Решение по делу № 2-173/2021 от 19.10.2021

УИД 35RS0021-01-2021-000348-57

Дело№ 2-173/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    с. Тарногский Городок                                                                               14 декабря 2021 года

Тарногский районный суд Вологодской области в составе судьи Еиной Н.Н.,

при секретаре Чирковой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах к обществу с ограниченной ответственностью «Надежда», администрации Верховского сельского поселения, администрации Тарногского муниципального района о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия по устранению выявленных нарушений,

установил:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах обратился в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Надежда» (далее ООО «Надежда») о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия по устранению выявленных нарушений, указав в обоснование иска, что ответчик является эксплуатирующей организацией, оказывающей населению услуги по водоснабжению на основании Концессионного соглашения от 10.12.2018 в отношении объектов водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Верховское сельское поселение» (водоисточники (артезианские скважины), водопроводные сети, водонапорные башни), расположенных на территориях Верховского сельского поселения Тарногского муниципального района.

В ходе проведения плановой проверки в отношении ООО «Надежда» в 2019 году было установлено, что деятельность юридическим лицом осуществляется с нарушением требований санитарного законодательства, перечень нарушений отражен в акте проверки № 34/02-24 от 22.03.2019. За выявленные нарушения юридическое лицо и должностное лицо ООО «Надежда» привлечены к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ. Также было выдано предписание № 464/02-24 от 22.03.2019 со сроком устранения нарушений до 10.05.2021.

В период с 25.05.2021 по 04.06.2021 в ходе проведения внепланового мероприятия по контролю (надзору) с целью проверки соблюдения обязательных требований в связи с истечением срока исполнения предписания были установлены факты неисполнения пунктов предписания (п.п2,4,5,6,13):

- обеспечить отбор проб воды и проведение производственного контроля качества питьевой перед ее поступлением в распределительную сеть (артезианские скважины № 3383 д. Цибунинская, № 3035 д. Бурцевская, № 398 д. Баранская, № 3392 д. Тарасовская) с соблюдением требований к количеству, периодичности отбора проб, видам определения показателей, и их исследование, в соответствии с требованиями ст. 19 Закона 52-ФЗ, п. 2.5 СП 1.1.1058-01, п. 75, п. 77, п. 79 СанПиН 2.1.3684-21;

- обеспечить проведение лабораторных исследований проб воды в распределительные сети по микробиологическим и органолептическим показателям, с частотой в соответствии в соответствии с установленными требованиями ст. 19 Закона 52-ФЗ,, п. 2.5 СП 1.1.1058-01, п. 75, п. 79 СанПиН 2.1.3684-21;

- организовать прохождение медицинских осмотров, гигиеническое обучение и воспитание работников, деятельность которых связана с транспортированием и реализацией питьевой воды, в соответствии с требованиями ст. 34 Закона 52-ФЗ, п. 8.2 СП 3.1/3.2.3146-13 п.п.в), п. 2.4 СП 1.1.1058-01;

- разработать и согласовать в установленном порядке проект зон санитарной охраны для артезианских скважин № 381 д. Великая, № 2301 д. Кичигинская, № 3392 д. Тарасовская, № 3035 д. Бурцевская, № 398 д. Баранская в соответствии с ст. 11,18 №52-ФЗ, п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02;

- обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов от котельной в соответствии с требованиями ст. 20 ФЗ -52, п. 66 СанПиН 2.1.3684-21.

Со ссылкой на положения ст. 1, ст. 11, ст. 18, п.п. 2 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» истец просит признать бездействие ООО «Надежда», выраженное в неисполнении требований санитарного законодательства незаконным, возложить на ответчика обязанность в срок до 10.09.2022 года:

- обеспечить отбор проб воды и проведение производственного контроля качества питьевой перед ее поступлением в распределительную сеть (артезианские скважины № 3383 д. Цибунинская, № 3035 д. Бурцевская, № 398 д. Баранская, № 3392 д. Тарасовская) с соблюдением требований к количеству, периодичности отбора проб, видам определения показателей, и их исследование, в соответствии с требованиями ст. 19 Закона 52-ФЗ, п. 2.5 СП 1.1.1058-01, п. 75, п. 77, п. 79 СанПиН 2.1.3684-21;

- обеспечить проведение лабораторных исследований проб воды в распределительные сети по микробиологическим и органолептическим показателям, с частотой в соответствии в соответствии с установленными требованиями ст. 19 Закона 52-ФЗ,, п. 2.5 СП 1.1.1058-01, п. 75, п. 79 СанПиН 2.1.3684-21;

- организовать прохождение медицинских осмотров, гигиеническое обучение и воспитание работников, деятельность которых связана с транспортированием и реализацией питьевой воды, в соответствии с требованиями ст. 34 Закона 52-ФЗ, п. 8.2 СП 3.1/3.2.3146-13 п.п.в), п. 2.4 СП 1.1.1058-01;

- разработать и согласовать в установленном порядке проект зон санитарной охраны для артезианских скважин № 381 д. Великая, № 2301 д. Кичигинская, № 3392 д. Тарасовская, № 3035 д. Бурцевская, № 398 д. Баранская в соответствии с ст. 11,18 №52-ФЗ, п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02;

- обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов от котельной в соответствии с требованиями ст. 20 ФЗ -52, п. 66 СанПиН 2.1.3684-21.

В последующем увеличили исковые требования, просив со ссылкой на положения п. 4.3 ч. 1 ст. 17, п. 6.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ от 7.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» признать бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Илеза», администрации Тарногского муниципального района Вологодской области, администрации сельское поселение Верховское Тарногского муниципального района, выраженное в не исполнении требований санитарного законодательства незаконным и возложить на ответчиков обязанность в срок до 10.09.2022 года:

- обеспечить отбор проб воды и проведение производственного контроля качества питьевой перед ее поступлением в распределительную сеть (артезианские скважины № 3383 д. Цибунинская, № 3035 д. Бурцевская, № 398 д. Баранская, № 3392 д. Тарасовская) с соблюдением требований к количеству, периодичности отбора проб, видам определения показателей, и их исследование, в соответствии с требованиями ст. 19 Закона 52-ФЗ, п. 2.5 СП 1.1.1058-01, п. 75, п. 77, п. 79 СанПиН 2.1.3684-21;

- обеспечить проведение лабораторных исследований проб воды в распределительные сети по микробиологическим и органолептическим показателям, с частотой в соответствии в соответствии с установленными требованиями ст. 19 Закона 52-ФЗ,, п. 2.5 СП 1.1.1058-01, п. 75, п. 79 СанПиН 2.1.3684-21;

- организовать прохождение медицинских осмотров, гигиеническое обучение и воспитание работников, деятельность которых связана с транспортированием и реализацией питьевой воды, в соответствии с требованиями ст. 34 Закона 52-ФЗ, п. 8.2 СП 3.1/3.2.3146-13 п.п.в), п. 2.4 СП 1.1.1058-01;

- разработать и согласовать в установленном порядке проект зон санитарной охраны для артезианских скважин № 381 д. Великая, № 2301 д. Кичигинская, № 3392 д. Тарасовская, № 3035 д. Бурцевская, № 398 д. Баранская в соответствии с ст. 11,18 №52-ФЗ, п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02;

- обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов от котельной в соответствии с требованиями ст. 20 ФЗ -52, п. 66 СанПиН 2.1.3684-21.

В судебное заседание представитель истца Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах не явился, в представленном заявлении просили о рассмотрении дела без участия представителя отдела, исковые требования поддерживают в полном объеме.

В судебное заседание представитель ответчика ООО «Надежда» не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, представлено заявление, в котором просят рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, и указывают, что исковые требования признают.

Определением суда от 18.11.2021 к участию в деле в качестве соответчика по делу привлечена администрация Тарногского муниципального района Вологодской области.

В судебное заседание представитель администрации Тарногского муниципального района, администрации сельское поселение Верховское Тарногского муниципального района не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно выписке из ЕГРН общество с ограниченной ответственностью «Надежда» является юридическим лицом (ОГРН 1053500512702, ИНН 3517003821), основным видом деятельности которого является обеспечение работоспособности котельных, дополнительным, в том числе распределение воды для питьевых и промышленных нужд.

10.12.2018 между МО «Верховское сельское поселение» (концедент), ООО «Надежда» (концессионер) и Вологодской областью (субъект) заключено концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Верховское сельское поселение», предметом которого является обязанность концессионера за счет собственных средств обеспечить реконструкцию имущества, входящего в состав объекта соглашения, состав и описание которого приведены в разделе 2 соглашения, право собственности на которое принадлежит концеденту и осуществление деятельности по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользованием объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.

Объектом соглашения является технологически связанное между собой недвижимое и движимое имущество, предназначенное для оказания услуг по теплоснабжению и водоснабжению на территории Верховского сельского поселения Тарногского муниципального района. Сведения о составе объекта соглашения, его описание и технические и экономические показатели приведены в приложении 1 (п.п. 2.1-2.2).

Согласно п. 4.1 Соглашения концессионер обязан за счет собственных средств реконструировать объекты имущества в составе объекта соглашения, технико-экономические показатели которого установлены в приложении 1 в сроки, указанные в п. 9.1 соглашения.

Концессионер обязуется за свой счет осуществить действия по подготовке территории, необходимой для реконструкции объектов имущества в составе объекта соглашения и осуществления деятельности, предусмотренной в разделе 1 соглашения (п. 4.7).

В соответствии с п. 9.1 соглашения, оно вступает в силу с 10.12.2018 и действует по 31.12.2033.

Перечень и описание объектов, входящих в состав объекта соглашения, приведены в приложении № 1 к соглашению, в число, которых, входят 8 артезианских скважин, 7 участков водопроводной сети, здание центральной котельной, две теплосети.

Указанные объекты переданы ООО «Надежда» по акту приема-передачи от 10.12.2018.

Установлено, что в настоящее время собственником указанных объектов водоснабжения и водоотведения является МО Тарногский муниципальный район.

В силу статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).

Согласно абзацу второму статьи 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ предусмотрено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Согласно статье 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Статьей 11 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлена обязанность хозяйствующих субъектов осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Аналогичные требования закреплены в пункте 1.5 СП 1.1.1058-01, которыми определен порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В силу статьи 32 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 введены в действие санитарные правила "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01" (далее - СП 1.1.1058-01), утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10 июля 2001 г., с 1 января 2002 года.

Согласно статье 8 ФЗ-52 граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (часть 1 статьи 18), критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами (часть 2 статьи 18).

В статье 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" указано, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ предусмотрено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Согласно статье 25 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 2). Гарантирующие организации вправе осуществлять производственный контроль качества питьевой воды на объектах централизованной системы холодного водоснабжения, эксплуатируемых другими организациями (часть 3).

Согласно п.п. 8.1-8.2 СП 8.1 СП 3.1/3.2.3146-13 в целях повышения санитарной культуры населения, профилактики инфекционных болезней, пропаганды здорового образа жизни должно проводиться гигиеническое воспитание и обучение граждан. 8.2. Гигиеническое воспитание и обучение осуществляется в процессе воспитания и обучения в образовательных и оздоровительных организациях, а также при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

Как следует из пункта 3 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 января 2015 года N 10, производственный контроль осуществляется в целях обеспечения качества и безопасности воды в бактериологическом физическом отношении, безвредности воды по химическому составу, благоприятности органолептических и других свойств воды для человека, в том числе ее температуры при централизованном водоснабжении и включает в себя: отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям, контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактически) мероприятий в процессе водоснабжения.

До 01.03.2021 в отношении гигиенических требований и нормативов качества питьевой воды действовали Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".

С 01.03.2021 постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 введены новые санитарные правила и нормы - СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Санитарные правила СанПиН 2.1.3684-21 являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе ИП.

Разделом IV данных санитарных правил установлены требования санитарно-эпидемиологические требования качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Согласно п. 75 данных санитарных правил качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены: превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям; превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год; превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.

В соответствии с п. 76 СанПиН 2.1.3684-21 при несоответствии качества подаваемой питьевой и горячей воды, за исключением показателей качества питьевой воды и горячей воды, характеризующих ее безопасность, хозяйствующим субъектом, осуществляющим водоснабжение, организуются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивающие, в том числе выявление и устранение причин ухудшения ее качества и безопасности обеспечения населения питьевой водой.

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 и приложениями N 2 - N 4 к Санитарным правилам (п. 77).

Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, приведенным в приложении N 2 к Санитарным правилам.

Аналогичные нормы относительно к контролю качества питьевой воды, виды определяемых показателей и количество исследуемых проб питьевой воды содержались в п. 4 в СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" утратившего силу 01.03.2021, в связи с чем, доводы ответчика о невозможности применения новых норм санитарных правил являются необоснованными.

Согласно статье 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 10 от 14 марта 2002 года утверждены Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

В соответствии с п. 1.4 СанПиН 2.1.41110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой (п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Пунктом 1.13 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, отвечающего предусмотренным требованиям (п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02).

Пунктом 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект зон санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним.

В силу пункта 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Как видно из материалов дела, в период с 06.03.2019 по 22.03.2019 в отношении ООО «Надежда» была проведена плановая выездная проверка, в ходе которой проверено выполнение обществом обязательных требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

По результатам проверки составлен акт проверки № 32/02-24 от 22.03.2019, которым установлено, что деятельность юридическим лицом осуществляется с нарушением требований санитарного законодательства: ст. ст. 11, 18, 19, 20,25,32,34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», указано 13 пунктов нарушений.

22.03.2019 Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах в адрес ООО «Надежда» выдано предписание № 464/02-24 от 22.03.2019 об устранении выявленных нарушений (13 пунктов) в срок до 10.05.2020. Копия предписания получена директором общества 22.03.2019.

За выявленные в результате проверки нарушения постановлениями главного государственного санитарного врача в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах от 29.03.2019 ООО «Надежда» и директор ООО «Надежда» привлечены к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ (использование территории первого пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением санитарно-эпидемиологических требований», по ст. 6.5 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению), по ст. 6.3 КоАП РФ.

23.04.2020 ООО «Надежда» обратилось с ходатайством о продлении срока исполнения предписания на более поздний срок.

27.04.2020 Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах вынесено предписание о внесении изменений в ранее выданное предписание, в котором срок для устранения нарушений установлен – 10.05.2021.

По результатам проведенной в период с 25.02.2021 по 04.06.2021 внеплановой проверки ООО «Надежда» установлено, что ответчиком нарушения устранены частично, не выполнены пункты 2,4,5,67,8,13 предписания.

Постановлением и.о. мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 55 по данному факту юридическое лицо освобождено от административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ на основании ст. 2.9 КоАП РФ с вынесением устного замечания.

На момент подачи иска, а также на момент рассмотрения настоящего гражданского дела ответчиком пункты 2,4,5,67,8,13 предписания не исполнены.

Таким образом, учитывая, что ООО «Надежда» является хозяйствующим субъектом, осуществляющим эксплуатацию систем водоснабжения и обеспечивающим население Верховского сельского поселения питьевой водой, обязанность по обеспечению соблюдения санитарных норм и правил при осуществлении деятельности по эксплуатации источников водоснабжения, поименованных в иске, организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, обеспечивающих выявление и устранение причин ухудшения качества и безопасности обеспечения населения питьевой водой лежит хозяйствующем субъекте, осуществляющем водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, в данном случае на ООО «Надежда».

Обстоятельств, по которым данная обязанность не может быть исполнена эксплуатирующей организацией, по делу не установлено. Отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения общества от соблюдения санитарных норм и правил.

Поскольку ООО «Надежда» в течение длительного времени не обеспечивает соблюдение требования норм санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении хозяйствующей деятельности при эксплуатации систем водоснабжения на территории Верховского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области, это приводит к нарушению законных прав и интересов граждан территории сельского поселения, таким образом, обязанность на исполнении 1-3, 5 пунктов требований истца лежит на ООО «Надежда» как на эксплуатирующей организации.

Относительно требований истца об обязании разработать и согласовать в установленном порядке проект зон санитарной охраны для артезианских скважин № 381 д. Великая, № 2301 д. Кичигинская, № 3392 д. Тарасовская, № 3035 д. Бурцевская, № 398 д. Баранская в соответствии с ст. 11,18 №52-ФЗ, п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02; суд исходит из следующего.

В соответствии с положениями статей 18, 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1.4 "СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В силу пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, отвечающего предусмотренным требованиям (п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02).

Пунктом 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект зон санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним.

В силу пункта 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Исходя из положений п.4 ч.1, частей 3-4 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация на территориях сельских поселений водоснабжения населения являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии с пунктом 4.3 части 1 статьи 17 названного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с ч. 1 ст. 7.1 ВК РФ водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 Кодекса или лицами, использующими водные объекты.

Согласно положениям статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

Согласно ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Суд принимает во внимание, что согласно положениям концессионного соглашения на ООО «Надежда» не предусмотрена обязанность концессионера по разработке проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения.

Согласно пп. "б" п. 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия должны выполняться в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

В силу ч. ч. 1, 2 ст. 23 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Исходя из приведенных норм, обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, также лежит и на органе местного самоуправления.

Таким образом, администрация Тарногского муниципального района как орган местного самоуправления осуществляет полномочия собственника в отношении источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании. Кроме того, непосредственное осуществление обществом деятельности по водоснабжению населения не освобождает администрацию от выполнения обязательств по обеспечению условий для осуществления такой деятельности, а также от обязанностей по принятию мер по обеспечению условий для осуществления такой деятельности, а также от обязанностей по принятию мер и организации мероприятий, направленных на выполнение требований санитарного законодательства в отношении водоснабжения. Указанное также согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 09.03.2021 №309-ЭС21-1288.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" одним из субъектов несения расходов на мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются органы местного самоуправления. Непосредственное осуществление ООО «Надежда» деятельности по водоснабжению населения на территории Верховского сельского поселения Тарногского муниципального района не освобождает администрацию Тарногского муниципального района от выполнения обязательств по обеспечению условий для осуществления ООО «Надежда» своей деятельности.

Вместе с тем, с учетом того, что на момент рассмотрения дела проекты организации зоны санитарной охраны не разработаны и не получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, а также то, что установленная законодательством процедура по разработке проектов зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и получения санитарно-эпидемиологического заключения на эти проекты достаточно длительная, принимая во внимание сложность и объем работ, которые необходимо произвести ответчикам, в соответствии частью 2 статьи 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить ответчикам срок для исполнения решения суда в данной части, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, полагая, что данный срок будет являться разумным сроком для исполнения ответчиками настоящего решения в данной части.

Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 утрачивают силу с 01.01.2022 в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3, утвердившим новые санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам.

Так согласно п. 105 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Таким образом, с учетом того, что федеральным законом № 52-ФЗ предусмотрено обязательное наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, суд полагает в резолютивной части решения необходимым не указывать конкретный пункт санитарных правил и норм.

Учитывая, что администрация сельского поселения Верховское Тарногского муниципального района собственником объектов водоснабжения не является, в иске к данному ответчику необходимо отказать, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах к обществу с ограниченной ответственностью «Надежда», администрации Верховского сельского поселения, администрации Тарногского муниципального района о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия по устранению выявленных нарушений о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия по устранению выявленных нарушений удовлетворить частично.

Признать бездействие общества с ограниченной ответственностью «Надежда», администрации Тарногского муниципального района, выраженное в неисполнении требований санитарного законодательства незаконным.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Надежда» обязанность в срок до 10.09.2022:

- обеспечить отбор проб воды и проведение производственного контроля качества питьевой перед ее поступлением в распределительную сеть (артезианские скважины № 3383 д. Цибунинская, № 3035 д. Бурцевская, № 398 д. Баранская, № 3392 д. Тарасовская) с соблюдением требований к количеству, периодичности отбора проб, видам определения показателей, и их исследование, в соответствии с требованиями ст. 19 Закона 52-ФЗ, п. 2.5 СП 1.1.1058-01, п. 75, п. 77, п. 79 СанПиН 2.1.3684-21;

- обеспечить проведение лабораторных исследований проб воды в распределительные сети по микробиологическим и органолептическим показателям, с частотой в соответствии в соответствии с установленными требованиями ст. 19 Закона 52-ФЗ,, п. 2.5 СП 1.1.1058-01, п. 75, п. 79 СанПиН 2.1.3684-21;

- организовать прохождение медицинских осмотров, гигиеническое обучение и воспитание работников, деятельность которых связана с транспортированием и реализацией питьевой воды, в соответствии с требованиями ст. 34 Закона 52-ФЗ, п. 8.2 СП 3.1/3.2.3146-13 п.п.в), п. 2.4 СП 1.1.1058-01;

- обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов от котельной в соответствии с требованиями ст. 20 ФЗ -52, п. 66 СанПиН 2.1.3684-21.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью ООО «Надежда», администрацию Тарногского муниципального района обязанность в срок в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу:

- разработать и согласовать в установленном порядке проект зон санитарной охраны для артезианских скважин № 381 д. Великая, № 2301 д. Кичигинская, № 3392 д. Тарасовская, № 3035 д. Бурцевская, № 398 д. Баранская в соответствии ст. ст. 11, 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Тарногский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Судья                                                                                                                           Н.Н. Еина

Решение принято судом в окончательной форме 14.12.2021.

Судья Тарногского районного суда                                                                        Н.Н. Еина

2-173/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Тотемском,Бабушкинском, Нюксенском и Тарногском районах
Ответчики
ООО "Надежда"
Администрация Верховского сельского поселения
Администрация Тарногского муниципального района
Суд
Тарногский районный суд Вологодской области
Судья
Еина Надежда Николаевна
Дело на сайте суда
tarnogsky.vld.sudrf.ru
19.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.10.2021Передача материалов судье
22.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.11.2021Судебное заседание
14.12.2021Судебное заседание
14.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее