Дело № 2-95/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Онега 19 апреля 2022 года
Онежский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Карелиной С.Ю.,
при секретаре судебного заседания Самарской М.О.,
с участием помощника Онежского межрайонного прокурора Мерзлого Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васьковского Е.А., исполняющего обязанности заместителя Онежского межрайонного прокурора, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о возложении обязанностей,
установил:
Васьковский Е.А., исполняющий обязанности заместителя Онежского межрайонного прокурора, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о возложении обязанности организовать мероприятия по круглогодичной транспортировке тел (останков тел) умерших или погибших с территории муниципальных образований «Золотухское», «Нименьгское», «Малошуйское» Онежского муниципального района Архангельской области в места проведения патологоанатомического вскрытия, судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания в г. Онега Онежского муниципального района Архангельской области.
В обосновании требований указано, что межрайонной прокуратурой в ходе надзорной деятельности установлено, что круглогодичное транспортное сообщение из муниципальных образований МО «Малошуйское», МО «Золотухское», МО «Нименьгское» в районный центр – г. Онега МО «Онежское» осуществляется только пригородным железнодорожным транспортом.
Согласно информации ГБУЗ АО «Онежская ЦРБ» и проведенного мониторинга межрайонной прокуратурой, условий для проведения патологоанатомического вскрытия, судебно-медицинской экспертизы в отношении тел умерших на территории МО «Малошуйское», МО «Золотухское», МО «Нименьгское» не имеется, в связи с чем указанные исследования производятся в г. Онега в помещениях ГБУЗ АО «Онежская ЦРБ». По информации администрации, транспортировка тел умерших ранее осуществлялась в г. Онега исключительно железнодорожным транспортом, однако в настоящее время она затруднена из-за отсутствия специализированного багажного вагона у перевозчика. В связи с чем, транспортировка тел (останков тел) умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия, судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания в г. Онега ответчиком не организована, в результате чего возникают ситуации нарушающие права неопределенного круга лиц на своевременное исследование тела (останков погибших) и их своевременное погребение.
В судебном заседании помощник прокурора Мерзлый Н.В. просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Ответчик администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район» в судебное заседание своего представителя не направила, представила отзыв на иск, в котором с требованиями не согласилась.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ по определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно ст. 25 Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Статьей 9 указанного Закона, супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
В соответствии с положениями подпункта 4 части 2, части 5 статьи 8 Закона Архангельской области от 18 марта 2013 г. N 629-38-03, в целях реализации полномочий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи (создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой и настоящим законом в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области создают условия для оказания медицинской помощи населению муниципального образования Архангельской области, в том числе, организация мероприятий по транспортировке тел (останков тел) умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия, судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания.
Согласно п. 9 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 22.12.2020 № 911-пп, мероприятия по транспортировке тел (останков тел) умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия, судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания осуществляются в соответствии с пп.4 п. 2 ст. 8 Областного закона от 18.03.2013 № 629-38-ОЗ.
С 01 января 2016 г. введен в действие "ГОСТ 32609-2014. Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения", в пункте 2.1.4 которого определено понятие ритуальных услуг как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельности исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений.
Примечанием к данному пункту указано - под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги.
Пункт 2.3 ГОСТа содержит перечень основных видов ритуальных услуг в числе которых, транспортирование останков и праха умерших или погибших: перевозка тел, останков умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия - судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания, катафальные перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, перевозка тел в другие города или государства.
Таким образом, исходя из оценки полномочий по организации ритуальных услуг, отнесенных Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ к ведению муниципального района, вопросов в сфере похоронного дела, во взаимосвязи с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ, органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению (статья 9 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ).
Между тем, ответчиком не организованы мероприятия по транспортировке тел (останков тел) умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия, судебно-медицинской экспертизы.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд удовлетворяет исковые требования.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, принимая во внимание, что решение может быть исполнено только ответчиком, в решении должен быть установлен срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда.
Обсуждая вопрос о сроке исполнения решения суда, суд учитывает фактические обстоятельства дела, установленные в судебном заседании, характер, степень сложности, объем предстоящей работы, а также особенности нарушений.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым установить ответчику срок для исполнения возлагаемых на него решением суда обязанностей – до 1 сентября 2022 года, который является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений. Ответчиком не представлено достаточных и достоверных доказательств невозможности выполнения мероприятий в указанный срок.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования «Онежский муниципальный район» обязанность в срок до 1 сентября 2022 года организовать мероприятия по круглогодичной транспортировке тел (останков тел) умерших или погибших с территории муниципальных образований «Золотухское», «Нименьгское», «Малошуйское» Онежского муниципального района Архангельской области в места проведения патологоанатомического вскрытия, судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания в г. Онега Онежского муниципального района Архангельской области.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Онежский городской суд.
Председательствующий подпись С.Ю.Карелина
...
...