РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Ватралик Ю.В. Дело № 33 – 3398/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Калининград 10 июля 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Михальчик С.А.
судей Филатовой Н.В., Алексенко Л.В.
при секретаре Кондратьевой К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ» на решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 18 апреля 2019 г., которым суд постановил:
исковое заявление прокурора Зеленоградского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Зеленоградский городской округ», МУП «Коммунальщик» об обязании обеспечить условия для подачи питьевой воды соответствующей установленным требованиям и организовать водоснабжение питьевой водой удовлетворить.
Исковое заявление Управления Роспотребнадзора по Калининградской области в лице территориального отдела в Зеленоградском, Светлогорском, Балтийском районах и Светловском городском округе к администрации МО «Зеленоградский городской округ», МУП «Коммунальщик» о признании противоправным действий по подаче питьевой воды ненадлежащего качества, об обязании поставлять населению питьевую воду надлежащего качества, обязании разработать техническое задание в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, обязании разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его удовлетворить.
Признать противоправными в отношении неопределенного круга лиц действия МУП «Коммунальщик» по подаче питьевой воды в поселках Колосовка, Рыбачий, Откосово, Красноторовка, Грачевка Зеленоградского городского округа ненадлежащего качества и обязать подавать питьевую воду соответствующую требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
Обязать администрацию МО «Зеленоградское городское поселение» обеспечить условия для подачи питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, а также разработать техническое задание с учетом мероприятий по приведению качества питьевой воды в поселках Колосовка, Рыбачий, Откосово, Красноторовка, Грачевка Зеленоградского городского округа в соответствие с установленными требованиями в срок до 01 октября 2019 года.
Обязать МУП «Коммунальщик» разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, который должен быть включен в состав инвестиционной программы, в течение трех месяцев с момента получения технического задания, а также согласовать такой план мероприятий с Управлением Роспотребнадзора по Калининградской области в лице территориального отдела в Зеленоградском, Светлогорском, Балтийском районах и Светловском городском округе.
Заслушав доклад судьи Филатовой Н.В., объяснения представителя администрации МО «Зеленоградский городской округ» Божинской А.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Леонтьева С.А., полагавшего жалобу необоснованной, решение суда - подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Зеленоградского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО «Зеленоградский городской округ», МУП «Коммунальщик», указав, что по обращению Ч. была проведена проверка по вопросу качества предоставления коммунальных услуг, в ходе которой было установлено, что МУП «Коммунальщик» является организацией, обеспечивающей содержание и обслуживание систем водоснабжения, очистных сооружений и КНС в пос. Колосовка Зеленоградского района. По результатам исследования проб питьевой воды было установлено, что она не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Данное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией МО «Зеленоградский городской округ» обязанности по обеспечению условий, необходимых для подачи питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, и неисполнении МУП «Коммунальщик» обязанности по подаче питьевой воды потребителям, соответствующей установленным требованиям. Учитывая изложенное, прокурор просил обязать администрацию МО «Зеленоградский городской округ» обеспечить в пос. Колосовка условия для подачи питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, а также обязать МУП «Коммунальщик» организовать в пос. Колосовка водоснабжение питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
Управление Роспотребнадзора по Калининградской области в лице территориального отдела в Зеленоградском, Светлогорском, Балтийском районах и Светловском городском округе также обратилось в суд с иском к администрации МО «Зеленоградский городской округ», МУП «Коммунальщик», указав, что услуги по центральному водоснабжению населения в поселках Колосовка, Рыбачий, Откосово, Красноторовка, Грачевка Зеленоградского района оказывает в качестве ресурсоснабжающей организации МУП «Коммунальщик», учредителем которого является администрация МО «Зеленоградский городской округ». В ходе проведенных проверок в марте 2018 года было установлено, что в указанных поселках в разводящую сеть подается вода, не соответствующая требованиям гигиенических нормативов по органолептическим показателям мутности и содержанию железа. Такие обстоятельства являются нарушениями договорных обязательств МУП «Коммунальщик» по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества населению, что создает угрозу жизни и здоровью населения, а также угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Кроме того, длительное употребление воды с повышенным содержанием железа увеличивает риск инфарктов, способствует возникновению аллергических реакций, поражает костную систему и негативно влияет на репродуктивную функцию. При этом МУП «Коммунальщик» обязан принимать своевременные меры по предупреждению и устранению нарушений качества этих услуг. Уточнив исковые требование, Управление Роспотребнадзора по Калининградской области просило признать противоправными в отношении неопределенного круга лиц действия МУП «Коммунальщик» по подаче не соответствующей качеству питьевой воды потребителям поселков Колосовка, Рыбачий, Откосово, Красноторовка, Грачевка Зеленоградского района, обязать прекратить нарушение прав потребителей путем подачи питьевой воды надлежащего качества, для чего обязать администрацию МО «Зеленоградский городской округ» в срок до 01 октября 2019 года разработать техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы с учетом мероприятий по приведению качества питьевой воды в пос. Колосовка, Рыбачий, Откосово, Красноторовка, Грачевка Зеленоградского района в соответствие с установленными требованиями, а также обязать МУП «Коммунальщик» в течение трех месяцев, до 01 января 2020 года, с момента получения технического задания разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с Управлением Роспотребнадзора по Калининградской области в лице территориального отдела в Зеленоградском, Светлогорском, Балтийском районах и Светловском городском округе, план мероприятий включается в состав инвестиционной программы.
Определением суда указанные гражданские дела были объединены в одно производство, к участию в деле в качестве 3-го лица привлечена Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области и постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО «Зеленоградский городской округ» просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска. Полагает, что судом исковые требования удовлетворены не в полном объёме, во внимание приняты только требования Управления Роспотребнадзора по Калининградской области. Обязанность по исполнению решения в части разработки технического задания возложена на администрацию МО «Зеленоградское поселение», в то время как с 01 января 2016 г. данное муниципальное учреждение утратило свой статус. Кроме того, администрация МО «Зеленоградский городской округ» вправе утверждать технические задания и согласовывать инвестиционные программы, но не разрабатывать их. Наряду с этим считает, что установленный судом срок нереален к исполнению.
Участвующие в деле лица, за исключением указанных выше, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Зеленоградского района» (переименованное впоследствии в МУП «Коммунальщик») с 2015 г. определено в качестве гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения в границах сельских поселений МО «Зеленоградский район», администрацией МО «Зеленоградский район» по договору аренды и акту приема-передач на неопределенный ему передано следующее имущество:
- в пос. Откосово – 3 водозаборных сооружения, 2 водопровода,
- в пос. Колосовка – 5 водозаборных сооружения, артезианская скважина № 2, водопроводные сети,
- в пос. Грачевка – 2 артезианские скважины, водопроводные сети,
- в пос. Красноторовка – 2 артезианские скважины, водонапорная башня № 1, водопроводные сети, очистные сооружения (незаконченные строительством),
- в пос. Рыбачий – артезианские скважины № 1 и № 2, водопроводные сети и водонапорная башня Рожновского.
В соответствии с Уставом МУП «Коммунальщик» предприятие осуществляет деятельность по централизованному снабжению населения в сельских поселениях Зеленоградского городского округа питьевой холодной водой, является основной ресурсоснабжающей организацией, а также осуществляет содержание и эксплуатацию объектов коммунального хозяйства, обеспечивает сохранность и надлежащую техническую эксплуатацию и содержание жилищного фонда, добычу подземных вод и подачу ее потребителям.
Потребителями услуг по водоснабжению и водоотведению являются, в том числе жители жилых домов пос. Колосовка, Рыбачий, Откосово, Красноторовка, Грачевка Зеленоградского района, использующие воду в личных, бытовых целях.
Согласно материалам дела, по заявлению Ч. по вопросу предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества прокуратурой Зеленоградского района и Управлением Роспотребнадзора по Калининградской области были проведены проверки, в ходе которых установлено, что качество питьевой воды, подаваемой МУП «Коммунальщик» по сетям централизованного водоснабжения населению поселков Колосовка, Рыбачий, Откосово, Красноторовка, Грачевка Зеленоградского района, не соответствует установленным требованиям по органолептическим и физико-химическим показателям («цветности», «мутности», «аммиаку», «железу»).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что в силу действующего законодательства питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Учитывая, что МУП «Коммунальщик» указанные требования не соблюдаются, суд признал действия ответчика по подаче питьевой воды в поселках Колосовка, Рыбачий, Откосово, Красноторовка, Грачевка Зеленоградского городского округа ненадлежащего качества противоправными в отношении неопределенного круга лиц и возложил на него обязанность подавать питьевуюводу соответствующую требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названному выводу со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права подробно и убедительно изложены в обжалуемом решении, и их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии.
Удовлетворяя исковые требования, заявленные к администрации МО «Зеленоградский городской округ», и возлагая на нее обязанность обеспечить условия для подачи питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, а также разработать техническое задание с учетом мероприятий по приведению качества питьевой воды в поселках Колосовка, Рыбачий, Откосово, Красноторовка, Грачевка Зеленоградского городского округа в соответствии с установленными требованиями, суд исходил из того, что в силу закона именно органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения.
Вопреки доводам жалобы администрации МО «Зеленоградский городской округ» решение суда в данной части является законным и обоснованным.
Так, в соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 17 ФЗ РФ № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
На основании п. 4.3 ч. 1 ст. 17 этого же закона полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере водоснабжения и водоотведения предусмотрены Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно ч. 1 ст. 6 ФЗ РФ № 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в частности, такие полномочия, как: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади и др.
Частью 2 статьи 23 данного закона установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В соответствии с п.п. 11, 12 ст. 4 ФЗ РФ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, в том числе утверждение порядка разработки, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, требований к содержанию таких программ, порядка рассмотрения разногласий при утверждении таких программ и порядка осуществления контроля за их выполнением.
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство РФ приняло Постановление от 29 июля 2013 года № 641, которым утвердило «Правилами разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение» (далее – Правила).
Согласно п. 6 указанных Правил проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации. Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа).
Орган местного самоуправления поселения (городского округа) до 01 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы, утверждает техническое задание и не позднее 3 дней со дня его утверждения направляет его в регулируемую организацию для разработки инвестиционной программы (п. 9 Правил).
В соответствии с ч.7 ст. 23 ФЗ РФ № 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.
Таким образом, в силу прямого указания закона, техническое задание разрабатывает орган местного самоуправления, а не МУП «Коммунальщик», на чем безосновательно настаивал в суде апелляционной инстанции представитель администрации МО «Зеленоградский городской округ».
По делу установлено и ответчиками это не оспаривается, что техническое задание не разработано и не утверждено, соответственно не разработан план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
При этом установлено, что Управлением Роспотребнадзора по Калининградской области в лице территориального отдела в Зеленоградском, Светлогорском, Балтийском районах и Светловском городском округе главе администрации МО «Зеленоградский городской округ» неоднократно направлялись уведомления о несоответствии нормативам качества пробы питьевой воды в поселках Колосовка, Рыбачий, Откосово, Красноторовка, Грачевка и было предложено разработать инвестиционную программу с учетом мероприятий по приведению качества питьевой воды, подаваемой населению в соответствие с установленными требованиями в установленный срок.
Вместе с тем, такие требования администрацией МО «Зеленоградский городской округ» выполнены не были.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных правовых норм суд обоснованно возложил на ответчика МО «Зеленоградский городской округ» обязанность разработать техническое задание по приведению качества питьевой воды в поселках Колосовка, Рыбачий, Откосово, Красноторовка, Грачевка Зеленоградского городского округа в соответствие с установленными требованиями, а на ответчика МУП «Коммунальщик» - обязанность разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, который должен быть включен в состав инвестиционной программы, в течение трех месяцев с момента получения технического задания, а также согласовать такой план мероприятий с Управлением Роспотребнадзора по Калининградской области в лице территориального отдела в Зеленоградском, Светлогорском, Балтийском районах и Светловском городском округе.
Устанавливая МО «Зеленоградский городской округ» срок для разработки технического задания - до 01 октября 2019 г., суд исходил из того, что такой срок будет являться достаточным.
Доводы жалобы МО «Зеленоградский городской округ» о неисполнимости решения суда в установленный судом срок на доказательствах не основаны.
Оснований для изменения указанного срока судебная коллегия не усматривает, обращая при этом внимание на то, что ответчик в силу ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, вопрос об отсрочке его исполнения.
Указание в 4 абзаце резолютивной части решения суда наименования ответчика МО «Зеленоградское городское поселение» вместо МО «Зеленоградский городской округ» является технической опиской, что на правильность выводов суда и принятого по делу решения не повлияло.
Вопреки доводам жалобы, суд рассмотрел исковые требования в их пределах, не изменяя при этом предмета спора. Изложение резолютивной части решения суда в формулировке, отличной от просительной части исковых заявлений, выходом за пределы исковых требований не является, а лишь конкретизирует их.
В остальной части решение суда сторонами не обжалуется, а потому его законность и обоснованность судебной коллегией проверяется только в обжалуемой части.
Все обстоятельства, имеющие значение для разрешения заявленных требований, судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка в решении суда, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом допущено не было
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 18 апреля 2019 г. изменить, уточнив, что изложенная в абзаце 4 резолютивной части решения суда обязанность возложена на администрацию МО «Зеленоградский городской округ». В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: