О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
05 октября 2016 года <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам <адрес> в составе:
председательствующего Крайниковой Т.В.
судей М., Ковалёва С.А.
при секретаре М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании решения незаконным, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе ответчика
на решение Артемовского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Заслушав доклад судьи М., выслушав пояснения представителя ответчика М.Т., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
С. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, указывая в обоснование, что согласно выданной органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги Ч. (её матери) принадлежит земельный участок общей площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГ между Ч. и С. заключен договор дарения, в соответствии с которым Ч. подарила С. принадлежащие ей 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу <адрес>.
Решением Артемовского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес> признана самостоятельной частью жилого <адрес>, расположенного по <адрес> в <адрес>. Данное решение явилось основанием для присвоения указанной части жилого дома нового почтового адреса: <адрес>.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ С. принадлежит на праве собственности помещение -часть жилого дома, назначение: жилое помещение, площадь 34,2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
В целях регистрации права собственности на земельный участок, ДД.ММ.ГГГГ С. обратилась в Артемовский межмуниципальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <адрес> С. отказано в государственной регистрации по тем основаниям, что действующим законодательством не предусмотрена возможность проведения государственной регистрации права собственности граждан на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, в случае если гражданину принадлежит объект недвижимости – помещение.
Полагает данный отказ незаконным, поскольку ею на регистрацию представлены все необходимые документы. Определение в свидетельстве о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № объекта права С. как помещение - часть жилого дома не может служить основанием для отказа в государственной регистрации права в отношении земельного участка с кадастровым номером №
Просит признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 1500 кв.м, адрес <адрес> обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> осуществить государственную регистрацию права собственности С. на объект недвижимости: земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 1500 кв.м, адрес: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования, пояснила, что С. на регистрацию были предоставлены все необходимые документы, предусмотренные статьей 25.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ принадлежащая С. двухкомнатная квартира по адресу <адрес> признана самостоятельной частью жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, поскольку установлено, что фактически домовладение имеет две изолированные квартиры, и только на часть жилого дома полагается адресная справка и может быть отведен земельный участок. В настоящее время принадлежащая С. часть жилого дома является изолированной самостоятельной частью жилого дома, смежных помещений с соседями не имеется, отсутствуют общие инженерные коммуникации, так как отсутствует водоснабжение и водоотведение. В доме печное отопление. Электроснабжение осуществляется в каждую часть дома отдельно, в каждой части дома установлен свой прибор учета электроэнергии.
В судебное заседание представитель Управления Росреестра по <адрес> не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало. Ранее в суд направлены возражения со ссылкой на доводы указанные в оспариваемом решении от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд вынес указанное решение, которым исковые требования С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании решения незаконным, возложении обязанности удовлетворены.
С решением суда не согласился ответчик, подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение суда, так как судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, не определены имеющие значение для дела обстоятельства, в связи с чем, просит принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении требований истцу в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика М.Т. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение отменить. Пояснила, что на кадастровом учете стоит помещение. Предоставление земельного участка под помещение не предусмотрено законодательством. Имеется решение суда, которым комната признавалась частью жилого дома. В свидетельстве о государственной регистрации права они указывали фразу «помещение – часть жилого дома». Под помещение, которое является частью жилого дома, земельный участок не предоставляется. Земельный участок может быть предоставлен только в общедолевую собственность собственникам всех частей жилого дома.
Истец С. извещенная надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явилась. В силу положений статьи 165.1 ГК РФ, части 3 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть данное дело в ее отсутствие.
Судебная коллегия, изучив письменные материалы дела, выслушав пояснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии № № С. на праве собственности принадлежит двухкомнатная квартира общей площадью 34,2 кв.м, расположенная по адресу: <адрес> (л.д.19).
Решением Артемовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ двухкомнатная квартира, расположенная по <адрес> края, принадлежащая на праве собственности С., признана самостоятельной частью жилого <адрес>, расположенного по <адрес> в <адрес> (л.д.16).
Данное решение явилось основанием для присвоения указанной части жилого дома нового почтового адреса: <адрес> <адрес>
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии № № С. на праве собственности принадлежит помещение – часть жилого дома, назначение: жилое помещение, площадь 34,2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.22).
Указанное помещение – часть жилого дома расположено на земельном участке с кадастровым номером № (л.д. 13).
ДД.ММ.ГГГГ С. обратилась к ответчику с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении названного земельного участка, с приложением всех необходимых документов.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> С. в государственной регистрации права собственности на земельный участок отказано, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность проведения государственной регистрации права собственности граждан на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, в случае если такому гражданину принадлежит объект недвижимости – помещение (л.д.9-10).
Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции в порядке статьи 25.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» пришел к выводу, что объект недвижимости «помещение – часть жилого дома» является самостоятельным объектом недвижимости, выделенном в натуре, что может служить основанием для проведения государственной регистрации права собственности на земельный участок.
С данным выводом суда судебная коллегия не соглашается в силу следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» к объектам недвижимости, подлежащим учету в ГКН, относятся земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства. При этом части здания (в том числе жилого дома) не являются объектами недвижимости, подлежащими учету в государственном кадастре недвижимости.
В силу пункта 14 части 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» помещение определено как часть объема здания или сооружения, имеющее определенное назначение и ограниченное строительными конструкциями.
Таким образом, часть здания представляет собой помещение (совокупность помещений), являющееся конструктивной частью здания (его частью). Отнесение такого помещения к части здания не влияет на изменение его характеристик в качестве такого и не наделяет его признаками отдельно стоящего здания.
В силу пункта 10 статьи 1 ГрК РФ объект капитального строительства это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. В данном случае, объект – помещение (часть жилого дома) не отнесен к перечисленным объектам недвижимости.
Учитывая также положения части 2 статьи 15 ЖК РФ и части 7 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», помещение должно быть изолировано или обособлено от других помещений в здании или сооружении, также должно быть пригодным для постоянного проживания граждан, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В данном случае, наличие отдельного входа и капитальных перегородок не являются критериями для отнесения жилого помещения к жилому дому или его части. Часть жилого дома может быть самостоятельным объектом гражданских правоотношений при условии, что эта часть является изолированной и может эксплуатироваться отдельно от других частей жилого дома.
Судебная коллегия соглашается с доводом жалобы ответчика о том, что действующее законодательство не содержит правил, позволяющих при наличии в доме нескольких квартир, признать такой дом индивидуальным жилым домом, в отношении которого возможен раздел и выделение части дома в натуре.
Исходя из норм действующего законодательства часть жилого дома, как вид жилого помещения приравнивается к квартире и не обладает признаками отдельно стоящего здания, строения как объекта индивидуально-определенного здания – жилого дома.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В силу пункта 1 статьи 25.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Пунктом 7 статьи 25.2 указанного закона предусмотрено, что государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи.
В связи с изложенным, указанные нормы права применяются в отношении граждан, к которым перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (сооружение) или сооружение, а не на квартиру или жилое помещение.
Таким образом, объект – помещение (часть жилого дома), принадлежащая на праве собственности С., фактически является квартирой в двухквартирном жилом одноэтажном доме.
Согласно части 2 статьи 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Многоквартирным домов признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок жилому дому, либо в помещение общего пользования в таком доме.
Таким образом, нормами действующего законодательства не предусмотрено предоставление земельных участков в собственность, в случае расположения на нем помещения (части жилого дома).
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, удовлетворив требование С. о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости – земельный участок, неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права и постановил решение, не отвечающее вышеуказанным нормам материального права при соблюдении требований ГПК РФ.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░