Решение от 26.08.2021 по делу № 2а-1167/2021 от 07.07.2021

дело №2а-1167/2021

УИД56RS0033-01-2021-002085-87

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м    Р о с с и й с к о й    Ф е д е р а ц и и

    26 августа 2021 года                                                  г.Орск

Советский районный суд г.Орска Оренбургской области

в составе председательствующего судьи Курносовой Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Мамаевой А.С.,

с участием административного истца Паничкиной Н.В., представителя административного истца Паничкиной Н.В. – Яниной И.В.,

представителя административного ответчика старшего помощника прокурора Советского района г.Орска Толстошеева И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по административному иску Паничкиной Натальи Викторовны к заместителю прокурора Советского района г.Орска Каипову Руслану Рашидовичу о признании незаконным предостережения от 17 июня 2021 года в отношении Паничкиной Натальи Викторовны о недопустимости нарушения закона, обязании устранить нарушения прав, свобод и законных интересов и препятствий к их осуществлению,

у с т а н о в и л:

Паничкина Н.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. Требования мотивированы тем, что 17 июня 2021 года заместителем прокурора Советского района г.Орска Каиповым Р.Р. вынесено предостережение о недопустимости нарушения закона в связи с изъятием из принадлежащего ей жилого дома журналов «<данные изъяты>» № 2 март 2002 года, №1/31 январь 2007 года, журнал 2/32 март 2007 года, №4/40 июль 2008 года, которые внесены в список экстремистских материалов под номерами на основании апелляционного определения Верховного суда республики Татарстан от 14 февраля 2013 года. Полагает предостережение незаконным и необоснованным, поскольку оно может быть вынесено только в отношении должностных лиц и при наличии достоверных сведений о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения или причинению вреда государственным или общественным интересам, либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность. Указанные журналы предназначались для личного пользования и хранились по месту жительства, что не запрещено законом.

Административный истец Паничкина Н.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, дала объяснения, аналогичные доводам иска.

Представитель административного истца Паничкиной Н.В. – Янина И.В., действующая на основании доверенности 56 АА 2648472 от 28 июня 2021 года, в судебном заседании требования иска поддержала. В обоснование требований указала, что оспариваемое предостережение не соответствует требованиям Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", а также фактическим обстоятельствам осуществления организацией «<данные изъяты>» своей деятельности. Полагает, что предостережение вынесено в отношении административного истца в отсутствие сведений о каких-либо готовящихся противоправных действиях. В предостережении указаны только нормы Федерального закона от 25.02.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", в нем отсутствуют сведения о намерениях административного истца заниматься экстремистской деятельностью, а также сведения о том, к какому именно правонарушению готовится административный истец. Паничкина Н.В. не распространяет литературу, пользуется ей для личных целей. Предостережение нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку его неисполнение может повлечь привлечение к ответственности, предусмотренной законом.

Представитель административного ответчика - старший помощник прокурора Советского района г. Орска Толстошеев И.С., действующий на основании доверенности, иск не признал. Полагает, что при объявлении оспариваемого предостережения не было допущено нарушений требований Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и прав административного истца. Ссылаясь на положения статьи 25.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приводит доводы о законности оспариваемого предостережения и его обоснованности ввиду поступления информации, полученной в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Исследовав доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право гражданину обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

При разрешении такого административного искового заявления для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением, действием (бездействием) прав либо свобод административного истца (ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Защита прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечение целостности и безопасности Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ), которым также определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности и устанавливается ответственность за ее осуществление.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 указанного Федерального закона экстремистская деятельность (экстремизм) выражается, в том числе, в массовом распространении заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовлении или хранении в целях массового распространения.

На территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу (статья 13).

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется путем выявления, предупреждения и пресечения экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц (статья 3).

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации") прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона, В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке (статья 25.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").

Согласно пункту 1.4 указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона" (далее - указание) предостережение о недопустимости нарушения закона применять только к должностным лицам. Оно не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Предостережение следует объявлять должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, органов военного управления, воинских частей и учреждений. Оно может объявляться также руководителям и другим работникам коммерческих и некоммерческих организаций, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Пунктом 2 указания установлено, что применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.

Предостережение объявлять на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях (пункт 2.1 указания).

Из материалов дела следует, что 17 июня 2021 года заместителем прокурора Советского района г. Орска Каиповым Р.Р. в адрес Паничкиной Н.В. вынесено предостережение о недопустимости нарушений требований Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности".

Основанием для вынесения предостережения послужила информация межрайонного отделения (дислокация г. Орск) Центра по противодействию экстремизму УМВД по Оренбургской области от 18 мая 2021 года, согласно которому в ходе проведенных оперативно-розыскных мероприятий в отношении участников <данные изъяты> установлено, что при сборе участников движения по адресу: <адрес>, <данные изъяты> которой является ФИО6, могут использоваться материалы, внесенные в Федеральный список экстремистских материалов Минюста РФ. Информация поступила в рамках проведения совместной проверки указанной организации.

18 мая 2021 года прокурором Советского района г. Орска принято решение №79 о проведении проверки законодательства о противодействии экстремистской деятельности в деятельности <данные изъяты>, установлен срок проведения с 18 мая 2021 года по 17 июня 2021 года.

В ходе проведения прокурорской проверки, 18 мая 2021 года по адресу: <адрес> проведен осмотр помещения, составлен акт об обнаружении следующей литературы: материалы, листы с текстами учения <данные изъяты>

20 мая 2021 года прокурору района поступила информация, что изъятая книга <данные изъяты> внесена в Федеральный список экстремистских материалов Минюста РФ под номером на основании апелляционного определения Верховного суда Республики Татарстан от 14 февраля 2013 года.

В рамках проверки заместителем прокурора были получены объяснения членов правления общественного движения «<данные изъяты>» Паничкиной Н.В., ФИО6, которые указали, что общественное движение «<данные изъяты>» является организацией, которая придерживается учения <данные изъяты>. Организацию посещают в основном женщины после 60 лет, примерно 10-12 постоянных участников. На собраниях они читают книги, тексты, которые находятся в свободном доступе. Книга ФИО11 находится в свободном доступе в шкафу, кто хочет, тот берет книги, тексты, стихи и песни.

Постановлением судьи Дзержинского районного суда г. Орска от 25 мая 2021 года разрешено проведение оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» по адресу: <адрес> по месту проживания Паничкиной Н.В., с целью отыскания и изъятия предметов и документов, используемой запрещенной литературы. С данным постановлением Паничкина Н.В. ознакомлена 1 июня 2021 года, что подтверждается ее подписью в акте обследования помещения от 1 июня 201 года.

В ходе обследования жилого дома Паничкиной Н.В. 1 июня 2021 года сотрудниками <данные изъяты> обнаружены и изъяты: журналы <данные изъяты> № в количестве 62 экз., DVD-диски, тетрадь, журнал, фотографии. От Паничкиной Н.В. получено объяснение, в котором она не отрицает, что посещает собрания общественной организации <данные изъяты> которое проводится 1 и 18 числа каждого месяца по адресу: <адрес>. На собраниях они читают книги, стихи, поют песни, пьют чай. Она является учеником движения <данные изъяты> и последователем учения <данные изъяты>

4 июня 2021 года прокурору поступила информация о том, что обнаруженные и изъятые у Паничкиной Н.В. журналы <данные изъяты> № 2 март 2002 года, №1/31 январь 2007 года, журнал 2/32 март 2007 года, №4/40 июль 2008 года, внесены в список экстремистских материалов под номерами на основании апелляционного определения Верховного суда республики Татарстан от 14 февраля 2013 года.

По результатам проведенной проверки, 17 июня 2021 года заместителем прокурора Советского района г. Орска Каиповым Р.Р. в адрес Паничкиной Н.В. вынесено предостережение о недопустимости нарушений требований Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности".

Факты хранения и изъятия экстремистских материалов по месту жительства члена организации «<данные изъяты>» Паничкиной Н.В. подтверждаются копиями материалов дела, и по существу не оспариваются административным истцом. При этом, как следует из акта обследования от 1 июня 2021 года количество экземпляров изъятых печатных материалов журнала «<данные изъяты>» может свидетельствовать об их хранении с целью массового распространения.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что у прокурора имелись достаточные основания для проведения прокурорской проверки, в том числе, в отношении Паничкиной Н.В.

Доводы административного истца о том, что предостережение может быть вынесено только в отношении должностных лиц и при наличии достоверных сведений о готовящихся противоправных деяниях, являются несостоятельными в силу следующего.

Согласно статье 1 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Статьей 2 этого Федерального закона к задачам оперативно-розыскной деятельности отнесены, в частности, добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения.

На основании статьи 25.1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Таким образом, круг субъектов, в отношении которых прокурором может быть вынесено предостережение о недопущении нарушения Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", законом не ограничен.

Кроме того, предостережение о недопустимости нарушения закона является документом прокурорского реагирования, мерой профилактического воздействия с целью предупреждения правонарушений путем официального указания на необходимость действовать в рамках правового поля.

Предостережение о недопустимости нарушения закона никаких юридических последствий для физического лица, которому оно объявлено, не влечет. Если лицо, которому ранее было объявлено предостережение, все же совершит в дальнейшем правонарушение, о недопустимости которого оно предостерегалось, то правовые последствия для него породят иные меры прокурорского реагирования, принятые в связи с нарушением законности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании действий (бездействия) должностного лица, если установит, что оспариваемое действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании бездействия незаконным.

Таким образом, необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств.

Вместе с тем, указанная необходимая совокупность по настоящему делу отсутствует.

Оспариваемое предостережение, по мнению суда, вынесено с целью недопущения осуществления Паничкиной Н.В. таких действий и фактов, которые давали бы хоть малейшее основание усмотреть проявление экстремизма.

Само по себе предупреждение носит характер оповещения о том, что совершение определенных деяний, которые подтверждаются фактами, недопустимо, оспариваемое предупреждение не влечет нарушения прав и свобод административного истца. Какие-либо доказательства нарушенных прав административного истца в судебном заседании представлены не были, несмотря на то, что в силу положений части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации бремя доказывания нарушенных прав в данном случае возлагается на административного истца.

Учитывая поступление прокурору сведений, которые получены уполномоченными органами государственной власти в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, о возможности Паничкиной Н.В. быть вовлеченной в экстремистскую деятельность, у заместителя прокурора имелись правовые основания для вынесения в отношении административного истца предостережения о недопустимости нарушения закона, оснований для удовлетворения требований иска суд не усматривает.

Руководствуясь статьёй 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 17 ░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                                 ░.░. ░░░░░░░░░

<░░░░░░ ░░░░░░>

2а-1167/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Паничкина Наталья Викторовна
Ответчики
Прокуратура Советского района г.Орска
Другие
Янина Инна Владимировна
Суд
Советский районный суд г. Орска Оренбургской области
Судья
Курносова Юлия Владимировна
Дело на сайте суда
sovetsky.orb.sudrf.ru
07.07.2021Регистрация административного искового заявления
07.07.2021Передача материалов судье
09.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
09.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2021Судебное заседание
26.08.2021Судебное заседание
08.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее