Решение по делу № 2-1031/2018 от 10.04.2018

дело № 2-1031/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 мая 2018 года                          г. Златоуст Челябинская область

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе

председательствующего            Куминой Ю.С.,

при секретаре                    Васениной М.Н.

с участием истца Шевченко И.А., представителя истца Нестеровой Т.В., представителя УСЗН ЗГО Носковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Шевченко И.А. к Министерству социальных отношений Челябинской области, Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа Челябинской области о признании решения незаконным, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Шевченко И.А. обратился в суд с иском о признании незаконным решения Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа, Министерства социальных отношений Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении на ответчиков обязанности по включению истца в список по Златоустовскому городскому округу подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

В обоснование заявленных требований истец указал, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители на основании судебного решения лишены родительских прав. Постановлением Главы города от ДД.ММ.ГГГГ его опекуном была назначена бабушка - ФИО5, в квартире которой по адресу: <адрес> истец проживал. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время имеет регистрацию по месту жительства в <адрес>, однако в данном жилом помещении он не проживает, вещей истца в квартире по указанному адресу не имеется, вселиться в квартиру он не пытался, совместного хозяйства с лицами, проживающими по данному адресу, не ведет. С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года он проходил срочную военную службу в рядах Российской Армии. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год обучался в <данные изъяты>, проживал в общежитии, предоставленном учебным заведением. В ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УСЗН ЗГО с заявлением о включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Министерства социальных отношений Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано во включении в список, на основании ч.4 ст.17 Закона Челябинской области от 25.10.2007г. «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся родителю, и социальных гарантиях приемной семье». Отказ Министерства социальных отношений Челябинской области мотивирован тем, что факт невозможности его проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, не установлен, в определенном законодательством порядке. Решение Министерства социальных отношений Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ считает незаконным, поскольку оно принято без учета того, что он фактически не обеспечен жилым помещением для постоянного проживания. Нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, или членом семьи нанимателя данного помещения он не является. Своего жилья не имеет. В квартире дома № по <адрес> помимо истца, имеют регистрацию еще 4 человека, в том числе его мать ФИО3, лишенная родительских прав. Данная квартира имеет общую площадь 42,2кв.м., что менее учетной нормы площади жилых помещений, утвержденной Решением Собрания депутатов ЗГО от 06.05.2009 года (л.д. 3-4).

Истец Шевченко И.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске.

Представитель истца Нестерова Т.В., допущенная к участию в деле протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58об.), в судебном заседании поддержала позицию доверителя, исковые требования Шевченко И.А. полагала подлежащими удовлетворению, указала, что Шевченко И.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени ее доверитель не обеспечен жилым помещением. В квартире, расположенной по адресу: <адрес> где Шевченко И.А. имеет регистрацию, он никогда не проживал. Намерений вселиться и проживать там не имеет, поскольку с лицами, которые там зарегистрированы и проживают, отношения не поддерживает. Членом семьи нанимателя указанной квартиры Шевченко И.А. не является.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа Носкова Е.А., действующая на основании доверенности (л.д. 42), возражала против удовлетворения исковых требований, предъявленных к УСЗН ЗГО, поскольку Управление не полномочно принимать решение о включении в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истец до настоящего времени остается зарегистрированным по месту жительства в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Согласно договору социального найма, Шевченко И.А. вселяется в указанное жилое помещение, в качестве члена семьи нанимателя. Считает, что обжалуемое решение Министерства социальных отношений является обоснованным, вынесено в соответствии с нормами закона. На момент обращения Шевченко И.А. с заявлением, факт невозможности проживания истца в вышеуказанном помещении установлен не был. Данное жилое помещение не пригодным для проживания не признавалось, проживающие в нем лица заболеваниями, препятствующими совместному проживанию, не страдают. Решение об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства не принималось.

Представитель ответчика Министерства социальных отношений по Челябинской области в судебное заседание не явился, о дне и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело без участия представителя (л.д.37,46,47). В письменном отзыве (л.д.36-37) против удовлетворения исковых требований возражал, указав, что сведений о признании за Шевченко И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, права на обеспечение жилым помещением по Челябинской области согласно ст.17 Закона Челябинской области от 25.10.2007 года № 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье», до 31 декабря 2012 года в настоящее время в Министерстве не имеется. Решением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано во включении в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Истец зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес> Общая площадь указанного жилого помещения составляет 42,2 кв.м., следовательно, на каждого из 4 зарегистрированных граждан приходится – 10,55 кв.м. (как указано в решении Министерства – малолетний ребенок при рассмотрении документов не учитывается), в то время как в соответствии с пп.1 п.2 Решения Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 06.05.2009 № 22-ЗГО «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилых помещений» учетная норма по Златоустовскому городскому округу Челябинской области составляет – 9 кв.м. Факт невозможности проживания истца в указанном жилом помещении установлен не был. Сведения о признании указанного жилого помещения непригодным для постоянного проживания, также отсутствуют.

Заслушав истца и его представителя, представителя ответчика УСЗН ЗГО, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Шевченко И.А. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Шевченко И.А. родился ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31 – копия записи акта о рождении , л.д.6 – копия паспорта Шевченко И.А.). Родителями истца являются ФИО2 и ФИО3.

Заочным решением Златоустовского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 лишена родительских прав в отношении сына Шевченко И.А. (копия решения суда от ДД.ММ.ГГГГ – л.д. 9,28).

Решением Златоустовского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 лишен родительских прав в отношении сына Шевченко И.А. (копия решения суда от ДД.ММ.ГГГГ – л.д. 10-11,29).

На основании постановления Главы города Златоуста от ДД.ММ.ГГГГ (2) над несовершеннолетним Шевченко И.А. была учреждена опека, опекуном несовершеннолетнего назначена бабушка – ФИО5, и закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>(л.д.8).

Согласно справке УСЗН ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7), Шевченко И.А., ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку оба родителя до достижения истцом 18-летнего возраста были лишены в отношении него родительских прав.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Шевченко И.А. проходил службу в Вооруженных силах РФ (л.д.18 копия военного билета).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец являлся студентом <данные изъяты> имел регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д.17,32).

На момент рассмотрения дела Шевченко И.А. фактически проживает по адресу: <адрес>, указанная квартира передана истцу в пользование на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО8 (л.д.51-52). Иного жилья в собственности либо в пользовании не имеет, что подтверждено выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34).

Как следует из ответа ОМС КУИ ЗГО на запрос суда (л.д.33), жилым помещением по договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Шевченко И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения Администрацией ЗГО не обеспечивался (л.д.33).

ДД.ММ.ГГГГ Шевченко И.А. обратился в уполномоченный орган по месту жительства с заявлением о включении его в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением по Златоустовскому городскому округу, в заявлении Шевченко И.А. просил установить факт невозможности проживания в в по <адрес>, ссылаясь, что на одного члена семьи приходится менее учетной нормы жилой площади, установленной по Златоустовскому городскому округу (л.д.56).

Решением Министерства социальных отношений Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ Шевченко И.А. было отказано во включении в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, ввиду не установления в определенном законодательством порядке факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>. Согласно решению, на каждого из 4 зарегистрированных граждан приходится по 10,55 кв.м., что превышает учетную норму, установленную по г.Златоусту (малолетний ребенок ДД.ММ.ГГГГ года рождения при рассмотрении документов не учитывался) (л.д.40 копия решения).

Федеральный закон № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Абзац четвертый статьи 1 названного Закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Как следует из преамбулы Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Согласно статье 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств, в частности, проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей..

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 15 апреля 2013 года №136-П, для установления факта невозможности проживания в жилом помещении законные представители несовершеннолетнего гражданина в месячный срок со дня достижения подопечными возраста 14 лет или возникновения после достижения подопечными возраста 14 лет обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания в жилом помещении, представляют в орган социальной защиты населения по месту жительства письменное заявление о включении подопечного в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (далее именуется - заявление) с документами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка.

В соответствии с п. 3 вышеназванного Порядка документами, подтверждающими факт невозможности проживания в жилом помещении, являются: вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, в случае проживания в жилом помещении лиц, лишенных родительских прав в отношении гражданина, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуется - ребенок), невозможность проживания которого в ранее занимаемом жилом помещении устанавливается; справка из медицинской организации о наличии у лица, проживающего в жилом помещении, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником которого является ребенок, тяжелой формы хронического заболевания в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ним в одном Жилом помещении невозможно; заключение межведомственной комиссии о признании в Установленном порядке жилого помещения, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма или собственником которого является ребенок, непригодным для постоянного проживания; выписка из домовой (поквартирной) книги или иной документ, содержащий сведения о проживающих совместно с ребенком лицах, в случае, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в муниципальном образовании; документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, невозможность проживания в котором подлежит установлению; справка органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности.

Орган социальной защиты населения в течение 15 рабочих дней со дня представления всех документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, принимает решение об установлении факта невозможности проживания ребенка в жилом помещении либо об отказе в установлении такого факта, копия которого в течение 5 рабочих дней направляется заявителю.

Кроме того, обязательным условием для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо лицам из их числа является отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо на условиях социального найма, либо их обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы.

Таким образом, обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется в соответствии с положениями жилищного законодательства, не любым гражданам из данной категории, а нуждающимся в жилом помещении.

По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. При этом состояние рынка жилья, результаты проведения каких-либо торгов и т.д. какого-либо правового значения не имеют.

Из показаний допрошенной в качестве свидетеля ФИО5 следует, что с ДД.ММ.ГГГГ года она являлась опекуном Шевченко И.А., ребенок проживал с ней с ДД.ММ.ГГГГ. Оба родителя истца были лишены родительских прав. В квартире по <адрес> И. не жил, общего хозяйства не вел, членом семьи нанимателя не является. Неоднократные обращения в УСЗН ЗГО по вопросу постановки И. в очередь, как нуждающегося в предоставлении жилья, положительного результата не дали. В ДД.ММ.ГГГГ году, после того, как внук отслужил в армии, заявление все-таки было принято, однако в удовлетворении требований отказали.

Как установлено в ходе судебного заседания, Шевченко И.А. имеет постоянную регистрацию в квартире по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГг. с ФИО3 заключен типовой договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>. Шевченко И.А. вселен в квартиру, как член семьи нанимателя жилого помещения – сын ФИО3 (л.д.12-13).

Жилое помещение имеет общую площадь 42,2 кв.м. (справка – л.д. 14).

Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 06.05.2009 № 22-ЗГО утверждены нормы предоставления и учетные нормы площади жилых помещений. Согласно п.2 п.п.1, учетная норма общей площади жилого помещения на 1 человека для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах и в отдельных квартирах многоквартирных домов составляет 9кв.м., норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет не менее 10 и не более 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на 1 человека в индивидуальных жилых домах и отдельных квартирах многоквартирных домов, не менее 9 и не более 19 квадратных метров площади жилого помещения на 1 человека в коммунальных квартирах или комнатах в жилых домах коридорного типа.

В квартире дома по <адрес> на момент исполнения Шевченко И.А. ДД.ММ.ГГГГ возраста были зарегистрированы по месту жительства 4 человека, включая самого истца. Таким образом, Шевченко И.А. был обеспечен общей площадью жилого помещения более установленной учетной нормы (42,2кв.м. /4)

Пункт 4 ст. 8 Закона № 159-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым проживание в жилом помещении признается невозможным.

При этом суд учитывает, что подпункт 1 п. 4 ст. 8 Закона в рассматриваемой ситуации не подлежит применению в связи с отсутствием вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 Жилищного кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного правовые основания для удовлетворения исковых требований Шевченко И.А. о признании незаконным решения Министерства социальных отношений Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании включить в список, отсутствуют.

УСЗН ЗГО является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в его в полномочия не входит рассмотрение заявлений лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, о включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями, принятие по ним решений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Шевченко И.А. к Министерству социальных отношений Челябинской области, Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа Челябинской области о признании решения незаконным, возложении обязанности - отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, через суд, его вынесший.

Председательствующий                                      Ю.С. Кумина

Решение в законную силу не вступило

2-1031/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Шевченко И.А.
Ответчики
Министерство социальных отношений Челябинской области
Управление социальной защиты населения Златоустовского городского округа
Другие
Нестерова Т.В.
Суд
Златоустовский городской суд Челябинской области
Дело на сайте суда
zlatoust.chel.sudrf.ru
10.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2018Передача материалов судье
13.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2018Подготовка дела (собеседование)
04.05.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2018Судебное заседание
18.05.2018Судебное заседание
23.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее