Решение по делу № 3а-1051/2020 от 06.07.2020

Дело № 3а-1051/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 августа 2020 г.    г. Брянск

Брянский областной суд в составе

председательствующего      Киселевой Е.А.

при секретаре      Бурлуцкой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Злынковского районного потребительского общества к Государственному бюджетному учреждению «Брянскоблтехинвентаризация», Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Злынковское районное потребительское общество, действуя через представителя Кулина Э.В., обратилось в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что ему на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:

-земельный участок, категория земель: <...>, виды разрешенного использования: <...>, площадь <...> кв.м, адрес: <адрес>, кадастровый номер . Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2019 г. определена в размере <...> руб.

-земельный участок, категория земель: <...>, виды разрешенного использования: <...>, площадь <...> кв.м, адрес: <адрес>, кадастровый номер . Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2019 г. определена в размере <...> руб.

Считая кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости завышенной, административный истец обратился в ООО «Б.» для определения рыночной стоимости объектов недвижимости.

Согласно отчету об оценке от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2019 г. с кадастровым номером составляет <...> руб.

Согласно отчету об оценке от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2019 г. с кадастровым номером составляет <...> руб.

В связи с тем, что административный истец является плательщиком налога, а размер налоговых платежей зависит от кадастровой стоимости объекта налогообложения, Злынковское районное потребительское общество считает возможным в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установить кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

Злынковское районное потребительское общество просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:

-земельного участка, категория земель: <...>, виды разрешенного использования: <...>, площадь <...> кв.м, адрес: <адрес>, кадастровый номер , в размере его рыночной стоимости – <...> руб. по состоянию на 1 января 2019 г.

-земельного участка, категория земель: <...>, виды разрешенного использования: <...>, площадь <...> кв.м, адрес: <адрес>, кадастровый номер , в размере его рыночной стоимости – <...> руб. по состоянию на 1 января 2019 г.

Определением судьи Брянского областного суда от 23 июля 2020 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация».

Административный истец Злынковское районное потребительское общество и его представитель Кулина Э.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области в судебное заседание не явился. Из представленного отзыва следует, что административный ответчик возражает относительно удовлетворения заявленных административных исковых требований, поскольку установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, определенной в представленном административным истцом отчете об оценке, приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. В отзыве просят рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель административного ответчика ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» в судебное заседание не явился. Из представленного отзыва следует, что оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимости соответствует анализу предложений представленных на рынке недвижимости Брянской области. Заявленная же административным истцом рыночная стоимость объектов не соответствует действительности, идентичные объекты недвижимости на открытом рынке по данной стоимости приобрести невозможно. В отзыве просят рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Брянской области в судебное заседание не явился. Из представленного возражения следует, что Управление считает себя ненадлежащим ответчиком по делу. По существу иска не возражает, так как заявленные требования сводятся к реализации права в судебном порядке на установление кадастровой стоимости в размере рыночной. Данное право, а также представленные административным истцом документы Управлением не оспариваются. В ходатайстве просят рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Заинтересованные лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Брянской области, Администрация Злынковского района Брянской области, Вышковская поселковая администрация в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. В ходатайстве Вышковская поселковая администрация Злынковского района Брянской области просит рассмотреть дело без их участия.

С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства по делу, в соответствии с частью 2 статьи 150 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ).

Исходя из положений указанного Федерального закона понятие кадастровая стоимость определяется как стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьями 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона (пункт 2 часть 1 статья 3).

Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 2 статья 3).

Согласно частям 1 и 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

В системе действующего правового регулирования кадастровая стоимость используется в основном для целей налогообложения, и законодательство прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон «Об оценочной деятельности»)).

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (статья 11 Закона «Об оценочной деятельности»).

Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Брянской области утверждены приказом управления имущественных отношений Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области».

Как следует из материалов дела, Злынковское районное потребительское общество является собственником объектов недвижимости:

-земельного участка, категория земель: <...>, виды разрешенного использования: <...>, площадь <...> кв.м, адрес: <адрес>, кадастровый номер ;

-земельного участка, категория земель: <...>, виды разрешенного использования: <...>, площадь <...> кв.м, адрес: <адрес>, кадастровый номер .

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на 1 января 2019 г., кадастровая стоимость объекта недвижимости кадастровый номер составляет <...> руб. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ., по состоянию на 1 января 2019 г., кадастровая стоимость объекта недвижимости кадастровый номер составляет <...> руб. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – ДД.ММ.ГГГГ

На основании статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно части 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Согласно части 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с частью 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 402 НК РФ, налоговая база налога на имущество определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, признаваемым объектом налогообложения.

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости влияют на права и обязанности Злынковского районного потребительского общества, как плательщика налога, соответственно он вправе заявлять требование об оспаривании кадастровой стоимости. При этом выбранный административным истцом способ защиты права соответствует действующему законодательству.

В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», указано, что на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года №457 установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке (пункт 1).

С учетом указанных разъяснений, а также положений Федерального закона № 237-ФЗ о наделении органа регистрации права полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (статьи 9,13,14,15), доводы представителя Управления Росреестра по Брянской области о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, суд отклоняет.

В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

В силу статей 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.

Административный истец в обоснование заявленного требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной представил отчеты об оценке ООО «Б.» , от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что размер рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2019 г. составляет <...> руб. и <...> руб., соответственно.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчеты об оценке объектов недвижимости, суд проверяет их на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Проверяя представленные административным истцом отчеты на соответствие законодательству об оценочной деятельности, суд, исходит из того, что согласно требованиям Федеральных стандартов оценки (далее – ФСО) № 1, 2, 3, 7 отчеты не должны допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчетах в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи оценки, последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчетах.

Как следует из материалов дела, содержание отчетов свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; отчеты базируются на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в отчетах приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; оценщиком учтено месторасположение объектов недвижимости, проанализирован рынок аналогичных объектов недвижимости, идентичных району расположения объектов оценки.

В соответствии с абзацем 1 статьи 4 Закона об оценочной деятельности субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Отчеты о рыночной стоимости спорных объектов недвижимости составлены оценщиком С., которая является членом саморегулируемой организации «Общество профессиональных экспертов и оценщиков», имеет право осуществлять оценочную деятельность по направлению «Оценка недвижимости», ответственность оценщика застрахована, что подтверждается договорами обязательного страхования ответственности.

При разрешении дела суд также исходит из того, что в силу части 3 статьи 3 Закона об оценочной деятельности и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановления от 5 июля 2016 г. № 15-П, согласно которым кадастровая стоимость как таковая представляет собой не объективно существующую безусловную величину, установленную (исчисленную и проверенную) в качестве действительной цены, обязательной для любых сделок с объектами недвижимости, а их предполагаемую (условную) стоимость, установленную в ходе корректного исполнения законных процедур государственной кадастровой оценки, которая считается достоверной, пока не пересмотрена по правилам оценочной деятельности с установлением в итоге столь же законной рыночной стоимости этих объектов; при этом для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, перед их кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки, поскольку соответствующая рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости; в то же время рыночная стоимость также представляет собой лишь наиболее вероятную, т.е. в любом случае приблизительную и не безусловную, цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на цене сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

При этом имеющиеся допустимые различия в методах оценки делают неизбежными не только несовпадение установленной на основании отчетов оценщика стоимости с реальной ценой состоявшейся сделки, но и определенные расхождения между результатами разных оценок в отношении одного объекта недвижимости, при том, что и тот и другой результаты считаются достоверными постольку, поскольку они законно получены либо в процедурах массовой государственной кадастровой оценки, либо в порядке приведения кадастровой стоимости объекта к его рыночной стоимости на основании индивидуальной оценки.

Представители административных ответчиков, заинтересованных лиц, не представили суду конкретных замечаний на отчеты, которые бы свидетельствовали о несоответствии отчетов требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, а также не представили доказательств иного размера рыночной стоимости, ходатайств о назначении по делу экспертизы не заявляли.

Суд, оценивая отчеты об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности Злынковскому районному потребительскому обществу полагает, что они соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки, утвержденным приказами Минэкономразвития Российской Федерации №№ 297, 298, 299 от 20 мая 2014 г., № 611 от 25 сентября 2014 г., и находит их допустимыми доказательствами по делу, поскольку оценка произведена на основании исследования и анализа рынка недвижимости.

При указанных обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска и установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов административного дела следует, что Злынковское районное потребительское общество обратилось в суд с указанным административным заявлением ДД.ММ.ГГГГ

Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Руководствуясь статьями 180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Злынковского районного потребительского общества к Государственному бюджетному учреждению «Брянскоблтехинвентаризация», Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:

-земельного участка, категория земель: <...>, виды разрешенного использования: <...>, площадь <...> кв.м, адрес: <адрес>, кадастровый номер , в размере его рыночной стоимости – <...> руб. по состоянию на 1 января 2019 г.

-земельного участка, категория земель: <...>, виды разрешенного использования: <...>, площадь <...> кв.м, адрес: <адрес>, кадастровый номер , в размере его рыночной стоимости – <...> руб. по состоянию на 1 января 2019 г.

Датой подачи заявления считать ДД.ММ.ГГГГ

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.А. Киселева

Мотивированное решение изготовлено 7 августа 2020 г.

3а-1051/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Злынковское районное потребительское общество (Злынковское РАЙПО)
Ответчики
Управление Росреестра по Брянской области
Управление Имущественных отношений Брянской области
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области
Администрация Злынковского района Брянской области
Вышковская поселковая администрация
ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация"
Суд
Брянский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.brj.sudrf.ru
06.07.2020Регистрация административного искового заявления
06.07.2020Передача материалов судье
07.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.07.2020Подготовка дела (собеседование)
23.07.2020Рассмотрение дела начато с начала
06.08.2020Судебное заседание
06.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее