Решение по делу № 33-481/2013 от 14.01.2013

Судья: Сизова С.К. гр. дело № 33-481

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 января 2012 года Самарская область, г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сказочкина В.Н.,

судей Захарова С.В., Сивохина Д.А.,

при секретаре Иванниковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Кириллова В.В. на решение Кировского районного суда г. Самары от 15 ноября 2012 года с участием Кириллова В.В., представителя Короленко О.Ю.,

У С Т А Н О В И Л А:

Кириллов В.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий
(бездействий) Департамента управления имуществом г.о.Самара, мотивируя требования тем, что 02.05.2012г. он обратился в МИО по Самарской области с заявлением вх. № 12-1/1214/12 о предоставлении в собственность земельного участка площадью 560 кв.м., на котором расположен жилой дом по адресу: <адрес>, принадлежащий ему на праве собственности. 07.09.2012г. МИО по Самарской области направило в Департамент управления имуществом г.о. Самара обращение об утверждении схемы испрашиваемого участка. Департамент схему не утвердил, требуя дополнительные документы, не предусмотренные действующим законодательством РФ. Он представил в Министерство план-схему, позволяющий определить местоположение, конфигурацию и площадь испрашиваемого участка, с нанесенными красными линиями.

Кириллов В.В. просил признать незаконным требование ДУИ г.о. Самара (исх.№ 15-07-10/41729 от 03.10.2012г.) о предоставлении дополнительных документов, обязать ДУИ г.о.Самара утвердить схему испрашиваемого участка, направить ее в его адрес, либо направить мотивированное заключение о невозможности ее утверждения в 10-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда и взыскать с ДУИ г.о.Самара расходы заявителя на представителя в сумме 10000 рублей.

Определением Кировского районного суда г.Самары от 07.11.2012 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство имущественных отношений Самарской области.

Решением Кировского районного суда г. Самара от 15 ноября 2012 года в удовлетворении заявления Кириллова В.В. о признании незаконными действий (бездействий) Департамента управления имуществом г.о.Самара отказано. Отказывая в удовлетворении требований Кириллова В.В., суд указал, что требование Департаментом управления имуществом г.о. Самара частично являются обоснованными, в связи с чем, заявление Кириллова В.В. не может быть удовлетворено.

В апелляционной жалобе Кириллов В.В. ставит вопрос об отмене судебного постановления, поскольку не согласен с выводами суда об обоснованности требований Департамента о предоставлении документов. Судом не принят во внимание довод заявления, что незаконность бездействия Департамента выразилась в не утверждении схемы испрашиваемого участка. Суд необоснованно не допустил к участию в деле его представителя, действующего на основании доверенности.

В суде апелляционной инстанции Кириллов В.В. и его представитель поддержали доводы апелляционной жалобы, дав объяснения, аналогичные изложенным в жалобе.

Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения Кириллов В.В. и его представителя, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.

Как следует из вступившего в законную силу решения Кировского районного суда г. Самары от 17 сентября 2012г., 03.05.2012г. Кирилловым В.В. в Министерство имущественных отношений Самарской области сданы документы на предоставление в собственность за выкуп земельного участка площадью 560 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком.

В перечне приложенных документов указаны: паспорт представителя (без оригинала), уведомление (без оригинала), сведения Управления Росреестра по Самарской области (есть оригинал), доверенность (нет оригинала), выписка из ЕГРП на недвижимое имущество (есть оригинал), договор (нет оригинала), план (есть оригинал).

28.05.2012г. № 12-1/1214/12 Министерство имущественных отношений Самарской области направило письмо руководителю Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о предоставлении сведений на предмет определения относится ли данный земельный участок или его часть (с указанием площади этой части) к территории общего пользования, которая не подлежит приватизации, и о наличии (или отсутствии) каких - либо ограничений (обременении) в части использования данного земельного участка.

07.09.2012г. Министерство имущественных отношений Самарской области направило письмо от № 12-1/1214/12 руководителю Департамента управления имуществом г.о.Самара на предмет утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 560,00 кв.м., используемого под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории с учетом отнесения земельного участка к территории общего пользования (с нанесением соответствующего штампа по красным линиям) и ограничений использования земельного участка с просьбой в месячный срок направить один экземпляр оригинала распоряжения об утверждении схемы расположения указанного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) в адрес министерства, второй экземпляр выдать на руки заявителю. В случае невозможности утверждения схемы направить в адрес министерства мотивированное заключение. К заявлению были приложены следующие документы: копия заявления Кириллова, копия проекта границ земельного участка, копии сведений Росреестра, департамента строительства и архитектуры г.о.Самара, копия СОГРП 63-АЖ № 002091 (л.д.5-6).

Установлено, что 03.10.2012г. Департаментом управления имуществом г.о. Самара в адрес Кириллова В.В. направлено письмо за № 15-07-10/41729, которым для рассмотрения вопроса по утверждению схемы расположения земельного участка предложено представить в Департамент следующие документы: заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, занимаемого индивидуальным жилым домом с приусадебным участком, на кадастровом плане (карте) соответствующей территории с указанием зоны, в которой данный земельный участок расположен и вида разрешенного использования земельного участка согласно Правил застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденным Постановлением Самарской городской думы от 26.04.2001 № 61; схему расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, соответствующего требованиям действующего законодательства, выполненную на заявителя; копию акта согласования границ земельного участка со смежными землепользователями; копию кадастрового (технического) паспорта на строение, находящееся на испрашиваемом земельном участке; копию доверенности Короленко О.Ю.; копию паспорта Кириллова В.В. (л.д.7-8).

Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Порядок предоставления земельных участков урегулирован ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Земельным кодексом РФ, Законом Самарской области «О земле», Законом Самарской области «О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74 «Об утверждении порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством» (далее -Порядок), Приказом Минэкономразвития РФ № 375 от 28.07.2011 г. «Об определении требований к картам и планам, являющимися картографической основной государственного кадастра недвижимости», Приказом Минэкономразвития РФ № 475 от 13.09.2011 г. «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок».

Решение о предоставлении земельного участка может быть принято только в отношении земельного участка прошедшего процедуру постановки на кадастровый учет (пункт 8 статьи 36 Земельного кодекса).

Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса на органы местного самоуправления городского округа Самара возложена обязанность по утверждению схем расположения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, в процессе предоставления таких земельных участков для целей, не связанных со строительством. Указанной нормой права определен срок для реализации данной обязанности, равный одному месяцу с момента получения соответствующего заявления или обращения.

Пунктами 2.4 - 2.6 Порядка от 21.06.2006 № 74 определены особенности утверждения схем расположения земельных участков, государственная собственности на которые не разграничена в городском округе Самара, в процессе предоставления таких земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Отказывая Кириллову В.В. в удовлетворении заявления, суд пришёл к правильному выводу, что действия Департамента управления имуществом г.о.Самара соответствуют требованиям закон, не могут быть признаны судом незаконными, соответственно, на Департамент управления имуществом г.о.Самара не может быть возложена обязанность по производству действий.

Постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий" Департамент управления имуществом городского округа Самара определен уполномоченным органом по утверждению схем расположения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий: по земельным участкам, ранее предоставленным гражданам и юридическим лицам и фактически занимаемым ими, а также по земельным участкам, на которых располагаются здания, строения, сооружения, находящиеся на каком-либо праве у граждан и юридических лиц. Следовательно, решение вопроса об утверждении схемы расположения земельных участков отнесено к компетенции Департамента управления имуществом городского округа Самары.

Суд признал часть требований Департамента управления имуществом городского округа Самара по предоставлению части перечисленных выше документов необоснованным.

Между тем, судом сделан правильный вывод, что предложение Департамента управления имуществом Кириллову В.В. представить схему расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, соответствующую требованиям действующего законодательства, выполненную на заявителя, является законными. Схема, представленная заявителем, не соответствует требованиям ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Закону Самарской области «О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», Приказу Минэкономразвития РФ N° 375 от 28.07.2011 г. «Об определении требований к картам и планам, являющимися картографической основной государственного кадастра недвижимости», так как представленная схема содержит ситуационный план без указания масштаба, не содержит топографический план, который является неотъемлемой частью схемы.

Так, согласно п.2 и п.4 ст. 6 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» картографической основой государственного кадастра недвижимости (далее - картографическая основа кадастра) являются карты, планы, требования к которым определяются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Для ведения государственного кадастра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений случаях используется единая государственная система координат.

Согласно перечню документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, государственная собственность которой не разграничена в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством (в редакции Постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012г. № 198), в случае, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об испрашиваемом земельном участке или имеются основания для отказа в выдаче кадастрового паспорта земельного участка на основании и в порядке, которые установлены частью 12 ст.45 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», заявителем представляется план-схема земельного участка, соответствующий требованиям установленным п.2.2. Порядка.

Согласно п.п.2.2. п.2 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006г. № 74, в заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Местоположение земельного участка определяется в соответствии с прилагаемым к заявлению планом-схемой. Данный план-схема должен быть оформлен в соответствии с требованиями, установленными в статье 6 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

К заявлению, указанному в пункте 2.1 Порядка, заявителем в обязательном порядке прилагаются следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность заявителя; заверенные в установленном порядке документы, удостоверяющие права (полномочия) представителя, если с заявлением обращается представитель заявителя. В случае, если на земельном участке располагаются объекты недвижимости, заявители представляют: сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров; выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на здание, строение, сооружение, находящиеся, на приобретаемом земельном участке. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, он запрашивается министерством в порядке межведомственного информационного взаимодействия; надлежащим образом заверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В этом случае также должны быть представлены сведения из организации, осуществляющей технический учет объектов капитального строительства, о зарегистрированных правах на данные объекты недвижимости, подтверждающие их принадлежность заявителю; выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на испрашиваемый земельный участок. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, он запрашивается министерством в порядке межведомственного информационного взаимодействия; надлежащим образом заверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при их наличии); кадастровый паспорт земельного участка. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, он запрашивается министерством в порядке межведомственного информационного взаимодействия; надлежащим образом заверенную копию документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в настоящем пункте.

Законом Самарской области от 04.03.2011 N 16-ГД "О Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" регулируются отношения, связанные с подготовкой и утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - Схема) при предоставлении земельных участков в соответствии с земельным законодательством.

Согласно ст. 1 закона Схема представляет собой документ, в котором в текстовой и графической форме отражены сведения об испрашиваемом земельном участке, необходимые для дальнейшего принятия решений о распоряжении.

Подготовка и утверждение Схемы осуществляется: 2) при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством;

Порядок подготовки и утверждения Схемы определяется уполномоченным Правительством Самарской области органом исполнительной власти Самарской области, обладающим соответствующим полномочием органом местного самоуправления в пределах их компетенции с учетом требований федерального законодательства и настоящего Закона.

В силу ст. 2 закона Схема оформляется в отношении испрашиваемого земельного участка и его частей в разделе КПТ.4 кадастрового плана соответствующего квартала по форме, утвержденной в соответствии с федеральным законодательством.

На Схеме отображаются:

1) границы испрашиваемого земельного участка и его частей;

2) площадь испрашиваемого земельного участка;

3) местоположение испрашиваемого земельного участка относительно однозначно понимаемого локального объекта местности, выбранного в качестве ориентира для установления местоположения земельного участка (улица, проезд, овраг, здание, остановка транспорта и т.п.), приблизительное расстояние до таких объектов;

4) место для указания реквизитов решения об утверждении Схемы путем проставления штампа "Утверждено".

К Схеме прилагаются топографический и ситуационный планы испрашиваемого земельного участка, которые являются ее неотъемлемой частью.

Листы Схемы, топографического и ситуационного плана должны быть сброшюрованы (прошиты), пронумерованы, подписаны представителем органа, уполномоченного на утверждение Схемы и (или) органа, уполномоченного на предоставление земельного участка.

Подпись лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка, не проставляется в случае предоставления земельного участка по результатам торгов (конкурса, аукциона).

Ситуационный план земельного участка готовится в масштабе М 1:10000-1:5000 для отображения земельного участка относительно окружающей ситуации.

Топографический план готовится на картографической основе в масштабе М 1:500-1:5000 с указанием координат земельного участка. Картографическая основа может быть представлена в виде разгруженной топографической карты (плана), ортофотоплана.

На топографическом плане указываются сведения:

1) о расположении испрашиваемого земельного участка в границах территорий общего пользования;

2) о наличии зеленых насаждений;

3) о наличии водных объектов с указанием береговой полосы, гидротехнических сооружений;

4) о наличии детских и спортивных площадок;

5) о наличии зданий, строений, сооружений и их частей;

6) о надземных и подземных коммуникациях, объектах электросетевого хозяйства, прохождении иных линейных объектов;

7) об охранных, санитарно-защитных и иных зонах;

8) об иных данных, которые свидетельствуют о наличии запретов либо ограничений в использовании испрашиваемого земельного участка.

Согласно ст. 3 закона утверждение Схемы осуществляется обладающим соответствующим полномочием органом местного самоуправления или в случаях, предусмотренных федеральным законом, - уполномоченным Правительством Самарской области органом исполнительной власти Самарской области (далее - уполномоченный орган).

Уполномоченный орган принимает меры к получению необходимых сведений, предусмотренных для принятия соответствующего решения в срок, не превышающий срок для утверждения Схемы.

Схема утверждается путем принятия уполномоченным органом соответствующего правового акта. В правовом акте об утверждении Схемы указываются сведения о разрешенном использовании земельного участка с указанием принадлежности его к территориальной зоне, сведения о красных линиях и иных ограничениях (обременениях) в отношении земельного участка.

Подготовленная Схема утверждается в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

Утвержденная Схема является основанием для выполнения в отношении этого земельного участка кадастровых работ.

Довод Кириллова В.В. о том, что представленный им план-схема позволяет определить местоположение, конфигурацию и площадь испрашиваемого земельного участка несостоятелен, поскольку, как указано выше действующее законодательство предъявляет к данному документу более обширный перечень требований. В связи с чем, суд пришёл к обоснованному выводу, что предложение Департамента представить соответствующую требованиям действующего законодательства схему расположения земельного является правильным.

Предложение Департамента управления имуществом Кириллову В.В. представить копию доверенности Короленко О.Ю.; копию паспорта Кириллова В.В. суд так же обоснованно признал законными, так как предоставление данных документов предусмотрено Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006г. № 74, Приказом Минэкономразвития РФ № 475 от 13.09.2011 г. «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок».

С учётом того, что заявителем не представлены необходимые для утверждения схемы расположения земельного участка документы, суд правильно отказал в удовлетворении требований о возложении на Департамент обязанности утвердить схему и направить её в адрес заявителя.

Перед судом не ставился вопрос о признании незаконным бездействия Департамента по не направлению утверждённой схемы испрашиваемого земельного участка или мотивированного заключения о невозможности её утверждения.

По смыслу ч.1 ст.254 и ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд возлагает обязанность по производству действий, направленных на устранение нарушения прав и свобод гражданина или препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, в случае признания незаконными действий (бездействий) органа, должностного лица, чьи действия оспаривались.

С учётом перечисленного довод апелляционной жалобы о том, что Департамент управления имуществом городского округа Самара в установленный законом срок не принял соответствующего решения об утверждении схемы расположения земельного участка, не может быть принят во внимание. Заявитель не лишен права обратиться в суд с заявлением и оспорить бездействие Департамента по принятию соответствующего решения.

Несостоятелен довод апелляционной жалобы о том, что представитель заявителя не был допущен к рассмотрению дела в суде первой инстанции на основании представленной доверенности.

При системном толковании ч.1 ст. 48 и ч.1 ст. 53 ГПК РФ следует вывод, что полномочия представителя на ведения дела в суде, должны быть оговорены в доверенности. Представленная Короленко О.Ю. суду доверенность не содержит полномочий на ведение дела в суде.

При таких обстоятельствах решение суда оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Кировского районного суда г. Самары от 15 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кириллова В.В.- без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -

33-481/2013

Категория:
Гражданские
Истцы
Кириллов В.В.
Ответчики
ДУИ г.о. Самара
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.sam.sudrf.ru
25.01.2013Судебное заседание
04.02.2013Дело сдано в канцелярию
04.02.2013Передано в экспедицию
04.02.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее