Дело № 2-19/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 марта 2017 года р.п. Средняя Ахтуба
Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области в составе
председательствующего судьи Бескоровайновой Н.Г.,
при секретаре Кострюковой Т.Г.,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «<.....>» об установлении факта трудовых отношений, возложении обязанности внести запись в трудовую книжку, взыскании заработной платы, взыскании компенсации за задержку заработной платы и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «<.....>» об установлении факта трудовых отношений, возложении обязанности внести запись в трудовую книжку, взыскании заработной платы, взыскании компенсации за задержку заработной платы и компенсации морального вреда. В обоснование требований указал, что работал в ООО «<.....>» в должности сторожа, трудовая книжка находится у работодателя. Заработная плата выплачивалась ежемесячно в размере 10 000 рублей. График работы ФИО1 был посменным. Последним рабочим днем истца было ДД.ММ.ГГГГ, начиная с указанной даты трудовые отношения с ответчиком прекратились, в связи с невыплатой заработной платы, которую не выплачивали в полном объеме, начиная с апреля 2014 года и по последний рабочий день. При увольнении трудовую книжку ему не выдали, полный расчет не произвели, ответчик уклоняется от предоставления документов подтверждающих факт его работы в ООО «<.....>». Просит установить факт трудовых отношений, возложить обязанность на ООО «<.....>» внести запись в трудовую книжку о его работе в ООО «<.....>» и увольнении в должности сторожа в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать заработную плату в сумме 110 000 рублей, компенсацию за задержку заработной платы в размере 20 000 рублей и компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей.
В судебном заседании ФИО1 требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, об отложении слушания дела не просил, возражений на иск не представил.
Представитель <.....> в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав истца, свидетелей, изучив письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии с ч. ч. 1 и 3 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Данная норма Трудового кодекса Российской Федерации направлена на обеспечение баланса конституционных прав и свобод сторон трудового договора, а также надлежащей защиты прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении, что согласуется с основными целями правового регулирования труда в Российской Федерации как социальном правовом государстве (ч. 1 ст. 1, ст. ст. 2, 7 Конституции Российской Федерации).
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (часть 3 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу положений ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Таким образом, к элементам трудового договора, позволяющим отличать его от гражданско-правовых договоров, связанных с применением труда, относятся: специфика обязанности, принимаемой на себя по трудовому договору, выражающаяся в выполнении работы по определенной должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности; выполнение работы с подчинением внутреннему трудовому распорядку; обязанность работодателя обеспечить работнику условия труда, предусмотренные трудовым законодательством, а также своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату.
Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе (ч. 2 ст. 67 ТК РФ).
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" установлено, что если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу ч. 4 ст. 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (часть вторая статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации).
Исходя из системного анализа действующего трудового законодательства, к характерным признакам трудового правоотношения, позволяющим отграничить его от других видов правоотношений, в том числе гражданско-правового характера, относятся: личный характер прав и обязанностей работника, обязанность работника выполнять определенную, заранее обусловленную трудовую функцию, выполнение трудовой функции в условиях общего труда с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, возмездный характер трудового отношения (оплата производится за затраченный труд) по установленным нормам.
Таким образом, для разрешения вопроса о возникновении между сторонами трудовых отношений необходимо установление таких юридически значимых обстоятельств, как наличие доказательств самого факта допущения работника к работе и доказательств согласия работодателя на выполнение работником трудовых функций в интересах работодателя.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами закона, правильно исходил из того, что истцом не представлено достоверных доказательств, подтверждающих факт трудовых отношений с ИП Б.А.С., в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 19.05.2009 N 597-О-О, суды общей юрисдикции, разрешая подобного рода споры и признавая сложившиеся отношения между работодателем и работником либо трудовыми, либо гражданско-правовыми, должны не только исходить из наличия (или отсутствия) тех или иных формализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и др.), но и устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, указанные в ст. ст. 15 и 56 ТК РФ.
Одним из основных признаков трудовых отношений является личное выполнение за плату конкретной трудовой функции. Под трудовой функцией работодатель подразумевает работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы.
Предметом трудового договора является труд работника, предметом же гражданско-правовых договоров является овеществленный конечный результат труда, а труд в них - лишь способ выполнения взятых на себя обязательств.
Судом установлено, что ФИО1 был допущен к работе в должности сторожа ООО «<.....>» по охране объекта «<.....>», расположенного в <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей ФИО3 и ФИО4
Свидетель ФИО4 суду пояснил, что ему достоверно известно о том, что ФИО1 работал в ООО «<.....>» поскольку неоднократно подвозил его на работу, как ему известно заработную плату ФИО1 получал в размере 8-9 тысяч рублей.
Из пояснений свидетеля ФИО3 следует, что он работал сторожен в ООО «<.....>» с 2000 года. ФИО1 устроился на работу позже, точную дату не помнит, работал также сторожем, охранял вместе с ним завод «<.....>» в <адрес>, работа была посменной, журнал рабочих смен и график не сохранились, заработная плата была ежемесячной в размере 8-9 тысяч рублей, которую платили не регулярно, а потом совсем прекратили выплачивать. Сам он работал в ООО «<.....>» до марта 2016 года, а после того как перестали выплачивать заработную плату, прекратил трудовые отношения, данные обстоятельства подтверждаются записями в его трудовой книжке, дата увольнения из ООО «<.....>» указан декабрь 2015 года, а до марта 2016 года он работал по трудовому договору.
Как пояснил в судебном заседании ФИО1, в 2015 году с территории охраняемого объекта была совершена кража, после чего его как сотрудника ООО «<.....>» опрашивали сотрудники полиции, данные обстоятельства подтверждаются протоколом допроса ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ составленного оперуполномоченным ОМВД по <адрес>, где место работы ФИО1 указано – сторож ООО «<.....>».
Обращаясь в суд с исковыми требованиями в порядке ст. 67 ТК РФ, истец в силу ненадлежащего исполнения работодателем своих обязанностей, не может представить письменные доказательства заключения трудового договора, трудовую книжку, приказ о приеме на работу, следовательно, обязанность по доказыванию возражений о соблюдении трудового законодательства в отношениях с конкретным работником возлагается на ответчика.
В соответствии с п. 1 ст. 68 ГПК РФ в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
При таких обстоятельствах в силу ст. 55 ГПК РФ, суд в качестве достоверных и допустимых доказательств факта трудовых отношений и размера заработной платы принимает пояснения ФИО1, свидетелей ФИО4 и ФИО3, не доверять которым у суда нет оснований, в том числе, справку 2-НДФЛ ФИО3, предоставленную <.....>, а также иные письменные доказательства.
Определяя размер задолженности по заработной плате, суд исходит из заработной платы, выплачиваемой по ставке «сторож», а именно в размере 9000 рублей, что подтверждается справкой 2-НДФЛ ФИО3, занимавшего аналогичную должность.
Таким образом, у суда имеются достаточные основания для признания факта наличия трудовых отношений между ФИО1 и ООО «<.....>».
Поскольку факт возникновения трудовых отношений между сторонами нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, при том, что суду не представлено доказательств исполнения работодателем своей обязанности по внесению соответствующей записи в трудовую книжку, суд полагает необходимым удовлетворить требования истца, возложив на ответчика обязанность внести в трудовую книжку соответствующую запись о том, что истец выполняла работу в должности сторожа в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
После установления наличия трудовых отношений между сторонами, они подлежат оформлению в установленном трудовым законодательством порядке, а также после признания их таковыми у истицы возникает право требовать распространения норм трудового законодательства на имевшие место трудовые правоотношения, и в частности, взыскания части взыскания заработной платы, компенсации за задержку заработной платы и морального вреда.
В соответствии со статьей 136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за пять рабочих дней до дня выплаты заработной платы. Место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным договором или трудовым договором. Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором.
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Задержка заработной платы от установленных законом сроков нарушает право работника на своевременное и полное вознаграждение, гарантированное статьей 37 Конституции РФ и статьей 21 ТК РФ.
В силу ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Разрешая требования истца о взыскании заработной платы и компенсации за задержку заработной платы суд исходит из следующего.
В судебном заседании ФИО1 представлены сведения о частичной выплате заработной платы за спорный период (л.д. 49-50).
Таким образом, размер заработной платы за спорный период, подлежащий взысканию составит (с учетом сведений о выплатах, представленных истцом) 110 000 рублей, размер компенсации за задержку заработной платы (по формуле полная сумма задолженности на момент задержки оплаты (дата — следующий за датой платежа день) разделить на 100, разделить на 300, умножить на ставку рефинансирования Центрального Банка и умножить на количество дней фактической задержки выплат за каждый период просрочки) составит в сумме 8309 рублей 48 копеек.
При разрешении требований о компенсации морального вреда суд исходит из следующего.
На основании ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно ч. 2 ст. 151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии с ч. 1 ст. 1101 ГК РФ при определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
С учетом конкретных обстоятельств дела, степени причиненных истцу нравственных страданий, требований разумности и справедливости размер денежной компенсации морального вреда подлежит удовлетворению в размере 20 000 рублей.
В соответствии со ст. 393 ТК РФ, пп.1 п.1 ст. 333.36 НК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден взыскивается с ответчика, не освобожденного от ее уплаты, в федеральный бюджет пропорционально размеру удовлетворенных требований.
ФИО1 как истец по трудовому спору освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судом общей юрисдикции.
Оснований для освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины судом не установлено.
В этой связи с ответчика ООО «<.....>» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3866 рублей 19 копеек.
Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░ «<.....>» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░ «<.....>» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░ «<.....>» ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░ ░ ░░░ «<.....>» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «<.....>» ░ ░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 110 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 8309 ░░░░░░ 48 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20 000 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «<.....>» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ <.....> ░ ░░░░░░░ 3866 ░░░░░░ 19 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.