Решение по делу № 2-166/2018 от 03.04.2018

Дело № 2-1-166/2018 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июля 2018 года г. Калининск

Калининский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Тюлькиной В.С.

с участием заместителя прокурора Калининского района Саратовской области Терешкина Д.О.,

при секретаре Ереминой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Калининск Саратовской области гражданское дело по исковым заявлениям прокурора Калининского района Саратовской области в интересах Колокольцовского муниципального образования Калининского муниципального района Саратовской области к администрации Колокольцовского муниципального образования Калининского муниципального района Саратовской области и Годыне И. И. о признании распоряжений о премировании работников незаконными и взыскании незаконно начисленных премий,

установил:

Прокурор Калининского района Саратовской области обратился в суд в интересах Колокольцовского муниципального образования Калининского муниципального района Саратовской области с вышеуказанными заявлениями, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Калининского района Саратовской области проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства Колокольцовского муниципального образования Калининского муниципального района Саратовской области. В ходе проверки выявлено, что 26 мая 2017 года Советом депутатов Колокольцовского муниципального образования Калининского муниципального района Саратовской области принято решение об увольнении Годына И.И. с должности главы администрации Колокольцовского муниципального образования в связи с утратой доверия. На основании распоряжения главы Колокольцовского муниципального образования № 06-01 от 26.06.2017 года с 27.06.2017 года по п.7.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ года с главой администрации Колокольцовского муниципального образования Калининского муниципального района Саратовской области Годына И.И. был расторгнут контракт. Годына И.И., будучи уволенной с должности главы администрации Колокольцовского муниципального образования, не являясь муниципальным служащим и главой администрации Колокольцовского муниципального образования, в период времени с 27 июня 2017 года по 08 декабря 2017 года незаконно подписала от имени главы администрации Колокольцовского муниципального района Калининского муниципального района распоряжение администрации Колокольцовского муниципального образования Калининского муниципального района Саратовской области распоряжения о премировании работников администрации Колокольцовского муниципального района Саратовской области. На основании изложенного истец просит признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу распоряжение № 48-Р от 28.07.2017 года «О премии», согласно которого предусмотрено выплатить премию за июль 2017 года за фактически отработанное время работникам администрации техничке Резниковой Т.А., водителю Самойлову Н.М., рабочему Самойлову Н.Н. по 100% каждому, взыскать с Резниковой Т.А. в пользу бюджета Колокольцовского МО незаконно полученную премию в размере 5090 рублей, с Самойлова Н.М. в пользу бюджета Колокольцовского МО незаконно полученную премию в размере 10179 рублей. Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу распоряжение № 60-Р от 26.09.2017 года «О премии», согласно которого предусмотрено выплатить премию за сентябрь 2017 года от начисленной заработной платы за фактически отработанное время - техничке Резниковой Т.А. в размере 40%, водителю Самойлову Н.М. и рабочему Самойлову Н.М. по 100% каждому, взыскать с Резниковой Т.А. в пользу бюджета Колокольцовского МО незаконно полученную премию в сумме 2908 рублей 28 коп., с Самойлова Н.М. в пользу бюджета Колокольцовского МО незаконно полученную премию в сумме 10179 рублей.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу распоряжение № 65 – Р от 26.10.2017 года «О премии», согласно которого предусмотрено выплатить премию за сентябрь 2017 года от начисленной заработной платы за фактически отработанное время техничке Резниковой Т.А. в размере 40%, водителю Самойлову Н.М. и рабочему Самойлову Н.М. по 100% каждому, взыскать с Резниковой Т.А. в пользу бюджета Колокольцовского МО незаконно полученную премию в сумме 2036 рублей и с Самойлова Н.М. в пользу бюджета Колокольцовского МО незаконно полученную премию в сумме 10179 рублей.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу распоряжение № 49-Р от 27.07.2017 года «О премии», согласно которого предусмотрено выплатить премию за июль 2017 года от начисленной заработной платы за фактически отработанное время ведущему специалисту администрации Короткой Н.А. и главному специалисту Муштатенко И.П. по 100% каждому, взыскать с Короткой Н.А. в пользу бюджета Колокольцовского МО незаконно полученную премию в сумме 7331 рубль 75 копеек и с Муштатенко И.П. в пользу бюджета Колокольцовского МО незаконно полученную премию в сумме 3 525 рублей 99 копеек.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу распоряжение № 53-Р от 28.08.2017 года «О премии», согласно которого предусмотрено выплатить премию за август 2017 года от начисленной заработной платы за фактически отработанное время ведущему специалисту администрации Короткой Н.А. и главному специалисту Муштатенко И.П. по 100% каждому, взыскать с Короткой Н.А. в пользу бюджета Колокольцовского МО незаконно полученную премию в сумме 7331 рубль 75 копеек и с Муштатенко И.П. в пользу бюджета Колокольцовского МО незаконно полученную премию в сумме 14 809 рублей 50 копеек.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу распоряжение № 52-Р от 28.08.2017 года «О премии», согласно которого предусмотрено выплатить премию за август 2017 года от начисленной заработной платы за фактически отработанное время инспектору по воинскому учету администрации Короткой Н.А. в размере 25%, взыскать с Короткой Н.А. в пользу бюджета Колокольцовского МО незаконно полученную премию в сумме 7331 рубль 75 копеек.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу распоряжение № 61-Р от 26.09.2017 года «О премии», согласно которого предусмотрено выплатить премию за сентябрь 2017 года от начисленной заработной платы за фактически отработанное время инспектору по воинскому учету администрации Короткой Н.А. в размере 25%, взыскать с Короткой Н.А. в пользу бюджета Колокольцовского МО незаконно полученную премию в сумме 7331 рубль 75 копеек.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу распоряжение № 63-Р от 26.10.2017 года «О премии», согласно которого предусмотрено выплатить премию за октябрь 2017 года от начисленной заработной платы за фактически отработанное время инспектору по воинскому учету администрации Короткой Н.А. в размере 25% от должностного оклада, взыскать с Короткой Н.А. в пользу бюджета Колокольцовского МО незаконно полученную премию в сумме 7331 рубль 75 копеек.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу распоряжение № 47-Р от 28.07.2017 года «О премии», согласно которого предусмотрено выплатить премию за июль 2017 года от должностного оклада за фактически отработанное время инспектору по воинскому учету администрации Короткой Н.А. в размере 25%, взыскать с Короткой Н.А. в пользу бюджета Колокольцовского МО незаконно полученную премию в сумме 7331 рубль 75 копеек.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу распоряжение № 54-Р от 28.08.2017 года «О премии», согласно которого предусмотрено выплатить премию за июль 2017 года от начисленной заработной платы за фактически отработанное время техничке администрации Муштатенко Л.И, водителю Самойлову Н.М. и рабочему Самойлову Н.М. по 100% каждому, взыскать с Муштатенко Л.И. в пользу бюджета Колокольцовского МО незаконно полученную премию в сумме 5 900 рублей 63 копейки, с Самойлова Н.М. в пользу бюджета Колокольцовского МО незаконно полученную премию в сумме 10179 рублей.

Впоследствии судом все гражданские дела по исковым заявлениям прокурора объединены в одно производство.

Определениями от 19 июня 2018 года по делу в качестве соответчика была привлечена Годына И.И.

В последствии прокурор уточнил исковые требования в части взыскания незаконно полученных премий работниками, просил взыскать незаконно полученные премии работниками администрации Колокольцовского МО Калининского муниципального района Саратовской области с Годыны И.И., от исковых требований к Резниковой Т.А., Самойлову Н.М., Муштатенко И.П., Муштатенко Л.И. и Короткой Н.А. отказался в полном объеме.

Определением Калининского районного суда Саратовской области от 25 июля 2018 года указанный частичный отказ прокурора был принят судом и производство по делу в данной части прекращено.

В судебном заседании прокурор Терешкин Д.О. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, полагая, что они основаны на законе и доказательствах. Пояснил, что поскольку Годына И.И., будучи уволенной с должности главы администрации Колокольцовского муниципального образования Калининского муниципального района Саратовкой области незаконно продолжала осуществлять трудовую деятельность и издавать распоряжения в том числе и о премировании работников, что привело к причинению ущерба бюджету Колокольцовского муниципального района просит взыскать с Годыны И.И. незаконно полученные премии работниками.

В судебном заседании представитель ответчика Годына И.И. - Диванян Э.Д. (действующий на основании доверенностей 64 АА 2142339 от 24.07.2017 года) возражал против удовлетворения исковых требований прокурора, пояснив, что после увольнения 27 июня 2017 года Годыны И.И. с должности главы администрации Колокольцовского муниципального образования Калининского муниципального района Саратовской области она действительно продолжала работать в этой должности. С ней не был произведен расчет при увольнении, не выдана трудовая книжка. Расчет с Годыной И.И. был произведен только 27 декабря 2017 года на основании распоряжения об увольнении от 08 декабря 2017 года, тогда же и выдана на руки трудовая книжка. Считая себя фактически допущенной к работе Годына И.И. принимала распоряжения «О премировании» работников администрации и действовала на основании трудовых договор с работками, а так же положения о премировании работников администрации Колокольцовского МО Калининского муниципального района Саратовской области. Поскольку все премии работникам были начислены и выплачены законно, какого-либо ущерба бюджету Колокольцовского муниципального образования не причинено, оснований для взыскания незаконно выплаченных премий с Годыны И.И. не имеется. Просит в удовлетворении исковых требований прокурора отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Колокольцовского муниципального образования Калининского муниципального района Саратовской области Тугушев А.А. (действующий на основании доверенности от 01.06.2018 года) в судебном заседании признал исковые требования в части признания распоряжений о премировании недействующих со дня вступления решения суда в законную силу, против удовлетворения исковых требований к Годыне И.И. не возражал.

В судебном заседании представитель третьего лица - Совета депутатов Колокольцовского муниципального образования Калининского муниципального района Саратовской области – глава Колокольцовского муниципального образования Калининского муниципального района Саратовской области Качанова Е.В. не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора.

Представитель третьего лица «Централизованной бухгалтерии» администрации Калининского муниципального района Саратовской области - Павлова Е.Г. в судебном заседании оставила разрешение исковых требований на усмотрение суда. При этом пояснила, что между «Централизованной бухгалтерии» администрации Калининского муниципального района Саратовской области и администрацией Колокольцовского муниципального образования Калининского муниципального района заключен договор о ведении бухгалтерского учета. Премии работником указанной администрации выплачивались на основании распоряжений Главы администрации Колокольцовского муниципального района Годыны И.И. О том, что Годына И.И. не является главой администрации Колокольцовского муниципального района им стало известно, после поступления приказа о ее увольнении от 08 декабря 2017 года. В то же время и был произведен расчет с Годыной И.И. Ранее каких-либо распоряжений и приказов о увольнении Годыны И.И. в «Централизованную бухгалтерию» администрации Калининского муниципального района Саратовской области не поступало.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 22 ТК РФ на работодателя возложена обязанность выплаты в полном размере причитающейся работнику заработной платы в установленные законом сроки, в соответствии с коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии со статьей 129, 135 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

На основании ч.7 ст. 16 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт. Порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно ч.6 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

В силу ч.6.1 ст. 37 данного Закона, глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта: подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования; представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования; обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ, оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Исходя из ст. 26 Закона виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 34 Устава Колокольцовского муниципального образования Калининского муниципального района Саратовской области утвержденного решением № 2-01 от 25 ноября 2005 года с учетом изменений и дополнений внесенных решением Совета депутатов Колокольцовского муниципального образования Калининского муниципального района Саратовской области № 08-01 от 05 августа 2017 года (далее по тексту Устав) глава администрации поселения руководит администрацией муниципального образования на принципах единоначалия, назначает на должность и освобождает от должности работников администрации муниципального образования, а так же решает вопросы о применении к ним мер поощрения и дисциплинарных взысканий (т. 4 л.д. 167 оборот).

В соответствии со ст. 32 Устава администрация Колокольцовского муниципального образования является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, подотчетным Совету депутатов Колокольцовского муниципального образования. Руководство деятельностью администрации осуществляет Глава администрации Колокольцовского муниципального образования, которым является лицо, назначаемое на должность Главы администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности. Контракт с Главой администрации заключается Главой муниципального образования.

Глава администрации, муниципальные служащие и иные работники структурных подразделений администрации муниципального образования, не наделенные правами юридических лиц, составляют аппарат администрации. Расходы на содержание администрации муниципального образования предусматриваются в бюджете муниципального образования отдельными строками для аппарата администрации и каждого из органов администрации сельсовета.

Глава администрации для реализации полномочий осуществляет самостоятельную властно-распорядительную деятельность в пределах, установленных действующим законодательством, настоящим Уставом, решениями Совета поселений, (статьи 33, 35 Устава) (т. 4 л.д. 165-167 оброт).

При этом, согласно ст. 39 Устава, все правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе, решения Совета депутатов, постановления и распоряжения Главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы администрации муниципального образования, принимаются на основе и в соответствии с настоящим Уставом (т. 4 л.д. 168 оборот).

Вместе с этим, в соответствии с п.4 ч.1 ст. 7 Закона Саратовской области от 02.08.2007 N 157-ЗСО "О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области" в состав денежного содержания муниципального служащего включаются премия за выполнение особо важных и сложных заданий.

На основании ч.2 ст. 7 Закона Саратовской области от 02.08.2007 N 157-ЗСО "О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области" в соответствии с Федеральным законом размеры должностного оклада, оклада за классный чин, ежемесячных и иных дополнительных выплат, за исключением ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, определяются органами местного самоуправления самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В этой связи, постановлением администрации Колокольцовского муниципального района от 01.12.2011 г. № 17-П утверждено Положение о премировании администрации Колокольцовского муниципального образования Калининского муниципального района Саратовской области (далее по тексту Положение) (т. 4 л.д. 92).

В соответствии с п. 1.1, п. 1.2 ч. 1 Положения премирование работника администрации производится за счет и в пределах установленного фонда оплаты труда, премирование производится по итогам работы за месяц, квартал или финансовый год.

В соответствии ч. 2 Положения муниципальным служащим выплачиваются премии: за своевременное и качественное выполнения служебных (трудовых) обязанностей, должностных инструкций, соответствующих нормативных актов; своевременное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных планами Совета депутатов Колокольцовского муниципального образования, администрации муниципального образования, структурных подразделений, распоряжений (поручений) руководителей, соблюдение правил внутреннего распорядка (т.4 л.д. 93).

В соответствии с п. 3.2 и п. 3.3 ч. 3 Положения премирование муниципальных служащих производится по результатам работы за месяц в размере не менее 15%, но не более 100% от должностного оклада, премирование технических работников производится по результатам их работы за месяц в размере не менее 15%, но не более 100% от должностного оклада (т.4 л.д. 93).

Согласно п. 4.1 ч. 4 Положения основанием для начисления премии работникам администрации является распоряжение Главы администрации Колокольцовского муниципального образования, представленное в бухгалтерию органов местного самоуправления администрации Калининского муниципального района.

Как установлено в судебном заседании главой Колокольцовского муниципального образования Калининского муниципального района Саратовской области является Качанова Е. В. (решение Совета депутатов Колокольцовского муниципального образования Калининского муниципального района Саратовской области от 18.09.2013 года №01-02 – т.1 л.д. 5), которая 12 ноября 2013 года заключила контракт с главой администрации Колокольцовского муниципального образования Калининского муниципального района Саратовской области Годыной И. И. (т.1 л.д. 6-9).

Из Устава Колокольцовского муниципального образования следует, чтоглава администрации поселения руководит администрацией муниципального образования на принципах единоначалия, назначает на должность и освобождает от должности работников администрации муниципального образования, а так же решает вопросы о применении к ним мер поощрения и дисциплинарных взысканий (т.4 л.д. 167 оборот).

На основании распоряжений Главы администрации Колокольцовского муниципального образования Годыны И.И. - № 48 – Р от 28.07.2017 года «О премии» согласно которого предусмотрено выплатить премию за июль 2017 года за фактически отработанное время работникам администрации техничке Резниковой Т.А., водителю Самойлову Н.М., рабочему Самойлову Н.Н. по 100% каждому, Резниковой Т.А. получена премия в размере 5090 рублей, Самойловым Н.М. получена премия в размере 10179 рублей, распоряжение № 60-Р от 26.09.2017 года «О премии» согласно которого предусмотрено выплатить премию за сентябрь 2017 года от начисленной заработной платы за фактически отработанное время - техничке Резниковой Т.А. в размере 40%, водителю Самойлову Н.М. и рабочему Самойлову Н.М. по 100% каждому, Резниковой Т.А. получена премия в сумме 2908 рублей 28 коп., Самойловым Н.М. получена премия в сумме 10179 рублей. Распоряжения № 65 – Р от 26.10.2017 года «О премии» согласно которого предусмотрено выплатить премию за сентябрь 2017 года от начисленной заработной платы за фактически отработанное время техничке Резниковой Т.А. в размере 40%, водителю Самойлову Н.М. и рабочему Самойлову Н.М. по 100% каждому, Резниковой Т.А. получена премия в сумме 2036 рублей, Самойловым Н.М. получена премия в сумме 10179 рублей. Распоряжения № 49-Р от 27.07.2017 года «О премии» согласно которого предусмотрено выплатить премию за июль 2017 года от начисленной заработной платы за фактически отработанное время ведущему специалисту администрации Короткой Н.А. и главному специалисту Муштатенко И.П. по 100% каждому, Короткой Н.А. получена премия в сумме 7331 рубль 75 копеек, Муштатенко И.П. получена премия в сумме 3 525 рублей 99 копеек. Распоряжение № 53-Р от 28.08.2017 года «О премии» согласно которого предусмотрено выплатить премию за август 2017 года от начисленной заработной платы за фактически отработанное время ведущему специалисту администрации Короткой Н.А. и главному специалисту Муштатенко И.П. по 100% каждому, Короткой Н.А. получена премия в сумме 7331 рубль 75 копеек, Муштатенко И.П. получена премия в сумме 14 809 рублей 50 копеек. Распоряжение № 52-Р от 28.08.2017 года «О премии» согласно которого предусмотрено выплатить премию за август 2017 года от начисленной заработной платы за фактически отработанное время инспектору по воинскому учету администрации Короткой Н.А. в размере 25%, Короткой Н.А. получена премия в сумме 7331 рубль 75 копеек. Распоряжение № 61-Р от 26.09.2017 года «О премии» согласно которого предусмотрено выплатить премию за сентябрь 2017 года от начисленной заработной платы за фактически отработанное время инспектору по воинскому учету администрации Короткой Н.А. в размере 25%, Короткой Н.А. в получена премия в сумме 7331 рубль 75 копеек. Распоряжение № 63-Р от 26.10.2017 года «О премии» согласно которого предусмотрено выплатить премию за октябрь 2017 года от начисленной заработной платы за фактически отработанное время инспектору по воинскому учету администрации Короткой Н.А. в размере 25% от должностного оклада, Короткой Н.А. получена премия в сумме 7331 рубль 75 копеек.

Распоряжение № 47-Р от 28.07.2017 года «О премии» согласно которого предусмотрено выплатить премию за июль 2017 года от должностного оклада за фактически отработанное время инспектору по воинскому учету администрации Короткой Н.А. в размере 25%, Короткой Н.А. получена премия в сумме 7331 рубль 75 копеек. Распоряжение № 54-Р от 28.08.2017 года «О премии» согласно которого предусмотрено выплатить премию за июль 2017 года от начисленной заработной платы за фактически отработанное время техничке администрации Муштатенко Л.И, водителю Самойлову Н.М. и рабочему Самойлову Н.М. по 100% каждому, Муштатенко Л.И. получена премия в сумме 5900 рублей 63 копейки, Самойловым Н.М. получена премия в сумме 10179 рублей.

Факт начисления и получения денежных средств в виде премий по вышеназванным распоряжениям и в указанном в иске процентном размере и денежных суммах подтверждается представленными в материалы дела документами и ответчиком Годына И.И. в судебном заседании не оспаривался. Из доводов по возражениям на иск Годына И.И. следует, что она считает, что как глава администрации Колокольцовского муниципального образования была правомочна принимать решения о премировании сотрудников аппарата администрации.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии ч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что взыскиваемые прокурором денежные средства являются премиями за своевременное и качественное исполнение заданий, которые входят в систему оплаты труда работника, соответственно являются заработной платой работников администрации и к указанным правоотношениям применимы нормы трудового законодательства.

Доводы прокурора о том, что Годына И.И. не законно вынесла вышеуказанные распоряжения о премировании работников, являются не обоснованными.

Так, в судебном заседании установлено, что 26 мая 2017 года Советом депутатов Колокольцовского муниципального образования было принято решение № 05-04 об увольнении Годыны И.И. с должности главы администрации Колокольцовского муниципального образования Калининского муниципального района Саратовской области по п.7.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ (т.4 л.д. 77).

Распоряжением Совета депутатов Колокольцовского муниципального образования от 26 июня 2017 года № 06-01 постановлено расторгнуть контракт с Годыной И.И. на основании п.7.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ с 27 июня 2017 года и назначить временно исполняющей обязанности главы администрации Муштатенко И.П. (т.4 л.д. 76).

Однако как установлено в судебном заседании Годына И.И. продолжала работать главой администрации Колокольцовского муниципального образования, расчет с ней был произведен только 27 декабря 2017 года и в тот же день выдана трудовая книжка, в которой запись об ее увольнении внесена на основании распоряжения Совета депутатов Колокольцовского муниципального образования от 27 июня 2017 года.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Годына И.И. была фактически допущена к исполнению обязанностей Главы администрации Колокольцовского муниципального образования, являлась муниципальной служащей при вынесении спорных распоряжений о премировании подчиненных ей работников администрации Колокольцовского муниципального образования действовала в пределах предоставленных ей полномочий, предусмотренных Уставом, Положением о премировании.

Таким образом, действия ответчика Годыны И.И. по изданию спорных распоряжений о премировании изданы без превышения предоставленных ей полномочий, а взыскиваемые денежные средства являются заработной платой сотрудников администрации, которая начислена им в соответствии с действующим Уставом, трудовым договором, что не противоречит федеральному и региональному законодательству.

Так же суд считает, выплаты данных премий не являются причинением работодателю прямого действительного ущерба, так как не подпадают под понятие ущерба, возникшего вследствие причинения вреда при исполнении работником трудовых обязанностей, и не являются убытками по смыслу ст. 15 ГК РФ, а также вредом, причиненным действиями лица по основанию, предусмотренному ст. 1064 ГК РФ, являются правильными.

Предусмотренные ст. 243 ТК РФ основания для привлечения ответчика к полной материальной ответственности также отсутствуют.

В соответствии со ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Понятие прямого действительного ущерба раскрывается в ч.2 ст. 238 ТК РФ.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Для привлечения работника к материальной ответственности необходимо соблюдение условий, предусмотренных ст. 233 ТК РФ:

- наличие прямого действительного ущерба, подтвержденного соответствующими документами;

- вина работника в причинении работодателю такого ущерба (под виной понимаются умысел или неосторожность в действиях работника, которые привели к возникновению ущерба у работодателя);

- совершение работником неправомерных действий (или бездействия);

- наличие причинной связи между действиями (бездействием) работника и возникшим у работодателя прямым действительным ущербом.

При совокупности вышеуказанных условий работник несет материальную ответственность либо в полном объеме (ст.ст. 242, 243 ТК РФ), либо в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ).

Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (ч.ч. 1, 2 ст. 242 ТК РФ).

В силу ст. 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:

1) когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

3) умышленного причинения ущерба;

4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

5) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

6) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

8) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации, главным бухгалтером.

Согласно ст. 277 ТК РФ, руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.

Как указано в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2006 года № 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю", при определении суммы, подлежащей взысканию, судам следует учитывать, что в силу статьи 238 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан возместить лишь прямой действительный ущерб, причиненный работодателю, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе находящегося у работодателя имущества третьих лиц, если он несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Согласно статье 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Под ущербом, причиненным работником третьим лицам, следует понимать все суммы, которые выплачены работодателем третьим лицам в счет возмещения ущерба. При этом необходимо иметь в виду, что работник может нести ответственность лишь в пределах этих сумм и при условии наличия причинно-следственной связи между виновными действиями (бездействием) работника и причинением ущерба третьим лицам.

Таким образом, данное в части 2 статьи 238 ТК РФ понятие прямого действительного ущерба не является идентичным с понятием убытков, содержащимся в пункте 2 статьи 15 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006 года № 52 (ред. от 28 сентября 2010 года) "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю" к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба.

Прокурором в ходе судебного заседания было приобщено постановление о возбуждении в отношении Годыны И.И. уголовного дела по ч.1 ст. 330 УК РФ по факту получения ее заработной платы и вынесения нормативно правовых актов и подписания документов, что повлекло причинение значительного ущерба на сумму 202818 рублей 27 копеек. (т.4 л.д. 139-140).

Согласно п.9 указанного Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 года № 52, учитывая, что полная материальная ответственность руководителя организации за ущерб, причиненный организации, наступает в силу закона (статья 277 ТК РФ), работодатель вправе требовать возмещения ущерба в полном размере независимо от того, содержится ли в трудовом договоре с этим лицом условие о полной материальной ответственности. При этом вопрос о размере возмещения ущерба (прямой действительный ущерб, убытки) решается на основании того федерального закона, в соответствии с которым руководитель несет материальную ответственность (например, на основании статьи 277 ТК РФ либо пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

Судам следует учитывать, что работник может быть привлечен к материальной ответственности в полном размере на основании пункта 5 части первой статьи 243 ТК РФ, если ущерб причинен в результате преступных действий, установленных вступившим в законную силу приговором суда.

Учитывая, что наличие обвинительного приговора суда является обязательным условием для возможного привлечения работника к полной материальной ответственности по п.5 ч.1. ст. 243 ТК РФ, прекращение уголовного дела на стадии предварительного расследования или в суде, в том числе и по нереабилитирующим основаниям (в частности, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, вследствие акта об амнистии), либо вынесение судом оправдательного приговора не может служить основанием для привлечения лица к полной материальной ответственности.

Если в отношении работника вынесен обвинительный приговор, однако вследствие акта об амнистии он был полностью или частично освобожден от наказания, такой работник может быть привлечен к полной материальной ответственности за ущерб, причиненный работодателю, на основании пункта 5 части первой статьи 243 ТК РФ, поскольку имеется вступивший в законную силу приговор суда, которым установлен преступный характер его действий.

На основании изложенного доводы прокурора о том, что указанное постановление о возбуждении уголовного дела от 11.06.2018 года говорит о незаконности принятий Годыной И.И. распоряжений не является обоснованным и основаны на неправильном толковании норм материального права.

Таким образом, суд приходит к выводу, что действия ответчика по изданию спорных распоряжений о премировании изданы без превышения предоставленных ответчику полномочий, а взыскиваемые денежные средства являются заработной платой работников администрации, которая начислена им в соответствии с действующим Уставом и Положением о Премировании, суд также полагает, что данные премии не относятся к прямому действительному ущербу для работодателя, так как не подпадают под понятие ущерба, возникшего вследствие причинения вреда при исполнении трудовых обязанностей, и не являются убытками по смыслу ст. 15 ГК РФ, а также ущербом (вредом), причиненным действиями лица, о котором имеется указание в приведенном иске основании ст. 1064 ГК РФ.

Доказательств того, что в результате данных выплат администрацией муниципального образования превышены нормативы формирования расходов на оплату труда, как и фонд оплаты труда, прокурором не представлено. Средства фонда оплаты труда не подлежат расходованию на иные цели и не могут быть использованы на решение вопросов местного значения, расходование средств фонда оплаты труда на иные цели означало бы нецелевое расходование бюджетных средств. Таким образом, довод истца о причинении ответчиком ущерба муниципальному образованию, материалами дела не подтверждается.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

Доказательства того, что в результате данных выплат администрацией муниципального образования превышены нормативы формирования расходов на оплату труда и фонд оплаты труда, отсутствуют. Средства фонда оплаты труда не подлежат расходованию на иные цели и не могут быть использованы на решение вопросов местного значения, расходование средств фонда оплаты труда на иные цели означало бы нецелевое расходование бюджетных средств. При таких данных, доводы истца о причинении ответчиком ущерба муниципальному образованию, материалами дела не подтверждаются.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований прокурора Калининского района Саратовской области к администрации Колокольцовского муниципального образования Калининского муниципального района Саратовской области и Годыне И. И. о признании недействующими распоряжений и взыскании незаконно начисленной премии работникам, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Калининский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия решения.

Председательствующий:

Полный текст решения изготовлен 06 августа 2018 года.

Председательствующий:

2-166/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Калининского района
Ответчики
Администрация Колокольцовского МО КМР
Резниковва Т.А.
Самойлов Н.м.
Суд
Калининский районный суд Саратовской области
Дело на сайте суда
kalininsky.sar.sudrf.ru
03.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2018Передача материалов судье
09.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2018Подготовка дела (собеседование)
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее