УИД 74RS0032-01-2023-003415-97
Дело № 2-3306/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 декабря 2023 года г. Миасс
Миасский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Чепур Я.Х.,
с участием помощника прокурора Смирновой М.Р.,
при секретаре Барминой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гагарина А.Г. к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании морального вреда в порядке реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Гагарин А.Г. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Челябинской области о взыскании компенсации морального вреда в размере 130 000 рублей, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности.
Обосновав исковые требования тем, что постановлением следователя следственного отдела ОМВД России по Челябинской области от 30 мая 2023 года уголовное преследование в отношении него было прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ, ч.1 ст. 27 УПК РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава преступления. В результате незаконного привлечения к уголовной ответственности ему причинен моральный вред.
Истец Гагарин А.Г. в судебном заседание исковые требования поддержал. Суду пояснил, что на протяжении длительного времени переживал из-за обвинения в совершении преступления, которого не совершал.
Определением, внесенным в протокол судебного заседания от 26 октября 2023 года произведена замена ненадлежащего ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Челябинской области на надлежащего ответчика Министерство финансов РФ, также привлечено к участию в деле в качестве соответчика МВД России, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерство финансов РФ по Челябинской области, ОМВД РФ по г. Миассу Челябинской области, ГУ МВД по Челябинской области.
Ответчик Министерство финансов Российской Федерации при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимал, представил отзыв, в котором считает требования истца не справедливыми, чрезмерно завышенными и не подлежащими удовлетворению в заявленном размере; просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерство финансов Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства внутренних дел РФ, третьих лиц ОМВД РФ по г. Миассу Челябинской области, ГУ МВД по Челябинской области – Круц М.А. возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.38-44).
Заслушав истца, представителя ответчика и третьих лиц, заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
В силу ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено, в том числе по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (п. 3 ч. 2 ст. 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 2 ст. 136 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации определено, что иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.
Исходя из п. 1 ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Судом установлено, что в следственной части ГСУ ГУ МВД России по Челябинской области расследовалось уголовное дело НОМЕР, возбужденное ДАТА по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 159 УК РФ.
В одно производство с уголовным делом НОМЕР соединены 39 уголовных дел возбужденных в отношении Гагарина А.Г.
19 мая 2023 года в отношении Гагарина А.Г. избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде (л.д.55,56).
Вместе с тем, 30 мая 2023 года следователем СО Отдела МВД России по Челябинской области уголовное преследование в отношении Гагарина А.Г. в части совершения им преступления, предусмотренного ч.1 ст. 158 УК РФ по факту кражи имущества Рязановой М.И. было прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, п. 2 ч.1 ст. 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 7). Уголовное преследование в отношении Гагарина А.Г. в части остальных преступлений продолжено.
Ссылаясь на причиненные нравственные страдания в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности истец обратился в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с абзацем 3 ст. 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного привлечения к уголовной ответственности и применения мер процессуального принуждения. Причиненный в данной ситуации вред возмещается гражданину за счет казны Российской Федерации в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры, установленном законом (ст. 1070 ГК РФ).
Вместе с тем пунктом 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 этого же кодекса.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. В силу п.1 ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Истец в соответствии с положениями ч. 1 ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации имеет право на денежную компенсацию морального вреда, поскольку факт причинения морального вреда в результате незаконного уголовного преследования за совершение тяжкого преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 158 УК РФ нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, что свидетельствует о нарушении личных неимущественных прав истца.
В силу положений ст. 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации определение размера компенсации морального вреда находится в компетенции суда, разрешается судом в каждом конкретном случае с учетом характера спора, конкретных обстоятельств дела, индивидуальных особенностей потерпевшего, которому причинены нравственные или физические страдания, а также других факторов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 N 17 "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве", при определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному судам необходимо учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости. Мотивы принятого решения о компенсации морального вреда должны быть указаны в решении суда.
При определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает, что истцу избиралась мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении в связи с обвинением его в данном преступлении против собственности, так и в связи с обвинением в совершении иного, значительного числа преступлений против собственности, что он отбывает наказание по приговору суда от 07 ноября 2022 года (л.д. 8-11).
Судом учитывается степень нравственных страданий истца, обусловленная уголовным преследованием по факту оконченного преступления против собственности, в отношении имущества одного потерпевшего, а также продолжением уголовного преследования в отношении Гагарина А.Г. в части остальных преступлений.
Иных обстоятельств обуславливающих заявленный ко взысканию размер компенсации морального вреда (130 000 рублей) истцом в судебном заседание не приведено.
В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" разъяснено, что исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц (статьи 1069, 1070 ГК РФ), в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, возложено на Минфин России и осуществляется за счет казны Российской Федерации (пункт 1 статьи 242.2 БК РФ).
Определяя размер подлежащей взысканию компенсации морального вреда с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, суд учитывал обстоятельства уголовного преследования, данные о личности истца, степень нравственных страданий, связанных с уголовным преследованием, длительность уголовного производства, тяжесть предъявленного обвинения (преступление небольшой тяжести), индивидуальные особенности истца (претерпевание в течение всего периода уголовного преследования нравственных переживаний), а также то, что избрание меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, фактически не привело к ограничению права истца на свободу передвижения, поскольку он отбывал наказание в местах лишения свободы. Судом также учитываются требования разумности и справедливости, необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, в связи с чем суд признает соответствующей степени перенесенных нравственных страданий сумму в размере 30 000 рублей.
Взыскание указанной компенсации морального вреда подлежит с Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Возражения третьего лица ГУ МВД России по Челябинской области о том, что право на реабилитацию за истцом не признавалось, не может служить основанием для отказа в иске, поскольку в силу вышеперечисленных норм права основанием для компенсации морального вреда является факт его причинения гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 000 (░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.