Дело № 2а-2328/2021
УИД 23RS0008-01-2021-003992-08
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 ноября 2021 года Белореченский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Волковой Н.А.
при секретаре Керсановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Триандофилиди Любови Юрьевны к департаменту имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,
У С Т А Н О В И Л:
Триандофилиди Л.Ю. просит суд признать незаконным решение № 10077/0201-42 от 25.06.2021 года об отказе в предоставлении ей земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность за плату, а также обязать департамент имущественных отношений администрации г.Сочи в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу направить в адрес Триандофилиди Л.Ю. подписанный проект договора купли-продажи указанного земельного участка по выкупной цене 245 975 рублей.
В ходе рассмотрения дела по существу представитель истца Триандофилиди Л.Ю. – Семенова К.А. уточнила исковые требования в части установления выкупной цены, просила суд обязать департамент имущественных отношений администрации г.Сочи в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу направить в адрес Триандофилиди Л.Ю. подписанный проект договора купли-продажи указанного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, по выкупной цене 525 230 рублей.
Представитель административного истца - Семенова К.А. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, в обоснование чего пояснила, что административный истец является собственником нежилого здания (гостиницы) площадью 352,8 кв.м с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>. Здание расположено на земельном участке площадью 705,67 кв.м с кадастровым №, категория - земли населенных пунктов, разрешённое использование - для объектов общественно-делового значения, расположенное по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок находится в муниципальной собственности города Сочи, в пользовании административного истца данный земельный участок находится на основании договора аренды № от 16.05.2001 года, заключенного между И.Э. и администрацией МО г.Сочи с целевым назначением «пансионат семейного типа». Ранее здание входило в состав имущественного комплекса санатория «Москва» и принадлежало Всесоюзному центральному совету профессиональных союзов (ВЦСПС). Земельный участок площадью 55 300 кв.м под имущественным комплексом санатория «Москва» был предоставлен ЗАО «Санаторий «Москва» Комитетом по управлению имуществом г. Сочи по договору аренды от 31.03.1998 года № 765 на основании постановления главы администрации г. Сочи от 26.08.1994 года № 759 «О порядке предоставления в аренду земельных участков в г. Сочи под приватизированными зданиями и сооружениями». До оформления арендных правоотношений земельный участок под имущественным комплексом санатория «Москва» был предоставлен АОЗТ «Санаторий Москва» постановлением главы администрации г. Сочи от 06.06.1995 года № 560 на праве постоянного бессрочного пользования. 20.05.2021 года административный истец через МФЦ обратился в департамент имущественных отношений администрации города Сочи с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок за плату без торгов как собственник недвижимости, расположенной на этом участке по льготной выкупной цене в размере 245 975 рублей. Письмом от 25.06.2021 года № 10077/0201-42 департамент отказал в предоставлении спорного земельного участка в собственность по причине того, что продажа земельного участка в границах 2-й зоны санитарной (горно-санитарной) охраны может не соответствовать требованиям природоохранного и земельного законодательства и может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц на использование такой территории. Данный отказ Триандофилиди Л.Ю. считает незаконным и нарушающим ее права и законные интересы. Спорный земельный участок не относится к особо охраняемым природным территориям и может быть предоставлен в частную собственность административного истца, который как собственник здания обладает исключительным правом на приватизацию арендуемого им земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов для цели эксплуатации принадлежащего ему здания. На момент обращения административного истца с заявлением о предоставлении земельного участка в орган местного самоуправления земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов были исключены из состава земель особо охраняемых природных территорий. При таких обстоятельствах, с учетом того, что на испрашиваемом земельном участке расположено принадлежащее Триандофилиди Л.Ю. на праве собственности здание, отказ административного ответчика в предоставлении спорного земельного участка в связи с его нахождением в границах территории отнесенных к курортам местного значения нельзя признать основанным на законе. Выкупная цена участка определяется в соответствии с ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в связи с чем выкупная стоимость составляет 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности (не в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек). Льготная цена выкупа участков должна применяться ко всем землепользователям, переоформившим право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды в соответствии с требованиями законодательства. В соответствии со сведениями ЕГРН актуальная кадастровая стоимость участка составляет 21 009 228 рублей 41 копейку, соответственно, льготная цена приватизации земельного участка составит 525 230 рублей (21 009 228,41 рубль х 2,5/100).
Представитель административного ответчика департамента имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи в судебное заседание не явился, предоставив суду письменный отзыв, в котором указал, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку отказ департамента имущественных отношений администрации города Сочи является правомерным и обоснованным. Земельный участок площадью 705,67 кв.м с кадастровым номером № по <адрес> расположен в границах второй зоны округа горно-санитарной охраны курорта. В соответствии с п.78 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов», утвержденного постановлением администрации города Сочи от 27.02.2015 года № 572, одним из документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, являются сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи. Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи, полученным в порядке межведомственного взаимодействия от 15.06.2021 года, установлено, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером № расположен во второй зоне округа санитарной (горно-санитарной) охраны города Сочи. Продажа земельного участка в границах второй зоны санитарной (горно-санитарной) охраны города Сочи не соответствует требованиям природоохранного и земельного законодательства. Кроме того, административный истец указывает на право выкупа земельного участка по льготной выкупной цене, считая, что указания департамента на необходимость применения решения Городского Собрания Сочи от 30.01.2020 года № 11 «Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, продаваемых собственникам зданий, сооружений, находящихся на этих земельных участках» при определении выкупной цены спорного земельного участка является необоснованным. Названный нормативный акт не регулирует порядок приобретения в собственность земельных участков, в отношении которых осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, включая порядок определения выкупной стоимости. В соответствии с п.1.1 Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город - курорт Сочи, продаваемых собственникам зданий, сооружений, находящихся на этих земельных участках указано, что Порядок разработан в соответствии со статьями 39.28, 39.4 ЗК РФ, ФЗ от 25.10.2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Законом Краснодарского края от 05.11.2002 года N 532-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» и устанавливает порядок определения цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город - курорт Сочи, продаваемых собственникам зданий, сооружений, находящихся на этих земельных участках, а также устанавливает правила определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования город-курорт Сочи. Таким образом, выкупная цена спорного земельного участка должна определяться в соответствии с п.2.1 настоящего порядка в случае продажи земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в соответствии со статьей 39.20 ЗК РФ, цена таких земельных участков определяется в размере 12 % их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2.2, 2,3 настоящего Порядка.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд считает необходимым в удовлетворении административного иска отказать по следующим основаниям.
На основании постановления № 560 от 06.06.1995 года АО закрытого типа «Санаторий «Москва» был предоставлен земельный участок на праве бессрочного (постоянного) пользования площадью 5,61 га, расположенный по адресу: <адрес>, для размещения и эксплуатации зданий и сооружений санатория «Москва» (л.д.24-25).
Согласно договору № от 31.03.1998 года о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды Комитет по управлению имуществом г.Сочи сдал, а ЗАО «Санаторий «Москва» принял в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 55 300 кв.м, занимаемый зданиями и сооружениями по <адрес>, сроком до 01.01.2047 года (л.д.27-30).
16.05.2001 года между администрацией г.Сочи и И.Э. был заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) №, согласно которому арендодатель сдал, а арендатор принял в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 706 кв.м, занимаемый частным пансионатом по <адрес>, сроком до 01.10.2047 года (л.д.31-34).
Как установлено в судебном заседании, Триандофилиди Л.Ю. является собственником нежилого здания с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.39-41). Указанный объект недвижимости располагается на земельном участке площадью 705,67 кв.м, с кадастровым №, расположенным по адресу: <адрес>. Данный земельный участок принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи и находится в пользовании Триандофилиди Л.Ю. на праве аренды (л.д.35-38).
20.05.2021 года Триандофилиди Л.Ю. обратилась в департамент имущественных отношений администрации г.Сочи с заявлением о предоставлении в собственность без торгов за плату земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, на котором расположено нежилое здание (гостиница) с кадастровым №, площадью 352,8 кв.м, принадлежащее на праве собственности Триандофилиди Л.Ю. (л.д.16-19).
25.06.2021 года в адрес Триандофилиди Л.Ю. было направлено письменное сообщение заместителя директора департамента имущественных отношений администрации МО городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края Пашяна М.С. по рассмотрению заявления Триандофилиди Л.Ю. о продаже земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов, в котором было изложено, что согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи, полученным в порядке межведомственного взаимодействия от 15.06.2021 года установлено, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером № расположен во второй зоне округа санитарной (горно-санитарной) охраны города Сочи. Продажа земельного участка в границах второй зоны санитарной (горно-санитарной) охраны города Сочи может не соответствовать требованиям природоохранного и земельного законодательства и может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц на использование такой территории. Предоставление муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов» в настоящее время не осуществляется (л.д.22,23).
Согласно ч.2 ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с ч.3 ст.27 Земельного кодекса РФ содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
По смыслу п.1 ч.5 ст.27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
На основании ч.1 ст.95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Исходя из требований ч.3 ст.96 Земельного кодекса РФ земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Согласно ч.8 ст.28 Федерального закона РФ №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.5 ст.58 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.
В силу статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что земельный участок площадью 705,67 кв.м с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, расположен в границах, установленных приказом Министра здравоохранения РСФСР от 21.10.1969 N 297 второй зоны округа горно-санитарной охраны курорта Сочи, сохраняющего в указанных границах статус особо охраняемой природной территории с имеющимися на нем природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека, находятся под особой охраной.
Таким образом, судом установлено и не оспаривалось представителем административного истца, что испрашиваемый земельный участок по адресу: <адрес>, расположен в пределах второй зоны санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи, относится к землям особо охраняемых природных территорий, располагающих лечебными ресурсами. При этом особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, в пределах которых располагается указанный земельный участок, созданы до вступления в силу Федерального закона N 406-ФЗ, вследствие чего данный земельный участок не подлежит приватизации в силу пункта 1 части 5 статьи 27 ЗК РФ.
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» при принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается: а) значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания; б) наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность; в) наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность; г) наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.
В преамбуле Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" закреплено, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.
Таким образом, на основании вышеуказанных норм закона, а также Указа Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, постановления от 12.04.1993 г. Президиума Верховного Совета Российской Федерации № 4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи", спорный участок признан не подлежащим приватизации, а его отчуждение нарушающим права муниципального образования город-курорт Сочи, неопределенного круга лиц и не соответствующим требованиям законодательства, на основании чего департамент имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи правомерно отказал в предоставлении земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность Триандофилиди Л.Ю. за плату.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Триандофилиди Л.Ю. не подлежат удовлетворению, ввиду необоснованности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░