Дело № 12-4/2021
РЕШЕНИЕ
г. Вельск 25 января 2021 года
Судья Вельского районного суда Архангельской области Сидорак Н.В., рассмотрев жалобу директора Государственного автономного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения Архангельской области «Вельский психоневрологический интернат» Мещерякова А.Н. на постановление начальника Вельского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области Тюлькина И.Н. от 08 декабря 2020 года № 102/07/2020 о назначении административного наказания,
установил:
постановлением начальника Вельского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее – Вельский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Архангельской области) Тюлькина И.Н. от 08 декабря 2020 года № 102/07/2020 Государственное автономное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения Архангельской области «Вельский психоневрологический интернат» (далее – ГАСУ АО «Вельский ПНИ») признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 11000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением директор ГАСУ АО «Вельский ПНИ» Мещеряков А.Н. обратился в Вельский районный суд Архангельской области с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ГАСУ АО «Вельский ПНИ», извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание законного представителя (защитника) не направило.
Исполняющая обязанности начальника Вельского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области Рогачева Н.А. в представленном отзыве просила оставить постановление от 08 декабря 2020 года без изменения, жалобу ГАСУ АО «Вельский ПНИ» без удовлетворения.
Проверив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, подпункты «а», «у», «ф» Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в редакции от 1 апреля 2020 года).
В целях реализации приведенных положений закона в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Так, указом Губернатора Архангельской области 17 марта 2020 года № 28-у на территории Архангельской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по противодействию распространения на территории Архангельской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)».
В силу пункта 1 данного указа на территории Архангельской области с 00 час. 00 мин. 18 марта 2020 года до особого распоряжения введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Частью 1 ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
На основании ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 года № 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)».
Согласно пункту 4.1 СП 3.1.3597-20 противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-2019 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 4.2 названных Правил эпидемиологическая тактика при COVID-2019 включает, в том числе, выявление больных их своевременную изоляцию и госпитализацию.
Из распоряжения Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области, Министерства здравоохранения Архангельской области от 27 апреля 2020 года № 253-рд «О мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в государственных учреждениях социального обслуживания населения в Архангельской области» следует, что директора государственных учреждений обязаны обеспечить незамедлительную изоляцию в условиях государственного учреждения получателей социальных услуг при появлении симптомов острого респираторного заболевания.
В соответствии с приказом директора ГАСУ АО «Вельский ПНИ» от 15 июля 2020 года № 180 заместитель директора по социально-медицинской работе, заведующие медицинскими, структурными, социально-психологическим, социально-реабилитационным отделениями, помощник врача-эпидемиолога, старшие медицинские сестры обязаны, в том числе, обеспечить изоляцию получателей социальных услуг и работников организации, контактировавших с больным COVID-2019 на срок не менее 14-ти календарных дней со дня последнего контакта с больным; организовать госпитализацию лиц с подтвержденным диагнозом COVID-2019 или с подозрением на данное заболевание (в том числе по эпидемиологическим показаниям) в медицинскую организацию. При отсутствии возможностей направления получателей услуг и работников в отдельные медицинские организации, провести «зонирования» (разделения зон) для вышеуказанных категорий пациентов внутри учреждения, разделенных этажностью или коридорами.
По информации филиала № 3 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области» в ГАСУ АО «Вельский ПНИ» была допущена вспышечная заболеваемость новой коронавирусной инфекцией.
При проведении Вельским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Архангельской области по распоряжению № 10 от 26 октября 2020 года эпидемиологического расследования установления причин возникновения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией COVID-2019 у персонала и лиц, получающих социальные услуги, ГАСУ АО «Вельский ПНИ» и оценки соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства выявлены нарушения пункта 4.2 СП 3.1.3597-20, а именно в 7 и 9 отделениях ГАСУ АО «Вельский ПНИ» несвоевременно проводилась изоляция и госпитализация больных COVID-2019. Так, больные 7 отделения, у которых диагноз COVID-2019 подтвержден лабораторно 20 и 21 октября 2020 года, были госпитализированы 22 октября 2020 года, а из выявленных 29 октября 2020 года 34 человек с диагнозом COVID-2019, 16 больных были госпитализированы 30 октября 2020 года. В 9 отделении интерната на день проверки 10 ноября 2020 года не были госпитализированы в специализированное лечебное учреждение (инфекционный госпиталь) 13 пациентов, их лечение проводилось в палатах 9 отделения психоневрологического интерната.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ГАСУ АО «Вельский ПНИ» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения ГАСУ АО «Вельский ПНИ» административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает: распоряжением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области от 26 октября 2020 года № 10, актом проверки от 23 ноября 2020 года, протоколом об административном правонарушении от 30 ноября 2020 года и другими письменными материалами.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При этом доказательств, подтверждающих принятие ГАСУ АО «Вельский ПНИ» своевременных мер для изоляции и госпитализации больных, у которых диагноз COVID-2019 был подтвержден лабораторно 20, 21, 29 октября 2020 года материалы дела не содержат. На момент проведения проверки 13 пациентов не были госпитализированы, их лечение проводилось в палатах ГАСУ АО «Вельский ПНИ».
Материалами дела подтверждается, что больные, диагноз которых был подтвержден лабораторным тестированием 20, 21 октября 2020 года, госпитализированы в медицинское учреждение 22 октября 2020 года.
29 октября 2020 года диагноз COVID-2019 выявлен у 34 человек, из которых 16 больных были госпитализированы лишь 30 октября 2020 года.
Получатели социальных услуг, заболевшие 28 октября 2020 года, 01, 02, 03, 05, 06, 07 ноября 2020 года, диагноз которых был подтвержден лабораторно 30 октября 2020 года, 04, 07, 09 ноября 2020 года, на момент проведения проверки (10 ноября 2020 года) не были госпитализированы.
Доказательств, свидетельствующих о принятии ГАСУ АО «Вельский ПНИ» всех зависящих от него мер по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм, для своевременной госпитализации и изоляции граждан, находящихся на стационарном обслуживании, а также доказательства объективной невозможности принятия им мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Доводы директора учреждения о том, что персонал интерната своевременно осуществлял изоляцию лиц с подозрением на коронавирусную инфекцию и незамедлительно информировал медицинскую организацию о выявлении лиц с подтверждением диагноза COVID-2019 в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов и приказом директора учреждения от 15 июля 2020 года № 180 «О дополнительных мерах по организации работы при подтверждении в учреждении случаев заболевания COVID-2019» соответствующими доказательствами не подтверждены.
Представленные ГАСУ АО «Вельский ПНИ» уведомления, направленные в ГБУЗ АО «Вельский ЦРБ», о госпитализации больных, не могут свидетельствовать о принятии учреждением всех необходимых мер для своевременной изоляции и госпитализации больных. Напротив, из представленных материалов следует, что больные с лабораторно подтвержденным COVID-2019 продолжали находиться в многоместных палатах, совместно с еще не инфицированными, что способствовало быстрому распространению инфекции среди пациентов, причинило вред их здоровью. Кроме того, в материалы дела представлены уведомления в отношении не всех выявленных больных.
Ссылка на невыполнение ГАСУ АО «Вельский ПНИ» пункта 4.2 СП 3.1.3597-20 является обоснованной, поскольку данные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019) на территории Российской Федерации. Противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-2019 не исключается и учреждениями социального обслуживания, в которых граждане получают социальные услуги в стационарной форме с целью необходимостью принятия мер для уменьшения негативных последствий для жизни и здоровья граждан, предотвращения распространения инфекции.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства и проводить санитарнопротивоэпидемические мероприятия.
При таких обстоятельствах доводы подателя жалобы о том, что на ГАСУ АО «Вельский ПНИ» не распространяются требования пункта 4.2 СП 3.1.3597-20, несостоятельны.
Доводы жалобы о том, что СП 3.1.3597-20 не раскрывает понятие своевременности, не исключает производство по делу об административном правонарушении, так как в данном случае, учитывая, что новая коронавирусная инфекция (COVID-2019) является острым респираторным заболеванием, включенным в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, пациенты медико-социального отделения – лица престарелого возраста и страдающие различными хроническими заболеваниями должны госпитализироваться в специализированное лечебное учреждение при появлении первых симптомов болезни, и, тем более при наличии подтвержденного диагноза.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъектами Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ГАСУ АО «Вельский ПНИ», обладая всеми организационно-распорядительными функциями и административно-хозяйственными полномочиями, а также имея возможности и будучи обязанным обеспечивать соблюдение правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не предприняло всех необходимых мер по их соблюдению.
Доказательства наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения ГАСУ АО «Вельский ПНИ» санитарно-эпидемиологических правил, не представлены.
Таким образом, действия ГАСУ АО «Вельский ПНИ» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Допущенное правонарушение не является малозначительным, поскольку объектом его посягательства является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что свидетельствует о высокой степени общественной опасности.
Административное наказание назначено юридическому лицу в пределах санкции ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, соответствует принципам справедливости, индивидуализации и соразмерности, с учетом всех установленных по делу обстоятельств, тяжести совершенного административного правонарушения, а также с учетом наличия обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к соблюдению действующего законодательства.
Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом норм КоАП РФ и законодательства, подлежащего применению в деле, не свидетельствует о том, что по делу допущены существенные нарушения названного кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление начальника Вельского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области Тюлькина И.Н. от 08 декабря 2020 года № о назначении административного наказания оставить без изменения, жалобу Государственного автономного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения Архангельской области «Вельский психоневрологический интернат» Мещерякова А.Н. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.В. Сидорак