РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Мишкино 12 июля 2018 года
Мишкинский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Клещ Е.Г.,
с участием представителя истца Чичиланова В.А.,
представителей ответчиков Федоровой Е.А. и Казанцевой О.М.,
при секретаре Хариной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-271/2018 по исковому заявлению прокурора Мишкинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению «Кировская средняя общеобразовательная школа», Муниципальному отделу управления образованием Администрации Мишкинского района о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мишкинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному казенному образовательному учреждению «Кировская средняя общеобразовательная школа» (МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа», МКОУ «Кировская СОШ») о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Мишкинского района проведена проверка соблюдений законодательства в части обеспечения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности в деятельности МКОУ «Кировская СОШ», в ходе которой установлено следующее. МКОУ «Кировская СОШ» является образовательным учреждением с массовым пребыванием несовершеннолетний, иных лиц. В нарушение Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правила противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены, п. 6.48 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в МКОУ «Кировская СОШ» система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Отсутствие дублирования сигнала на пульт подразделения пожарной охраны нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, ставит под угрозу их жизнь и здоровье. Таким образом, в образовательном учреждении с массовым пребыванием несовершеннолетних, иных, лиц не созданы условия, гарантирующие необходимый уровень обеспечения пожарной безопасности и антитеррористической защищенности. Просит обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кировская средняя общеобразовательная школа» устранить нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, а именно: в срок до 1 сентября 2018 года обеспечить дублирование светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
В ходе рассмотрения дела истец изменил исковые требования, предъявил иск также к Муниципальному отделу управления образованием Администрации Мишкинского района (МОУО Администрации Мишкинского района), просит обязать МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа», МОУО Администрации Мишкинского района устранить нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, а именно: в срок до 31 декабря 2018 года обеспечить дублирование светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации
В судебном заседании представитель истец на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» Федорова Е.А. с измененными исковыми требованиями согласилась.
Представитель ответчика МОУО Администрации Мишкинского района по доверенности Казанцева О.М. с измененными исковыми требованиями согласилась.
Представитель третьего лица Мишкинского межрайонного отдела надзорной деятельности Управления надзорной деятельности и профилактической работы в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель третьего лица ФГКУ «3 отряд Федеральной противопожарной службы по Курганской области» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель Администрации Мишкинского района Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Заслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации детство находиться под защитной государства.
На основании ст. 1 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон 06.03.2006 N 35-ФЗ) правовую основу противодействия терроризму составляет Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Согласно ст. 2 Федерального закона 06.03.2006 N 35-ФЗ одними из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона 06.03.2006 N 35-ФЗ пoд противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий; способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Таким образом, в целях противодействия терроризму необходима реализация эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизацию и ликвидацию последствий и их проявления, осуществление комплексного подхода к профилактике терроризма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению террористических актов.
В соответствии с п. «д» ч. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 05.10.2009, основными задачами противодействия терроризму являются, в том числе: обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также место массового пребывания людей.
Исходя из п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 9 ч.1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ) обучающимся предоставляется право на охрану жизни и здоровья.
Согласно ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организация охраны здоровья обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
В соответствии со ст. 1, 3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу требований ст. 34, 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ граждане и руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества (ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила противопожарного режима.
В п. 1 Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В силу п. 6.48 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности организаций образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон 22.07.2008 N 123-ФЗ) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно ч. 6, 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно пп. «а» п. 4 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций относятся к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф4.1.
В силу п. 7 ст. 83 Федерального закона 22.07.2008 N 123-ФЗ системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (ст. 210 ГК РФ).
Согласно Уставу муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кировская средняя общеобразовательная школа» создано в целях реализации гражданами гарантированного права на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования (п.1.1.). Учредителем МКОУ «Кировская СОШ» является Мишкинский район. Функции и полномочия учредителя осуществляет МОУО Администрация Мишкинского района (п.1.9). Основными целями деятельности учреждения являются, в том числе: создание условий финансовых, материально-технического условий при организации образовательного процесса, охраны жизни и здоровья участников образовательного процесса (п.2.2).
Из материалов дела следует, что в ходе прокурорской проверки выявлено, что в МКОУ «Кировская СОШ» не в полном объеме соблюдаются требования пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, а именно здание не обеспечено дублированием сигнала систем пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Поэтому требования истца, предъявленные к МКОУ «Кировская СОШ» обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 данного Регламента.
Пунктом 7 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ определено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.
Организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре отнесены ст. 19 Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов.
Согласно п. 16 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, на территории поселений и городских округов должно обеспечиваться наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре в соответствии со статьями 6, 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, обеспечение требований пожарной безопасности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления выполнение указанных мероприятий в зависимость от их финансовых возможностей.
Школа относится к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения (объект с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан).
Отсутствие в образовательном учреждении системы дублирования сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении.
Выполнение противопожарных мероприятий направлено на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременную эвакуацию и спасение людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций.
Согласно Положению о муниципальном отделе образования Администрации Мишкинского района, утвержденному решением Мишкинской районной Думы № 463 от 11.07.2014, школа находится в ведомственном подчинении муниципального отдела образованием Администрации Мишкинского района, который является структурным подразделением Администрации Мишкинского района, и главным распорядителем бюджетных средств и (п.1, 10).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что обязанность по устроению выявленных нарушений требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности должна лежать не только на МКОУ «Кировская СОШ», но и на МОУО Администрации Мишкинского района.
Установленный строк для устранения выявленных нарушений (до 31 декабря 2018 г.) суд признает разумным.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Мишкинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кировская средняя общеобразовательная школа», Муниципальный отдел управления образованием Администрации Мишкинского района устранить нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, а именно: в срок до 31 декабря 2018 года обеспечить дублирование светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Мишкинский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение изготовлено 16 июля 2018 г.
Судья Е.Г. Клещ