Дело № 2а-52/2021 УИД 24RS0058-01-2020-000443-10
Решение
Именем Российской Федерации
г. Шарыпово 18 января 2021 года
Шарыповский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Корнева И.А.,
при секретаре судебного заседания Бархатовой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю (далее – Межрайонная ИФНС России № 12 по Красноярскому краю) к Морозовой Елене Александровне о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Административный истец – Межрайонная ИФНС России № 12 по Красноярскому краю в лице своего представителя по доверенности – Алябьевой В.Р. – обратился в Шарыповский районный суд с административным исковым заявлением к Морозовой Е.А. о взыскании обязательных платежей и санкций, мотивируя заявленные требования тем, что административный ответчик является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц, в связи с чем в адрес административного ответчика налоговым органом были направлены соответствующие налоговые уведомления. В связи с неуплатой налогов в адрес административного ответчика налоговым органом направлены требования с начисленными пенями: требование № от 30.10.2015 на общую сумму 730,67 руб. (часть пени списана 21.02.2018), требование № от 22.12.2016 на общую сумму 518,44 руб., требование № от 31.01.2019 на общую сумму 540,93 руб. При таких обстоятельствах, административный истец просит восстановить срок на подачу административного искового заявления и взыскать с Морозовой Е.А. задолженность по вышеуказанным налогам и пени в общем размере 1697,82 руб.
Поскольку административный истец (МИФНС России № 12 по Красноярскому краю), административный ответчик Морозова Е.А., будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания (л.д. 34, 37), непосредственно в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, а в административном иске имелось ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца (л.д. 6 оборотная сторона), суд счел возможным в соответствии со ст. 150 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся сторон.
При этом, суд исходил из того, что конверт с судебной корреспонденцией, направленный административному ответчику Морозовой Е.А. по адресу ее регистрации, возвращен почтовым отделением связи по истечении срока хранения (л.д.36, 37).
В соответствии с положениями ст. 101 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по административному делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение направляются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, даже если адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
Принимая во внимание п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», ст. 101 КАС РФ, судом приняты все возможные меры к извещению административного ответчика о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Главой 32 КАС РФ регламентирован порядок производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
На основании ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений настоящего пункта (п. 9 ст. 45 НК РФ).
По правилам ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу. Изменение установленного срока уплаты налога, сбора, страховых взносов допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, начисляется пеня. В силу п. 7 ст. 75 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.
Главой 31 НК РФ установлены положения о земельном налоге.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Пунктом 1 ст. 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно ст.ст. 390-391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 393 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (ст. 394 НК РФ)
В соответствии с п. 4 ст. 391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
В соответствии с п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Из положений ст. 401 НК РФ следует, что жилой дом (в том числе) является объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) (пп. 1 п. 1 указанной статьи).
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений (в соответствии со ст. 5 НК РФ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу требований ч.ч. 1, 2, 3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Морозова Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ имеет в собственности следующее имущество, являющееся объектами налогообложения: земельный участок <данные изъяты>, и квартиру <данные изъяты> (л.д. 23).
02.06.2015 в адрес административного ответчика налоговым органом направлено налоговое уведомление № от 11.05.2015, в соответствии с которым в срок не позднее 01.10.2015 Морозовой Е.А. необходимо было уплатить земельный налог и налог на имущество физических лиц на общую сумму 636,86 руб. (л.д. 7-8).
В связи с неуплатой Морозовой Е.А. налогов последней исчислены пени, 20.11.2015 направлено требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 30.10.2015 на общую сумму 730,67 руб., при этом указано, что по состоянию на 30.10.2015 за Морозовой Е.А. числится общая задолженность в сумме 2149,21 руб., в том числе по налогам (сборам) – 1873,33 руб. Срок исполнения требования – до 17 марта 2016 года (л.д. 9-11).
10.10.2016 в адрес административного ответчика налоговым органом направлено налоговое уведомление № от 16.09.2016, в соответствии с которым в срок не позднее 01.12.2016 Морозовой Е.А. необходимо было уплатить земельный налог и налог на имущество физических лиц на общую сумму 515 руб. (л.д. 12-13).
В связи с неуплатой Морозовой Е.А. налогов последней исчислены пени, 28.12.2016 направлено требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 22.12.2016 на общую сумму 518,44 руб., при этом указано, что по состоянию на 22.12.2016 за Морозовой Е.А. числится общая задолженность в сумме 2935,19 руб., в том числе по налогам (сборам) – 2388,33 руб. Срок исполнения требования – до 07 февраля 2017 года (л.д. 14-16).
12.09.2018 в адрес административного ответчика налоговым органом направлено налоговое уведомление № от 24.08.2018, в соответствии с которым в срок не позднее 03.12.2018 Морозовой Е.А. необходимо было уплатить земельный налог и налог на имущество физических лиц на общую сумму 533 руб. (л.д. 17-18).
В связи с неуплатой Морозовой Е.А. налогов последней исчислены пени, 24.02.2019 направлено требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31.01.2019 на общую сумму 540,93 руб., при этом указано, что по состоянию на 31.01.2019 за Морозовой Е.А. числится общая задолженность в сумме 2764,98 руб., в том числе по налогам (сборам) – 2211,86 руб. Срок исполнения требования – до 26 марта 2019 года (л.д. 19-21).
В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с ч. 8 ст. 54 КАС РФ от имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.
Административным истцом является Межрайонная ИФНС России № 12 по Красноярскому краю, административное исковое заявление подписано представителем административного истца – Алябьева В.Р., полномочия которой подтверждены копией (заверенной надлежащим образом) доверенности № от 03.02.2020, требования к лицам, которые могут быть представителями в суде, соблюдены (л.д. 24-27).
Одновременно с этим судом проверено соблюдение срока обращения с административным исковым заявлением.
Оснований учитывать общую сумму задолженности, числящуюся за Морозовой Е.А. и указанную в требованиях, не имеется, поскольку эта общая сумма недоимки приведена в требованиях справочно и указывает на имеющуюся у налогоплательщика общую сумму задолженности в предыдущих требованиях, направленных должнику ранее или взысканных по ст. 48 НК РФ, но фактически не уплаченных. Вместе с тем, данная общая задолженность в сами требования об уплате не включена (не предъявлена к оплате), указана справочно (для сведения), что следует из самих требований.
Согласно исследованным материалам административного дела, сумма задолженности Морозовой Е.А. по налогам (по выставленным налоговым органом требованиям №№, № по состоянию на 30.10.2015, 22.12.2016 (соответственно) не превысила 3000 руб., при этом срок для исполнения требования № (самого раннего требования) установлен до 17.03.2016, таким образом, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании не позднее 16 сентября 2019 года (в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока исполнения самого раннего требования). Срок исполнения требования № от 31.01.2019 установлен до 26 марта 2019 года, таким образом в суд с заявлением о взыскании задолженности по указанному требованию налоговый орган должен был обратиться не позднее 16 сентября 2019 года (в соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Административное исковое заявление направлено административным истцом в суд спустя более одного года со дня истечения указанного срока (административное исковое заявление датировано 15 октября 2020 года, направлено в Шарыповский районный суд 26 октября 2020 года согласно штемпелю на почтовом конверте) (л.д. 4, 32).
Как следует из ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока, содержащегося в административном исковом заявлении, Межрайонная ИФНС России № 12 по Красноярскому краю пропустила срок по причине большого количества должников перед бюджетом, большого объема передаваемых документов, а также необходимости проверки сведений о задолженности по имущественным налогам и подготовки пакет документов для суда.
Однако, по мнению суда, указанное обстоятельство не является уважительным, поскольку оно относится к организации работы в соответствующем налоговом органе, а не к объективным обстоятельствам, препятствующим предъявлению административного иска.
Учитывая вышеизложенное, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, принимая во внимание положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относительно бремени доказывания, суд приходит к выводу о недоказанности стороной административного истца наличия объективных обстоятельств, препятствующих предъявлению настоящего административного иска в установленный законом срок.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю о взыскании обязательных платежей и санкций с Морозовой Е.А. следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Решил:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю к Морозовой Елене Александровне о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда через Шарыповский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 22 января 2021 года.
Председательствующий И.А. Корнев
Решение суда принято в окончательной форме 22 января 2021 года