Решение от 13.12.2021 по делу № 2а-1-1230/2021 от 21.10.2021

Дело (УИД) № 57RS0014-01-2021-001771-71

производство № 2а-1-1230/2021

РЕШЕНИЕ

      Именем Российской Федерации

           13 декабря 2021 года                                                                        г. Мценск

          Мценский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Волковой Н.А.,

с участием представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области по доверенности Красноглазовой Ю.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Аминевой А.А.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области к Кузнецову В.Н. о взыскании земельного налога и пени,

                                                            установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 4 по Орловской области, налоговый орган) обратилась в суд к Кузнецову В.Н. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени. Просила взыскать земельный налог за 2014-2017 годы в размере 569 рублей 84 копеек, пени на указанную недоимку в размере 37 рублей 38 копеек, всего – 607 рублей 22 копейки.

В обоснование требований указала, что Кузнецов В.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>

Поскольку данное имущество является объектом налогообложения, его собственник обязан уплачивать налог.

Налоговой инспекцией Кузнецову В.Н. был начислен земельный налог за налоговый период 2014 год в размере 76 рублей 84 копеек, за налоговый период 2015-2016 годы в размере 232 рублей, за 2017 год в размере 261 рубля.

Налогоплательщику направлено требование № 12179 по состоянию на 16 августа 2016 года об уплате земельного налога в размере 76 рублей 84 копеек и пени в размере 7 рублей по сроку уплаты до 26 сентября 2016 года;

требование № 19373 по состоянию на 4 сентября 2018 года об уплате земельного налога в размере 232 рубля 84 копеек и пени в размере 15 рублей 89 копеек по сроку уплаты до 15 октября 2018 года;

требование № 17006 по состоянию на 8 июля 2019 года об уплате земельного налога в размере 261 рубля и пени в размере 14 рублей 49 копеек по сроку уплаты до 1 ноября 2019 года.

      Срок исполнения требований истек, однако задолженность не погашена.

      Данные обстоятельства послужили основанием для обращения 21 июня 2021 года Межрайонной ИФНС России № 4 по Орловской области к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с должника земельного налога и пени в указанном размере.

       Определением и.о. мирового судьи судебного участка № 3 г. Мценска и Мценского района Орловской области от 24 июня 2021 года административному истцу было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с тем, что из заявления и приложенных к нему документов усматривалось, что требование не являлось бесспорным, так как налоговым органом пропущен срок для обращения в суд, предусмотренный частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

       21 октября 2021 года Межрайонная ИФНС № 4 по Орловской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности, заявив ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд.

       В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по Орловской области Красноглазова Ю.В., действующая в рамках полномочий предоставленных ей доверенностью поддержала административные исковые требования.

       Административный ответчик Кузнецов В.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен по известному суду месту жительства.

       Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

       В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

        Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

       В соответствии с частями 1, 2, 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

       Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

       Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

       Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

        В соответствии с частью 1 статьи 70 Налогового кодекса требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

       Согласно частям 4, 6 статьи 69 Налогового кодекса требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

       Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

       Пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

        В соответствии с абзацем 3 пункта 1, абзацами 1, 3 и 4 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса (все нормы приведены в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

        Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

        Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

        Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

        Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

         Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

         Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса).

         В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (часть 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

       Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса, части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

       Следовательно, истечение предусмотренного законом срока для взыскания обязательных платежей не может являться препятствием для обращения в суд, а вопрос о пропуске этого срока и наличии уважительных причин для его восстановления подлежит исследованию судом с учетом конкретных обстоятельств дела.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Земельный налог в соответствии со статьями 15, 387 Налогового кодекса является местным налогом, который устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки, а также вправе устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Плательщиками названного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Налоговым периодом признается календарный год (статьи 388 - 390, 393, 396 - 397 Налогового кодекса).

При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога в соответствии с положениями статьи 69 Налогового кодекса.

Из материалов дела следует, что в соответствии с вышеприведенными правилами статьи 52, пункта 3 статьи 396 Налогового кодекса, Межрайонная ИФНС России № 8 по Орловской области, осуществила расчеты подлежащего уплате административным ответчиком налога в отношении земельного участка с кадастровым номером № (ОКТМО №), расположенного по адресу: <адрес> за 2014-2017 годы.

        Указанные расчеты об уплате налогов указаны в налоговых уведомлениях №804222 от 28 марта 2015 года, № 87010825 от 8 июля 2017 года, № 64694693 от 7 сентября 2018 года, направленными через почту заказными письмами с уведомлением.

В связи с тем, что в установленные сроки Кузнецовым В.Н. налоги уплачены не были, налоговый орган направил в адрес налогоплательщика почтой заказными письмами с уведомлением:

требование № 12179 по состоянию на 16 августа 2016 года об уплате земельного налога за 2014 год в размере 76 рублей 84 копеек и пени за период с 1 декабря 2015 года по 15 августа 2016 года в размере 7 рублей 00 копеек по сроку уплаты до 26 сентября 2016 года;

требование № 19373 по состоянию на 4 сентября 2018 года об уплате земельного налога за 2015-2016 годы в размере 232 рублей 00 копеек и пени за период с 2 декабря 2017 года по 3 сентября 2018 года в размере 15 рублей 89 копеек по сроку уплаты до 15 октября 2018 года;

требование № 17006 по состоянию на 8 июля 2019 года об уплате земельного налога за 2017 год в размере 261 рубля 00 копеек и пени за период с 4 декабря 2018 года по 7 июля 2019 года в размере 14 рублей 49 копеек по сроку уплаты до 1 ноября 2019 года.

        Неисполнение указанных требований об уплате налога в установленный срок послужило основанием для обращения налогового органа в суд с настоящим административным иском.

        Поскольку после истечения 26 сентября 2016 года срока исполнения требования №12179, общая сумма задолженности по налогу и пеням не превысила 3000 рублей, налоговый орган вправе был обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока, то есть в рассматриваемом случае в период с 27 сентября 2019 года до 26 марта 2020 года.

       Настоящий административный иск направлен в суд 21 октября 2021 года, то есть с пропуском срока.

       Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения в суд. В обоснование ходатайства Межрайонная ИФНС России № 4 по Орловской области указала, что на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 8 по Орловской области Кузнецов В.Н. состоял до 28 марта 2021 года.

      Межрайонной ИФНС России № 8 по Орловской области в связи с изменением места регистрации Кузнецова В.Н. обязательство по уплате данного налога было передано в Межрайонную ИФНС № 4 по Орловской области лишь 28 марта 2021 года, при этом меры принудительного взыскания задолженности инспекцией по предыдущему месту учета не были применены.

       Данные обстоятельства, послужившие причиной пропуска срока обращения в суд, административный истец считает уважительными.

       При рассмотрении дела установлено, что Межрайонная ИФНС России № 4 по Орловской области обратилась с заявлением к мировому судье судебного участка № 3 г. Мценска и Мценского района Орловской области о вынесении судебного приказа о взыскании с Кузнецова В.Н. недоимки по земельному налогу и пени за 2014-2017 годы и пени 21 июня 2021 года.

       Определением и.о. мирового судьи от 24 июня 2021 года было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа по основанию, предусмотренному частью 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным), так как налоговым органом пропущен срок для обращения в суд, предусмотренный частью 2 статьи 48 Налогового кодекса.

       Оценивая доводы административного истца, суд приходит к следующему.

       Как следует из пояснений МРИ ФНС России № 4 по Орловской области, в период с 27 сентября 2019 года до 26 марта 2020 года не были приняты меры к принудительному взысканию суммы земельного налога за 2014-2017 годы с Кузнецова В.Н.

        Только 21 июня 2021 года Межрайонная ИФНС № 4 по Орловской области обратилась с заявлением к мировому судье о вынесении судебного приказа о взыскании с Кузнецова В.Н. недоимки по данному налогу и пени.

       Вместе с этим, административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов, внутренняя организация деятельности данного органа не может служить поводом для отступления от требований закона при выполнении возложенных на него функций. Введение нового программного обеспечения, сбои в его работе, равно как объем претензионной работы относятся к обстоятельствам организационного характера, в связи с чем не могут быть признаны уважительной причиной пропуска налоговым органом срока обращения в суд.

        Принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может, поэтому соблюдение таких сроков является одной из основных задач налоговых органов при осуществлении деятельности по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций.

         Таким образом, доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с требованием о взыскании недоимки по налогу и пени, административным истцом не представлено, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропущен налоговым органом без уважительных причин.

        При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения административного иска Межрайонной ИФНС России № 4 по Орловской области к Кузнецову В.Н. о взыскании недоимки по земельному налогу и пени не имеется.

         Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

         ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 4 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░.

         ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

         ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.

          ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                               ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1-1230/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонное ИФНС России №4 по Орловской области
Ответчики
Кузнецов Владимир Николаевич
Суд
Мценский районный суд Орловской области
Судья
Волкова Н.А.
Дело на сайте суда
mcensky.orl.sudrf.ru
21.10.2021Регистрация административного искового заявления
21.10.2021Передача материалов судье
22.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
22.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.11.2021Подготовка дела (собеседование)
12.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2021Судебное заседание
13.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее