№ 2-517/2021 г.
11RS0020-01-2021-000953-59
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Лисиенко А.Ю., при секретаре судебного заседания Пирязевой Т.А.,
с участием: помощника прокурора Усть-Вымского района Республики Коми Чередниченко А.С., истца Шумихина В.И.,
с уведомлением: представителя ответчика ООО «Региональный оператор Севера», представителя третьего лица администрации МР «Усть-Вымский»,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми, 30 июня 2021 года, гражданское дело по иску прокурора Усть-Вымского района Республики Коми в интересах Шумихина В. И. к ООО «Региональный оператор Севера» о признании недействительным договора оказания услуги «Обращение с твердыми коммунальными отходами» № 228319273, заключенный с региональным оператором по обращению с ТКО с Шумихиным В. И. в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: ........,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Усть-Вымского района Республики Коми обратился в суд с иском в интересах Шумихина В.И. к ООО «Региональный оператор Севера» о признании недействительным договора оказания услуги «Обращение с твердыми коммунальными отходами» № 228319273, заключенный с региональным оператором по обращению с ТКО с Шумихиным В.И. в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: ..........
В судебном заседании помощник прокурора Усть-Вымского района Республики Коми Чередниченко А.С. и истец Шумихин В.И. доводы и основания, изложенные иске поддержали в полном объеме.
Кроме этого, истец Шумихин В.И. указал, что действия ответчика по начислению и взиманию платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов, при неоказанной услуге и при отсутствии договора с ним как потребителя ведут к нарушению его прав потребителя, но и причиняют ему материальный ущерб.
Представитель ответчика ООО «Региональный оператор Севера» участия в судебном заседании не принимал, о месте и времени извещен надлежаще.
Представитель третьего лица администрации МР «Усть-Вымский» в судебном заседании не участвовал, о месте и времени извещен надлежащим образом.
Заслушав помощника прокурора Усть-Вымского района Республики Коми Чередниченко А.С., истца Шумихина В.И., проверив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Истец Шумихин В.И. является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: ........., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Поводом для обращения в суд с иском прокурора, послужило нарушение прав Шумихина В.И., которому ответчиком согласно лицевого счета предъявляются квитанции об оплате за коммунальную услугу по потреблению ТКО.
В связи с чем, истец полагает, что исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу, качество которой соответствует договору, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, услуге, исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу для потребителя, соответствующую этим требованиям. Исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказание отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг).
Между тем, как полагает истец он не обязан оплачивать услугу по вывозу ТБО, поскольку, является собственником нежилого помещения, зарегистрирован в другом постоянном месте жительства, где и фактически проживает. Кроме этого, контейнеры для сбора ТБО отсутствуют.
ООО «Региональный оператор Севера» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Коми.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статьей 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии с публичным договором с населением на вывоз твердых бытовых отходов ООО «Региональный оператор Севера» как исполнитель, с одной стороны, и гражданин, использующий для личных, домашних нужд услуги по вывозу твердых бытовых отходов, именуемый, потребитель, с другой стороны, принимают на себя обязательство, по которому потребитель заказывает, а исполнитель принимает выполнение работ по регулярному вывозу твердых бытовых отходов.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Под. «г» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан: производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Таким образом, услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам ст. 157 ЖК РФ.
В соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых отходов, разработанных в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и регулирующими отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов, следует, что бытовые отходы – это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения.
В силу ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату а жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или частного жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей данного Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
По правилам п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с п. 11 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании п. 4, 5, 37 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.
Расчетным периодом по договору на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов является один календарный месяц.
В соответствии с действующим законодательством региональный оператор так же, может осуществлять сбор ТКО бесконтейнерным способом. Вопрос выбора способа вывоза ТКО решается в индивидуальном порядке по каждому населенному пункту с учетом предложения граждан. При отсутствии оборудованных мест (площадок) накопления ТКО и возможности их организации, жителям для целей своевременного оказания услуги по обращению с ТКО предлагается бесконтейнерный способ сбора.
Региональным оператором ООО «Ухтажилфонд», а далее ООО «Региональный оператор Севера» в ......... вывоз ТКО осуществляется с 01.12.2018 г. бесконтейнерным способом, согласно графика, утвержденного администрацией МР «Усть-Вымский», а именно: один раз в неделю по четвергам.
В силу положений ч. 3 ст. 438 ГК РФ и учитывая, что истец Шумихин В.И., используя предоставленные ему услуги по сбору и вывозу ТБО, акцептировал публичную оферту, суд считает, что договор на предоставление этой услуги между Шумихиным В.И. и ООО «Региональный оператор Севера» считается заключенным.
В соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В силу п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Опубликование публичного договора с населением на вывоз твердых бытовых отходов не означает автоматического его заключения со всеми потребителями, не означает так же и обязанности всех потребителей заключить договор с данной организацией. Обязанность заключить договор в соответствии со ст. 426 ГК РФ возникает лишь у предлагающей стороны (в данном случае организации по вывозу ТБО), которая не вправе отказаться от заключения договора на условиях, указанных в публичном договоре.
Вместе с тем, суд считает, что действия ООО «Региональный оператор Севера» по начислению и взиманию платы за услуги сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с Шумихина В.И. являются законными и обоснованными.
Доводы истца Шумихина В.И. о существенной отдаленности имеющейся площадки для сбора твердых бытовых отходов не является основанием для признания оспариваемого договора недействительным.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и определение схемы их размещения отнесено к ведению органов местного самоуправления.
Доводы помощника прокурора о том, что истцу Шумихину В.И. на праве пожизненного наследуемого владения, принадлежит садовый домик, назначение – нежилое, в связи с чем, ему не может быть предъявлена коммунальная услуга ООО «Региональный оператор Севера» - обращение с ТКО, являются ошибочными.
Поскольку, нежилое помещение (садовый домик) – это сезонное некапитальное строение, предназначенное для временного пребывания граждан. Между тем, с 2019 г. закон разрешает признавать садовые дома пригодными для проживания граждан и регистрироваться в нем. Соответственно, не является определяющим статус «жилой» или «нежилой», а истец Шумихин В.И. является собственником садового домика.
Кроме этого, истец Шумихин В.И. не лишен возможности как на обжалование в установленном законом порядке актов органов местного самоуправления по вопросу размещения контейнерных площадок, так и на обращение в орган местного самоуправления по вопросу обустройства дополнительных контейнерных площадок в ........, и обжалование соответствующих решений в случае несогласия с ними.
Так же, ООО «Региональный оператор Севера» является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО и не может нести ответственность за недостаток или отсутствие контейнерных площадок.
Поскольку, в обязанности регионального оператора в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание площадок для накопления ТКО.
Несоблюдение предусмотренных нормативных расстояний между площадками для установки контейнеров и нежилым домом Шумихина В.И. не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывает услугу по обращению с ТКО, осуществляя вывоз с мест (площадок) накопления, расположенных на более, чем 100 м. расстоянии от нежилого дома истца Шумихина В.И.
Само по себе невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов не является основанием для изменения или отмены платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Разрешая спор по существу заявленных требований, суд, руководствуясь положениями статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 8, 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156, Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска в полном объеме.
На основании вышеизложенного, исковые требования прокурора Усть-Вымского района Республики Коми в интересах Шумихина В.И. к ООО «Региональный оператор Севера» о признании недействительным договора оказания услуги «Обращение с твердыми коммунальными отходами» № 228319273, заключенный с региональным оператором по обращению с ТКО с Шумихиным В.И. в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: ......... надлежит оставить без удовлетворения.
руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Усть-Вымского района Республики Коми в интересах Шумихина В. И. к ООО «Региональный оператор Севера» о признании недействительным договора оказания услуги «Обращение с твердыми коммунальными отходами» № 228319273, заключенный с региональным оператором по обращению с ТКО с Шумихиным В. И. в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: ........., оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.
.........
Судья - А.Ю. Лисиенко