РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 24 августа 2018 г.
Решение в окончательной форме изготовлено 27 августа 2018 г.
г.Выборг 24 августа 2018 года
Дело N 2а-3549/2018
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Гомзякова А.Г., при секретаре Ковалевой Т.Б.,
с участием представителя административного истца администрации муниципального образования «Гончаровское сельское посеоление» Выборгского района Ленинградской области Петровой Н.С., административного ответчика судебного пристава-исполнителя Выборгского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ленинградской области Никитиной Я.А., действующей также в интересах административного соответчика Выборгского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ленинградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области к судебному приставу-исполнителю Выборгского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ленинградской области Никитиной Я.А., Выборгскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ленинградской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ленинградской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора,
установил:
Администрация муниципального образования (далее - МО) «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Выборгскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов (далее - УФССП) России по Ленинградской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Выборгского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ленинградской области от 16 июля 2018 года N47022/18/232146 о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей, мотивируя тем, что постановлением судебного пристава-исполнителя Выборгского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ленинградской области от 04 мая 2018 года в отношении администрации МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области возбуждено исполнительное производство N 36191/18/47022-ИП об обязании администрации МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области устранить нарушения санитарного законодательства, выраженные в неисправной работе канализационных очистных сооружений и системы канализации по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, пос.Вещево, путем прекращения противоправных действий по выпуску неочищенных сточных вод и разработке плана мероприятий по прекращению сброса неочищенных необеззараженных сточных вод.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 16 июля 2018 года с администрации взыскан исполнительный сбор в размере 50000 рублей, в связи с неисполнением администрацией МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области в установленный 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Административный истец полагает, обжалуемое постановление незаконным, поскольку в настоящее время полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, в соответствии с Областным законом Ленинградской области от 29.12.2015 N153-оз (в ред. от 17.07.2017), отнесены к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области.
Считает, что при таких обстоятельствах оснований для вынесения оспариваемого постановления у судебного пристава - исполнителя не имелось.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, исходя из характера возникших правоотношений, к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель Выборгского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ленинградской области Шниткина Е.В., УФССП России по Ленинградской области; в качестве заинтересованного лица – взыскатель Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области.
Определением суда от 23.08.2018 по настоящему делу была произведена на основании части 1 статьи 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации замена административного ответчика - судебного пристава-исполнителя Выборгского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ленинградской области Шниткиной Е.В. (нахождение в отпуске) на судебного пристава-исполнителя того же отдела Никитину Я.А.
В судебном заседании представитель административного истца администрации МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области по доверенности Петрова Н.С. поддержала заявленное требование по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Выборгского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ленинградской области Никитина Я.А., действующая также в интересах административного соответчика Выборгского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ленинградской области, в заседании суда исковые требования не признала, указывая на то, что должник в предусмотренный срок для добровольного исполнения решение суда не исполнил. Доказательств, подтверждающих невозможность исполнения исполнительного документа, должником не представлено, в связи с чем, имелись основания для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Оснований для освобождения от исполнительского сбора не имеется. Просила в удовлетворении требований отказать, за отсутствием правовой состоятельности. Представила письменный отзыв на административный иск администрации МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области.
Представитель административного соответчика УФССП России по Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении иска отказать.
Представитель заинтересованного лица – взыскателя Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в судебное заседание при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела не явился, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в суд не представил.
Учитывая положения статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав участников судебного процесса, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.ст.59,60,61 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Закона N 229-ФЗ). Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
Право должника в порядке, установленном названным Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора предусмотрено частью 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П изложена правовая позиция, в соответствии с которой исполнительскому сбору присущи признаки административной штрафной санкции. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
В пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" также разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В силу части 11 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 этого Федерального закона.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера. Исполнительский сбор выражается в возложении на должника обязанности по производству определенной дополнительной выплаты в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 27 октября 2016 года на администрацию МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области возложена обязанность устранить нарушения санитарного законодательства, выраженные в неисправной работе канализационных очистных сооружений и системы канализации по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, пос.Вещево, путем прекращения противоправных действий по выпуску неочищенных сточных вод и разработке плана мероприятий по прекращению сброса неочищенных необеззараженных сточных вод.
Решение суда вступило в законную силу – 21 декабря 2016 года.
На основании данного решения суда 18 апреля 2018 года взыскателю выдан исполнительный лист серии ФС N011753126, который был предъявлен в Выборгский районный отдел УФССП России по Ленинградской области.
04 мая 2018 года судебным приставом - исполнителем Выборгского районного отдела УФССП России по Ленинградской области возбуждено исполнительное производство N36191/18/47022-ИП в отношении администрации МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области, предмет исполнения: обязать администрацию МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области устранить нарушения санитарного законодательства, выраженные в неисправной работе канализационных очистных сооружений и системы канализации по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, пос.Вещево, путем прекращения противоправных действий по выпуску неочищенных сточных вод и разработке плана мероприятий по прекращению сброса неочищенных необеззараженных сточных вод.
Должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Оспариваемым постановлением судебного пристава-исполнителя от 16 июля 2018 года с администрации МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
В установленный ч. 12 ст. 30 ФЗ "Об исполнительном производстве" срок требования исполнительного документа должником в какой-либо части исполнены не были, доказательств того, что исполнение невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств судебному приставу-исполнителю представлено не было, в связи с чем у должностного лица имелись предусмотренные ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" основания для взыскания исполнительского сбора.
Размер исполнительского сбора исчислен судебным приставом-исполнителем верно. Каких-либо нарушений порядка принятия оспариваемого постановления не установлено.
Представителем административного истца не оспаривалось то обстоятельство, что требование исполнительного документа не было исполнено должником в установленный судебным приставом-исполнителем срок. Указанные обстоятельства подтверждены материалами исполнительного производства в отношении администрации МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области.
В соответствии с названными нормами права оснований для признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с администрации МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области исполнительского сбора у суда не имеется.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд исходит из того, что требования исполнительного документа должником в установленный срок не исполнены, доказательств невозможности исполнения решения суда вследствие непреодолимой силы им не представлено, в связи с чем, не усматривает оснований для признания незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора.
Суду не было представлено сведений об объективных причинах задержки исполнения исполнительного документа. Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в рамках предоставленных ему федеральным законом полномочий, является мотивированным и отвечает требованиям, установленным статьей 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что оспариваемым постановлением судебного пристава-исполнителя были нарушены права и свободы административного истца, созданы препятствия к осуществлению им своих прав и свобод, на нее незаконно возложена какая-либо обязанность, не установлено.
Доводы административного истца о том, что в настоящее время полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, в соответствии с Областным законом Ленинградской области от 29.12.2015 N153-оз (в ред. от 17.07.2017), отнесены к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области судом не приняты во внимание, данные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о незаконности постановления о взыскании исполнительского сбора от 16.07.2018. В материалы дела не представлено доказательств утраты возможности исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии со ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Согласно ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления администрации МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области к судебному приставу-исполнителю Выборгского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ленинградской области Никитиной Я.А., Выборгскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Ленинградской области, УФССП России по Ленинградской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Выборгского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ленинградской области от 04 мая 2018 года N36191/18/47022-ИП о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца через Выборгский городской суд.
Судья А.Г.Гомзяков