Дело № 2-51/2024
УИД 44RS0013-01-2023-000574-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2024 г. п. Красное-на-Волге
Красносельский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Буровой Е.И.,
при секретаре Васильевой О.Д.,
с участием истца Кузьминой В.С., представителя ответчика администрации Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области Смирновой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузьминой В.С. к администрации Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области о возложении обязанности провести работу по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества автодороги, ведущей к земельному участку с кадастровым номером № по обустройству и содержанию дороги,
установил:
Кузьмина В.С. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области о возложении обязанности провести работу по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества автодороги, ведущей к земельному участку с кадастровым номером № по обустройству и содержанию дороги к вышеуказанному земельному участку, принадлежащему ей на праве собственности. Требования мотивированы тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № расположенный в районе <адрес> Единственный подъезд к ее участку возможен с <адрес> в нарушение действующего законодательства Российской Федерации, подъездные пути к участку отсутствуют. Неоднократные обращения в течение года в администрацию Чапаевского сельского поселения, прокуратуру Красносельского района и прокуратуру Костромской области результатов не принесли. Тогда как п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанная норма закона безусловна и распространяет свое действие на все дороги в черте населенных пунктов сельского поселения, не зависит от имеющихся или отсутствующих в бюджете сельского поселения бюджетных средств. Статьей 1 Закона Костромской области от 04 декабря 2015 г. № 38-6-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения» предусмотрено, что за сельскими поселениями закреплены вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них. Техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» предусмотрено, что автомобильная дорога и дорожные сооружения на ней при эксплуатации должны соответствовать следующим требованиям безопасности: на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц; ровность дорожного покрытия должна обеспечивать безопасные условия движения с установленной для данного класса и категории автомобильной дороги скоростью движения. До настоящего времени дорожное покрытие на участке автодороги <адрес> до земельного участка с кадастровым номером № отсутствует, получен официальный отказ в проведении работ по обустройству дороги. В силу гражданского законодательства Российской Федерации, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 31 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» государственная регистрация права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества осуществляется на основании вступившего в силу решения суда. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей. Между тем свои обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, а также по содержанию такого объекта, администрация Чапаевского сельского поселения не исполняет, чем нарушает ее (Кузьминой В.С.) права.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Красносельского муниципального района Костромской области.
В судебном заседании истец Кузьмина В.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно указав, что спорное имущество – земельный участок с кадастровым номером № и расположенное на нем нежилое строение – бывшая столовая СПК «Ивановское» были приобретены с целью ведения предпринимательской деятельности. Указанное недвижимое имущество находится в границах сельского поселения. В настоящее время проводится реконструкция здания, в связи с чем требуется подвозить строительные материалы. Чтобы подъехать к зданию, она въезжает в пос. им. <данные изъяты>, проезжает мимо магазина, на публичной кадастровой карте он указан под номером № и ювелирного завода №, затем попадает на накатанную дорогу и подъезжает к зданию. Фактически она ездит по частной территории. Дорога, которую она просит обустроить проходит по луговине. Ездить по ней невозможно, там бугры и ямы, когда идут дожди, стоит вода. Зимой администрация несколько раз по ее (Кузьминой В.С.) просьбе расчищала дорогу от снега. Летом она (истец) самостоятельно окашивает траву, с июня 2022 г. стала обращаться в администрацию Чапаевского сельского поселения с просьбой провести работы по обустройству дороги. Решением Совета депутатов в ее просьбе было отказано без объяснения причин. Она неоднократно обращалась в администрацию Костромской области, прокуратуру Костромской области и в прокуратуру Красносельского района Костромской области. В последнем ответе прокуратура признала необоснованными действия администрации сельского поселения по непринятию мер, направленных на постановку объекта на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйного имущества. Считает, что поскольку указанная дорога находится в границах населенного пункта, то ее обслуживанием должна заниматься администрация сельского поселения и поставить дорогу на учет в качестве бесхозяйной.
Представитель администрации Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области - глава Чапаевского сельского поселения Смирнова Г.А. заявленные требования не признала и пояснила, что ранее нежилое здание принадлежало колхозу «Советская армия», а в ходе реорганизации стало принадлежать СПК «Ивановское» и оно действительно входит в черту населенного пункта п. им. Чапаево. Подъезд к земельному участку истца не является автомобильной дорогой. Все автомобильные дороги общего пользования п. им. Чапаева обозначены на генеральном плане и в проекте землепользования и застройки Чапаевского сельского поселения. Указанного подъезда там нет. На карте функциональных зон Чапаевского сельского поселения автомобильные дороги общего пользования обозначены серым цветом, спорный подъезд на карте не обозначен. Администрация сельского поселения не может поставить его на учет в качестве бесхозяйного. Бесхозяйным признается имущество, когда имеются следы какой-либо деятельности, дорожная деятельность на указанном подъезде не велась. Согласно Правилам благоустройства, собственник самостоятельно обслуживает подъезд к своей собственности. Собственник может выйти с предложением на Совет депутатов и внести предложение по обустройству подъезда совместными силами. Сельское поселение может осуществлять какую-либо деятельность только по дорогам, которые являются муниципальной собственностью. Подъезд к земельному участку истца не является муниципальной собственностью, в реестре муниципального имущества Чапаевского сельского поселения не значится. К земельному участку и расположенному на нем нежилому зданию Кузьмина В.С. может подъезжать по землям общего пользования, по тому же маршруту, которым она следует для проезда к своей собственности. Эти земли не находятся в частной собственности, никаких препятствий для передвижения по ним не имеется. Кузьмина В.С. может обратиться в администрацию Красносельского муниципального района для получения соответствующего разрешения для использования земель общего пользования в качестве подъезда к своему земельному участку, для того, чтобы в дальнейшем этот земельный участок не выделили под застройку.
Третье лицо администрация Красносельского муниципального района Костромской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, в поступившем в суд ходатайстве представитель администрации по доверенности Панова Ж.Н. просила о рассмотрении дела без участия представителя администрации муниципального района, поддержала позицию, изложенную в отзыве администрации от 22.12.2023. Как следует из указанного отзыва, администрация Красносельского муниципального района с исковыми требованиями Кузьминой В.С. не согласна ввиду следующего. В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Костромской области от 04 декабря 2015 г. № 38-6-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения» за сельскими поселениями Костромской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5,6, 8, 13, 13.1, 15, 18, 22, 24, 26, 31, 33.1, 33.2, 34, 37 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В силу п. 2 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия в области дорожной деятельности реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов. Таким образом, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения также входит в вопросы местного значения поселения (в Костромской области). Согласно подп. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с изложенным к вопросам местного значения муниципального района относится только дорожная деятельность за границами населенных пунктов (в Костромской области). Пунктом 1 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенной для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. В системном понимании главы 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации прохождение дорог общего пользования определяется генеральным планом. Образование автомобильной дороги местного значения возможно только в том случае, если данный объект предусмотрен документами территориального планирования. Проезд к земельному участку с кадастровым номером № в улично-дорожную сеть населенного пункта пос. <данные изъяты> не входит, является самонакатанным. Правообладатель земельного участка может самостоятельно обеспечить проезд к своему земельному участку, получив соответствующее разрешение на использование земель неразграниченной собственности. Согласно сложившейся судебной практике, на органы местного самоуправления не возложена обязанность организации подъезда к каждому земельному участку.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с абз. 2 ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Пунктом 4 ст. 6 названного закона определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым пункта 4 статьи 6 указанного закона, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (абз. 6 п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).
Федеральный закон от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации.
Согласно положениям ч. ч. 9, 10 ст. 5 названного Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с ч.ч. 1, 8, 10 статьи 6 названного Федерального закона автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
По правилам положений п. п. 1, 5, 6, 11 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Частью 2 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ предусмотрено, что полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Статьей 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены вопросы местного значения городского, сельского поселения.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения не относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В силу ч. 4 ст. 14 указанного федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ также предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Костромской области от 04 декабря 2015 г. № 38-6-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения», за сельскими поселениями закреплены вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Согласно Уставу муниципального образования Чапаевское сельское поселение Красносельского муниципального района Костромской области, принятому Советом депутатов Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области решением от 07.08.2018 № 88 (в редакции решения Совета депутатов от 25.03.2019 № 109, от 11.11.2019 № 143, от 12.10.2020 № 179, от 27.04.2021 № 205, от 25.10.2021 № 10, от 06.06.2022 № 53, от 21.03.2023 № 95), к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирование парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов сельского поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 в редакции решения Совета депутатов от 25.03.2019 № 109, от 25.10.2021 № 10) (п. 4 ч. 1 ст. 7).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Кузьмина В.С. является собственником земельного участка, местоположение <адрес> с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: общественное питание. Право собственности Кузьминой В.С. в отношении земельного участка зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, возникло на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжения администрации Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Также Кузьминой В.С. принадлежит на праве собственности, расположенное на вышеуказанном земельном участке, нежилое здание – <данные изъяты> по адресу: <адрес> с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Красносельского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по иску Кузьминой В.С. к СПК «Ивановское» Красносельского района Костромской области о признании права собственности на нежилое здание.
Обращаясь в суд с настоящими исковыми требованиями, Кузьмина В.С. ссылалась на отсутствие дорожного покрытия на участке автодороги <данные изъяты> п. им. Чапаева до земельного участка с кадастровым номером №, на то, что администрация Чапаевского сельского поселения отказывается проводить работы по обустройству указанной дороги. Согласно пояснениям, данным истцом Кузьминой В.С. в судебном заседании, она не имеет возможности подъехать к принадлежащим ей земельному участку и нежилому зданию по дороге, расположенной между частным домом и магазином, который на публичной кадастровой карте обозначен под №. Дорога накатанная. Проходит через луговину, протяженностью примерно 100 м. Этой дорогой пользуются только для проезда к принадлежащему ей зданию. Раньше по этой дороге ездили в мастерскую, но затем стали ездить по другому маршруту. Она (истец) вынуждена сворачивая с <адрес> п. им. Чапаево, проезжать между ювелирным заводом, обозначенным на публичной кадастровой карте под № и магазином №, и затем выезжать на накатанную дорогу и уже по ней доезжать до нежилого здания. Поскольку спорная дорога расположена в пределах границы населенного пункта – поселок им. Чапаева, администрация Чапаевского сельского поселения обязана поставить ее на учет как бесхозяйную, и как орган местного самоуправления обязана ее обслуживать.
Судом установлено, что земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, и расположенное на вышеуказанном земельном участке, нежилое здание – столовая, по адресу: <адрес> с кадастровым номером № находятся в границах населенного пункта – поселок им. <адрес>, как и спорный подъезд, в отношении которого истцом Кузьминой В.С. заявлены исковые требования.
Указанный истцом спорный объект «автомобильная дорога, ведущая к земельному участку с кадастровым номером № и нежилому зданию с кадастровым номером № расположенному по адресу: <адрес> в реестре муниципального имущества Чапаевского сельского поселения не значится.
Согласно документам территориального планирования администрации Чапаевского сельского поселения – Генеральному плану Чапаевского сельского поселения, Правилам землепользования и застройки, в улично-дорожной сети п. им. Чапаева подъезд к земельному участку с кадастровым номером № и нежилому строению отсутствует. На карте функциональных зон Чапаевского сельского поселения, «автомобильная дорога, ведущая к земельному участку с кадастровым номером № и нежилому зданию с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес> не обозначена.
Как видно по делу, истец Кузьмина В.С. неоднократно обращалась с заявлениями по вопросу организации подъезда к принадлежащему ей земельному участку и расположенному на нем нежилому зданию, в администрацию Чапаевского сельского поселения, прокуратуру Красносельского района, прокуратуру Костромской области.
В ответ на обращение Кузьминой В.С., администрация Чапаевского сельского поселения 21.07.2022 проинформировала истца о том, что вопрос по обустройству подъезда к дому по адресу: п. <адрес> будет вынесен на ближайшее заседание Совета депутатов Чапаевского сельского поселения.
26.10.2022 комиссией Чапаевского сельского поселения составлен акт обследования технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения Чапаевского сельского поселения. Как пояснила в судебном заседании глава Чапаевского сельского поселения Смирнова Г.А., акт составлен на бланке, имеющемся в администрации сельского поселения, при том, что спорный объект автомобильной дорогой общего пользования местного значения Чапаевского сельского поселения не является.
Из акта усматривается, что по результатам обследования технического состояния подъезда к земельному участку с кадастровым номером № по адресу п<адрес> выявлено, что имеется несколько накатанных автомобильных следов по луговине, замощения из щебня, гравия и других твердых материалов не обнаружено. Комиссия пришла к заключению о том, что подъезд к земельному участку с кадастровым номером № по адресу <адрес> в реестре муниципальной собственности администрации Чапаевского сельского поселения не значится. Поставить подъезд на учет как бесхозяйную вещь не представляется возможным в связи с тем, что в таком состоянии объект не имеет признаков капитального строительства, на картах генерального плана подъезд не обозначен.
Совет депутатов Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области четвертого созыва решением от 28.10.2022 № 68 решил: оборудование подъезда по адресу п. им. <адрес> с кадастровым номером № оборудовать за счет собственника нежилого помещения.
Согласно ответу прокуратуры Красносельского района от 09.12.2022, довод обращения о бездействии администрации сельского поселения по передаче на рассмотрение вопроса о выделении бюджетных средств для обустройства подъезда нашел свое подтверждение. Также в деятельности администрации сельского поселения выявлены нарушения требований ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в части раскрытия информации о деятельности органа местного самоуправления на официальном сайте в сети Интернет. По фактам выясненных нарушений 09.12.2022 главе администрации Чапаевского сельского поселения внесено представление.
В ответе от 22.12.2022 в адрес истца, глава Чапаевского сельского поселения Смирнова Н.А. сообщила, что в реестре муниципального имущества Чапаевского сельского поселения автодорога к объекту капитального строительства с кадастровым номером № по адресу <адрес> не числится. В связи с этим включить в расходную часть бюджета на 2023 г. работы по обустройству дороги к данному объекту не представляется возможным.
ДД.ММ.ГГГГ Кузьмина В.С. была проинформирована заместителем прокурора Красносельского района Голубевым А.А. о том, что представление прокурора района от 09.12.2022, внесенное главе администрации Чапаевского сельского поселения, рассмотрено. В целях устранения нарушений, администрацией сельского поселения приняты меры по размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» информации, подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». С должностными лицами проведена беседа о недопустимости нарушений указанного законодательства впредь.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Кузьминой В.С., поступившее из прокуратуры Костромской области от 12.01.2023, по доводам об организации подъезда к земельному участку с кадастровым номером № и нежилому строению, расположенному по адресу: <адрес> заместителем прокурора Красносельского района Голубевым А.А. указано, что согласно документам территориального планирования администрации Чапаевского сельского поселения (Генеральный план Чапаевского сельского поселения, Правила землепользования и застройки) в улично-дорожной сети п. им Чапаева подъезд к земельному участку с кадастровым номером № и нежилому строению отсутствует. Администрация Чапаевского сельского поселения притязаний на указанный объект не имеет. Вопрос о финансировании работ по организации подъезда к испрашиваемому земельному участку рассмотрен на заседании Совета депутатов Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области 28.10.2022, по итогам которого в оборудовании подъезда за счет бюджетных средств отказано. Оснований для обращения в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в Ваших интересах не установлено.
Согласно ответу прокуратуры Костромской области от 20.03.2023 на обращение Кузьминой В.С., поступившее ДД.ММ.ГГГГ, об организации подъезда к земельному участку и иным вопросам, подъезд к земельному участку линейным объектом не является – в улично-дорожную сеть населенного пункта не входит, в состав автомобильной дороги «Подъезд к Ивановское», проходящей по ул. поселка не включен и с учетом полученных в ходе проверки документов и материалов в настоящее время не может быть включен в реестр муниципального имущества. Таким образом, оснований для возложения на администрацию Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района обязанности по организации подъезда к земельному участку не имеется. При проверке довода о возможном воспрепятствовании собственникам (иными законными владельцами) земельного участка по адресу: <адрес> с расположенным на нем зданием ювелирной мастерской, установлено, что самонакатанный проезд к Вашему участку не входит в границы указанного земельного участка, а также земельного участка, на котором расположено здание продовольственного магазина <данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес> Таким образом, препятствий для проезда к Вашему земельному участку не имеется.
Из ответа от 12.05.2023 на обращение Кузьминой В.С. от ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Костромской области, следует, что по информации, представленной администрацией Красносельского муниципального района Костромской области, в реестре муниципального имущества Чапаевского сельского поселения автомобильная дорога к объекту капитального строительства с кадастровым номером № не числится. На основании решения Совета депутатов Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района от 28.19.22022 № 68 «Об обустройстве подъезда к нежилому строению по адресу: п. им. Чапаева, <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О плане работы Совета депутатов Чапаевского сельского поселения на 2023 год» у администрации Чапаевского сельского поселения отсутствуют основания для обустройства подъезда к вышеуказанному строению. Ранее здание с кадастровым номером № принадлежало СПК «Ивановское» и использовалось как столовая, подъезд осуществлялся по землям хозяйства со стороны автозаправки.
В ответ на обращение Кузьминой В.С., поступившее в прокуратуру Костромской области ДД.ММ.ГГГГ, начальник отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Л. в письме от 22.05.2023 указал, что в ходе ранее проведенных проверок установлено, что у Вас в собственности находится земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером № с расположенным на нем жилым зданием. Доступ к Вашему земельному участку осуществляется по самонакатанному проезду, который не включен в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования, в улично-дорожную сеть населенного пункта п. им. Чапаева и в настоящее время не может быть включен в реестр муниципального имущества. По доводу Вашего обращения о принятии решения Совета депутатов Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 29.12.2022 № 85 «О принятии бюджета Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» с нарушением требований публичности в связи с тем, что не учтено Ваше обращение от 04.07.2022 о выделении финансирования на обустройство подъезда нарушений не установлено, оснований для выделения средств местного бюджета на обустройство подъезда в настоящее время не имеется. Относительно нового довода Вашего обращения о наличии у проезда признаков бесхозяйности установлено, что администрацией Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района вопреки требованиям федерального законодательства не принято мер к определению статуса объекта, являющегося территорией общего пользования, постановке его на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйного имущества. В целях устранения выявленных нарушений прокурором Красносельского района 22.05.2023 главе администрации Чапаевского сельского поселения внесено представление, по результатам рассмотрения которого Вы будете проинформированы дополнительно.
В ответе от 23.06.2023 начальник отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Л. информирует Кузьмину В.С. о том, что представление от 22.05.2023 администрацией Чапаевского сельского поселения рассмотрено, доводы прокуратуры Красносельского района о нарушении федерального законодательства в связи с непринятием мер к определению статуса объекта, являющегося территорией общего пользования, постановке его на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйного имущества, признаны обоснованными, сотрудникам администрации указано на недопустимость нарушений подобных впредь. В целях устранения нарушений администрацией поселения инициированы процедура постановки проезда на учет, изменения генерального плана.
25.07.2023 главой Чапаевского сельского поселения в адрес Кузьминой В.С. направлено сообщение о том, что требование по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества автодороги, ведущей к земельному участку с кадастровым номером №, рассмотрено. Для признания этого объекта как бесхозяйного с дальнейшей постановкой его на учет, в связи с тем, что на генеральном плане Чапаевского сельского поселения автодорога, ведущая к земельному участку с кадастровым номером № не обозначена, требуется внесение изменений в генеральный план Чапаевского сельского поселения. На сегодняшний день работы по внесению изменений в генеральный план поселения ведутся. При утверждении нового генерального плана и правил землепользования Чапаевского сельского поселения работы по обустройству подъезда к вышеуказанному земельному участку будут продолжены.
Как пояснила глава Чапаевского сельского поселения в судебном заседании, ответ от 25.07.2023 был дан ошибочно, на момент его написания не были изучены нормы действующего законодательства. Спорный объект не является автодорогой, это подъезд. При утверждении нового генерального плана и правил землепользования Чапаевского сельского поселения этот подъезд автодорогой не станет.
В ходе пояснений сторон установлено, что Кузьмина В.С. подъезжает к принадлежащему ей земельному участку и расположенному на нем нежилому зданию по землям общего пользования. Каких-либо препятствий для такого проезда не имеется. Подъезд между частным домом и магазином №, который, по мнению истца, должен обслуживать администрация Чапаевского сельского поселения, также проходит по землям общего пользования, дорожная деятельность на указанном подъезде не ведется.
Кроме того, как пояснила в судебном заседании представитель ответчика глава Чапаевского сельского поселения Смирнова Г.А., истец может обратиться в администрацию Красносельского муниципального района для получения соответствующего разрешения для использования земель общего пользования в качестве подъезда к своему земельному участку для того чтобы в дальнейшем этот земельный участок не выделили под застройку. Без такого обращения возможность пользования у Кузьминой В.С. указанным подъездом также сохраняется. Обустройство подъезда к своему имуществу производится за счет собственника, администрация Чапаевского сельского поселения готова оказать Кузьминой В.С. посильную помощь.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и настоящим Федеральным законом.
В силу п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Из содержания указанных правовых норм следует, что для признания имущества недвижимым необходимо подтверждение того, что такой объект гражданских прав создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке.
Соответственно, право собственности, в том числе право собственности на сооружение - дорогу как на самостоятельный объект гражданских прав, может возникнуть в том случае, если она создана именно как объект недвижимости в установленном порядке, индивидуализирована в качестве объекта недвижимости.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что спорный подъезд к автомобильным дорогам не относится.
В ходе судебного разбирательства установлено, что земельные участки для обустройства дороги не отводились, отсутствуют конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, элементы обустройства автомобильных дорог.
В документах территориального планирования администрации Чапаевского сельского поселения - в Генеральном Чапаевского сельского поселения, в Правилах землепользования и застройки Чапаевского сельского поселения как автомобильная дорога данный подъезд отсутствует.
Подъезд не включен в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования, в улично-дорожную сеть населенного пункта п. им. Чапаева.
Суд принимает во внимание карту функциональных зон Чапаевского сельского поселения, на которой спорный подъезд в качестве автомобильной дороги не обозначен.
Оценивая подъезд, ведущий к земельному участку истца, суд учитывает, что с иными улицами он не соединяется. Как пояснила истец Кузьмина В.С. по спорной дороге, к каким-либо иным объектам, кроме, принадлежащего ей нежилого здания, не ездят.
Согласно документам территориального планирования администрации Чапаевского сельского поселения (Генеральный план Чапаевского сельского поселения, Правила землепользования и застройки) в улично-дорожной сети п. им Чапаева спорный объект автомобильная дорога к земельному участку с кадастровым номером № и нежилому строению отсутствует.
Таким образом, земельный участок, на котором организован подъезд к участку Кузьминой В.С., не сформирован в целях организации автомобильной дороги, данный подъезд не является автомобильной дорогой местного значения, является самонакатанным.
При таких обстоятельствах, установив, что в качестве объекта недвижимого имущества указанный истцом объект «автомобильная дорога, ведущая к земельному участку с кадастровым номером № и нежилому зданию с кадастровым номером № расположенному по адресу: <адрес> не создавался, земля под его строительство и обслуживание не выделялась, в перечне автомобильных дорог не значится, а само по себе использование самонакатанной дороги истцом Кузьминой В.С. в целях подъезда к принадлежащему ей на праве собственности недвижимому имуществу, не изменяет ее правовой режим, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Кузьминой В.С. к администрации Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области о возложении обязанности провести работу по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества автодороги, ведущей к земельному участку с кадастровым номером № по обустройству и содержанию дороги, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Красносельский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.И. Бурова
Мотивированное решение суда изготовлено 25 января 2024 г.
Судья Е.И. Бурова