Решение по делу № 2-271/2018 от 31.05.2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Мишкино 12 июля 2018 года

Мишкинский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Клещ Е.Г.,

с участием представителя истца Чичиланова В.А.,

представителей ответчиков Федоровой Е.А. и Казанцевой О.М.,

при секретаре Хариной С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-271/2018 по исковому заявлению прокурора Мишкинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению «Кировская средняя общеобразовательная школа», Муниципальному отделу управления образованием Администрации Мишкинского района о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мишкинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному казенному образовательному учреждению «Кировская средняя общеобразовательная школа» (МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа», МКОУ «Кировская СОШ») о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Мишкинского района проведена проверка соблюдений законодательства в части обеспечения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности в деятельности МКОУ «Кировская СОШ», в ходе которой установлено следующее. МКОУ «Кировская СОШ» является образовательным учреждением с массовым пребыванием несовершеннолетний, иных лиц. В нарушение Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правила противопожарно­го режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены, п. 6.48 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в МКОУ «Кировская СОШ» система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование светового и зву­кового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной ох­раны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Отсутствие дублирования сигнала на пульт подразделения пожарной охраны нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, ставит под угрозу их жизнь и здоровье. Таким образом, в образовательном учреждении с массовым пребыванием несовершеннолетних, иных, лиц не созданы условия, гарантирующие необходимый уровень обеспечения пожарной безопасности и антитеррористической защищенности. Просит обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кировская средняя общеобразовательная школа» устранить нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, а именно: в срок до 1 сентября 2018 года обеспечить дублирование светового и зву­кового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной ох­раны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал органи­зации.

В ходе рассмотрения дела истец изменил исковые требования, предъявил иск также к Муниципальному отделу управления образованием Администрации Мишкинского района (МОУО Администрации Мишкинского района), просит обязать МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа», МОУО Администрации Мишкинского района устранить нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, а именно: в срок до 31 декабря 2018 года обеспечить дублирование светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал органи­зации

В судебном заседании представитель истец на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» Федорова Е.А. с измененными исковыми требованиями согласилась.

Представитель ответчика МОУО Администрации Мишкинского района по доверенности Казанцева О.М. с измененными исковыми требованиями согласилась.

Представитель третьего лица Мишкинского межрайонного отдела надзорной деятельности Управления надзорной деятельности и профилактической работы в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель третьего лица ФГКУ «3 отряд Федеральной противопожарной службы по Курганской области» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель Администрации Мишкинского района Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия.

Заслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации детство находиться под защитной государства.

На основании ст. 1 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон 06.03.2006 N 35-ФЗ) правовую основу противодействия терроризму составляет Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также при­нимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Согласно ст. 2 Федерального закона 06.03.2006 N 35-ФЗ одними из основных прин­ципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опас­ности; системность и комплексное использование политических, информационно-­пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона 06.03.2006 N 35-ФЗ пoд противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выяв­лению и последующему устранению причин и условий; способствующих совер­шению террористических актов (профилактика терроризма), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Таким образом, в целях противодействия терроризму необходима реализа­ция эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, мини­мизацию и ликвидацию последствий и их проявления, осуществление комплекс­ного подхода к профилактике терроризма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению террористических актов.

В соответствии с п. «д» ч. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 05.10.2009, основными задачами противодействия терроризму являются, в том числе: обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также место массового пребывания людей.

Исходя из п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 9 ч.1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ) обучающимся предоставляется право на охрану жизни и здоровья.

Согласно ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ охрана здоровья обу­чающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организация охраны здоровья обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

В соответствии со ст. 1, 3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу требований ст. 34, 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ граждане и руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества (ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила противопожарного режима.

В п. 1 Правила противопожарно­го режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие пра­вила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

В силу п. 6.48 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, для комплексной безопасности и антитер­рористической защищенности организаций образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них сис­тем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполни­тельной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск нацио­нальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуа­ционные центры «Службы 112».

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон 22.07.2008 N 123-ФЗ) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техниче­ском регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, ус­тановленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно ч. 6, 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно пп. «а» п. 4 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций относятся к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф4.1.

В силу п. 7 ст. 83 Федерального закона 22.07.2008 N 123-ФЗ системы пожарной сигна­лизации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возник­новении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублиро­ванием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия ра­ботников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (ст. 210 ГК РФ).

Согласно Уставу муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кировская средняя общеобразовательная школа» создано в целях реализации гражданами гарантированного права на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования (п.1.1.). Учредителем МКОУ «Кировская СОШ» является Мишкинский район. Функции и полномочия учредителя осуществляет МОУО Администрация Мишкинского района (п.1.9). Основными целями деятельности учреждения являются, в том числе: создание условий финансовых, материально-технического условий при организации образовательного процесса, охраны жизни и здоровья участников образовательного процесса (п.2.2).

Из материалов дела следует, что в ходе прокурорской проверки выявлено, что в МКОУ «Кировская СОШ» не в полном объеме соблюдаются требования пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, а именно здание не обеспечено дублированием сигнала систем пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

Поэтому требования истца, предъявленные к МКОУ «Кировская СОШ» обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 данного Регламента.

Пунктом 7 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ определено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.

Организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре отнесены ст. 19 Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов.

Согласно п. 16 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, на территории поселений и городских округов должно обеспечиваться наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре в соответствии со статьями 6, 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, обеспечение требований пожарной безопасности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления выполнение указанных мероприятий в зависимость от их финансовых возможностей.

Школа относится к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения (объект с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан).

Отсутствие в образовательном учреждении системы дублирования сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении.

Выполнение противопожарных мероприятий направлено на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременную эвакуацию и спасение людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций.

Согласно Положению о муниципальном отделе образования Администрации Мишкинского района, утвержденному решением Мишкинской районной Думы № 463 от 11.07.2014, школа находится в ведомственном подчинении муниципального отдела образованием Администрации Мишкинского района, который является структурным подразделением Администрации Мишкинского района, и главным распорядителем бюджетных средств и (п.1, 10).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что обязанность по устроению выявленных нарушений требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности должна лежать не только на МКОУ «Кировская СОШ», но и на МОУО Администрации Мишкинского района.

Установленный строк для устранения выявленных нарушений (до 31 декабря 2018 г.) суд признает разумным.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Мишкинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кировская средняя общеобразовательная школа», Муниципальный отдел управления образованием Администрации Мишкинского района устранить нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, а именно: в срок до 31 декабря 2018 года обеспечить дублирование светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал органи­зации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Мишкинский районный суд Курганской области.

Мотивированное решение изготовлено 16 июля 2018 г.

Судья Е.Г. Клещ

2-271/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Мишкинского района Курганкой области в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Муниципальное казенное обшеобразовательное учреждение "Кировская средняя общеобразовательная школа"
Другие
Мишкинский межрайонный отдел надзорной деятельности Управления надзорной деятельности и профилактической работы
Администрация Мишкинского района Курганской области
МОУО Администрации Мишкинского района
Федеральное государственное казенное учреждение "3 отряд Федеральной противопожарной сллужбы по Курганской области"
Суд
Мишкинский районный суд Курганской области
Дело на сайте суда
mishkinsky.krg.sudrf.ru
03.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.05.2020Передача материалов судье
03.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2020Подготовка дела (собеседование)
03.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее