Решение по делу № 2а-38/2021 от 25.09.2020

Дело № 2а-38/2021       *

33RS0015-01-2020-002703-37

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 марта 2021 года       адрес

     

Петушинский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи     Язева И.В.,

при секретаре судебного заседания Стайкич В.В.

- с участием:

- представителя административного истца Владимирской природоохранной прокуратуры - Родионовой Д.С.;

- представителей административного ответчика Департамента лесного хозяйства Владимирской области Алексеевой Е.А., Малышева Е.В.;

- представителей заинтересованного лица администрации Нагорного сельского поселения Петушинского района Владимирской области Копыловой О.И. и Карабинской М.Б., Белова М.Ю.,

- представителя заинтересованного лица администрации Петушинского района Владимирской области Трофимова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Владимирского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту лесного хозяйства Владимирской области и ГКУ ВО «Заречное лесничество» о признании незаконным бездействие и обязании ликвидировать несанкционированное место размещения отходов,

У С Т А Н О В И Л:

Владимирский природоохранный прокурор действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с уточненным административным исковым заявлением к Департаменту лесного хозяйства Владимирской области и ГКУ ВО «Заречное лесничество», требуя обязать административных ответчиков в срок до 01.10.2021 освободить лесной участок, имеющий месторасположение: * от размещенных на нем отходов.

Так же истец просит признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в непринятии мер по своевременной организации работ по освобождению самовольно захваченного лесного участка и ликвидации размещенной на нем свалки отходов.

В обоснование требований указано, что Владимирской природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований лесного законодательства Российской Федерации на территории Петушинского района, в результате которой выявлен факт самовольного занятия названного лесного участка площадью * га под несанкционированное размещение отходов производства и потребления. Обязанность по контролю за санитарным состоянием лесов лежит на ответчиках, которые незаконно бездействовали и допустили возникновение столь масштабной свалки.

Представитель административного истца Владимирской природоохранной прокуратуры в судебном заседании поддержала уточненные требования в полном объеме. Пояснила, что со стороны ответчиков допущено незаконное бездействие, так как несанкционированная свалка начала образовываться в 2018 году, однако действия по ее ликвидации не предпринимались. Ответчики в силу целей их учреждения обязаны контролировать подобные факты, принимать меры к их пресечению.

Представители административного ответчика Департамента лесного хозяйства Владимирской области в судебном заседании исковые требования не признали по доводам письменного отзыва. Дополнительно пояснили, что у Департамента не имеется ни производственных мощностей, ни финансирования для ликвидации свалки такого масштаба. Несанкционированное место складирования отходов создано ООО «Экоальянс» и должно быть ликвидировано виновным в этом лицом.

Представители заинтересованного лица администрации Нагорного сельского поселения Петушинского района Владимирской области Копылова О.И., Карабинская М.Б., Белов М.Ю. иск не признали, пояснили, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, органы местного самоуправления не имеют в отношении него полномочий по контролю.

Представитель заинтересованного лица администрации Петушинского района Владимирской области Трофимов С.В. поддержал заявленный иск, пояснил, что в силу действующего правового регулирования обязанность по ликвидации свалки лежит на исполнительных органах государственной власти.

Административный ответчик ГКУ ВО «Заречное лесничество» в судебное заседание представителя не направил, извещен о его времени и месте надлежащим образом. Ранее в судебном заседании иск не признали, полагали, что виновное лицо в образовании свалки - ООО «Экоальянс», которое должно ее ликвидировать.

Заинтересованное лицо Федеральное агентство лесного хозяйства в судебное заседание представителя не направило, извещено о его времени и месте надлежащим образом.

Заинтересованное лицо ООО «Экоальянс» в суд представителя не направило, извещено о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

С учетом мнения сторон дела рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель

Более того, статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации среди обязанностей собственника земельного участка (лиц, не являющихся собственниками лесных участков) названы его использование в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществление мероприятий по охране земель, лесов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения земель и почв.

Согласно частям 1 и 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ и другими федеральными законами. Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ.

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга).

Исполнительным органом государственной власти Владимирской области, осуществляющим полномочия Владимирской области в области лесных отношений, а также переданные государственные полномочия Российской Федерации в той же области, является Департамент лесного хозяйства Владимирской области.

Постановлением Губернатора № 898 от 20.12.2006 утверждено «Положение о департаменте лесного хозяйства администрации Владимирской области», пунктом 1.1. которого установлено, что Департамент лесного хозяйства Владимирской области (далее - Департамент) является органом исполнительной власти области, проводящим государственную политику в сфере управления лесами, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводства лесов, обеспечения охраны и защиты лесов по полномочиям, возложенным на администрацию области, и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области. В силу пункта 2.1 указанного Положения к полномочиям Департамента лесного хозяйства Владимирской области относится, в том числе, решение вопросов владения, пользования, распоряжения лесными участками, находящимися в собственности Владимирской области.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведённой 12.08.2020 должностными лицами ГКУ ВО «Заречное лесничество» по требованию прокуратуры Петушинского района и Владимирской природоохранной прокуратуры с привлечением специалистов Росреестра, выявлен факт самовольного занятия лесного участка площадью *.

Месторасположение лесного участка - *». При этом на самовольно захваченном лесном участке допущено размещение отходов производства и потребления.

В дальнейшем, 17.08.2020 Владимирской природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Межрегионального управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям с привлечением специалистов ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» проведено дополнительное обследование Покровской свалки ТБО, в рамках которого подтвержден факт размещения отходов на указанном выше лесном участке: объем размещенных отходов составляет * куб.м, масса - * т.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

На основании части 1 статьи 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу положений части 1 статьи 51 вышеуказанного Федерального закона, части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещен.

Согласно пункта 14 «Правил санитарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 607, следует, что не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

Частью 1 статьи 4 Лесного кодекса РФ установлено, что участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

Земельный участок, на котором выявлено несанкционированное размещение отходов, согласно положений части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, относится к землям государственного лесного фонда и является федеральной собственностью.

Создание несанкционированной свалки на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц, нарушает их права на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиком права на уважение личной жизни неопределенного круга лиц, в значении статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В соответствии с пунктом 2.4 Положения Департамент лесного хозяйства Владимирской области осуществляет на территории Владимирской области все названные в пункте 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты.

С учетом вышеприведенных требований земельного, лесного и иного законодательства, а также распределения полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, поскольку обнаруженная несанкционированная свалка расположена на землях лесного фонда, не переданных никому в аренду или иное хозяйствованое использование, организация мероприятий по ликвидации обнаруженных в ходе проверки мест размещения несанкционированных свалок в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в лесах, охватывается полномочиями Департамента лесного хозяйства Владимирской области, именно на Департаменте лесного хозяйства Владимирской области лежит обязанность по ликвидации размещенных отходов с лесного участка, расположенного в лесном *

Кроме того, введенная с 01.03.2017 норма пункта 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не исключает из системы охраны лесов специализированный государственный региональный орган власти - Департамент лесного хозяйства Владимирской области.

В дальнейшем, при патрулировании лесных участков, прилегающих к Покровской свалке ТБО (вплоть до 27.07.2020) фактов самовольного занятия лесного фонда, размещения отходов на землях лесного фонда не фиксировалось, в отчетах о работе указывалось на отсутствие нарушений лесного законодательства.

Таким образом, результаты проведенной проверки свидетельствуют о неисполнении Департаментом переданных полномочий по защите лесов, что повлекло за собой нарушение интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и является недопустимым.

Оценивая законность требований прокурора к ГКУ ВО «Заречное лесничество», суд приходит к следующему.

ГКУ ВО «Заречное лесничество» создано в соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 13.10.2011 № 1101 «О создании государственных казенных учреждений Владимирской области в сфере лесных отношений» согласно действующему законодательству для осуществления оказания услуг, выполнения работ и исполнения государственных функций в целях реализации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, определенных в соответствии со статьями 82, 83 Лесного кодекса РФ, в границах земель лесного фонда Владимирской области.

Таким образом, система управления лесами осуществляется не только на федеральном и региональном уровнях, но и на территориальном уровне, где лесничества как территориальные единицы управления лесами выполняют управленческую функцию.

Предметом и целью деятельности ГКУ ВО «Заречное лесничество» согласно Уставу, утвержденному приказом директора Департамента лесного хозяйства Владимирской области от 05.12.2017 № 970-П, является обеспечение рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов, их охрана, защита и воспроизводство, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования на землях лесного фонда в интересах Российской Федерации и Владимирской области.

Положениями пунктов 2.2.1 - 2.2.3 Устава к полномочиям лесничеств, в том числе, отнесена организация использования лесов, защиты и воспроизводства, осуществление мероприятий по контролю за исполнением условий договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах и т.д.

Из анализа положений федерального законодательства и законодательства Владимирской области в рассматриваемой сфере следует, что непосредственное осуществление государственного контроля, представление интересов Российской Федерации, предотвращение и пресечение нарушений и причинения ущерба государственному лесному фонду, расположенному в границах Петушинского района лежит на должностных лицах ГКУ ВО «Заречное лесничество».

В понятие осуществления на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах в рамках переданных полномочий, согласно Устава ГКУ ВО «Заречное лесничество», включено и осуществление проверок лесного законодательства, предотвращение нарушений лесного законодательства, пресечение нарушений лесного законодательства и т.д.

Факт вынесения 25.09.2020 постановления о привлечении к административной ответственности ООО «Экоальянс» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ (самовольное занятие лесных участков, указанных в рассматриваемом иске), не может быть признан имеющим правовое значение, поскольку решением Петушинского районного суда от 22.01.2021 названное постановление отменено. При вынесении решения суд руководствовался тем, что указание в постановлении на самовольное занятие Обществом спорных земельных участков не подтверждается какими-либо доказательствами.

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что перечень доказательств, собранных при вынесении в отношении ООО «Экоальянс» постановления по ст. 7.9 КоАП РФ, аналогичен перечню, положенному в основу привлечения Общества к ответственности по ч.1 ст. 8.3 КоАП РФ, ч.2 ст. 8.31 КоАП РФ.

Таким образом, у суда не имеется безусловных оснований полагать, что вышеназванное несанкционированное место размещения отходов организовано именно ООО «Экоальянс», следовательно, не имеется оснований для отказа в иске по этому основанию.

Доводы ответчиков об отсутствии финансовых и технических возможностей по ликвидации свалки не могут быть положены в основу решения об отказе в рассматриваемом иске, поскольку ответчики не лишены возможности привлечения дополнительных субсидий на реализацию решения суда.

В соответствии со статьей 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.

Согласно статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствие с частью 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992
№ 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования Владимирской природоохранной прокуратуры являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Суд полагает необходимым установить срок исполнения требований прокурора - до 01.10.2021.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Владимирского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту лесного хозяйства Владимирской области и ГКУ ВО «Заречное лесничество» о признании незаконным бездействие и обязании ликвидировать несанкционированное место размещения отходов удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ГКУ ВО «Заречное лесничество» Владимирской области и Департамента лесного хозяйства Владимирской области, выразившееся в непринятии мер по своевременной организации работ по освобождению самовольно захваченного лесного участка и ликвидации размещенной на нем свалки отходов.

Обязать ГКУ ВО «Заречное лесничество» и Департамент лесного хозяйства Владимирской области в срок до 01.10.2021 обеспечить ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов путем очистки лесного участка, имеющего месторасположение: *

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Мотивированное решение изготовлено * 12 апреля 2021 года

Судья Петушинского районного суда * И.В. Язев

2а-38/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.о. Владимирского природоохранного прокурора
Ответчики
ГКУ ВО "Заречное лесничество"
Департамент лесного хозяйства Владимирской области
Другие
Администрация Петушинского района
Администрация Нагорного сельского поселения
ООО «Экоальянс»
Федеральное агентство лесного хозяйства
Суд
Петушинский районный суд Владимирской области
Судья
Язев Иван Викторович
Дело на сайте суда
petushinsky.wld.sudrf.ru
25.09.2020Регистрация административного искового заявления
28.09.2020Передача материалов судье
28.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.10.2020Судебное заседание
18.11.2020Судебное заседание
11.12.2020Судебное заседание
22.12.2020Судебное заседание
27.01.2021Судебное заседание
11.03.2021Судебное заседание
29.03.2021Судебное заседание
31.03.2021Судебное заседание
12.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее