационных сетей, трубопроводов, а также ближе 10 м от остановочных павильонов, 25 м -
от вентиляционных шахт, перед витринами торговых предприятий, 3 м - от ствола дерева. Абзацем 2 данного подпункта определено, что не применяются при размещении сооружений в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района.
Подпункт 3.10.2.1 Правил благоустройства в части допущения размещения сооружений в соответствии со Схемой противоречит положениям федеральных нормативных правовых актов, имеющим большую юридическую силу. По договору аренды земли № 64 от 20 февраля 2013 года сроком на 6 месяцев Матвееву В.М. был передан земельный участок с кадастровым номером 64:40:020403:140 и адресным ориентиром: в районе домов №№ 31-33 по улице Минская в городе Балаково, с разрешенным использованием: для размещения объектов торговли. В связи этим была проведена процедура межевания данного земельного участка. 27 июля 2013 года договор прекратил свое действие. На заседании Координационного совета по размещению объектов потребительского рынка на территории Балаковского муниципального района от 08 сентября 2016 года принято решение о включении нестационарного торгового объекта по улице Минская, район домов 31, 33 в Схему, сроком на 1 год. Согласно Схеме, утвержденной постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о 17 августа 2015 года
№ 3238, спорное место находилось в Схеме под номером 218 и имело адресный ориентир: улица Минская, район домов 31 и 33, 10 метров, на земельном участке с кадастровым номером 64:40:020403:140. Нестационарный торговый объект являлся киоском, имел специализацию «Хот-Доги, прохладительные напитки», размер площади для размещения составлял 12 кв.м, период функционирования - с 01 января по 31 декабря. Учетная карточка на объект выдавалась на 1 год. В связи с проведением ПАО «Т Плюс» вскрышных работ, указанный нестационарный торговый объект был сдвинут вглубь района, ближе к домам 31 и 33, и установлен на земельном участке с кадастровым номером 64:40:020403:141, являющимся территорией многоквартирного жилого дома. В настоящее время истец продолжает вести предпринимательскую деятельность в указанном месте. Согласно Схеме размещения нестационарных торговых объектов на 2021-2025 годы, количество мест для размещения нестационарных торговых объектов с группой товаров «общепит» составляет 10 мест, из них в настоящее время 7 мест свободны для размещения,
в то время как в Схеме, действующей до 01 июля 2020 года общее количество мест по данному типу товара составляло 8, из которых 3 места являлись свободными. Спорные правоотношения не отменяют и не изменяют права хозяйствующего субъекта, а также не возлагают дополнительных обязанностей, не препятствуют осуществлению торговой деятельности, в том числе по участию в аукционе на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта. Согласно полученному ответу ПАО «Т Плюс» размещение нестационарного торгового объекта на спорном земельном участке не согласовано, так как данный земельный участок находится в охранной зоне магистральной тепловой сети 2 Ду 400, которая составляет 3 м в каждую сторону от края строительной конструкции указанной сети. В связи с этим спорное место не поименовано в Схеме, утвержденной постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области
от 29 сентября 2020 года № 3320. Земельный участок с кадастровым номером 64:40:020403:140 в настоящее время снят с кадастрового учета. ИП Рящиков И.А. не оспаривает, что администрация Балаковского муниципального района Саратовской области заблаговременно уведомила его о том, что место, на котором располагается нестационарный торговый объект, находится в охранной хоне, в связи с чем будет исключено из Схемы. По данному факту никаких возражений в адрес административного ответчика не поступало. На основании изложенного полагает требования административного истца незаконными и необоснованными, в связи чем неподлежащими удовлетворению.
В судебном заседании административный истец ИП Рящиков И.А. поддержал заявленные административные исковые требования с учетом их уточнения по основаниям, изложенным в административном иске и письменных объяснениях по делу. Дополнительно пояснил, что с 2008 года и до настоящего времени принадлежащий ИП Рящикову И.А. нестационарный торговый объект «Хот-Доги, прохладительные напитки» расположен по адресному ориентиру: Саратовская область, город Балаково, улица Минская, район домов 31, 33, на земельном участке с кадастровым номером 64:40:020403:141, являющимся придомовой территорией многоквартирного жилого дома. Вместе с тем административный истец желает воспользоваться своим правом и переместить принадлежащий ему нестационарный торговый объект на предусмотренное в ранее действовавшей Схеме 2015-2018 годов место (под номером 218), то есть земельный участок с кадастровым номером 64:40:020403:140. Кроме того, указывал, что предлагаемые административным ответчиком места по иным адресам под размещение нестационарного торгового объекта, предусмотренные в Схеме на 2012-2025 годы, которые в настоящее время свободны, являются неравнозначными с местом размещения его нестационарного объекта по адресу в городе Балаково на улице Минская в районе домов 31, 33, обладающими меньшей востребованностью со стороны потребителей, что может повлечь для него как для предпринимателя соответствующие убытки.
Представитель административного ответчика администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Киселева Л.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административным истцом требований, поддержала позицию, изложенную в письменных возражениях и дополнениях к ним.
Прокурор Гончаров Д.А. в судебном заседании полагал заявленные административным истцом административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку оспариваемый муниципальный правовой акт принят уполномоченным органом, в соответствии с его компетенцией, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду и не противоречит положениям Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», процедура принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта не нарушена.
Заинтересованное лицо ПАО «Т Плюс» о времени и месте слушании дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, просило о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Информация о дате, времени и месте судебного заседания размещена
18 февраля 2022 года на официальном сайте Балаковского районного суда Саратовской области (balakovsky.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство).
Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд рассмотрел административное дело в отсутствие неявившегося лица, участвующего в деле.
Заслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, принимая во внимание заключение прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту 1, подпунктам «в», «г» пункта 2 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом
06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ).
В силу статей 2, 17 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Органы местного самоуправления по вопросам, отведенным к его ведению, осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие нормативных правовых актов.
Принятые органами местного самоуправления по вопросам местного значения муниципальные правовые акты, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер, а также решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке (статьи 48, 78 Закона № 131-ФЗ).
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении» (пункт 4.2 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ).
Пунктом 28 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относится содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 6 статьи 43 Закона № 131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Решением Совета муниципального образования город Балаково от 12 декабря 2005 года № 14 принят Устав муниципального образования город Балаково, в соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 3 которого к вопросам местного значения муниципального образования город Балаково в соответствии с федеральным законодательством относится содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Устава Балаковского муниципального района Саратовской области, принятого решением Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 29 сентября 2015 года № 938, к компетенции администрация Балаковского муниципального района относится осуществление полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, законами Саратовской области, муниципальными правовыми актами Балаковского муниципального района.
Частью 2 статьи 30 Устава Балаковского муниципального района Саратовской области установлено, что администрация Балаковского муниципального района исполняет в полном объеме полномочия администрации муниципального образования город Балаково, установленные (федеральными законами, законами Саратовской области. Уставом муниципального образования город Балаково,
а также иными муниципальными правовыми актами муниципального образования город Балаково.
В силу подпункта «а» пункта 1, пункта 2 статьи 26.3-3 Федерального закона
от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ) оценке регулирующего воздействия подлежат проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающие новые, изменяющие или отменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязательные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз
(далее - обязательные требования). Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее - оценка регулирующего воздействия) устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской
и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и местных бюджетов (часть 5 статьи 46 Закона № 131-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 3 Закона Саратовской области от 24 февраля 2016 года № 14-ЗСО «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Саратовской области, проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов Саратовской области, муниципальных нормативных правовых актов» оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях, предусмотренных частью 5 статьи 46 Закона № 131-ФЗ, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами, и в соответствии с настоящим Законом.
Процедура проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Балаковского муниципального района в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - субъекты) или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов и районного бюджета Балаковского муниципального района установлена Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Балаковского муниципального района, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Балаковского муниципального района обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Балаковского муниципального района, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, утвержденным постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 29 декабря 2016 года № 4645
(далее - Порядок).
Согласно пункту 1.2 Порядка оценке регулирующего воздействия (далее - ОРВ) подлежат проекты муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Балаковского муниципального района, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Балаковского муниципального района обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - проекты правовых актов).
Процедура проведения ОРВ состоит из следующих этапов: разработка проекта правового акта, составление сводного отчета о проведении ОРВ проекта правового акта и их публичное обсуждение; подготовка заключения об ОРВ проекта правового акта (далее - заключение об ОРВ) (пункт 1.4 Порядка).
Публичное обсуждение проекта правового акта и сводного отчета о проведении ОРВ проекта правового акта (далее - публичное обсуждение) включает в себя: размещение информационного сообщения о проведении публичного обсуждения, текста проекта правового акта и сводного отчета о проведении ОРВ проекта правового акта на официальном сайте органов местного самоуправления Балаковского муниципального района (далее - официальный сайт); анализ поступивших предложений по проекту правового акта (пункт 1.5 Порядка).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии Федеральным законом от 28 декабря 2009
№ 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 381-ФЗ).
Согласно статьи 10 Закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе, с оформлением договора или иных разрешительных документов на функционирование объектов (договоров на право размещения нестационарных торговых объектов, иных договоров или разрешений) и без оформления таковых.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Рящиков И.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 17 мая 2005 года.
Постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области № 3238 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района Саратовской области с периодом действия с 01 октября 2015 года по 01 июля 2020 года, с последующими изменениями и дополнениями.
В редакции постановления администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 13 июля 2018 года № 2631 в Схеме был поименован нестационарный торговый объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 64:40:020403:140 (порядковый номер в Схеме 218) -
киоск «хот-доги, прохладительные напитки, с адресным ориентиром: город Балаково, улица Минская, район домов 31 и 33, 10 м.
19 декабря 2016 года ИП Рящиков И.А. обратился в отдел потребительского рынка и предпринимательства администрации Балаковского муниципального района Саратовской области с заявлением о выдаче учетной карточки размещения объекта потребительского рынка (киоска) по адресу: город Балаково, улица Минская,
район дома 33, с указанием площади занимаемого участка 10 кв.м.
12 сентября 2017 года ИП Рящикову И.А. выдана учетная карточка размещения объекта потребительского рынка по адресу: город Балаково, улица Минская,
район дома 31 и 33, - киоск, действительная до 09 сентября 2018 года.
18 сентября 2018 года административный истец обратился в отдел потребительского рынка и предпринимательства администрации Балаковского муниципального района Саратовской области с заявлением о переоформлении учетной карточки размещения объекта потребительского рынка (павильона) по адресу: город Балаково, улица Минская, район дома 31 и 33, в связи с чем 04 октября 2018 года ему выдана учетная карточка размещения объекта потребительского рынка по адресу: город Балаково, улица Минская, район дома 31 и 33 киоск, действительная до 01 июля 2020 года.
Положением о порядке размещения и организации работы нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково Саратовской области, утвержденным постановлением от 25 мая 2015 года № 2303 и Порядком предоставления прав на размещение нестационарных торговых объектов, утвержденным постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 29 мая 2018 года № 2001 установлено, что документом, подтверждающим право субъекта торговой деятельности на размещение нестационарных объектов является выданная администрацией «учетная карточка размещения объекта потребительского рынка» на срок не более чем срок действия Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района Саратовской области, утвержденной постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области
от 17 августа 2015 года № 3238.
На основании постановления администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 19 мая 2020 года № 1592 в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, принимая во внимание постановление Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года № 208-П «О введении ограничительных мероприятий в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-2019)», срок действия учетных карточек продлевался до
31 декабря 2020 года.
29 сентября 2020 года администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области принято постановление № 3320 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района», которым утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района Саратовской области на период действия 2021-2025 годов, признано утратившим силу постановление администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 17 августа 2015 года № 3238 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории Балаковского муниципального района».
В Схему размещения нестационарных торговых объектов на 2021-2025 годы
не включен нестационарный торговый объект - «хот-доги, прохладительные напитки», расположенный по адресному ориентиру в городе Балаково в районе
домов 31-33 по улице Минская, ранее предоставленный ИП Рящикову И.А.
Постановление администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 29 сентября 2020 года № 3320 опубликовано в газете «Балаковские вести» № 39д (4461) 01 октября 2020 года.
Согласно выводам заключений от 15 июля 2020 года № 384 об оценке регулирующего воздействия проекта постановления администрации Балаковского муниципального района «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории Балаковского муниципального района», от 30 сентября 2021 года № 625 об оценке регулирующего воздействия проекта постановления администрации Балаковского муниципального района Саратовской области «О внесении изменений в постановление администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 29 сентября 2020 года № 3320 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории Балаковского муниципального района», в указанных проектах постановлений отсутствуют положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов данных субъектов и бюджета Балаковского муниципального района.
Информационные сообщения о проведении публичного обсуждения указанных проектов постановлений администрации Балаковского муниципального района, сводные отчеты о проведении оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, заключения об оценке регулирующего воздействия проектов постановлений администрации Балаковского муниципального района размещены на официальном сайте администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, что административным истцом не оспаривалось.
При этом суд полагает необходимым отметить, что в силу статьи 26.3-3
Закона № 184-ФЗ оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации, однако постановление администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 29 сентября 2020 года № 3320 каких-либо запретов и ограничений для ведения предпринимательской деятельности административным истцом не содержит, поскольку административный истец как субъект предпринимательской деятельности не лишен права осуществлять законную предпринимательскую деятельность в иных местах.
Таким образом, ИП Рящиков И.А. был заблаговременно уведомлен о том, что место размещения нестационарного объекта с адресным ориентиром: город Балаково,
улица Минская, район домов 31 и 33, будет исключено из Схемы, однако каких-либо возражений от него в адрес административного ответчика не поступило.
Проект оспариваемого нормативного правового акта направлен административным ответчиком в Торгово-промышленную палату области. Прямого указания на уведомление уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области действующее законодательство не содержит.
При таких обстоятельствах, учитывая приведенные выше положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом постановление администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 29 сентября 2020 года № 3320
«Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории Балаковского муниципального района» принято административным ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением процедуры его принятия, введения в действие и опубликования.
24 марта 2021 года комитетом по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области направлена в адрес ИП Рящикова И.А. досудебная претензия с требованием освобождении земельного участка с кадастровым номером 64:40:020403:140, площадью 16 кв.м, с адресным ориентиром: город Балаково, улица Минская, район дома 33, от сооружения нестационарного торгового павильона, выявленного в результате визуально осмотра земельного участка в связи с проведением администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области выездных обследований земельных участков, занимаемых нестационарными торговыми объектами, по которым срок действия учетных
карточек закончился, или нестационарный торговый объект исключен из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района.
В заключении прокуратуры города Балаково на проект постановления администрации Балаковского муниципального района Саратовской области
«Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района» от 25 июня 2020 года № 30-2020 указано, что ряд нестационарных торговых объектов в том числе, киоск по улице Минская, район дома 31 (номер 218 в Схеме) в проект постановления не включены, кроме того отсутствуют торговые ряды для дачников, летние площадки, которые ранее были предусмотрены Схемой. Учитывая изложенное, проект постановления содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «в» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативно правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96.
19 июля 2021 года прокуратурой города Балаково в адрес главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области вынесено представление № 44-2021, в котором указано на невключение нестационарных торговых объектов в том числе, киоска по улице Минская, район дома 31 (номер 218 в Схеме) в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района, утвержденную постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области № 3320 от 29 сентября 2020 года, с указанием требования о принятии незамедлительных мер по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Согласно ответу администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 13 августа 2021 года № 01-20/4434, понимая необходимость обеспечения возможного развития потенциала малого и среднего предпринимательства путем расширения сферы деятельности по реализации товаров через мелкорозничную и нестационарную торговую сеть, учитывая потребности предпринимателей в установлении дополнительных мест для размещения нестационарных торговых объектов на территории города Балаково, в целях соблюдения прав предпринимателей на размещение нестационарных торговых объектов в местах, обладающих наибольшей вотребованностью потребителей, администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области будет рассмотрен вопрос и приняты меры по расширению перечня мест размещения нестационарных торговых объектов и включению их в Схему размещения нестационарных торговых объектов в местах, соответствующих требованиям действующего законодательства.
В соответствии со статьей 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального.
Пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее - ГК РФ) закреплено право собственника земельного участка возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами.
Одним из видов таких ограничений являются ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 ЗК РФ).
Особенностью охранных зон является порядок пользования земельным участком. Земельные участки в границах охранных зон у собственников не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима (ограничивающего или запрещающего те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон).
Согласно пункту 2 статьи 56 ЗК РФ могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий; особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Статьей 105 ЗК РФ установлен перечень видов зон с особыми условиями использования территории, к которым, в том числе отнесены, охранные зоны объектов тепловых сетей.
Правовой режим технических (охранных) зон тепловых сетей установлен приказом Минстроя России от 17 августа 1992 года № 197 «О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей» (далее по тексту - Типовые правила).
В соответствии с пунктом 4 Типовых правил, охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее трех метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями СНиП 2.04.07- 86 «Тепловые сети».
Пунктом 5 Типовых правил установлен запрет на производство в пределах охранных зон действий, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, в том числе возведение временных сооружений.
В соответствии с пунктом 6.2 «ГОСТ Р 54608-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли» (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 08 декабря 2011 года №742-ст) не допускается размещение объектов мелкорозничной торговли в охранной зоне инженерных сетей.
На дату утверждения оспариваемого постановления действовали Правила благоустройства на территории муниципального образования города Балаково в редакции, принятой решением Совета муниципального образования город Балаково Саратовской области № 144 от 24 июля 2020 года.
Как следует из абзаца 1 подпункта 3.10.2.1 указанных Правил, не допускается размещение некапитальных нестационарных сооружений в арках зданий, на газонах, площадках (детских, отдыха, спортивных, транспортных стоянок), посадочных площадках городского пассажирского транспорта, в охранных зонах водопроводных и канализационных сетей, трубопроводов, а также ближе 10 метров от остановочных павильонов 25 м - от вентиляционных шахт, перед витринами торговых предприятий, 3 м - от ствола дерева.
Абзацем 2 данного подпункта определено, что не применяются при размещении сооружений в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района.
Вместе с тем согласно абзацу 13 статьи 12 ГК РФ при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2 Постановления от 06 декабря 2017 года № 37-П, право лица, участвующего в деле и распоряжающегося процессуальными правами на всех стадиях процесса самостоятельно, на основе конституционно значимого принципа диспозитивности, поставить перед судом вопрос о неприменении нормативного правового акта, противоречащего нормативному правовому акту большей юридической силы, и о принятии решения в соответствии с последним корреспондирует безусловная обязанность суда рассмотреть этот вопрос, отразив в решении мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Подпункт 3.10.2.1 Правил благоустройства в части допущения размещения сооружений в соответствии со Схемой противоречит приведенным выше положениям федеральных нормативных правовых актов, имеющим большую юридическую силу.
Из материалов дела следует, что 17 октября 2019 года ПАО «Т Плюс» в ответ на обращение администрации Балаковского муниципального района Саратовской области направило схемы земельных участков под планируемое размещение нестационарных торговых павильонов (НТО) с условно нанесенными тепловыми сетями, находящихся на обслуживании и в собственности филиала «Саратовский» ПАО «Т Плюс». Из приложенной к ответу схемы следует, что ПАО «Т Плюс» не согласовывает размещение нестационарного объекта на земельном участке с кадастровым номером 64:40:020403:140 с указанием на необходимость вынесения НТО за пределы охранной зоны - 3 метра от края строительной конструкции.
Из ответа ПАО «Т Плюс» от 13 января 2022 года № 51207-00-0024 следует, что в районе многоквартирного дома № 31 и № 33 по улице Минская (между торцов домов и автодорогой по улице Минска) проложена в непроходных каналах подземная тепломагистраль Ду 300 мм, являющаяся собственностью ПАО «Т Плюс». В период с 2014 года по 2017 год на участке тепломагистрали Ду 300 мм по улице Минская от улицы Комарова до улицы Волжская были выявлены и устранены несколько дефектов с проведением вскрышных работ.
В сообщении от 20 января 2022 года № 51207-09-0055 в адрес администрации Балаковского муниципального района Саратовской области ПАО «Т Плюс» указывает, что согласно данным публичной кадастровой карты кадастровый номер 64:40:020403:140 снят с учета. На земельном участке с кадастровым номером 64:40:020403:141 (в районе домов 31, 33 по улице Минской города Балаково Саратовской области) отсутствуют объекты, находящиеся в охранной зоне тепловой сети в эксплуатационной ответственности филиала «Саратовский» ПАО «Т Плюс».
02 августа 2021 года устранено нарушение охраной зоны тепловой
сети 2 ДУ 400 мм на земельной участке с кадастровым номером 64:40:020403:133 (район улицы Минская, дом 31).
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 24 января 2022 года следует, что теплотрасса магистральная № 3 с кадастровым номером 64:40:000000:17419 находится, в том числе в пределах объектов недвижимости с кадастровыми номерами 64:40:020301:133, 64:40:020403:141.
Как усматривается из схемы расположения земельных участков на
улице Минская в районе домов 31 и 33 в городе Балаково Саратовской области
и не оспаривалось сторонами, земельный участок с кадастровым номером 64:40:020403:140 территориально расположен в непосредственной близи с земельным участком с кадастровым номером 64:40:020404:133 на одной линии проходящей тепломагистрали.
Согласно заключению судебной экспертизы от 17 декабря 2021 года
№ 72-64-2021, проведенной ООО «Экспертиза-Саратов» в рамках административного дела № 2а-1/2022, находившегося на рассмотрении Балаковского районного суда Саратовской области, об оспаривании постановления административного ответчика от 29 сентября 2020 года № 3320, земельный участок с кадастровым номером 64:40:020403:133 (порядковый номер в схеме 217) в соответствии со сведениями ЕГРН, расположен полностью в границах ЗОУИТ 64:40-6.298 Охранная зона коммунальных тепловых сетей. Сооружение - Теплотрасса магистральная № 3.
В соответствии с фактическим осмотром местности и с чертежом земельный участок расположен на линии теплотрассы. На расстоянии 0,2 м от западной границы земельного участка, проходит подземный водопровод D500 мм.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что место под размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке по адресному ориентиру: город Балаково, улица Минская, район домов 31 и 33 (ранее кадастровый номер 64:40:020403:140), расположено в охранной зоне коммуникаций, в связи с чем нестационарный торговый объект по указанному адресу обоснованно не включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района, утвержденную постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 29 сентября 2020 года № 3320.
Кроме того, судом установлено, что согласно сообщению отдела потребительского рынка и предпринимательства от 20 января 2022 года № 21 жалоб на предпринимательскую деятельность ИП Рящикова И.А. не поступало. Проверок сотрудниками отдела в отношении него не проводилось. Визуально определить фактическое месторасположение нестационарного торгового объекта на земельном участке с кадастровым номером 64:40:020403:140 сложно. Адресному ориентиру, указанному в учетной карточке, местоположение нестационарного торгового объекта соответствовало. Комиссионные обследования на данной местности до настоящего времени не проводились.
Как указано в акте фактического местонахождения нестационарного торгового объекта от 10 января 2022 года, в результате обследования установлено фактическое местоположение нестационарного торгового объекта ИП Рящикова И.А. на земельном участке с кадастровым номером 64:40:020403:141. Данный земельный участок относится к территории многоквартирного дома, адресный ориентир между домами 33 и 31 по улице Минской города Балаково Саратовской области.
Указанное фактическое местонахождение нестационарного торгового объекта административный ответчик ИП Рящиков И.А. в ходе рассмотрения дела не оспаривал.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом постановление администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 29 сентября 2020 года № 3320 в части невключения в Схему размещения нестационарных торговых объектов нестационарного торгового объекта «хот-доги, прохладительные напитки», расположенного по адресному ориентиру: город Балаково в районе домов 31, 33 по улице Минская (ранее кадастровый номер земельного участка 64:40:020403:140),
не нарушает права ИП Рящикова И.А. как субъекта предпринимательской деятельности, поскольку принадлежащий ему нестационарный торговый объект фактически расположен на ином земельном участке с кадастровым номером 64:40:020403:141, где административный истец на протяжении длительного времени (с 2008 года) осуществлял и продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность.
При этом суд полагает доводы административного истца о том, что он
в дальнейшем желает переместить принадлежащий ему нестационарный торговый объект на предусмотренное в ранее действовавшей Схеме 2015-2018 годов место
(под номером 218), то есть на земельный участок с кадастровым номером 64:40:020403:140, необоснованными, поскольку законом не предусмотрено устранение нарушений прав административного истца на будущее время.
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ судебной защите подлежат только нарушенные, права, свободы и законные интересы заинтересованных лиц.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, суд полагает, что поскольку оснований для включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов
на территории Балаковского муниципального района на 2021-2025 годы, нестационарного торгового объекта «хот-доги, прохладительные напитки», расположенного по адресному ориентиру города Балаково в районе домов 31-33 по улице Минская, не имелось ввиду его нахождения в охранной зоне тепловых сетей, принимая во внимание, что оспариваемое постановление администрации Балаковского муниципального района № 3320 от 29 сентября 2020 года
«Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района» принято администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области в пределах предоставленных ей полномочий с соблюдением процедуры его принятия, введения в действие и опубликования и не противоречит законодательству более высокого уровня, не нарушает права и законные интересы административного истца, правовые основания для признания его недействующим в оспариваемой ИП Рящиковым И.А. части отсутствуют.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С учетом изложенного заявленные ИП Рящиковым И.А. административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя Рящикова И. А. к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о признании нормативного правового акта недействующим в части отказать.
В течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд Саратовской области.
Судья Т.С. Ефремова
Мотивированное решение составлено 15 марта 2022 года.
Судья Т.С. Ефремова