Дело № 2-1353/2023
УИД 23RS0043-01-2023-001571-16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Приморско-Ахтарск 16 октября 2023 года
Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи – Петренко А.П.,
при секретаре Селезневе П.В.,
с участием: представителя заявителя – заместителя прокурора <адрес> Ермолаева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании оружия бесхозяйным и подлежащим утилизации,
установил:
Прокурор <адрес>, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании оружия бесхозяйным и подлежащим утилизации, мотивируя его тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об оружии.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 8 ГК РФ одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом. Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборото способности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению (п. 2 ст. 129 ГК РФ).
К таким объектам, в частности, относится и оружие, владение которым предполагает выполнение определенных требований, предусмотренных Законом № 150-ФЗ, Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В ходе проведения сверки, совместно с отделением ЛЛР по <адрес> установлено, что в тыловом подразделении Главного управления Росгвардии по <адрес> с 2020 года по настоящее время находится на ответственном хранении двуствольное охотничье оружие марки «№, которое изъято из незаконного оборота в рамках рассмотрения материалов о незаконном хранении, передаче изготовлений, сбыте охотничье гладкоствольное оружия.
Указанное оружие ранее помещено на ответственное хранение в комнату хранения оружия ОМВД России по <адрес>, а, впоследствии, на склад вооружения Главного управления Росгвардии по <адрес>, по адресу: <адрес>, где и хранится в настоящее время.
Оружие в течение продолжительного времени находится в комнате хранения оружия. При этом бремя содержания оружия легло на Главное управление Росгвардии по <адрес>.
Хранение оружия требует определенных затрат, в частности поддержанию специального температурного режима и влажности помещения, регулярного технического ухода и т.д.
Собственники изъятого из незаконного оборота оружия, неизвестны, данные предметы имеют признаки бесхозяйного имущества, в связи с чем подлежат уничтожению.
Просит суд признать бесхозяйным двуствольное охотничье оружие марки «№.
Разрешить Главному управлению Росгвардии по <адрес> утилизировать двуствольное охотничье оружие марки «№, на основании пункта 12 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
Заместитель прокурора <адрес> Ермолаев В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представители заинтересованных лиц: Главного Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по <адрес> в лице Отделения ЛРР (по <адрес>) ГУ Росгвардии по <адрес> и ОМВД России по <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Изучив материалы дела, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Оружие относится к имуществу, ограниченному в обороте, оборот гражданского и служебного оружия регулируется специальными нормативными актами - Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" и постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (вместе с "Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", "Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему").
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и использование оружия. Хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется гражданами Российской Федерации, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Согласно положениям ч. 1 ст. 28 Закона № 150-ФЗ контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами проводится изъятие оружия и патронов к нему в случаях нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 27 Закона № 150-ФЗ).
Из материалов дела следует, прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об оружии, в ходе которой установлено следующее.
В ходе проведения сверки, совместно с отделением ЛЛР по <адрес> установлено, что в тыловом подразделении Главного управления Росгвардии по <адрес> с 2020 года по настоящее время находится на ответственном хранении двуствольное охотничье оружие марки «№, которое изъято из незаконного оборота в рамках рассмотрения материалов о незаконном хранении, передаче изготовлений, сбыте охотничье гладкоствольное оружия.
Указанное оружие ранее помещено на ответственное хранение в комнату хранения оружия ОМВД России по <адрес>, а, впоследствии, на склад вооружения Главного управления Росгвардии по <адрес>, по адресу: <адрес>, где и хранится в настоящее время.
Оружие в течение продолжительного времени находится в комнате хранения оружия. При этом бремя содержания оружия легло на Главное управление Росгвардии по <адрес>.
Хранение оружия требует определенных затрат, в частности поддержанию специального температурного режима и влажности помещения, регулярного технического ухода и т.д.
Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
При этом в силу положений ст. 236 ГК РФ отказ собственника от права собственности и принадлежащее ему имущество может быть осуществлен путем прямого объявления об этом либо путем совершения других действий предельно свидетельствующих о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Территориальным органом федерального органа исполнительной власти уполномоченного в сфере оборота оружия, такое бездействие расценивается как отказ от права собственности в отношении названного оружия. Отказ собственника от права собственности на принадлежащее ему имущество в соответствии со ст. 235 ГК РФ является основанием для прекращения на него права собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом, оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 226 ГК РФ, а именно брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Учитывая, что собственники изъятого из незаконного оборота оружия, находящегося на хранении в подразделении Главного управления Росгвардии по <адрес> неизвестны, данные предметы имеют признаки бесхозяйного имущества, в связи с чем подлежат уничтожению.
В силу положений ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма в Российской Федерации.
Наличие изъятого из оборота оружия, в отношении которого не принято мер к определению дальнейшего правового статуса, может привести к утрате контроля за таким оружием, что создает угрозу его использования для совершения преступлений и причинения вреда гражданам, обществу, государству.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации вправе обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Поскольку спорное имущество длительное время находится на хранении в подразделении Главного управления Росгвардии по <адрес>, его собственником не предпринималось никаких мер по возвращению принадлежащего имущества, суд приходит к выводу о том, что в спорном имуществе отсутствует чья-либо заинтересованность, в том числе его собственника, указанное имущество следует признать бесхозяйным, учитывая все обстоятельства дела в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу, что бесхозяйное оружие в силу вышеизложенных требований законодательства подлежит передаче для утилизации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора <адрес>, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании оружия бесхозяйным и подлежащим утилизации – удовлетворить.
Признать бесхозяйным двуствольное охотничье оружие марки «№.
Разрешить Главному управлению Росгвардии по <адрес> утилизировать двуствольное охотничье оружие марки «№, на основании пункта 12 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Приморско-Ахтарский районный суд <адрес> в течение месяца, со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Приморско-Ахтарского
районного суда А.П. Петренко