Решение по делу № 2-34/2024 от 22.01.2024

Дело

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ года

<адрес> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Глебовой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скоковой Н.А.,

с участием истца Татариновой Н.А.,

представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> Толстых В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Татариновой Нины Анатольевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о включении в стаж периодов работы, перерасчете пенсии,

у с т а н о в и л:

Татаринова Н.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о включении в стаж периодов работы, перерасчете пенсии, взыскании невыплаченных сумм, мотивировав свои требования тем, что она проработала 20 лет геодезистом в местах, приравненных к районам Крайнего Севера, из которых 10 лет она проработала в тяжелых полевых условиях в геологоразведочной партии на поисках и разведке радиоактивных руд. ДД.ММ.ГГГГ она вышла не пенсию по списку и , при этом в льготный стаж включены периоды до ДД.ММ.ГГГГ, однако, после этого она продолжила работать и проработала еще 13 лет в условиях Крайнего Севера, что подтверждается записями в трудовой книжке и отчислениями в пенсионный фонд, в связи с чем просит включении в северный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пересчитать размер пенсии и взыскать невыплаченные суммы.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, указав о том, что спорные периоды работы истца были включены при расчете размера пенсионного обеспечения, перерасчет пенсии ей, с учетом отработанных периодов после выхода на пенсию, производился, оснований для перерасчета пенсии истца с применением повышенного соотношения заработков не имеется.

Выслушав в судебном заседании объяснения сторон, исследовав материалы дела, основываясь на положениях ст.56 ГПК РФ, в соответствии с ч.1 которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, суд приходит к следующему.

Пунктом 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

Согласно ст.28.1 указанного федерального закона, при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктами 7 - 14 статьи 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктами 6 - 9 статьи 15 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Согласно статье 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», определен порядок определения размера страховой пенсии, а также порядок установления величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г., приведены формулы расчета.

Частью 3 статьи 36 указанного Федерального закона определено, что со дня вступления в силу настоящего федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.

Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.

Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001гг по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ).

В силу пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ для определения расчетного размера трудовой пенсии учитывается, среди прочего, среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001гг по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2.

Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере 1.5; не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере 1.5 до 1.8; не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Согласно абзацу 15 статьи 30 Федерального от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ, в повышенном размере при расчете пенсии применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти.

В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета пенсий, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Совета министров РСФСР от 20 марта 1991 года №162 установлено, что в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, стипендии, пенсии и пособия выплачиваются с учетом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей. Сведения о размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке, содержатся в Информационном письме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда Российской Федерации от 9 июня 2003 года №1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда Российской Федерации от 19 мая 2003 года №670-9, Пенсионного Фонда Российской Федерации от 9 июня 2003 года №25-23/5995.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года №216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями» определено, что впредь до установления размера районного коэффициента при назначении указанным лицам пенсий применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 года, а также действовавший на указанную дату порядок их применения.

В соответствии с абзацем 16 пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ, лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем 7 пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.

К указанным в абзаце 1 подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ лицам отнесены граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 пункта 3 статьи 30, а именно: мужчины, достигшие возраста 55, женщины, достигшие возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 года №22 было утверждено по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации разъяснение №3 от 22 апреля 2003 года о порядке применения положений статьи 30 пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей.

Согласно пункту 3 указанных Разъяснений, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по состоянию на 1 января 2002 года повышенное отношение заработков определяется в зависимости от размера районного коэффициента, установленного к заработной плате работников в том районе или местности, где проживают соответствующие лица.

В пункте 4 Разъяснений указано, что лицам, по состоянию на 1 января 2002 года, проживающим за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также за пределами территории Российской Федерации, повышенное отношение заработков определяется на основании сведений о заработке за периоды, предусмотренные пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ, то есть за 2000-2001 годы либо за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в состав заработка, приходящегося на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.

Пунктом 5 Разъяснения предусмотрено, что по желанию лиц, указанных в пункте 3 данного разъяснения, повышенное отношение заработков может определяться в порядке, указанном в пункте 4 Разъяснения, если они достигли необходимого возраста (мужчины - 55 лет, женщины - 50 лет), проработали по состоянию на 1 января 2002 года не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж, соответственно, не менее 25 и 20 лет.

По смыслу вышеприведенных правовых норм и разъяснений порядка их применения, основанием для применения повышенного отношения заработков является факт проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на 1 января 2002 года либо наличие на 1 января 2002 года стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 20 календарных лет, а также страхового стажа на указанную дату не менее 20 лет для женщин.

В суде установлено, что истец Татаринова Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Расчет страховой части пенсии произведен с применением отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,2.

ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Татариновой Н.А. был произведен перерасчет ее пенсии.

ДД.ММ.ГГГГ ОСФР по <адрес> рассмотрено обращение Татариновой Н.А. о применении повышенного отношения среднемесячного заработка при расчете ее пенсии, на которое дано разъяснение о расчете начисляемой ей пенсии, исходя из: календарного стажа на соответствующих видах работ на ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 9 лет 22 дня, что соответствует стажевому коэффициенту 0,58 (за 6 лет стажа 0,55 + по 0,01 за каждый полный год сверх требуемого (за 3 года – 0,03)); стажа до ДД.ММ.ГГГГ в целях осуществления валоризации – 9 лет 22 дня, увеличенный на 19% (10% за стаж до ДД.ММ.ГГГГ и 9% за «советский» стаж – по 1% за каждый год до ДД.ММ.ГГГГ); среднемесячной заработной платы за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отношении которой к среднемесячной заработной плате в стране за соответствующий период составляет 2,0, которое в силу действующего законодательство ограничено величиной 1,2; страховых взносов, отраженных на индивидуальном лицевом счете за периоды работы после ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; величины индивидуальных пенсионных коэффициентов, начисленных за периоды работы после ДД.ММ.ГГГГ, исходя из суммы страховых взносов, отраженных на индивидуальном лицевом счете, в том числе с учетом ежегодно произведенных перерасчетов размера пенсии как работающему пенсионеру за 2015-2022 года, и отсутствии правовых оснований для ее установления более высоком размере.

Как следует из данных о стаже, трудовой книжки Татариновой Н.А. трудовая деятельность последней в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, осуществлялась по ДД.ММ.ГГГГ, в последующем ею осуществлялась трудовая деятельность с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, затем в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ЗАО НПП «ОКА» сторожем в аналитической лаборатории, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Атлант» мойщицей окон, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Атлант» штукатуром-маляром, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «Атлант» штукатуром-маляром, которые включены ответчиком при назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Таким образом, на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях Татаринова Н.А. не проживала, что она подтвердила в судебном заседании, и по состоянию на 01 января 2002 года, согласно сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица стажа работы в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к данным районам, необходимого для определения повышенного отношения заработков, не имела - стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет на указанную дату 13 лет 9 месяцев 10 дней.

При таких обстоятельствах, учитывая, что спорные периоды работы при расчете пенсионного обеспечения Татариновой Н.А. включены ответчиком, размер пенсии истца обоснованно установлен пенсионным органом с применением отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) 1,2, в связи с чем правовых оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии с применением повышенного соотношения заработков не имеется, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Татариновой Нины Анатольевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о включении в стаж периодов работы, перерасчете пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья Глебова Т.В.

Дело

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ года

<адрес> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Глебовой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скоковой Н.А.,

с участием истца Татариновой Н.А.,

представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> Толстых В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Татариновой Нины Анатольевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о включении в стаж периодов работы, перерасчете пенсии,

у с т а н о в и л:

Татаринова Н.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о включении в стаж периодов работы, перерасчете пенсии, взыскании невыплаченных сумм, мотивировав свои требования тем, что она проработала 20 лет геодезистом в местах, приравненных к районам Крайнего Севера, из которых 10 лет она проработала в тяжелых полевых условиях в геологоразведочной партии на поисках и разведке радиоактивных руд. ДД.ММ.ГГГГ она вышла не пенсию по списку и , при этом в льготный стаж включены периоды до ДД.ММ.ГГГГ, однако, после этого она продолжила работать и проработала еще 13 лет в условиях Крайнего Севера, что подтверждается записями в трудовой книжке и отчислениями в пенсионный фонд, в связи с чем просит включении в северный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пересчитать размер пенсии и взыскать невыплаченные суммы.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, указав о том, что спорные периоды работы истца были включены при расчете размера пенсионного обеспечения, перерасчет пенсии ей, с учетом отработанных периодов после выхода на пенсию, производился, оснований для перерасчета пенсии истца с применением повышенного соотношения заработков не имеется.

Выслушав в судебном заседании объяснения сторон, исследовав материалы дела, основываясь на положениях ст.56 ГПК РФ, в соответствии с ч.1 которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, суд приходит к следующему.

Пунктом 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

Согласно ст.28.1 указанного федерального закона, при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктами 7 - 14 статьи 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктами 6 - 9 статьи 15 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Согласно статье 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», определен порядок определения размера страховой пенсии, а также порядок установления величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г., приведены формулы расчета.

Частью 3 статьи 36 указанного Федерального закона определено, что со дня вступления в силу настоящего федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.

Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.

Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001гг по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ).

В силу пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ для определения расчетного размера трудовой пенсии учитывается, среди прочего, среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001гг по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2.

Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере 1.5; не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере 1.5 до 1.8; не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Согласно абзацу 15 статьи 30 Федерального от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ, в повышенном размере при расчете пенсии применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти.

В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета пенсий, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Совета министров РСФСР от 20 марта 1991 года №162 установлено, что в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, стипендии, пенсии и пособия выплачиваются с учетом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей. Сведения о размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке, содержатся в Информационном письме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда Российской Федерации от 9 июня 2003 года №1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда Российской Федерации от 19 мая 2003 года №670-9, Пенсионного Фонда Российской Федерации от 9 июня 2003 года №25-23/5995.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года №216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями» определено, что впредь до установления размера районного коэффициента при назначении указанным лицам пенсий применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 года, а также действовавший на указанную дату порядок их применения.

В соответствии с абзацем 16 пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ, лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем 7 пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.

К указанным в абзаце 1 подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ лицам отнесены граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 пункта 3 статьи 30, а именно: мужчины, достигшие возраста 55, женщины, достигшие возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 года №22 было утверждено по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации разъяснение №3 от 22 апреля 2003 года о порядке применения положений статьи 30 пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей.

Согласно пункту 3 указанных Разъяснений, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по состоянию на 1 января 2002 года повышенное отношение заработков определяется в зависимости от размера районного коэффициента, установленного к заработной плате работников в том районе или местности, где проживают соответствующие лица.

В пункте 4 Разъяснений указано, что лицам, по состоянию на 1 января 2002 года, проживающим за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также за пределами территории Российской Федерации, повышенное отношение заработков определяется на основании сведений о заработке за периоды, предусмотренные пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ, то есть за 2000-2001 годы либо за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в состав заработка, приходящегося на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.

Пунктом 5 Разъяснения предусмотрено, что по желанию лиц, указанных в пункте 3 данного разъяснения, повышенное отношение заработков может определяться в порядке, указанном в пункте 4 Разъяснения, если они достигли необходимого возраста (мужчины - 55 лет, женщины - 50 лет), проработали по состоянию на 1 января 2002 года не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж, соответственно, не менее 25 и 20 лет.

По смыслу вышеприведенных правовых норм и разъяснений порядка их применения, основанием для применения повышенного отношения заработков является факт проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на 1 января 2002 года либо наличие на 1 января 2002 года стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 20 календарных лет, а также страхового стажа на указанную дату не менее 20 лет для женщин.

В суде установлено, что истец Татаринова Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Расчет страховой части пенсии произведен с применением отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,2.

ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Татариновой Н.А. был произведен перерасчет ее пенсии.

ДД.ММ.ГГГГ ОСФР по <адрес> рассмотрено обращение Татариновой Н.А. о применении повышенного отношения среднемесячного заработка при расчете ее пенсии, на которое дано разъяснение о расчете начисляемой ей пенсии, исходя из: календарного стажа на соответствующих видах работ на ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 9 лет 22 дня, что соответствует стажевому коэффициенту 0,58 (за 6 лет стажа 0,55 + по 0,01 за каждый полный год сверх требуемого (за 3 года – 0,03)); стажа до ДД.ММ.ГГГГ в целях осуществления валоризации – 9 лет 22 дня, увеличенный на 19% (10% за стаж до ДД.ММ.ГГГГ и 9% за «советский» стаж – по 1% за каждый год до ДД.ММ.ГГГГ); среднемесячной заработной платы за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отношении которой к среднемесячной заработной плате в стране за соответствующий период составляет 2,0, которое в силу действующего законодательство ограничено величиной 1,2; страховых взносов, отраженных на индивидуальном лицевом счете за периоды работы после ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; величины индивидуальных пенсионных коэффициентов, начисленных за периоды работы после ДД.ММ.ГГГГ, исходя из суммы страховых взносов, отраженных на индивидуальном лицевом счете, в том числе с учетом ежегодно произведенных перерасчетов размера пенсии как работающему пенсионеру за 2015-2022 года, и отсутствии правовых оснований для ее установления более высоком размере.

Как следует из данных о стаже, трудовой книжки Татариновой Н.А. трудовая деятельность последней в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, осуществлялась по ДД.ММ.ГГГГ, в последующем ею осуществлялась трудовая деятельность с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, затем в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ЗАО НПП «ОКА» сторожем в аналитической лаборатории, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Атлант» мойщицей окон, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Атлант» штукатуром-маляром, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «Атлант» штукатуром-маляром, которые включены ответчиком при назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Таким образом, на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях Татаринова Н.А. не проживала, что она подтвердила в судебном заседании, и по состоянию на 01 января 2002 года, согласно сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица стажа работы в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к данным районам, необходимого для определения повышенного отношения заработков, не имела - стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет на указанную дату 13 лет 9 месяцев 10 дней.

При таких обстоятельствах, учитывая, что спорные периоды работы при расчете пенсионного обеспечения Татариновой Н.А. включены ответчиком, размер пенсии истца обоснованно установлен пенсионным органом с применением отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) 1,2, в связи с чем правовых оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии с применением повышенного соотношения заработков не имеется, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Татариновой Нины Анатольевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о включении в стаж периодов работы, перерасчете пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья Глебова Т.В.

2-34/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Татаринова Нина Анатольевна
Ответчики
Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Курской области в Горшеченском районе
Другие
Толстых Валентина Владимировна
Суд
Горшеченский районный суд Курской области
Дело на сайте суда
gorshechensky.krs.sudrf.ru
22.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.01.2024Передача материалов судье
23.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.02.2024Судебное заседание
28.02.2024Судебное заседание
05.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее