Дело №2-4263/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
13 июля 2015 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г.Ижевска
в составе председательствующего судьи Ивановой М.А.
при секретаре Вшивковой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой А.В. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л
Васильева А.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству образования и науки УР о предоставлении ей жилого помещения в г.Ижевске УР (по месту окончания учебного заведения), соответствующее установленным требованиям. Исковые требования мотивированы тем, что истец является <данные изъяты>, поскольку ее отец лишен родительских прав в 2005 году, мать решением суда признана безвестно отсутствующей. Истец включена в Республиканский список <данные изъяты>, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. Какого-либо имущества на праве собственности не имеет, нанимателем либо членом семьи нанимателя по договору социального найма не является. Обязанность предоставления жилого помещения возложена на ответчика, вместе с тем жилое помещение до настоящего времени не предоставлено.
Истец Васильева А.В. в судебном заседании поддержала доводы заявления, просила иск удовлетворить. Пояснила, что зарегистрирована по месту жительства в <адрес>, но дом сгорел. В настоящее время проживает в г. Ижевске, снимает жилье. Состоит на учете в качестве безработной.
Представитель ответчика в судебное заседание не явились, будучи уведомленным о времени и месте его проведения надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В письменных возражениях представитель ответчика иск не признала, указала, что Законом УР №8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен новый порядок обеспечения жильем лиц данной категории. В соответствии с этим порядком лица данной категории обязаны подать заявления в орган опеки и попечительства, который проводит проверку представленных заявителем сведений и составляет заключение. На основании положительного заключения органа опеки и попечительства ответчик включает лицо в республиканский список лиц данной категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. Истец была включена в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. Далее уполномоченным органом будет принято решение о предоставлении истцу жилого помещения, срок принятия решения о предоставлении жилого помещения законом не установлен, указанный жилищный фонд в Удмуртской Республике на сегодняшний день находится в стадии формирования.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Васильева А.В., <дата> года рождения, является лицом <данные изъяты>. Ее мать Я.Т.В. решением Воткинского городского суда УР от 25.02.2004 г. признана безвестно отсутствующей, отец В.В.Ю. лишен родительских прав в отношении истца решением Воткинского городского суда УР от 07.06.2005 г.
Истец в 2015 г. окончила БПОУ УР «<данные изъяты>» г. Ижевск, где получила среднее профессиональное образование.
Жилое помещение по адресу: <адрес>, уничтожено в результате пожара.
Истец в собственности жилых помещений не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо членом семьи нанимателя не является.
Ответчик включил истца в Республиканский список лиц данной категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.
Установленные судом обстоятельства дела сторонами не опровергнуты.
В соответствии с ч.1 ст. 1 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч.9 ст. 1 Федерального закона от 29.02.2012 N15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями".
В соответствии со ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей":
1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
В соответствии со ст.ст. 52, 57 ЖК РФ органы местного самоуправления ведут учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределение жилья.
В соответствии со ст.1 Закона УР от 14 марта N 8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство образования и науки Удмуртской Республики.
В соответствии со ст.3 Закона УР от 14 марта N 8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом обеспечиваются жилыми помещениями в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен населенный пункт. При этом площадь жилого помещения не может быть менее 18 квадратных метров и не может быть более 36 квадратных метров на одно лицо из детей-сирот.
Жилые помещения, предоставляются на территории Удмуртской Республики из состава специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики по договорам найма специализированного жилого помещения, заключаемым в порядке, установленном указанным Законом.
В соответствии со ст.6 Закона УР от 14 марта N 8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей":
1. Дети-сироты, которые не имеют закрепленного жилого помещения, а также дети-сироты, в отношении которых орган опеки и попечительства в Удмуртской Республике принял решение о невозможности их возвращения в ранее занимаемые жилые помещения, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с республиканским списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике (далее - Список).
Жилые помещения, предоставляются на территории Удмуртской Республики из состава специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики по договорам найма специализированного жилого помещения, заключаемым в порядке, установленном указанным Законом.
В соответствии со ст.3 ч. 2 Закона № 8-РЗ указанные лица обеспечиваются жилыми помещениями по их выбору:
1) по месту их первичного выявления и (или) устройства на территории Удмуртской Республики под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) по месту окончания их пребывания на территории Удмуртской Республики в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания населения, учреждении системы здравоохранения и ином учреждении, созданном в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по месту завершения их обучения на территории Удмуртской Республики в образовательных организациях профессионального образования;
3) по месту их основного места работы на территории Удмуртской Республики по окончании пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания населения, учреждении системы здравоохранения и ином учреждении, созданном в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательной организации профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях;
4) по месту нахождения на территории Удмуртской Республики ранее занимаемого ими жилого помещения при наличии обстоятельств, препятствующих возвращению детей-сирот в ранее занимаемые жилые помещения (наличии обстоятельств, при которых проживание в ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом);
5) по месту их постоянного жительства.
В соответствии со ст.7 Закона УР от 14 марта 2013 годаN 8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей":
1. Жилое помещение предоставляется лицу, указанному в статье 2 настоящего Закона и включенному в Список.
В соответствии со ст. 23 Закона УР действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня его вступления в силу, в случае, если дети-сироты не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Закона.
Оценивая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
Истец действительно является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом окончила срок пребывания в образовательном учреждении. Данное обстоятельство сторонами по делу не оспаривается, подтверждается материалами дела.
Истец не имеет жилья в собственности либо на праве пользования по договору социального найма, не является членом семьи нанимателя по договору социального найма. Данные обстоятельства подтверждается материалами дела.
Вступившими в силу изменениями в законодательство об обеспечении жилыми помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности Законом УР от 14 марта N 8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлен новый порядок признания лиц из числа указанной категории граждан нуждающимися в получении жилья и постановки их на соответствующий учет.
Однако, несмотря на то, что действие данного закона распространено на правоотношения, возникшие до дня его вступления в силу, им не предусмотрена обязанность граждан, поставленных на такой учет в ранее предусмотренном законом порядке, проходить установленную новым законом процедуру постановки на учет. Возложение такой обязанности на лиц данной категории не предусмотрено федеральным законодательством. Установление возможности возникновения права на обеспечение жильем в зависимости от прохождения новой процедуры постановки на учет для ранее поставленных на такой учет граждан, нарушает их права, а, кроме того, не предусмотрена федеральным законодательством. По мнению суда, поскольку на ответчика возложена обязанность по ведению списка лиц на получение жилых помещений, он обязан включить ранее поставленных на учет граждан в список. Для случаев выявления лиц, не имеющих права на обеспечение жильем в установленном данным законом порядке, этим же законом предусмотрена процедура снятия их с учета.
Таким образом, судом установлено, что истец имеет право на обеспечение жильем в порядке, предусмотренном законом для детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, - по месту завершения ее обучения на территории Удмуртской Республики в образовательных организациях профессионального образования (п.2 ч.2 ст.3 Закона УР) – в г. Ижевске УР.
Ответчик, является лицом, обязанным предоставить истцу жилое помещение, но не исполняет этого обязательства. Нарушенное право истца подлежит судебной защите.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
Исковые требования Васильевой А.В. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить в пользование Васильевой А.В. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям города Ижевска Удмуртской Республики жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров на территории города Ижевска Удмуртской Республики.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд УР через районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей в совещательной комнате.
Председательствующий судья М.А. Иванова