Дело № 2а-38/2021 *
33RS0015-01-2020-002703-37
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 марта 2021 года адрес
Петушинский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Язева И.В.,
при секретаре судебного заседания Стайкич В.В.
- с участием:
- представителя административного истца Владимирской природоохранной прокуратуры - Родионовой Д.С.;
- представителей административного ответчика Департамента лесного хозяйства Владимирской области Алексеевой Е.А., Малышева Е.В.;
- представителей заинтересованного лица администрации Нагорного сельского поселения Петушинского района Владимирской области Копыловой О.И. и Карабинской М.Б., Белова М.Ю.,
- представителя заинтересованного лица администрации Петушинского района Владимирской области Трофимова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Владимирского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту лесного хозяйства Владимирской области и ГКУ ВО «Заречное лесничество» о признании незаконным бездействие и обязании ликвидировать несанкционированное место размещения отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Владимирский природоохранный прокурор действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с уточненным административным исковым заявлением к Департаменту лесного хозяйства Владимирской области и ГКУ ВО «Заречное лесничество», требуя обязать административных ответчиков в срок до 01.10.2021 освободить лесной участок, имеющий месторасположение: * от размещенных на нем отходов.
Так же истец просит признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в непринятии мер по своевременной организации работ по освобождению самовольно захваченного лесного участка и ликвидации размещенной на нем свалки отходов.
В обоснование требований указано, что Владимирской природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований лесного законодательства Российской Федерации на территории Петушинского района, в результате которой выявлен факт самовольного занятия названного лесного участка площадью * га под несанкционированное размещение отходов производства и потребления. Обязанность по контролю за санитарным состоянием лесов лежит на ответчиках, которые незаконно бездействовали и допустили возникновение столь масштабной свалки.
Представитель административного истца Владимирской природоохранной прокуратуры в судебном заседании поддержала уточненные требования в полном объеме. Пояснила, что со стороны ответчиков допущено незаконное бездействие, так как несанкционированная свалка начала образовываться в 2018 году, однако действия по ее ликвидации не предпринимались. Ответчики в силу целей их учреждения обязаны контролировать подобные факты, принимать меры к их пресечению.
Представители административного ответчика Департамента лесного хозяйства Владимирской области в судебном заседании исковые требования не признали по доводам письменного отзыва. Дополнительно пояснили, что у Департамента не имеется ни производственных мощностей, ни финансирования для ликвидации свалки такого масштаба. Несанкционированное место складирования отходов создано ООО «Экоальянс» и должно быть ликвидировано виновным в этом лицом.
Представители заинтересованного лица администрации Нагорного сельского поселения Петушинского района Владимирской области Копылова О.И., Карабинская М.Б., Белов М.Ю. иск не признали, пояснили, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, органы местного самоуправления не имеют в отношении него полномочий по контролю.
Представитель заинтересованного лица администрации Петушинского района Владимирской области Трофимов С.В. поддержал заявленный иск, пояснил, что в силу действующего правового регулирования обязанность по ликвидации свалки лежит на исполнительных органах государственной власти.
Административный ответчик ГКУ ВО «Заречное лесничество» в судебное заседание представителя не направил, извещен о его времени и месте надлежащим образом. Ранее в судебном заседании иск не признали, полагали, что виновное лицо в образовании свалки - ООО «Экоальянс», которое должно ее ликвидировать.
Заинтересованное лицо Федеральное агентство лесного хозяйства в судебное заседание представителя не направило, извещено о его времени и месте надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ООО «Экоальянс» в суд представителя не направило, извещено о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
С учетом мнения сторон дела рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель
Более того, статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации среди обязанностей собственника земельного участка (лиц, не являющихся собственниками лесных участков) названы его использование в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществление мероприятий по охране земель, лесов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения земель и почв.
Согласно частям 1 и 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ и другими федеральными законами. Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ.
Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга).
Исполнительным органом государственной власти Владимирской области, осуществляющим полномочия Владимирской области в области лесных отношений, а также переданные государственные полномочия Российской Федерации в той же области, является Департамент лесного хозяйства Владимирской области.
Постановлением Губернатора № 898 от 20.12.2006 утверждено «Положение о департаменте лесного хозяйства администрации Владимирской области», пунктом 1.1. которого установлено, что Департамент лесного хозяйства Владимирской области (далее - Департамент) является органом исполнительной власти области, проводящим государственную политику в сфере управления лесами, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводства лесов, обеспечения охраны и защиты лесов по полномочиям, возложенным на администрацию области, и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области. В силу пункта 2.1 указанного Положения к полномочиям Департамента лесного хозяйства Владимирской области относится, в том числе, решение вопросов владения, пользования, распоряжения лесными участками, находящимися в собственности Владимирской области.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведённой 12.08.2020 должностными лицами ГКУ ВО «Заречное лесничество» по требованию прокуратуры Петушинского района и Владимирской природоохранной прокуратуры с привлечением специалистов Росреестра, выявлен факт самовольного занятия лесного участка площадью *.
Месторасположение лесного участка - *». При этом на самовольно захваченном лесном участке допущено размещение отходов производства и потребления.
В дальнейшем, 17.08.2020 Владимирской природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Межрегионального управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям с привлечением специалистов ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» проведено дополнительное обследование Покровской свалки ТБО, в рамках которого подтвержден факт размещения отходов на указанном выше лесном участке: объем размещенных отходов составляет * куб.м, масса - * т.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
На основании части 1 статьи 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу положений части 1 статьи 51 вышеуказанного Федерального закона, части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещен.
Согласно пункта 14 «Правил санитарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 607, следует, что не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
Частью 1 статьи 4 Лесного кодекса РФ установлено, что участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Земельный участок, на котором выявлено несанкционированное размещение отходов, согласно положений части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, относится к землям государственного лесного фонда и является федеральной собственностью.
Создание несанкционированной свалки на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц, нарушает их права на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиком права на уважение личной жизни неопределенного круга лиц, в значении статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В соответствии с пунктом 2.4 Положения Департамент лесного хозяйства Владимирской области осуществляет на территории Владимирской области все названные в пункте 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты.
С учетом вышеприведенных требований земельного, лесного и иного законодательства, а также распределения полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, поскольку обнаруженная несанкционированная свалка расположена на землях лесного фонда, не переданных никому в аренду или иное хозяйствованое использование, организация мероприятий по ликвидации обнаруженных в ходе проверки мест размещения несанкционированных свалок в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в лесах, охватывается полномочиями Департамента лесного хозяйства Владимирской области, именно на Департаменте лесного хозяйства Владимирской области лежит обязанность по ликвидации размещенных отходов с лесного участка, расположенного в лесном *
Кроме того, введенная с 01.03.2017 норма пункта 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не исключает из системы охраны лесов специализированный государственный региональный орган власти - Департамент лесного хозяйства Владимирской области.
В дальнейшем, при патрулировании лесных участков, прилегающих к Покровской свалке ТБО (вплоть до 27.07.2020) фактов самовольного занятия лесного фонда, размещения отходов на землях лесного фонда не фиксировалось, в отчетах о работе указывалось на отсутствие нарушений лесного законодательства.
Таким образом, результаты проведенной проверки свидетельствуют о неисполнении Департаментом переданных полномочий по защите лесов, что повлекло за собой нарушение интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и является недопустимым.
Оценивая законность требований прокурора к ГКУ ВО «Заречное лесничество», суд приходит к следующему.
ГКУ ВО «Заречное лесничество» создано в соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 13.10.2011 № 1101 «О создании государственных казенных учреждений Владимирской области в сфере лесных отношений» согласно действующему законодательству для осуществления оказания услуг, выполнения работ и исполнения государственных функций в целях реализации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, определенных в соответствии со статьями 82, 83 Лесного кодекса РФ, в границах земель лесного фонда Владимирской области.
Таким образом, система управления лесами осуществляется не только на федеральном и региональном уровнях, но и на территориальном уровне, где лесничества как территориальные единицы управления лесами выполняют управленческую функцию.
Предметом и целью деятельности ГКУ ВО «Заречное лесничество» согласно Уставу, утвержденному приказом директора Департамента лесного хозяйства Владимирской области от 05.12.2017 № 970-П, является обеспечение рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов, их охрана, защита и воспроизводство, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования на землях лесного фонда в интересах Российской Федерации и Владимирской области.
Положениями пунктов 2.2.1 - 2.2.3 Устава к полномочиям лесничеств, в том числе, отнесена организация использования лесов, защиты и воспроизводства, осуществление мероприятий по контролю за исполнением условий договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах и т.д.
Из анализа положений федерального законодательства и законодательства Владимирской области в рассматриваемой сфере следует, что непосредственное осуществление государственного контроля, представление интересов Российской Федерации, предотвращение и пресечение нарушений и причинения ущерба государственному лесному фонду, расположенному в границах Петушинского района лежит на должностных лицах ГКУ ВО «Заречное лесничество».
В понятие осуществления на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах в рамках переданных полномочий, согласно Устава ГКУ ВО «Заречное лесничество», включено и осуществление проверок лесного законодательства, предотвращение нарушений лесного законодательства, пресечение нарушений лесного законодательства и т.д.
Факт вынесения 25.09.2020 постановления о привлечении к административной ответственности ООО «Экоальянс» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ (самовольное занятие лесных участков, указанных в рассматриваемом иске), не может быть признан имеющим правовое значение, поскольку решением Петушинского районного суда от 22.01.2021 названное постановление отменено. При вынесении решения суд руководствовался тем, что указание в постановлении на самовольное занятие Обществом спорных земельных участков не подтверждается какими-либо доказательствами.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что перечень доказательств, собранных при вынесении в отношении ООО «Экоальянс» постановления по ст. 7.9 КоАП РФ, аналогичен перечню, положенному в основу привлечения Общества к ответственности по ч.1 ст. 8.3 КоАП РФ, ч.2 ст. 8.31 КоАП РФ.
Таким образом, у суда не имеется безусловных оснований полагать, что вышеназванное несанкционированное место размещения отходов организовано именно ООО «Экоальянс», следовательно, не имеется оснований для отказа в иске по этому основанию.
Доводы ответчиков об отсутствии финансовых и технических возможностей по ликвидации свалки не могут быть положены в основу решения об отказе в рассматриваемом иске, поскольку ответчики не лишены возможности привлечения дополнительных субсидий на реализацию решения суда.
В соответствии со статьей 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.
Согласно статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствие с частью 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992
№ 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования Владимирской природоохранной прокуратуры являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Суд полагает необходимым установить срок исполнения требований прокурора - до 01.10.2021.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Владимирского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту лесного хозяйства Владимирской области и ГКУ ВО «Заречное лесничество» о признании незаконным бездействие и обязании ликвидировать несанкционированное место размещения отходов удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ГКУ ВО «Заречное лесничество» Владимирской области и Департамента лесного хозяйства Владимирской области, выразившееся в непринятии мер по своевременной организации работ по освобождению самовольно захваченного лесного участка и ликвидации размещенной на нем свалки отходов.
Обязать ГКУ ВО «Заречное лесничество» и Департамент лесного хозяйства Владимирской области в срок до 01.10.2021 обеспечить ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов путем очистки лесного участка, имеющего месторасположение: *
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированное решение изготовлено * 12 апреля 2021 года
Судья Петушинского районного суда * И.В. Язев