дело № 2а-4527/2020
56RS0042-01-2020-007821-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 16 декабря 2020 года
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе судьи Чувашаевой Р.Т.,
при секретаре Портновой А.В.,
с участием представителя административного истца Газизовой А.Н.,
административного ответчика Межмуниципального управления МВД России «Оренбургское» Сусик Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Иванова Ю.А. к Межмуниципальному управлению МВД России «Оренбургское», отделу по вопросам миграции отдела полиции № 2 Межмуниципального управления МВД России «Оренбургское» о признании незаконными действий отдела по вопросам миграции отдела полиции № 2 Межмуниципального управления МВД России «Оренбургское» по снятию с регистрационного учета
УСТАНОВИЛ:
Иванов Ю.А. обратился в суд с административным исковым заявлением иском к Межмуниципальному управлению МВД России «Оренбургское», отделу по вопросам миграции отдела полиции № 2 Межмуниципального управления МВД России «Оренбургское» о признании незаконными действий отдела по вопросам миграции отдела полиции № 2 Межмуниципального управления МВД России «Оренбургское» по снятию с регистрационного учета, указав, что ДД.ММ.ГГГГ получил в ООО «Управляющая компания «Центр-ЖКХ» справку, в которой было указано, что он снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Однако ранее ДД.ММ.ГГГГ он обращался с заявлением в отдел полиции № 2 МУ МВД России «Оренбургское», поскольку узнал, что снят с регистрационного учета, и по рассмотрению его заявления был восстановлен в регистрации с даты первоначальной регистрации – ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой о зарегистрированных лицах № от ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что дата снятия его с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ связана с решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 10 июня 2014 года, которым удовлетворены исковые требования администрации г. Оренбурга о выселении и снятии с регистрационного учета Ивановых. Однако исполнительные листы, выданные на основании вышеуказанного судебного решения, были предъявлены администрацией г. Оренбурга в службу судебных приставов за пределами трехлетнего срока, в связи с чем не были приняты к производству судебным приставом-исполнителем ОСП Центрального района г. Оренбурга, а определением Центрального районного суда г. Оренбурга от 17 апреля 2019 года в восстановлении срока для предъявления исполнительных листов к исполнению администрации г. Оренбурга было отказано. Кроме того, апелляционным определением Оренбургского областного суда от 16 октября 2018 года администрации г. Оренбурга было отказано в удовлетворении повторно поданного искового заявления к Иванову Ю.А. и членам его семьи о признании утратившим право пользования и снятии с регистрационного учета. В связи с этим полагал, что снятие его с регистрационного учета отделом по вопросам миграции отдела полиции № 2 МУ МВД России «Оренбургское» нарушает его законное право на регистрацию по месту жительства, а также права и обязанности, закрепленные в Конституции РФ и в Законе РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
Просил признать незаконными действия отдела по вопросам миграции отдела полиции № 2 МУ МВД России «Оренбургское» по снятию его с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Административный истец Иванов Ю.А., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие административного истца.
Представитель административного истца Газизова А.Н., действующая на основании доверенности, доводы административного искового заявления поддержала в полном объеме и просила требования удовлетворить, пояснив, что действия отдела по вопросам миграции отдела полиции № 2 МУ МВД России «Оренбургское» о снятии Иванова Ю.А. с регистрационного учета являются незаконными и нарушают права административного истца.
Представитель административного ответчика Межмуниципального управления МВД России «Оренбургское» Сусик Н.В. просила в удовлетворении административного иска Иванова Ю.А. отказать в полном объеме, поскольку Иванов Ю.А. был снят с регистрационного учета по адресу: <адрес> на основании решения Центрального районного суда г. Оренбурга от 10 июня 2014 года, вступившее в законную силу, в соответствии с подпунктом "е" пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 N 713. Также пояснила, что отдел по вопросам миграции отдела полиции № 2 МУ МВД России «Оренбургское» не являлось инициатором снятие Иванова Ю.А. с регистрационного учета.
Суд, выслушав представителей административного истца и административного ответчика, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 6 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу положений ст. ст. 62, 226 ч. ч. 9, 11 КАС РФ, бремя доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и соблюдения сроков обращения в суд возложено на административного истца. Бремя доказывания обстоятельств того, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возложено на административного ответчика.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее по тексту - Закон "О праве граждан на свободу передвижения") под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства. Снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства - фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений об убытии гражданина Российской Федерации из места жительства.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 3 Закона "О праве граждан на свободу передвижения").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 утверждены Правила регистрация и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее по тексту – Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил регистрации органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В силу подпункта «е» пункта 31 Правил, статьи 7 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Судом установлено, что решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 10 июня 2014 года, вступившее в законную силу 24 сентября 2014 года, исковые требования администрации г. Оренбурга к Иванову Ю.А., ФИО1 действующей в свих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3 о выселении и снятии с регистрационного учета удовлетворены: Иванов Ю.А., ФИО5, ФИО2 и ФИО3 выселены из жилого помещения – <адрес> без предоставления другого жилого помещения. На Управление Федеральной миграционной службы по Центральному району г. Оренбурга возложена обязанность по снятию с регистрационного учета Иванова Ю.А. и членов его семьи из вышеуказанного жилого помещения.
Таким образом, с регистрационного учета Иванов Ю.А. снят на основании решения суда, которое не отменено и вступило в законную силу.
При таких обстоятельствах действия административного ответчика по снятию Иванова Ю.А. с регистрационного учета являются законными, и не нарушают права и законные интересы административного истца.
В обоснование своих доводов о незаконности действий административного ответчика Иванов Ю.А. указал на принятие после вынесения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ судебных актов, препятствующих выселению и снятию с регистрационного учета Иванова Ю.А. и членов его семьи.
Из представленных административным истцом доказательств следует, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 16 октября 2018 года было отменено решение Центрального районного суда г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ в части удовлетворения иска администрации г. Оренбурга к Иванову Ю.А., ФИО5, ФИО2, ФИО3 о выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета, производство по делу по иску администрации г. Оренбурга к Иванову Ю.А., ФИО5, ФИО2, ФИО3 о выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета прекращено.
Как усматривается из указанного определения, основанием для отмены решения суда от 16 октября 2018 года послужило наличие вступившего в законную силу решения Центрального районного суда г. Оренбурга от 10 июня 2014 года, которым удовлетворены аналогичные требования администрации г. Оренбурга.
Согласно определению Центрального районного суда г. Оренбурга от 17 апреля 2019 года отказано в удовлетворении заявления администрации г. Оренбурга о восстановлении срока для предъявления к исполнению исполнительных листов, выданных на основании решения Центрального районного суда г. Оренбурга от 10 июня 2014 года.
Суд не соглашается с данными доводами административного истца, поскольку решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 10 июня 2014 года, которым Иванов Ю.А. снят с регистрационного учета по вышеуказанному адресу, вступило в законную силу и подлежит обязательному исполнению, а вынесенные вышеуказанные судебные решения не отменяют действие решения суда от 10 июня 2014 года, и не влияют на его законность.
По смыслу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными при наличии одновременно двух условий: их несоответствия нормативным правовым актам; нарушение данными решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Иванова Ю.А. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Иванова Ю.А. к Межмуниципальному управлению МВД России «Оренбургское», отделу по вопросам миграции отдела полиции № 2 Межмуниципального управления МВД России «Оренбургское» о признании незаконными действий отдела по вопросам миграции отдела полиции № 2 Межмуниципального управления МВД России «Оренбургское» по снятию с регистрационного учета - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 декабря 2020 года.
Судья Р.Т. Чувашаева