Судья – Шушлебина И.Г. Дело № 33-6624/2024
УИД № 34RS0005-01-2024-000170-57
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 19 июня 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Станковой Е.А.,
судей Кудрявцевой А.Г., Марчукова А.В.,
при секретаре Объедковой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-729/2024 по иску Шарахова Алексея Владимировича к муниципальному казенному учреждению «Служба по обеспечению реализации жилищной политики», администрации Волгограда о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении обязанности предоставить другое жилое помещение по договору социального найма,
по апелляционной жалобе Шарахова Алексея Владимировича
на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 12 марта 2024 г., которым в удовлетворении вышеуказанных исковых требований Шарахова Алексея Владимировича отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Станковой Е.А., выслушав истца Шарахова А.В., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя ответчика –Коченкову А.О., возражавшую по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
у с т а н о в и л а:
Шарахов А.В. обратился в суд с иском к МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политики», администрации Волгограда о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении обязанности предоставить другое жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование исковых требований указал, что 29 июля 2010 г. между ним и МУ «Жилищно-коммунальное хозяйство Краснооктябрьского района города Волгограда» заключен договор найма служебного помещения, на основании которого ему, как сотруднику органов внутренних дел, и членам его семьи передана в пользование квартира, находящаяся в муниципальной собственности по адресу: <.......>
В настоящее время он уволен со службы в органах внутренних дел.
27 ноября 2023 г. его семья признана нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Спорное жилое помещение является единственным постоянным местом жительства его и членов его семьи, иного жилья не имеется. В данной квартире они зарегистрированы, несут расходы по ее содержанию, поддерживают жилое помещение в пригодном для проживания состоянии.
Постановлением администрации Волгограда от 18 сентября 2023 г. многоквартирный дом <.......> признан аварийным и подлежащим реконструкции, однако до настоящего времени другое жилое помещение ему и членам его семьи не предоставлено.
Полагает, что жилое помещение предоставлено ему на условиях договора социального найма, он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и должен был быть обеспечен жилой площадью в первоочередном порядке.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил суд признать за ним и членами его семьи Х. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <.......> на условиях договора социального найма жилого помещения; обязать администрацию Волгограда, МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политики» предоставить ему другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта Волгограда, равнозначное по общей площади не менее 42,8 кв.м. и находящееся в черте населенного пункта Волгограда, включив в договор социального найма в качестве членов семьи Х
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, постановить по делу новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив указанные доводы, выслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании постановления главы Волгограда от 22 июля 2010 г. № <...> квартира <.......> признана служебным жилым помещением, этим же постановлением квартира на основании договора найма служебного помещения от 29 июля 2010 г. предоставлена участковому уполномоченному милиции ОВД Шарахову А.В. и членам его семьи на период прохождения службы.
Договор найма служебного жилого помещения заключен с истцом на период прохождения службы в органах внутренних дел (пункт 2 договора). Увольнение со службы нанимателя является основанием прекращения договора. Наниматель обязуется освободить и сдать нанимаемое жилое помещение при увольнении со службы в органах внутренних дел. В случае отказа освободить объект найма наниматель и члены его семьи подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных жилищным законодательством (пункты 18, 19).
В квартире зарегистрированы с 25 августа 2010 г. – Шарахов А.В. и члены его семьи - Х
Постановлением главы Волгограда от 22 июля 2010 г. № <...> жилое помещение спорное жилое помещение отнесено к категории служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгограда.
Приказом Управления МВД России по г. Волгограду от 9 марта 2021 г. № <...> л/с Шарахов А.В. уволен со службы в органах внутренних дел города Волгограда 9 марта 2021 г. по состоянию здоровья, выслуга лет составила <.......>, в льготном исчислении – <.......>
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорное жилое помещение является служебным, предоставлено Шарахову А.В. и членам его семьи для временного проживания на период прохождения им службы.
Ссылку Шарахова А.В. на Федеральный закон от 19 июля 2011 г. №247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по его мнению, в соответствии с частью 3.2. статьи 8 которого, он и члены его семьи не подлежат выселению из служебной квартиры без предоставления другого жилого помещения, суд отклонил, поскольку установил, что истец имеет выслугу в правоохранительных органах менее 25 лет.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Согласно статье 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным данным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения (пункт 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 этого кодекса и частью 2 названной статьи.
На основании части 1 статьи 44 Федерального закона от 7 февраля 2011г. № 3-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них специальные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.
Согласно пункту 27 Типового положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. № 897 "Об утверждении типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Типовое положение) сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
Пунктом 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 Типового положения, не могут быть выселены, в том числе, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Типовое положение является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные, по сравнению с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности с его статьей 103, льготы для сотрудников органов внутренних дел.
Сотрудники полиции являются специальными субъектами в указанных правоотношениях. Типовое положение соответствует Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции", в части 1 статьи 44 которого также содержатся нормы права, регулирующие жилищные правоотношения сотрудников полиции.
Предусмотренное пунктом 28 Типового положения условие о невозможности выселения из служебных жилых помещений сотрудников, имеющих выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, следует рассматривать во взаимосвязи с положениями жилищного законодательства о нуждаемости граждан в жилых помещениях, как направленное на недопущение выселения граждан из жилого помещения, являющегося их единственным местом жительства.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан (часть 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. Из содержания указанной нормы следует, что условием выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение лица к установленной категории граждан, определенной законом, но и факт нахождения такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Судом первой инстанции установлено, что истец Шарахов А.В. и члены его семьи на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоят. Шарахов А.В. на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации г. Волгограда не состоят. Иных помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения), ответчик и члены его семьи не имеют.
Таким образом, Шарахов А.В. и члены его семьи не обладают статусом нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Доводы жалобы о том, что вывод суда сделан без учета положений статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, несостоятелен, поскольку основанием возникновения у истца права пользования спорным жилым помещением являлся договор найма служебного жилого помещения.
Вместе с тем, вопреки доводам апелляционной жалобы, сведения о том, что Шарахов А.В. и члены его семьи стоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в материалах дела отсутствуют, что подтверждается справкой департамента по жилищным и социальным вопросам администрации Волгограда от 18 июня 2024 г., представленной по запросу суда апелляционной инстанции, приобщенной к материалам дела в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, основаны на неверном толковании закона, сводятся лишь к несогласию с выводами суда и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены обжалуемого решения суда.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 12 марта 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Шарахова Алексея Владимировича -без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>