РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 ноября 2020 года г. Ахтубинск Астраханской области
Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Шалекешова А.Х.,
при секретаре Кештовой Р.В.,
с участием представителя административного истца Мулдашева А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске в помещении Ахтубинского районного суда дело № 2а-1387/2020 по административному исковому заявлению Ахтубинского городского прокурора Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить земельные участки сетями водоснабжения,
установил:
Ахтубинский городской прокурор обратился в суд с административным иском о признании бездействия администрации МО «Город Ахтубинск» незаконным, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией МО «Город Ахтубинск» земельного законодательства при предоставлении гражданам льготной категории земельных участков в собственность бесплатно. Проверкой установлено, что в границах муниципального образования «Город Ахтубинск» сформированы земельные участки для предоставления в собственность бесплатно гражданам льготной категории для индивидуального жилищного строительства. Действующим законодательством на органы местного самоуправления возложены полномочия по организации на территории населенных пунктов вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Однако, до настоящего времени земельные массивы, выделенные для предоставления гражданам льготной категории, а именно: по <адрес>, <адрес>, не обеспечены коммунально- инженерной инфраструктурой, сети водоснабжения в пределах расстояния, возможного для подключения к ним отсутствуют. В связи с чем, цель предоставления гражданам земельных участков не будет достигнута. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой в адрес главы администрации МО «Город Ахтубинск» ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об их устранении, до настоящего времени указанные нарушения не устранены. Административный истец просил суд признать незаконным бездействие администрации МО «Город Ахтубинск» в части непринятия мер по обеспечению <адрес>, <адрес>, <адрес> в районе земельных участков с кадастровыми номерами: № сетями водоснабжения, возложить обязанность устранить нарушения в течении 180 суток с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного истца Мулдашева А.Х. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, указанным в иске.
Представитель административного ответчика администрации МО «Город Ахтубинск» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление в котором просил рассмотреть дело без его участия, принять решение на усмотрение суда.
Заинтересованные лица ФИО4, ФИО5 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства и доказательств уважительности причин неявки, возражений относительно заявленных требований не представили.
Суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствии не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав представителя административного истца, исследовав и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.3 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
На основании части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
- организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
- определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
- согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
- утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;
- утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
- согласование инвестиционных программ;
- принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
- заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
- установление нормативов состава сточных вод;
- иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 1.1 указанной статьи полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры –представляет собой комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
Согласно Уставу муниципального образования «Город Ахтубинск», к вопросам местного значения города Ахтубинск относится организация в границах Города Ахтубинска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (пункт 4 статьи 7).
В статье 9 Устава муниципального образования «Город Ахтубинск», регламентированы полномочия органов местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.
По вопросам, отнесенным в соответствии настоящим Уставом к вопросам местного значения, федеральными законами, настоящим Уставом могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения (часть 2 статьи 9).
Сводом правил СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-79» определены требования к планировке и застройке сельских поселений, в том числе обеспечение их удобной, безопасной и здоровой средой проживания.
В соответствии с пунктом 12.1Правил проектирование новых, реконструкцию и расширение существующих инженерных сетей следует осуществлять на основе программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры территорий в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ.
В силу пункта 12.2 Правил проектирование систем хозяйственно- питьевого водоснабжения и канализации городов и других населенных пунктов следует производить в соответствии с СП 31.13330, СП 32.3330 с учетом санитарно- гигиенической надежности получения питьевой воды, экологических и ресурсосберегающих требований. Жилая и общественная застройка населенных пунктов, включая индивидуальную отдельностоящую и блокированную жилую застройку с участками, а также производственные объекты должны быть обеспечены централизованными или локальными системами водоснабжения и канализации.
Анализ названных положений позволяет сделать вывод о том, что система сетей и сооружений водоснабжения относится к объектам инженерной инфраструктуры и находится в ведении муниципального образования, поэтому организация мероприятий, направленных на устройство, содержание и эксплуатацию систем энергоснабжения и водоснабжения является обязанностью органа местного самоуправления.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 09 ноября 2017 года № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно, должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры.
Таким образом, орган местного самоуправления муниципального образования обязан при передаче земельного участка предоставить заинтересованным лицам технические условия присоединения к сетям инженерно- технического обеспечения. Граждане могут подключиться к сетям инженерно- технического обеспечения только при наличии таких сетей и точек подключения (технологического присоединения) к ним. В противном случае цель предоставления земельных участков льготной категории граждан- для индивидуального жилищного строительства не будет достигнута.
Органы местного самоуправления на стадии предоставления земельных участков обязаны принять меры по организации соответствующей территории инженерной и транспортной инфраструктуры.
В судебном заседании установлено, что вышеуказанные требования действующего законодательства не исполняются администрацией МО «Город Ахтубинск».
Земельные массивы, выделенные для предоставления гражданам льготной категории, а именно: по <адрес>, <адрес>, <адрес>, не обеспечены коммунально - инженерной инфраструктурой, сети водоснабжения в пределах расстояния, возможного для подключения (технологического присоединения) к ним отсутствуют.
В связи с выявленными нарушениями Ахтубинской городской прокуратурой в адрес главы администрации МО «Город Ахтубинск» ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об их устранении.
Согласно ответу № от ДД.ММ.ГГГГ на представление, во исполнение указанных норм действующего законодательства, земельные массивы выделенные для предоставления гражданам льготной категории, обеспечены коммунально-инженерной инфраструктурой частично, а именно: по <адрес>, <адрес> имеет возможность технологического присоединения к питьевому водоснабжению, в <адрес> строительство питьевого водоснабжения незавершенно, по <адрес> имеется возможность технологического присоединения к питьевому водоснабжению.
Согласно представленному от МУП «Ахтубинск-Водоканал» реестру свободных земельных участков, земельные участки, перечисленные в административном иске прокурора, не обеспечены возможностью подключения к системе водоснабжения.
До настоящего времени нарушение не устранено. В связи с чем, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
В результате бездействия административного ответчика по не обеспечению лиц, которым предоставлены земельные участки на вышеперечисленных земельных массивах, подключения к сети водоснабжения, эти лица лишены возможности ведения индивидуального жилищного строительства, беспрепятственного подключения возводимых домов к инженерно- техническим сетям и получения соответствующих услуг надлежащего качества и объеме, необходимых для жизнедеятельности. Цель предоставления земельных участков в данном случае в результате бездействия административного ответчика не достигнута.
Определяя в соответствии с частью 2 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок исполнения такой обязанности, суд учитывает мнение участников процесса, объем работ, необходимый для исполнения соответствующей обязанности, а также, что в зимний период многие работы не ведутся, также суд учитывает соблюдение баланса интересов административного ответчика и неопределенного круга лиц, в интересах которых заявлены административные исковые требования.
Суд считает разумным срок для исполнения обязанности 180 суток со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Ахтубинского городского прокурора Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить земельные участки сетями водоснабжения, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Ахтубинск», выразившееся в не принятии мер по обеспечению <адрес>, <адрес>, <адрес> в районе земельных участков с кадастровыми номерами: <адрес> сетями водоснабжения.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Ахтубинск» принять меры по обеспечению <адрес>, <адрес>, <адрес> в районе земельных участков с кадастровыми номерами: № сетями водоснабжения, установив срок для исполнения сто восемьдесят суток с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда, через Ахтубинский районный суд.
Судья Шалекешов А.Х.