Решение по делу № 2-491/2024 от 15.07.2024

Дело

УИД

Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    р.<адрес>     ДД.ММ.ГГГГ года

Колыванский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи А.А. Руденко,

при секретаре А.А. Комар,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "<данные изъяты> " об обязании оборудовать здание школы системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения,

    УСТАНОВИЛ:

    <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "<данные изъяты> " об обязании оборудовать здание школы системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о противодействию терроризму, охране жизни и здоровья обучающихся, в ходе которой установлено, что в нарушение п.п."д" п. 24 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ здание не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в связи с чем создана угроза нарушения права на жизнь и здоровье не только лиц, работающих и обучающихся в образовательном учреждении в настоящее время, но и лиц, которые поступят на работу и на обучение в будущем. Просил обязать МБОУ "<данные изъяты> " не позднее трех месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать здание, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес>, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, отвечающих требованиям п. 31 ППРФ от ДД.ММ.ГГГГ .

    Истец – старший помощник прокурора <адрес> Михнева Ю.А., действующая в интересах неопределенного круга лиц, в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

            Представитель ответчика - МБОУ " <данные изъяты> " представитель в судебном заседании исковые требования признала частично, указала, что финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. МБОУ "<данные изъяты> " в период с 2021 года по истекший период 2024 года не получала от Учредителя - администрации <адрес> финансирование на оборудование здания школы указанными системами оповещения и управления эвакуацией. План финансово-хозяйственной деятельности Учреждения на 2024 год утвержден ДД.ММ.ГГГГ и не предусматривает данную статью расходов. У МБОУ "<данные изъяты> ", как муниципальной бюджетной организации, чья хозяйственная деятельность обусловлена количеством выделенных ему бюджетных денежных средств, отсутствовала реальная возможность исполнить требования подпункта "д" пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Подготовка проекта обоснований бюджетных ассигнований при разработке бюджета <адрес> на очередной финансовый год и на плановый период, формирование муниципального задания для муниципального бюджетного учреждения в соответствии с решением сессии Совета депутатов <адрес> и его утверждение отнесено к полномочиям <адрес>. Учреждение неоднократно обращалось в управление образования администрации <адрес> о выделении бюджетных средств для выполнения работ по антитеррористической безопасности. До настоящего времени денежные средства на указанные цели не выделены. Собственных денежных средств для выполнения данных работ школа не имеет. Из-за отсутствия денежных средств, у учреждения нет объективной возможности произвести оборудование МБОУ "Колыванская средняя общеобразовательная школа " системой оповещения и управления эвакуацией в 2024 году. В связи с чем, в случае удовлетворения требований прокурора в указанный прокурором срок - не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, общеобразовательное учреждение не сможет его исполнить. Необходимые расходы будут внесены учреждением в план финансово-хозяйственной деятельности на 2025 год. В случае осуществления учредителем - администрацией <адрес> финансовых затрат на оборудование здания МБОУ "Колыванская средняя общеобразовательная школа " системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, на проведение работ потребуется не менее 12 месяцев (получение соответствующего финансирования, разработка проектно-сметной документации, проведение аукционно-закупочных мероприятий и выполнение технических работ по оснащению здания).

Представитель третьего лица - администрации <адрес> представитель в судебном заседании исковые требования признала частично, указала, что не признает требования в части срока, в связи с отсутствием финансовых средств. Указала, что расчет финансовой потребности обеспечения подведомственных муниципальных объектов образования, отнесенных к IV категории опасности, системами оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, с учетом количества зданий образовательных организаций в районе, составляет 27 млн. рублей, в том числе 16,4 млн. рублей на школы. <адрес> является высокодотационным, согласно положений ст. 136 Бюджетного кодекса РФ относится ко второй категории дотационности (65%). Дотации в виде субвенций и субсидий из бюджета <адрес> поступают только на финансирование защищенных статей бюджета - на зарплату работников образования, культуры и других работников бюджетной сферы, оплату налогов, коммунальных расходов, содержание объектов образования, культуры, социальной сферы, на оказание социальных услуг населению, на возмещение затрат по реализации мероприятий для бесперебойной работы объектов жизнеобеспечения в сфере коммунального хозяйства сельских поселений и т.д.. На строительство, реконструкцию, ремонт конкретных объектов (зданий, дорог) в рамках реализации государственных программ ("Чистая вода", "Комфортная городская среда" и т.п. поступают исключительно целевые бюджетное средства). Собственные доходы бюджета формируются в основном в 4 квартале предыдущего финансового года за счет поступающих налогов - НДФЛ, земельный, транспортный. Иск прокурором <адрес> об оборудовании общеобразовательной организации системой оповещения и управления эвакуацией предъявлен ДД.ММ.ГГГГ, соответственно бюджет на 2024 год был сформирован в 2023 году, утвержден решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ без учета лимитов бюджетных обязательств на выполнение данного вида работ, что не позволит выполнить требования прокурора в 2024 году. Кроме того, бюджет <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеет дефицит источников финансирования в размере 40 209, 1 тыс. рублей, а также имеет внутренний долг (кредит в Банке "Левобережный") в сумме 25 000,0 тысяч рублей и годовой объем обязательства по обслуживанию долга в размере 1 479 тыс. рублей с его ежемесячной оплатой. Помимо этого, порядка 37 млн. рублей необходимы администрации <адрес> для исполнения всех предписаний контрольно-надзорных органов (Роспотребнадзор, прокуратура, ФСБ и т.п.) и решений суда. Таким образом, бюджет <адрес> является дефицитным. Все поступающие в бюджет района собственные средства расходуются на исполнение полномочий местного значения муниципального района, и на настоящий момент законтрактованы. Собственных средств в бюджет <адрес> поступает недостаточно для одномоментного выделения всем подведомственным муниципальным общеобразовательным учреждениям бюджетных ассигнований на оборудование их зданий системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Высокая стоимость вышеуказанных систем оповещения не дает возможности решить данный вопрос за счет дефицитного бюджета <адрес> на 2024 год и плановый период 2025-2026 года. В связи с чем, администрация <адрес> обратилась в министерство образования <адрес> с просьбой рассмотреть вопрос о выделении субсидии из средств областного бюджета <адрес> бюджету <адрес> на оборудование объектов образования системами оповещения о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (письмо от ДД.ММ.ГГГГ). С аналогичными письмами администрация района обращалась в министерство образования <адрес> и в министерство финансов и налоговой политики <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени денежные средства на указанные цели не выделены. Просила установить срок для исполнения решения не менее чем 1 год с момента его вступления в законную силу.

Определением Колыванского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица привлечено Министерство образования <адрес>.

Представитель третьего лица Министерства образования <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.

    Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации, детство находится под защитой государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья.

Целями государственной политики в интересах детей, согласно ст. 4 Федерального закона Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Государственная политика в интересах детей является приоритетной.

Подпунктом 15 п. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В пп. 8 п. 1 ст. 41 вышеуказанного Федерального закона указано, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В судебном заседании установлено, что муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Колыванская средняя общеобразовательная школа " является образовательным организацией, созданной для оказания муниципальных услуг, выполнения работ и (или) исполнения муниципальных функций в сфере образования.

Согласно Уставу учреждения, МБОУ "<данные изъяты> " является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением. Собственником имущества образовательного учреждения является муниципальное образование <адрес>. От имени муниципального образования <адрес> права собственника имущества учреждения осуществляет администрация <адрес>. Функции и полномочия учредителя учреждения от имени муниципального образования <адрес> осуществляет администрация <адрес> (пп. 1.2, 1.4 Устава).

Школа может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности (п. 1.12 Устава).

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", одними из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер его предупреждения.

Согласно п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

Как следует из п. п. 17, 18 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений. Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается, в том числе, посредством: разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Из паспортов безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, акта обследования и категорирования объекта (территории) следует, что объект относятся к 4 категории опасности.

Согласно пп. "д" п. 24 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к 4 категории опасности, осуществляются, в том числе, следующие мероприятия: оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации

В нарушение требований законодательства, здание образовательной организации не оснащено системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

В ходе проведения прокурорской проверки, проведенной в июне 2024 года, выявлены нарушения в области соблюдения законодательства в сфере противодействия терроризму в деятельности образовательного учреждения.

Согласно ответу администрации <адрес> денежные средства на оснащение образовательных учреждений района системами оповещения и управления эвакуации либо автономными средствами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации администрацией <адрес> не выделялись, в связи с отсутствием целевого финансирования. Усредненный расчет финансирования потребности, с учетом численности общеобразовательных организаций в районе составляет 16,5 млн.руб., в дефицитном районном бюджете на 2024 год и плановые 2025-2026 г. финансирование данных мероприятий не предусмотрено.

Представитель ответчика МБОУ " <данные изъяты> ", третьего лица администрация <адрес>, представитель допущенные нарушения не отрицала, однако просила предоставить время для устранения нарушений.

<адрес> в исковом заявлении заявлено требование о возложении на ответчика обязанности по устранению нарушений требований законодательства, в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Возражая против удовлетворения заявленных требований, представитель ответчика ссылался на то, что в случае установления трехмесячного срока устранения нарушений, решение в данной части будет не исполнимо.

В силу положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить срок для исполнения ответчиком возложенной на него обязанности - в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, учитывая его разумность, достаточность для возможности ответчика исполнить решение суда с учетом необходимого объема подлежащих выполнению работ, что соотносится с положениями части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, данными в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".

Исходя из вышеизложенного суд считает, что исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

        РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "<данные изъяты> " об обязании оборудовать здание школы системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения, удовлетворить частично.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "<данные изъяты> " в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать здание, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес>, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, отвечающим требованиям п. 31 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме через Колыванский районный суд <адрес>.

    Председательствующий:                          А.А. Руденко

        Мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ

        Председательствующий:                         А.А. Руденко

2-491/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Колыванского района Новосибирской области
Ответчики
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Колыванская средняя общеобразовательная школа № 1"
Другие
Министерство образования Новосибирской области
Администрация Колыванского района Новосибирской области
Суд
Колыванский районный суд Новосибирской области
Дело на сайте суда
kolyvansky.nsk.sudrf.ru
15.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.07.2024Передача материалов судье
17.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2024Судебное заседание
23.09.2024Судебное заседание
25.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2024Дело оформлено
26.11.2024Дело передано в архив
23.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее