РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 августа 2024 года г. Иваново
Ивановский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Философова Д.С.,
при секретаре Васюниной Е.С.,
с участием истца Ивановского межрайонного прокурора – Шапранова Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановского межрайонного прокурора к МБОУ Детский сад № 8 «Осьминожки» г.о. Кохма о возложении обязанности,
установил:
Ивановский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к МБОУ Детский сад № 8 «Осьминожки» г.о. Кохма, в котором просил: Обязать МБОУ Детский сад № 8 «Осьминожки» г.о. Кохма оборудовать здание учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации – в срок до 01.09.2025 года.
Исковые требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой проверки было установлено, что в нарушение требований действующего законодательства здание учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Указанная ситуации может привести к ослаблению антитеррористической защищенности объекта.
В судебном заседании прокурор Шапранов Г.А. поддержала исковые требования в полном объеме.
Ответчик МБОУ Детский сад № 8 «Осьминожки» г.о. Кохма явку своего представителя в суд не обеспечило. О дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. Возражений против рассмотрения дела без участия своего представителя не заявляло. В ранее состоявшемся судебном заседании представитель ответчика – заведующая Куприянова Ю.А., пояснила, что в настоящее время в целях устранения выявленных нарушений ведутся необходимые работы, что разработана проектно-сметная документация, составлена смета капитального ремонта всего помещения детского сада, в рамках которого в том числе будет произведен монтаж противопожарной системы оповещения, включающей в себя систему оповещения при возникновении чрезвычайных ситуаций. В этой связи против удовлетворения исковых требований, в том числе против заявленных в иске сроков исполнения решения суда, не возражала.
Третье лицо Управление образования и молодежной политики Администрации городского округа Кохма Ивановской области привлеченное к участию в деле на основании протокольного определения суда, явку своего представителя в суд не обеспечило. О дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. Возражений против рассмотрения дела без своего участия не заявляло.
При таких обстоятельства на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав истца прокурора Шапранова Г.А., исследовав все представленные с материалах дела доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.
Основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии с Федеральнымзакономот 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно ст.5 Федерального закона «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В ст.5.2 названного Федерального закона определены полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму, при этом впункте 4 данной статьипредусмотрено, что органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в их ведении.
Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к вопросам местного значения муниципального района.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 года №1006 утвержденыТребованияк антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
В силуподп. «а», «в» п.17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путём осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
В соответствии сподп. «г» п.18Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Подпунктом «д» п.24Требований, предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) четвёртой категории опасности осуществляется оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Согласноп.31Требований, система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
Согласно Уставу МБОУ Детский сад № 8 «Осьминожки» г.о. Кохма учредителем и собственником его имущества является муниципальное образование «городской округ Кохма» Ивановской области, от имени которого функции и полномочия учредителя исполняет Управление образования и молодежной политики Администрации городского округа Кохма Ивановской области.
Из материалов дела следует, что здание учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Факт отсутствия в школе системы оповещения и управления эвакуацией административными ответчиками не оспаривается.
Вместе с тем ответчиком в материалы дела представлены сведений о том, что в настоящее время в целях устранения выявленных нарушений ведутся необходимые работы, а именно разработана и оплачено изготовление проектно-сметной документации по проведению капитального ремонта здания, в рамках которого предусмотрена установка необходимых систем оповещению о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, оценивая представленные доказательства с учетом приведенных положений действующего законодательства, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решая вопрос о сроке, в течение которого ответчику надлежит исполнить решение суда, суд с учетом предусмотренных законодательством сроков конкурсных процедур и особенностей бюджетного процесса, а также сезонности работ считает возможным установить заявленный прокурором в иске срок, поскольку он является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Ивановского межрайонного прокурора к МБОУ Детский сад № 8 «Осьминожки» г.о.Кохма о возложении обязанности - удовлетворить.
Обязать МБОУ Детский сад № 8 «Осьминожки» г.о. Кохма оборудовать здание учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации – в срок до 01.09.2025 года.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Философов Д.С.
Решение в окончательной форме принято «27» августа 2024 года.